Использование сюжетно ролевых игр во внеклассной работе по иностранному языку с младшими школьниками
методическая разработка по иностранному языку (3 класс) по теме
Сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного и младшего школьного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно - потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребёнка, формирование внутреннего плана действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhet_rolev.pechat.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного и младшего школьного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно - потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребёнка, формирование внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного и младшего школьного возраста.
Различают следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми. Роль раскрывает для ребёнка смысл правила, делает возможным его понимание, принятие и подчинение правилу. Выделяют четыре стадии в развитии способности ребёнка подчинить свои действия правилу:
1. правила отсутствуют и не выделяются ребёнком, что часто приводит к нарушению самой логики роли в игре;
2. правила в явной форме ещё не выступают, но выполнение роли уже подчинено правилу;
3. правило выступает в явной форме, осознаётся и формулируется ребёнком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушений игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры;
4. правило осознаётся, формулируется ребёнком как основание его ролевого поведения, выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребёнок берёт на себя обязательство подчиняться правилам. Игровое употребление предметов замещение – важнейшая характеристика сюжетно ролевой игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно - действенной форме ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т.е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.
Д.Б.Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:
1 .развитие мотивационно-потребностной сферы;
2.преодоление познавательного "эгоцентризма" ребёнка;
3.развитие идеального плана;
4.развитие произвольности действий.
Наблюдая за развитием ролевой игры у дошкольников, можно заметить, что, прежде всего, возникает представление о роли (костюм, инструменты), затем роль начинает диктовать определенные действия, и, наконец, в воображаемую ситуацию вовлекаются другие дети, от которых требуется соблюдение определённых правил поведения, соответствующих данной ситуации.
Игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка, для формирования его способностей и становления личности в целом.
Игра - одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир.
Только дошкольный возраст в силу специфики ведущей деятельности - игры - позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы, в том числе звуки, слоги, слова.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе внеклассной работы. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка.
Игра всегда предполагает принятие решения, как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети об этом не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Однако, прежде чем приступить к игре, ответьте на следующие вопросы:
1. какова цель игры, чему в ней должен учиться ребёнок?
2. умеет ли ребёнок строить такое высказывание
3. Ответив на эти вопросы, попробуйте сами превратиться в ребёнка и придумать, в какой интересной ситуации могло бы возникнуть высказывание по такой модели.
4. Подумайте, как обрисовать эту ситуацию ребёнку таким образом, чтобы он её сразу принял...
5. С удовольствием играйте с ребёнком сами!
Цель ролевой игры - побуждать к спонтанной речевой деятельности, способствовать формированию более прочных умений и навыков.
Ребёнок в ролевой игре может выступать в роли себя самого, английского ребёнка или взрослого, сказочного персонажа или животного, ожившего предмета и т.п. — возможности здесь безграничны.
Детская игра - понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребёнок воображает себя лётчиком, а стулья - сверхзвуковым самолётом. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.
По существу, в каждой игре мы имеем дело с одним - двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.
С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Сюжетно-ролевые игры, с нашей точки зрения, способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения игры: в искусственно создаваемых ситуациях, когда все реальные задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, общение на иностранном языке - всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее будут соблюдаться здесь законы игры, тем эффективней будет иноязычное общение.
Рассмотрим основные функции игры, которые реализуются как бы в двух планах.
1. Для учителя игра - аналог упражнения, действие, в котором дети учатся артикулировать звуки, воспринимать звуковые различия, понимать слова, выбирать слова составлять фразу по модели, подбирать модель, необходимую для данной ситуации, изменять слово для придания ему нужного значения и т.п.
2. Для ребёнка игра - интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором создание высказывания определенного типа диктуется внутренними потребностями игры.
Обучение иностранному языку в школе включает в себя: классную (урочную) и внеклассную работу. Внеклассная работа представлена и осуществляется кружками английского языка. Именно во внеклассной работе дети имеют практику в применении английского языка, в овладении коммуникативной компетенции, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранным языком.
В конце моего выступления хотелось бы привести пример как я использую сюжетно ролевые игры в кружках по английскому языку в 1 классе.
Для того чтобы совершенствовать речевые умения и закрепить лексику по теме «Животные» я использую игру «In the zoo». Один из учащихся – экскурсовод или я, а остальные – группа учеников. Каждый ученик должен спросить у экскурсовода: Is the dog a domestic animal? Where does the dog live? What does the dog eat/drink?
Муниципальное образовательное учреждение
Лесноуколовская основная общеобразовательная школа
Красненский район
Белгородская область
Доклад
«Использование сюжетно ролевых игр во внеклассной работе по иностранному языку с младшими школьниками»
Подготовил учитель иностранного языка
Плешкова Елена Сергеевна
с. Лесное Уколово 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Восприятие и усвоение иностранного языка (немецкого) младшими школьниками на слух»
Публикация с методическими рекомендациями по теме «Восприятие и усвоение иностранного языка (немецкого) младшими школьниками на слух»...
Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей рав...
Отчёт по теме самообразования учителя иностранного языка "Внеклассная работа по иностранному языку для учащихся первого класса как подготовка к новому учебному предмету"
Данная работа будет полезна молодым учителям в качестве примерного материала для оформления отчётной документации , а также тем, кто работает над успешной адаптацией учащихся начальной школы к н...
Организация внеурочной деятельности как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников
Данная презентация посвящена проблеме повышения мотивации к изучению английского языка младшими школьниками во внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учре...
СТАТЬЯ «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
СТАТЬЯ «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»...
Средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников
Изучение иностранного языка – это одна из важнейших задач в современной школе. С каждым годом все больше и больше школьников осознают необходимость овладения навыками общения на иностранном язык...