Основные общеметодические принципы организации обучения иностранным языкам.
методическая разработка по иностранному языку по теме
Принципы обучения иностранным языкам
Принцип (от латинского слова principium– основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.
Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности.
Методика обучения иностранным языкам основывается как на общедидактических (характерных для процесса обучения любому учебному предмету), так и на специальных методических принципах (характерных для процесса обучения конкретному учебному предмету, т.е., иностранному языку).
В то же время общедидактические принципы специфически преломляются при обучении иностранному языку. Это принципы
1)целенаправленности педагогического процесса,
2)связи учебно-воспитательного процесса с жизнью,
3)научности.
4)доступности,
5)систематичности и последовательности в обучении,
6)сознательности,
7)активности,
8)наглядности.
Целенаправленность процесса обучения иностранному языку
Обучение является организованным процессом, а любая организация начинается с целеполагания, т.е. определения планируемого результата. В обучении иностранному языку выделяются следующие цели: практические, воспитательные, развивающие и образовательные. Современное понимание цели обучения иностранному языку в школе подразумевает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности средствами иностранного языка. Постановка целей в области обучения иностранному языку обусловлена данными базовых и смежных для методики наук: психологии. педагогики, лингвистики, социологии, культурологии и др.
Цели формулируются как для всего курса обучения (конечные), так и по этапам и годам обучения (промежуточные). При планировании своей деятельности и деятельности учащихся учитель, ориентируясь на конечные и промежуточные цели, указанные в программах, формулирует цели обучения для цикла уроков и задачи конкретного урока. При этом важно, чтобы учащиеся также знали эти задачи и по возможности участвовали в их выделении, так как это усиливает мотивацию учения, позволяет конкретизировать результат учебной работы, развивать умения самоконтроля и самостоятельной работы.
Связь учебно-воспитательного процесса с жизнью
Она выражается в обусловленности целей обучения социальным заказом общества и реальными условиями, в которых протекает обучение.
Так после постановления 1961 года "Об улучшении обучения иностранным языкам" формулировка практической цели не соответствовала реальным условиям и жизненным потребностям выпускников школ, так как имелась лишь очень ограниченная возможность пользоваться им в качестве средства общения, как это указывалось в целевых установках.
В настоящее время при большей открытости нашего государства, вхождении его в мировое сообщество, расширении торгово-экономических и культурных связей появилась действительная потребность в людях, владеющих иностранными языками, т.е. иностранный язык стал реально востребуемым в практической и интеллектуальной деятельности.
Этот принцип выражается и в нацеленности всего учебно-воспитательного процесса по иностранному языку на приобщение школьников к жизни и культуре народа – носителя языка и обусловливает требование аутентичности учебных материалов, т.е. их соответствия реальной действительности, материальным и культурным ценностям стран изучаемого языка.
Научность содержания образования
Научность проявляется в исследовании закономерностей учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, его обоснования данными базовых и смежных с методикой наук. Этот принцип реализуется при разработке концепций, стандартов, программ, планов, УМК и т.п., он обусловливает научную организацию труда учителя.
Например, отбор и методическая организация языкового и речевого материала и работа по формированию навыков и умений осуществляется на основе структурно-функционального подхода и метода моделирования (И.Л.Бим), который позволяет выделить в содержании обучения ограниченное количество структур немецкого предложения в виде речевых образцов и визуализировать их в виде опор-схем, а также моделировать типы диалогической и монологической речи. Однако в последнее время под влиянием прагмалингвистики больший акцент делается на ситуативную обусловленность речевого и неречевого поведения говорящего, поэтому значение приобретает работа над вариативностью выражения мысли.
В то же время, принцип научности в современном понимании предполагает и научную организацию деятельности учащихся, т.е. развития навыков и умений методически обоснованной самостоятельной учебной работы – формирование учебной компетенции. Это обеспечит самостоятельное совершенствование во владении иностранным языком. а также перенос учебных навыков и умений на овладение другими языками и другими учебными предметами.
Систематичность и последовательность
В этом принципе проявляется организованность процесса обучения и учения. Это выражается в планировании учебно-воспитательного процесса, выделении этапности в обучении, в соблюдении стадий формирования навыков и этапов развития умений, в систематизации упражнений, отражающей этапы формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме): мотивационно-побудительный, подготовительно-ориентировочный, исполнительный и контролирующий, сопровождающий все предыдущие этапы. Первый этап предполагает стимулирование учебной деятельности, второй состоит из выполнения упражнений, формирующих навыки (автоматизмы) в том или ином виде речевой деятельности, третий этап предполагает выполнение речевой деятельности в облегченных условиях (подготовленная деятельность) и условиях, близким к реальным (неподготовленная деятельность). По мнению И.Л.Бим, упражнения должны обеспечивать ознакомление учащихся с иноязычным материалом и действиями с ним, ориентировку в иноязычной речевой деятельности, подготавливать к ней, а также обеспечивать контроль и самоконтроль. В методике существует много подходов к систематизации упражнений.
Принцип доступности
предполагает, что обучение и воспитание должны осуществляться на уровне возможностей учащихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями учащихся.
В то же время доступность не означает чрезмерное упрощение, что наблюдалось в прежних УМК, особенно на начальной ступени обучения. Поэтому в качестве одного из принципов развивающего обучения выдвинут принцип обучения на высоком уровне трудности. При этом важно определить оптимальную меру трудности, чтобы задания не просто соответствовали реальным учебным возможностям учащихся, а находились бы в зоне их ближайшего развития, т.е. требовали умственных усилий, размышлений, анализа, решения речемыслительных задач. В этом случае меняется роль учителя: он должен быть организатором, консультантом, помощником в осуществлении учебной деятельности учащихся.
Принцип сознательности
От понимания этого принципа в обучении иностранным языкам в значительной мере зависел характер того или иного метода (системы) обучения. Долгое время реализация сознательности в обучении понималась как глубокое осознание системы изучаемого языка, т.е., грамматики, на основе сравнения с соответствующими явлениями родного языка. Поэтому основным средством обучения являлся перевод, а грамматические правила – базой для конструирования высказываний (грамматико-переводный метод в 40-50 гг. в СССР). В прямых методах в 60 гг. (Воронежский метод) наблюдалась другая крайность – увлечение подражанием, дриллом, заучиванием наизусть, без осмысления формы.
Возникла проблема соотношения правила и речевого действия (В.А.Артемов), степени сознательности и интуитивности в усвоении формальной стороны речи на иностранном языке (эксплицитное и имплицитное усвоение). Выбор того или иного пути усвоения (от правил к действию или наоборот), степень участия сознания учащихся зависит от целей обучения, возраста обучаемых, этапа обучения и др. Я.М.Колкер (Рязань) считает этот принцип ведущим в обучении иностранному языку взрослых и называет свою систему обучения сознательно-коммуникативным методом. сознательность в этой системе распространяется не только на ознакомление и тренировку (сознательная основа формирования навыков), но и на развитие речевых умений, речевую практику, подразумевая ознакомление обучаемых с правилами создания максимально эффективного высказывания или точного проникновения в замысел при восприятии высказывания, а также сознательную организацию учебной деятельности учащихся.
Один из современных подходов к обучению иностранному языку, разработанный в 70 гг. в Англии, основанный на данных когнитивной психологии (LanguageAwareness), также предполагает широкое применение принципа сознательности:
1)сравнение иностранного и родного языка и межкультурные сопоставления;
2)привлечение знаний учащихся других иностранных языков или вариантов изучаемого языка;
3)осознанное овладение учебными стратегиями;
4)сознательное использование межпредметных связей.
Принцип активности
Он предполагает напряженность психических процессов обучаемого, в первую очередь внимания, мышления, памяти и воли. Активность учащихся при изучении иностранного языка обусловлена спецификой его как учебного предмета. Нельзя, например, научиться говорить молча или через чтение. Задача учителя иностранного языка всемерно стимулировать активность учащихся посредством:
1. Создания мотивации (воспитание положительного отношения к учебному предмету, к иноязычной культуре, ее носителям; конкретизация, визуализация, материализация целей обучения и результатов их достижения; привлечение учащихся к их формулированию и оценке их достижения; отбор учебного материала, соответствующего интересам учащихся).
2. Стимулирования межкультурных сопоставлений, идентификации с иноязычной культурой.
3. Широкого использования ролевого поведения.
4. Использования заданий, стимулирующих речемыслительную активность.
5. Создания учебных ситуаций общения, близких к реальным.
6. Использования организационных форм учебной работы, повышающих время активности каждого ученика, стимулирующих взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом (индивидуальная, парная, групповая работа, общее обсуждение, игра и т.п.).
7. Переориентации с активности учителя на стимулирование и организацию активности учащихся (учитель помощник и консультант).
8. Использования межпредметных связей.
9. Стимулирования применения иностранного языка в жизни (установление контакта с носителями языка, посещение страны изучаемого языка и т.п.).
Современная методика обучения иностранным языкам, направленная на развитие языковой личности обучаемого, предполагает построение учебного процесса не с позиции логики и системности предмета усвоения, а сточки зрения логики развития личности ребенка, его субъективного внутреннего состояния, его индивидуальной программы усвоения изучаемого языка, т.е., рассматривать его как сознательный (когнитивный) и творческий процесс, не как запрограммированное поведение.
Принцип наглядности
Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания.
Существуют два направления реализации принципа наглядности на занятиях по иностранному языку: использование наглядности в качестве средства обучения и средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, ситуативные картинки и более сложные средства наглядности, такие как кино и видеофильмы, компьютерные программы) помогают учащимся овладеть звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации. При обучении иностранному языку различается неязыковая и языковая наглядность (образы, создаваемые с помощью самого иностранного языка).
Принцип наглядности позволяет полнее реализовать все указанные выше принципы обучения в учебном процессе.
Существуют также принципы, действующие только в сфере методики обучения иностранным языкам: общеметодические (коммуникативности, взаимосвязанного и дифференцированного обучения ВРД, параллельного или последовательного обучения устной и письменной речи и т.п.); принципы обучения определенным ВРД, принципы обучения средствам речевого общения. О них будет идти речь в соответствующих разделах лекционного курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проекта
Теоретические основы организации процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проектов...
Творческая разработка Игра, как основной вид деятельности при обучении иностранному языку в начальной школе
В настоящее время современные педагогические технологии все больше признают игру, как наиболее оптимальный метод приобретения умений и навыков в определенных сферах человеческой деятельности. Таким об...
План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...
«Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как иностранного.»
laquo;Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как инос...
Основные компоненты технологической карты урока иностранного языка по ФГОС на примере урока английского языка по теме "Фруктовый салат для пирата" в 4 классе по УМК "Английский в фокусе" (в помощь начинающему учителю)
Данная методическая разработка составлена группой учителей английского языка и содержит технологическую карту урока английского языка в 4 классе по теме "Фруктовый салат для пирата" в рамках...
Статья "Значение и основные функции родного языка в обучении иностранному языку".
В статье рассматривается роль родного языка в обучении иностранному языку. Указаны основные функции родного языка при изучении иностранного языка. Подчеркивается значимость использования родного языка...
Принципы обучения иностранному языку в начальной школе и их реализация на базе УМК «Английский в фокусе»
В статье рассмотрены психологические особенности ученика начальной школы, специфику предмета - иностранный язык, принципы обучения иностранному языку и проанализируем УМК «Английский в фок...