Формирование информационной культуры школьников.
компьютерная программа по информатике (2 класс)
Основные навыи работы с информацией должны быть заложены ещё в начальной школе.Поиск информации., её анализ, обработка , хранение и использование - этому мы должны научить детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной культуры школьников.
Макарова Зоя Петровна учитель начальных классов
ГБОУ СОШ села Орловка
м.р. Кошкинский Самарская область
zoy33152@yandex.ru
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной культуры .
Мы понимаем под информационной культурой следующее: «Информационная культура – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей».
ФГОС НОО среди требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования выделяет требования, непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности:
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Кроме того, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Этапы формирования информационной культуры включают в себя:
1. Формирование потребности в информации.
2. Правильное формулирование информационного запроса.
3. Правильный выбор информационного источника.
4. Поиск информации в источниках.
5. Критическая оценка, отбор, дифференциация информации, выделение значимой информации.
6. Хранение и использование информации.
Формирование информационной культуры начинается с первого дня пребывания ребенка в школе. Данный процесс охватывает как урочную, внеурочную и внеклассную подсистемы. Дети знакомятся с УЛО на уроках, учатся ими пользоваться, это им нравится, поэтому необходимо учить грамотно пользоваться ноутбуком, нетбуком, телефоном, планшетом. Учащиеся самостоятельно выходят в интернет и чтобы оградить их от внешнего негативного влияния периодически проводим занятия с участием персонажа «Интернешка», который в игровой форме обучает правильному поведению в сети. Детям младшего школьного возраста необходимо научиться не только писать сообщения, доклады, исследовательские работы, но и уметь их защищать, выступать перед аудиторией. Наши дети принимают активное участие в районных, окружных научно-практических конференциях учащихся.
При правильной организации деятельности по формированию информационной культуры у младших школьников формируются следующие УУД:
-личностные (самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности);
-познавательные (потребность в дополнительной информации, наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно - следственных связях, создавать свои информационные объекты (сообщения, сочинения, графические работы)
-коммуникативные (планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, получать информацию из наблюдений при общении);
-регулятивные (определять возможные источники информации и способы ее поиска, организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям).
Таким образом, формирование информационной культуры младших школьников способствует комплексному развитию личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий младших школьников, воспитывая социально ориентированную личность - гражданина России
Литература:
1. Гендина Н.И. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 208 с
2. Сотникова Е.А.Информационная культура личности – актуальная проблема современного общества http://www.culture29.ru/upload/medialibrary/a20/a20379b9eb567fd57c5be76d9b6c67c1.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования информационной культуры и организации самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Статья о значении и способах формирования информационной культуры младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-177961-1420194803.jpg)
Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"
Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни ...
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на МО...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-187037-1360683897.jpg)
Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.
Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-187037-1360683897.jpg)
Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".
Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104100.jpg)
"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г
Цели: : ü расширить представление о времени, дате,ü ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü раскрыть понятие «календарь» и его зн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/20/picture-509167-1732125788.jpg)
Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г
В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников....