ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
план-конспект урока по информатике

Набиуллина Гульнара Хамитовна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме: «Компьютерная графика. Инструменты графического редактора» УМК  Л.Л. Босовой

Учитель: Набиуллина Гульнара Хамитовна

Класс: 5 Б

Тема урока: Компьютерная графика. Инструменты графического редактора

Тип урока: Урок освоения и применения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией;
  • сформировать понятие об инструментах графического редактора;
  • сформировать умения создавать растровые графические изображения с помощью панели инструментов графического редактора  для создания графических примитивов.

Метапредметные:

  • развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;.
  • сформировать навыки дисциплинированности, ответственности, культуры общения при работе за компьютером.

Личностные:

  • стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
  • осуществление контроля и самоконтроля;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1)  акцентировать внимание на графических возможностях компьютера;

2)  актуализировать знания о графическом редакторе и навыки работы в нем;

3)  сформировать  умение  определять  инструменты  графического  редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

Решаемые воспитательные задачи: 

1) воспитывать аккуратность и внимательность, творческий подход к выполнению работы.

2) воспитывать чувство ответственности, уважения друг к другу;

3) повышать мотивацию к занятиям с использованием компьютерных технологий.

4) воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.

Решаемые развивающие задачи:

1) развивать познавательную активность, творческие способности, логическое мышление, внимание, воображение,  навыки самостоятельной, групповой  и парной работы;

2) развивать художественный вкус и творческое воображение.

Основные понятия урока: компьютерная графика, графический редактор, инструменты графического редактора

Методы: проблемно-поисковый с элементами технологии эвристического обучения, наглядный метод, словесный метод

Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа.

Оборудование: 

  • мультимедийный проектор;
  • компьютеры с ОС Windows;
  • графический редактор Paint;
  • интерактивная доска;
  • презентация «Компьютерная графика»;
  • карточки с заданиями (Приложение 1);
  • раздаточный лист (Приложение 2);
  • практическая работа (Приложение 3).

Список литературы:

  1. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.: ил.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 320 с.: ил.

Межпредметные связи: ИЗО

ПЛАН УРОКА:

  1. Мотивирование к учебной деятельности. (2 мин)
  2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания (3 мин)
  3. Целеполагание (3 мин)
  4. Открытие новых знаний (5 мин)
  5. Первичное усвоение новых знаний (5 мин)
  6. Физкультминутка (2 мин)
  7. Практическая работа (15 мин)
  8. Подведение итогов урока (2 мин).
  9. Рефлексия (2 мин).
  10. Постановка домашнего задания  (1 мин).

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

2

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся.

Форма работы: фронтальная, работа в парах

§10 (2); РТ: №134, №135, №136.

- рассказывают, как выполняли домашнее задание.

- проверяют ответы с ответами на слайдах.

Личностные: развитие грамотной речи, внимания, памяти

 - О чем говорится в кроссворде из № 136 рабочей тетради? 

- Какие наглядные формы представления информации вы знаете?

- Назовите самый современный  инструмент создания наглядных форм представления информации.

- О наглядных формах представления информации.

- К наглядным формам представления информации относятся рисунки, схемы, чертежи, таблицы, условные знаки, диаграммы. Они помогают сделать информацию более понятной для человека.

- Это компьютер.

3

 Целеполагание

Цель: сформулировать тему и цели урока

Форма работы: работа в парах, фронтальная

 

У учащихся на партах лежат карточки с закодированным термином.

-Расшифруйте закодированную компьютером  фразу. Узнайте,  каким термином называют создание наглядных форм представления информации с помощью компьютера?

- Расшифровав фразу, назовите тему урока. Запишите её в опорном конспекте.

- Каковы будут задачи нашего урока?

- Декодируют сообщение и называют ответ «Компьютерная графика».

- «Компьютерная графика». Записывают в тетрадях тему урока.

- Задачи урока:

1. Узнать что такое компьютерная графика.

2. Познакомиться с компьютерными программами для создания рисунков.

3. Изучить инструменты и приёмы рисования в графическом редакторе PAINT.

Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные:  развитие логического мышления, познавательной активности

Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

4

Открытие новых знаний.

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: групповая, фронтальная

- Как вы думаете, что такое компьютерная графика? Приведите примеры компьютерной графики.

(Демонстрация одного из видов компьютерной графики - мультфильм)

- Люди каких профессий применят компьютерную графику в своей профессиональной деятельности?

- Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий:

  • архитекторы при проектировании зданий;
  • инженеры-конструкторы при создании новых видов техники;
  • астрономы при нанесении новых объектов на карту звёздного неба;
  • модельеры при конструировании новых моделей одежды;
  • мультипликаторы при создании новых мультфильмов;
  • специалисты по рекламе.

- Как вы думаете, чем удобна программа компьютерной графики?

- Важно, что при использовании программ компьютерной графики нет необходимости брать новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать все с начала. Неправильный фрагмент (элемент) просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается дальше.

- Существуют специальные программы для работы с текстом – текстовые редакторы, а для работы с графикой – …  

-    Как вы думаете, что можно сделать с помощью графического редактора?

- Графический редактор – это программа, предназначенная для создания и редактирования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений и различных иллюстраций.

Записываем в опорный конспект: Графический редактор – программа  для создания и редактирования  рисунков.

- Мы познакомимся с простейшей программой, которая позволяет обрабатывать графическую информацию с помощью мыши – это графический редактор Paint.

Учитель демонстрирует запуск программы Paint.

- Компьютерная графика – это рисунки, изображения, созданные с помощью компьютера.

- Компьютерная графика применятся для создания мультфильмов, иллюстраций, моделей.

- Мультипликаторы, дизайнеры, художники… Учащиеся перечисляют профессии, где может применяться компьютерная графика.

- Программы для создания и обработки графики называются графическими редакторами.

- С помощью графического редактора можно создавать рисунки, открытки, иллюстрации…

Записывают определение в тетрадь

Познавательные: формирование представлений о компьютерной графике, ее применении на практике, знакомство с графическим редактором Paint.

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.

Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи; развитие способности к организации и распределению ролей культуры общения, сотрудничества.

Регулятивные: формирование навыка расширенного поиска информации;  формирование навыка изучающего и поискового чтения; формирование умения выделять главное и второстепенное.

5

Первичное усвоение новых знаний

Цель: закрепление полученных знаний

Форма работы: групповая

Постановка проблемы: Как вы думаете,  нужен навык работы с карандашом и надо ли быть все – таки искусным художником для того чтобы успешно создавать рисунки в графическом редакторе? Нет, просто  надо освоить его Инструменты.

- Для того, чтобы вспомнить элементы рабочего окна приложения и инструменты графического редактора выполните задания в карточке № 1.

1. Соедините стрелками надписи с соответствующими им элементами рисунка.

2. Подпишите инструменты графического редактора PAINT.

- Проверим, как группы справились с заданием?

- Работают в  группах с учебником (стр. 76-78) и графическим редактором на компьютерах

- Сверяются с ответами на экране, выставляют себе баллы.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из индивидуальных заданий на карточках

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи

6

Физкультминутка

Цель: эмоциональная разрядка

Представьте себя в роли графического редактора, учитель в роли пользователя. Учитель задаёт команды, ребята выполняют.

1.У вас в левой руке кисть, нарисуйте цветок.

2. У вас в правой руке ластик, удалите рисунок.

3. Правая рука в сторону, в руке карандаш, рисуем окружность, поворот на 360 градусов.

4.Добавим текстовую информацию. Выделим зону работы: глазами создаем надпись, печатными буквами каждый свое имя.

Выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

7

Первичное закрепление.

 Компьютерный практикум

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Форма работы: групповая

- Выполните задание с помощью компьютера:

Эмблема предмета информатика. Все государства имеют свой герб, все конкурсы имеют свои эмблемы. Почему школьный предмет не может иметь свою эмблему? Нарисуйте своё представление эмблемы предмета информатика.

(эвристическое открытое задание креативного типа)

Алгоритм выполнения задания:

1. Придумать эмблему предмета «Информатика».

2. Нарисовать эмблему, пользуясь как можно большим количеством инструментов.

3. Защитить свою идею (что означает каждый элемент эмблемы, аргументировать свой выбор).

Выполнение задания оценивается экспертами по следующим критериям:

1. Эмблема соответствует содержанию задания (1 балл)

2. Для создания эмблемы использовано:

5 и более инструментов – 2 балла

4-3 инструмента – 1 балл

1-2 инструмента – 0 баллов

3. Аргументированная защита эмблемы – 2 балла; не аргументированная защита – 0 баллов.

Итоговая оценка за практическую работу:

5 баллов – отлично

4 балла – хорошо

3 балла – удовлетворительно

0-2 балла – неудовлетворительно

Выполняют практическую работу, пользуясь алгоритмом выполнения задания (карточка № 2)

- Выбирают по одному эксперту от группы для оценивания практического задания.

Личностные: формирование навыков использования инструментов графического редактора в конкретных целях; закрепление умений пользоваться графическими панелями редактора; формирование навыков самостоятельной работы; формирование умений  систематизации объектов.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; формирование позитивной моральной самооценки.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им; привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

8

Подведение итогов урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

- Ребята! Давайте подведем итоги нашего урока. Какую тему мы сегодня с вами изучили?

- Какими инструментами графического редактора вы научились рисовать?

- Какие понятия по этой теме вы должны знать, чтобы успешно работать в редакторе?

- Где в жизни или учебе вы можете применить свои знания компьютерной графики и умения работать в графических редакторах?  (связь с жизнью)

- Как вы считаете, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока? (возврат к слайду с задачами урока)

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Критерии:

1 - 3 балла – оценка «3»

4 - 6 баллов за  урок – оценка «4»

7  и более баллов – оценка «5» 

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения.

Личностные: рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9

Рефлексия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

- Наш урок заканчивается.  Спасибо всем за работу. Мы с вами не просто изучили новый материал, мы покорили новую вершину знаний. Кем и где чувствовали вы себя сегодня на уроке? Получили ли вы информацию, полезную и нужную для вас? Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Каждый из вас проделал большую работу. Отметьте на своем рефлексивном листке, как вы чувствуете себя после урока. Например, если вам все удалось на уроке – на вершине горы и так далее.

Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют рефлексивный листок, отмечая себя на лестнице успеха

Личностные: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

10

Информация о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Форма работы: фронтальная

Базовое:

§ 11 (п. 1), вопросы; РТ: № 140-143

Углубленное:

Эвристическое задание:

Компьютер, ты вредный? Родители часто запрещают долго сидеть за компьютером, выдвигая разные гипотезы. Докажите или опровергните мнения о вреде компьютера для здоровья человека.

Работа с дневниками

Личностные: формирование навыков самоорганизации; формирование навыков письма

Карточка № 1

Карточка № 1.

Карточка № 2

Карточка № 2

Алгоритм выполнения задания:

1. Придумать эмблему предмета «Информатика».

2. Нарисовать эмблему в графическом редакторе PAINT, пользуясь как можно большим количеством инструментов.

3. Защитить свою идею (что означает каждый элемент эмблемы, аргументировать свой выбор).

Выполнение задания оценивается экспертами по следующим критериям:

1. Эмблема соответствует содержанию задания (1 балл)

2. Для создания эмблемы использовано:

5 и более инструментов – 2 балла

4-3 инструмента – 1 балл

1-2 инструмента – 0 баллов

3. Аргументированная защита эмблемы – 2 балла; не аргументированная защита – 0 баллов.

Итоговая оценка за практическую работу:

5 баллов – отлично

4 балла – хорошо

3 балла – удовлетворительно

Алгоритм выполнения задания:

1. Придумать эмблему предмета «Информатика».

2. Нарисовать эмблему в графическом редакторе PAINT, пользуясь как можно большим количеством инструментов.

3. Защитить свою идею (что означает каждый элемент эмблемы, аргументировать свой выбор).

Выполнение задания оценивается экспертами по следующим критериям:

1. Эмблема соответствует содержанию задания (1 балл)

2. Для создания эмблемы использовано:

5 и более инструментов – 2 балла

4-3 инструмента – 1 балл

1-2 инструмента – 0 баллов

3. Аргументированная защита эмблемы – 2 балла; не аргументированная защита – 0 баллов.

Итоговая оценка за практическую работу:

5 баллов – отлично

4 балла – хорошо

3 балла – удовлетворительно

Лист самооценки

Оценочный лист ученика(цы) 5 класса____________________________

по теме «________________________________________________________»

Этапы урока

Самооценка

Оценка учителя

1

Домашнее задание

2

Зашифрованная карточка

3

Карточка № 1

4

Практическая работа

Итоговая оценка за урок

Рефлексия

  1. На уроке я работал                активно/пассивно
  2. Своей работой я                         доволен/недоволен
  3. Урок для меня показался        коротким/длинным
  4. За урок я                                не устал/устал
  5. Мое настроение                         стало лучше/стало хуже
  6. Материал урока мне был        понятен/непонятен

                                        Полезен/бесполезен

                                        Интересен/неинтересен

                                               легкое/трудное

                                        Интересное/неинтересное

                                        Полезное/бесполезное

http://images.clipartpanda.com/glacier-clipart-mountain-peak-logo-hi.png


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технология «Смешанное обучение»

Сегодня термин «смешанное обучение» все больше входит в педагогическую практику. Электронные ресурсы прочно заняли свое место в современном образовании.  В свое время, в начале использования ИКТ высказывались суждения, что компьютер заменит учителя, но прошли уже десятилетия, а роль учителя в образовательной деятельности учащихся только возрастает. Именно поэтому, мне кажется, и родилась идея смешанного обучения.

Смешанное обучение не является необходимым или достаточным условием для инноваций. Это технология, внедрение которой помогает всему остальному. Можно двигаться в этом направлении и без неё, а можно использовать технологию, никуда не двигаясь.

Суть смешанного обучения заключается в том, что это не добавка к деятельности учителя, а замещение части его работы электронным ресурсом. Это принципиальная вещь. Если учитель просто использует ЭОР вместо учебника или показывает на уроке видео на экране интерактивной доски, этого недостаточно. Смешанное обучение — это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.

Я думаю, смешанное обучение – это интеграция методов электронного и традиционного обучения. 

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.

Рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели:

Модель 1. «Перевернутый класс».

Это самая простая модель для реализации, но не всегда "перевернутый класс" отвечает высоким стандартам смешанного обучения. Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии. "Перевёрнутое обучение" (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»). Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.

Реализация модели "Перевернутый класс" позволяет:

  • сократить время на объяснение материала за счет домашнего знакомства с теорией;
  • осуществить индивидуальный подход за счет того, что усваивать теорию каждый ученик может в своем темпе; есть возможность многократно к ней вернуться;
  • использовать на уроке деятельностный подход;
  • работать дифференцировано с обучающимися.

Модель 2. «Ротация станций»

Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:

  • станция работы с учителем,
  • станция онлайн-обучения,
  • станция проектной работы.

В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.

Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-е уроки. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи.

Модель 3. «Ротация лабораторий»

Ее легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс или класс планшетов. Эта модель прекрасно работает для учащихся любого возраста при наличии соответствующей возрасту онлайн-среды. Часть занятий у учащихся проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс-лабораторию – где индивидуально работают в онлайн-среде, углубляя или закрепляя полученные на предыдущих уроках знания. Эта модель похожа на модель "перевернутого класса", только без реализации работы учащихся дома. Только при регулярной работе учащихся в онлайн, такая модель становится эффективной.

Модель 4. «Гибкая» или «Индивидуальная траектория»

Для того, чтобы работать в этой модели, у учащихся должны быть развиты навыки самоорганизации. Поэтому гибкую модель обычно применяют у учащихся старших классов. Гибкая модель предполагает, что убирается множество ограничений, которые существуют в системе образования: границы урока, тем, пространство между классами, взамен предоставляется возможность каждому ученику двигаться в своем темпе.

В результате реализации смешанного обучения у учителя освобождается время для творчества, появляется возможность интенсификации своего труда, обучение индивидуализируется и в лучших моделях смешанного обучения оно становится персонализированным.

Мною изучены модели: «Смена рабочих зон»,  «Перевернутый класс». В стадии изучения модель  «Индивидуальная траектория».

Модель «Смена рабочих зон» удобна при изучении тем, предполагающих разные виды деятельности в рамках одного урока, которые чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе.

Модель «Перевернутый класс» можно использовать для курса внеурочной деятельности. Для этого занятия с интерактивными материалами. Дома учащиеся их выполняют, а в классе происходит обсуждение, и выбираются наиболее интересные варианты  выполнения.

Трудности:

Во-первых, это необходимость хорошей материальной базы для обучения и в школе, и дома. Не все семьи могут себе позволить необходимое оборудование. Еще одна техническая трудность – сбои соединения Интернет (особенно в классе).

Во-вторых, возрастает нагрузка на учителя. Требуется много времени на подготовку к урокам, подготовку и отбор электронного сопровождения, на организацию домашнего времени школьника, на консультации в режиме реального времени. Очень важный момент: в смешанном обучении классная деятельность должна не дублироваться или дополняться онлайн-активностями, а заменяться ими. Иначе учебная нагрузка может оказаться непосильной.

Однако, несмотря на трудности, преимущества использования данной технологии заключаются в повышении эффективности преподавания за счет роста мотивации учебной деятельности. Кроме того, эта система позволяет организовать специальную работу с одаренными детьми, а также детьми, которые пропускают занятия по болезни. Поэтому внедрение технологии смешанного обучения является на данном этапе развития системы образования актуальным, т.к. способствует достижению требований Стандарта.

Требования Стандарта:

Целеполагание: Если раньше во главе угла стоял предмет, то теперь — ученики. Значит, по-другому надо осуществлять планирование, целеполагание. Новые стандарты совершенно подругому ориентируют нас: теперь учебные цели — это и есть планируемые результаты. Учитель и ученики должны чётко формулировать цель и задачи урока и сразу же продумывать, как проверять их достижение. Эти два момента становятся ключевыми. При смешанном обучении процесс пойдёт только тогда, когда эта связка существует.

Мотивация: Создаётся новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в море возможностей для реализации собственного потенциала, несёт ответственность за своё образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Не удастся «отсидеться» или спрятаться за соседа. Технология дает ученику возможность выбирать время и место обучения. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить. Каждому учащемуся предоставляется возможность продемонстрировать свои достижения разными способами, в том числе, создав свой учебный объект в онлайн-среде.

Индивидуализация: Смешанное обучение в любом виде даёт очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учётом его особенностей. Важно, чтобы ученик сам понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Здесь неоценимую роль играет формирующее оценивание. Таким образом, учитель становится консультантом, партнером, координатором. Он учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию.

Экономия времени учителя: Очевидные преимущества онлайн-тестов разных форматов — экономия времени учителя (отметки выставляются автоматически) и возможность учеников мгновенно получать результаты и обратную связь. Можно регулярно отслеживать успеваемость, корректировать при необходимости образовательную траекторию учащегося, получать данные о востребованности материала. я использую активно «Skysmart», «РЭШ», «Решу ОГЭ (ЕГЭ)». У каждой из платформ есть свои преимущества.

Технологическая карта урока информатики с использованием модели смешанного обучения «Смена рабочих зон»

Автор: Набиуллина Гульнара Хамитовна, учитель информатики МБОУ «СШ №17»

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема: Технология мультимедиа

Тип урока: урок открытия нового знания

Модель смешанного обучения: Смена рабочих зон

Цель

рассмотрение  сущности  понятия  «технология  мультимедиа»,  областей  использования мультимедиа

Планируемый результат

предметные  –  систематизирование  представления  об  основных  понятиях, связанных  с  технологией  мультимедиа

метапредметные  –  формирование умения  выделять  инвариантную  сущность  внешне различных объектов;

личностные  –  развитие способности  увязать  знания  об  основных  возможностях компьютера   с  собственным  жизненным  опытом;  интерес  к  вопросам, связанным с практическим применением компьютеров

Основные понятия

Технология мультимедиа, мультимедийные продукты, область использования мультимедийных продуктов, дополненная реальность

Методы обучения: 

частично-поисковые, наглядные, практические на основе информационных ресурсов, организация самостоятельной деятельности.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи

Межпредметные связи с изобразительным искусством.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

ПК, проектор, интерактивная доска, интернет

Презентация к уроку, презентация для виртуальных экскурсий, тест в CoreApp

Организация пространства

Учащиеся  рассажены по группам по  4-6 человека

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей

Отвечают на вопросы:

Интересным, познавательным, веселым, успешным

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас на уроке информатики. Проверьте наличие школьных принадлежностей у себя на столах.

-Каким вы видите наш урок?

-Я постараюсь, чтобы наш урок был именно таким. И надеюсь, что вы мне в этом поможете. Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться.

Беседа

Формирование навыков самоорганизации

2. Вхождение в тему урока.

2.1.Совместное исследование проблемы 

Отвечают на вопросы:

Путь познаний и новых открытий

Отвечают на вопросы:

Чем знаний больше, тем легче идти по дороге познаний и открытий.

Ученики слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Отвечают на вопросы: 

текстовая; числовая;графическая;

звуковая;

видеоинформация.

- С текстовой информацией и  графической инф-цией.

- Текстовые редакторы (Word, блокнот);  граф. редакторы (Paint).

Развитие внимания и смекалки.

Определение темы урока

Участвуют в обсуждении

Формулируют тему урока

- Не секрет, что вы каждый день совершаете трудное, но очень увлекательное путешествие. Что же это за путь, по которому мы идем все вместе?

- Каждый день мы берем с собой в дорогу багаж знаний, который становится всё тяжелее и тяжелее. Как вы думаете, приобретенный груз знаний облегчает вам путь или осложняет, ведь все-таки это тяжелая ноша?

- Ну что ж, друзья, я приглашаю вас в путешествие. Но, чтобы отправиться в дорогу, нам необходимо захватить с собой «багаж знаний», а для этого давайте ответим на вопросы:

- Какие вам известны формы представления окружающей нас информации?

- С какими из этих форм мы научились работать на компьютерах в этом году?

- Какие компьютерные технологии мы использовали для работы с текстами и графическими изображениями?

На слайде представлены слова:

Числа   Текст  Графика Видео   Звук  Анимация

- Каким одним словом можно объединить эти понятия?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам поможет ребус, разгадайте его и узнайте, каким термином называют технологию одновременного использования звука, видео, анимации, изображений, текстов?

Пульт + дети + иа

- Исходя из этого сформулируйте тему урока, которая зашифрована на слайде.

- Тема урока:  «Технология мультимедиа».

Беседа с опорой на актуализацию знаний учащихся

Умение подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей.

Умение выделять формы информации из представленного компьютерного  продукта.

Умение слушать и вступать в диалог;

умение полно и точно выражать свои мысли;

актуализация собственного жизненного опыта;

умение слушать;

анализ объектов с целью выделения признаков;

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

 

4. Целеполагание

Формулируют цели урока.

Исходя из формулировки темы урока: какие бы цели мы себе поставили? То есть что нам нужно сегодня узнать?

Работа над целеполаганием урока

Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели урока,

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; формирование умения планировать;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности

3. Изучение темы

3.1 Введение понятия "мультимедиа" (зона работы с учителем)

Работа групп по зонам

Участвуют в обсуждении

Приводят примеры исходя из собственного опыта: мультиварка, мультимиллионер, мультифрукт

Приводят примеры исходя из собственного опыта: медиатека, медиахолдинг, медиамаркет

Отмечают в маршрутном листе.

Самостоятельно формулируют понятие.

Зачитывают определение из учебника.

Участвуют в обсуждении.

- Я предлагаю по ходу изучения темы заполнить маршрутные листы, по которым вам нужно будет поработать в разных рабочих зонах Зона работы с учителем, зона работы онлайн, зона самостоятельной работы, зона самопроверки). Возьмите, пожалуйста, рабочие листы и подпишите их.

На слайде у нас записано ключевое понятие  "мультимедиа". Ребята, из каких слов образован этот термин?

- Как вы понимаете слово "мульти"? Приведите примеры со словом "мульти".

- Приведите примеры слов со словом "медиа".

- Медиа - в переводе с латинского означает "среда". То есть слово "мультимедиа" дословно будет много сред. Отметьте это в маршрутном листе.

- Итак, что же такое технология мультимедиа? Сформулируйте определение самостоятельно? Запишите свое определение в маршрутном листе.

- А теперь давайте познакомимся с тем определением, которое даёт автор учебника информатики Босова Людмила Леонидовна.

- Автор вашего учебника отмечает в определении «мультимедиа технологий» работу в интерактивном (диалоговом) режиме.

Зона 1. Зона работы с учителем.

Обучающиеся класса работают с учителем.

Анализ понятия

Знание понятий, используемых в изучении предмета информатики

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

3.2 Введение понятия "Интерактивный режим"

Взаимодействуют с учителем.

Нет

Да.

Работают с маршрутным листом.

Учитель берет мячик и начинает отбивать об пол, подкидывать его вверх.

- Скажите, пожалуйста, это интерактив? Нет.

Учитель бросает мячик ученику.

- А это интерактив? Да!

Как вы думаете почему?

Итак, технология мультимедиа обязательно включает в себя интерактивный режим. Например, возможность сделать громче/тише, остановить, перемотать, найти нужный материал и т.д.

Отметим это в маршрутном листе.

Сотрудничество с учителем

Знание понятий, используемых в изучении предмета информатики

Умение наблюдать, оценивать

3.3 Характерные особенности

мультимедиа (зона работы онлайн)

Работают в группах, обсуждают, опираясь на собственные знания.

Совершают виртуальную экскурсию по Эрмитажу и на телевизионную башню в Токио. (открыв презентацию на рабочих столах ПК, щелкнув по определенной ссылке)

Анализируют мультимедиа ресурс

Работают с маршрутным листом

Для дальнейшей работы предлагаю разделиться на группы: выбрать в группе главного, который будет следить за тем, чтобы все заполнили свои маршрутные листы, хранителя времени, который будет следить за временем выполнения заданий.

Постановка задач для каждой группы. Каждая группа работает по алгоритму, записанному в маршрутных листах.

А кто из вас был в Эрмитаже? Как вы думаете, можем ли мы, находясь в городе Нижневартовск, посетить Эрмитаж?

 Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию. http://hermitagemuseum.org/

Сайт Эрмитажа - один из лучших виртуальных музеев мира. Здесь мы можем совершить виртуальные экскурсии,  задержать внимание на заинтересовавших нас экспонатах, рассмотреть их в деталях, почитать справочную информацию, осуществить поиск экспоната по автору, стилю, жанру, дате создания.

А также на экскурсию на телевизионную вышку в Токио с помощью приложения Google Earth.

Мы с вами совершили небольшую экскурсию, ещё раз убедившись, что современные технологии позволяют совершать путешествия, не выходя из дома.

- Проанализируйте  характерные особенности мультимедийных продуктов. Поставьте "+" или "- " напротив соответствующего понятия в ментальной карте.

- навигация

- поиск

- информация на бумажном носителе

- дружественный интерфейс

- качественная графика, текст, видео, звук

- режим "лупа"

- режим "карман"

Зона 2. Зона работы онлайн.

Обучающиеся группы анализируют мультимедиа продукт

Анализ информации

Умение анализировать мультимедиа продукт с точки зрения характерных особенностей

Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

3.4. Рассмотрение сфер применения мультимедиа технологий. Устройства для работы с мультимедиа. (зона самостоятельной работы)

Работают в группах, обсуждают, опираясь на собственные знания.

Работают с маршрутным листом и учебником.

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга. Работают с маршрутным листом.

Для погружения в тему, я предлагаю вам найти в учебнике информацию о  применении мультимедиа технологий в разных сферах деятельности.

1) Где и как используются мультимедиа технологии? Для этого откройте учебники на стр.205.

Назовите, пожалуйста, плюсы использования мультимедиа в любой сфере деятельности.

1. образование (+, наглядно, интересно, доступно, полнота)

2. культура (+ есть возможность посетить музеи, библиотеки не выходя из дома, т.е. доступно, интерактивно)

3. медицина (быстрый поиск лекарств, возможность записаться к врачу из дома, повышение эффективности диагностики, быстрая обработка данных)

4. туризм (можно получить полную информацию, экономия времени)

2) Графика, звук, видео и текст, объединенные в мультимедийном продукте, требуют больших объемов памяти. Поэтому для хранения и распространения мультимедийных продуктов обычно используют оптические диски.  При наличии хороших каналов связи (высокоскоростного доступа к сети Интернет) можно работать с мультимедийными продуктами, непосредственно размещенными во Всемирной паутине.

Так какими устройствами должен быть укомплектован компьютер для работы с мультимедийными продуктами?

Зона 3. Зона самостоятельной работы. Работа над заданием в группах

Знание различных сфер применения мультимедиа; знание основных устройств компьютера

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности;

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

4. Контроль уровня усвоения материала (зона самопроверки)

Выполняют тест на ПК. Тест создан в приложении CoreApp.

Выполнить тест на компьютере по ссылке.

https://coreapp.ai/app/player/lesson/608837a3319d6b6668b12c79

Критерии для оценки (каждый вопрос оценивается в 1 балл):

7 баллов – «5»

5-6 баллов – «4»

4 балла – «3»

< 4 баллов – «2»

Ваша оценка___________________

Учитель выводит на экран результаты теста, выставленные программой..

Зона 4. Зона самопроверки. Самооценка.

Самооценка и самоанализ своей деятельности

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Анализируют работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Подводят итог урока, jотвечая на вопросы со слайда

- Ребята, наш урок подходит к концу.

Как вы думаете, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Скажите, пожалуйста, как мультимедиа представлена в памяти компьютера? (в виде 0 и 1)

Да, вся информация в памяти компьютера представлена в виде двоичного кода.

Сейчас я попрошу вас в своих маршрутных листах в последней строчке провести самооценку и представить информацию в виде двоичного кода. Выпишете в качестве ответа 1 или 0 в строчку, чтобы получился двоичный код.

№1. На уроке я работал:

1: активно

0: пассивно

№2.  Своей работой на уроке я:

1: доволен

0: недоволен

№3. Урок для меня показался:

1: коротким

0: длинным

№4. За урок я:

1: не устал

0: устал

№5. Мое настроение:

1: стало лучше

0: стало хуже

- Можно попросить поднять руки тех, у кого двоичный код состоит из пяти единиц. Спасибо за ответы!

В качестве домашнего задания я предлагаю вам подготовить небольшое сообщение по теме «Дополненная реальность».

- Урок мне хочется закончить словами древнекитайского мыслителя и философа Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный, путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»

Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

Самоанализ

Самооценка и самоанализ своей деятельности; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по внеурочной деятельности

Отобранное содержание занятия, оборудование занятия, организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах занятия, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельно...

Технологическая карта урока(внеурочного занятия)

Технологическая карта урока или внеурочного занятия....

Технологическая карта и презентация внеурочного занятия по правилам дорожного движения на тему: «Безопасная дорога»

Цель: осуществлять практико-ориентированное обучение детей правилам дорожного движения.Задачи:Научить различать дорожные знаки и их группы.Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными...

Технологическая карта урока внеурочной деятельности Н.Ф. Виноградовой «Я – пешеход и пассажир» Урок 7. Светофор и его сигналы.

Технологическая карта урока внеурочной деятельности  Н.Ф. Виноградовой  «Я – пешеход и пассажир» Урок 7. Светофор и его сигналы....

технологическая карта по общеинтеллектуальному внеурочному занятию

технологическая карта по общеинтеллектуальному внеурочному занятию...

Технологическая карта урока внеурочного занятие

Технологическая карта урока  внеурочного занятие 3 класс...

Технологическая карта урока по внеурочному занятию, УМК «ПроЭнергию»., 3 класс, тема: Проект «Энергия природы».

Цель: формирование у обучающихся знаний о взаимосвязи жизни человека и энергии.Задачи урока:Познавательные УУД: обучающиеся научатся ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: извлекать ...