технологическая карта по общеинтеллектуальному внеурочному занятию
классный час (2 класс)

технологическая карта по общеинтеллектуальному внеурочному занятию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_1_gotovo.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Название объединения: «Орешки для ума»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Класс/возраст детей: 2 класс 8-9 лет.

Тема: «Самый умный»

Планируемые результаты:

        Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности.

        Предметные:

  1. Знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов;
  2. Уметь находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи;
  • проявляют познавательную инициативу;
  • планируют свою деятельность для решения задачи;
  • выполняют действия по намеченному плану;
  • выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;
  • оценивают свои достижения, определяют трудности;
  • адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно находить информацию;
  • понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную форму;
  • воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста;
  • осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • осуществляют синтез, анализ строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Коммуникативные УУД:

  • ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • адекватно используют речевые средства;
  • участвуют в диалоге, общей беседе, в совместной деятельности, договариваются с партнером о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль;
  • задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • контролируют действия партнера, оказывают помощь;
  • оценивают мысли, советы, предложения других людей, учитывают их в своей деятельности;
  • строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  • применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.

Цель: создание условий для расширения знаний у учащихся о лексическом понятии «фразеологизм».

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
  2. Развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развить наблюдательность, память, мышление.
  3. Воспитывать любовь к родному языку и интерес к речевому самосовершенствованию.

Форма проведения: игра-путешествие

Ресурсы: ПК, проектор, экран, жетоны красного, зеленого и желтого цвета, конверты с заданиями.

Этапы занятия, содержание (задания)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и приёмы обучения

Формируемые УУД

Подготовительный этап

Организационный момент

Сообщение темы мероприятия

Формирование понятия

Сообщение цели мероприятия

8 минут

2 минуты

3 минуты

1 минута

2 минуты

- «Здравствуйте, ребята, встаньте ровненько около парт. Сейчас я по жетонам разделю вас на три команды».

Раздает жетоны учащимся.

- «Те ребята, которые получили красные жетоны, садятся в первую команду. Те ребята, которые получили желтые жетоны, садятся во вторую команду. А те, ребята, которые получили зеленые жетоны, садятся в третью команду».

- «Послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего любимого щенка».

- «Какое сочетание слов испугало мальчика?»

- «А почему мальчик подумал, что старушка действительно «съела собаку»? Чего мальчик не знал?»

- «А может кто-то из вас знает, что обозначает это выражение?»

- «Предлагаю обратиться к словарю».

Учитель показывает слайд презентации с пояснением фразеологизма «собаку съела».

- «Прочитайте, что же означает это выражение».

- «Ребята, а кто-нибудь знает, как называются подобные сочетания слов?»

- «Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить с вами на нашем занятии?»

- «Совершенно верно».

- «Ребята, а знаете ли вы определение слова «фразеологизм»?

- «Правильно».

- «Давайте сформулируем цель нашего занятия».

– «Сегодня мы с вами расширим знания о лексической единице – фразеологизмах».

- «На нашем занятии нам с вами предстоит ответить на 3 вопроса, прочитайте их:

1. Зачем нам в речи нужны фразеологизмы?

  1. Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение?
  2. Можно ли переставить местами слова в фразеологизмах или заменить на другие слова, и почему их называют устойчивыми словосочетаниями?»

Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость.

Получают жетоны.

Рассаживаются по командам в соответствии с цветом жетона.

Внимательно слушают учителя.

- «Собаку съела».

- «Он не знал значения этого выражения».

Обучающиеся высказывают свое предположение.

- «Собаку съела - приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле».

- «Фразеологизмы».

- «О фразеологизмах».

- «Это устойчивые сочетания слов, обороты речи».

- «Узнать о фразеологизмах».

Читают три вопроса.

Фронтальная форма.

РУУД:

- в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи.

ПУУД:

- осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

КУУД:

- адекватно используют речевые средства.

Основной этап

Постановка и обсуждение проблемных вопросов

Станция № 1.

«Непростые фразеологизмы»

Станция № 2.

«Попробуй найди»

Станция № 3.

«Синонимы, антонимы»

Станция № 4.

«Замени словечко»

27 минут

3 минуты

8 минут

6 минут

5 минут

5 минут

- «А как вы думаете, зачем в речи нам нужны фразеологизмы?»

- «Вы совершенно правы. Фразеологизмы используются в обыденной речи, публицистике и художественной литературе для придания высказыванию яркости и выразительности, а также служат средством создания образности. Они придают речи образность, яркость и выразительность. А вы знаете какие-нибудь фразеологизмы?»

- «Ребята, нам с вами важно постоянно заботиться о расширении словарного запаса, стараться использовать богатства родного языка, ведь согласитесь, когда мы говорим с вами красиво, ясно намного приятнее слушать друг друга. Верно?»

- «Следует запомнить, что чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего. Затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Поэтому как мы с вами будем стараться говорить?»

- «Молодцы».

- «Сегодня мы с вами будем работать со словами фразеологизмами, я не зря в начале нашего занятия разделила вас на группы. Сегодня мы отправимся в путешествие по станциям в страну фразеологизмов. Первая наша станция называется «Непростые фразеологизмы». На карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих в каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Кто будет представлять задание – решите сами. Время выполнения - 5 минут.

Раздает карточки с заданиями для каждой группы.

- «1 группа обратится за помощью к математике. Вам необходимо вставить числа, числительные в известные фразеологизмы и найти к ним объяснение».

- «2 группа будет искать фразеологизмы в произведениях детских поэтов и писателей, а затем найти объяснение этих фразеологизмов».

- «3 группа будет определять, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота».

- «Приступайте к выполнению задания».

- «Давайте проверим первое задание. 1 группа прочитайте нам получившиеся фразеологизмы и объясните их».

- «Молодцы. Первая группа справилась с заданием. Переходим ко второй группе. Прочитайте нам фразеологизмы, которые вы нашли и объясните их».

- «Молодцы. И вторая группа справилась с заданием. Осталась третья группа. Прочитайте нам фразеологизмы и назовите профессию, с которой они связаны».

- «Молодцы. Третья группа тоже справилась с заданием. Ну а мы с вами отправляемся на вторую станцию, которая называется «Попробуй найди». У каждой группы будет определенное слово, к этому слово вам необходимо выбрать фразеологизмы, которые находятся в этих конвертах. Слова для групп:

1 группа – «бездельничать»

2 группа – «обманывать»

3 группа – «быстро».

Всем понятно?»

Раздает конверты с заданием.

- «Приступаем к выполнению задания. Время выполнения – 3 минуты».

- «Итак, время вышло, давайте проверим. Первая группа читает фразеологизмы, которые они выбрали, а вторая и третья группы сравнивают их с ответами на доске, потом скажите все ли фразеологизмы к слову «бездельничать» назвала группа».

- «Все верно сделала первая группа?»

- «Молодцы первая группа. Проверяем вторую группу. Читайте ваши фразеологизмы к слову «обманывать», а первая и третья группы сравнивают с ответами на доске».

- «Все верно сделали вторая группа?»

- «Молодцы вторая группа. Проверяем третью группу. Читайте ваши фразеологизмы к слову «быстро», а первая и вторая группы не забывают сравнивать ответы третьей группы с ответами на доске».

- «Молодцы третья группа. Ребята, вы успешно справились с двумя заданиями, а это значит, что мы смело, можем отправляться на станцию № 3, которая называется «Синонимы, антонимы». Задания для групп будет одинаковое, у вас в конвертах лежат по 2 фразеологизма, к одному из них нужно найти синоним, а к другому антоним. Ребята, а какие слова мы называем синонимами?»

- «Правильно. А антонимами?»

- «Совершенно верно. Приступаем к выполнению задания. Время – 2 минуты».

- «Время вышло. Первая группы готова уже отвечать, прочитайте ваши фразеологизмы, что они означают, и какие синонимы или антонимы вы  к ним подобрали».

- «Все правильно, молодцы. Слушаем вторую группу».

- «Вторая группа тоже справилась с заданием, молодцы. И слушаем третью группу».

- «Третья группа справилась с заданием. Молодцы. А теперь мы с вами посетим последнюю станцию, которая называется «Замени словечко». У меня на доске, в таблице, для каждой группы написаны словосочетания. В этих словосочетаниях выделены слова, которые нужно заменить, чтобы получился фразеологизм. Даю вам 3 минуты, чтобы вы подумали».

- «Время вышло. Первая группа, какие словосочетания у вас получились?»

- «Все правильно. Молодцы. Вторая группа, у вас что получилось?»

- «Совершенно верно. Вторя группа молодцы. И какие же словосочетания получились у третьей группы?»

- «И третья группа справилась с заданием. Молодцы. А на этом наше с вами путешествие заканчивается. И нам пора возвращаться обратно».

- «Для того чтобы наша речь была более красочной и богатой».

Внимательно слушают учителя.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

- «Да».

- «Ярко, образно, выразительно, без слов-паразитов и слов-сорняков».

Внимательно слушают учителя.

1 группа получает задание в конверте.

2 группа получает задание в конверте.

3 группа получает задание в конверте.

Выполняют задания по группам.

Первая группа представляет выполненное задание:

- «Первая ласточка - первые признаки готовящихся благоприятных событий.

Как свои пять пальцев – очень хорошо, основательно знать.

Как две капли воды – абсолютно похожи, неотличимы.

На седьмом небе от счастья – испытывать состояние блаженства.

Плакать в три ручья – горько, долго, безудержно плакать».

Вторая группа представляет выполненное задание:

- «Наврал с три короба - очень много наговорить неправды, преувеличить, наобещать.

Курам на смех - ироничная оценка глупого, бестолкового поступка.

Скакать по верхам - ни во что глубоко не вникая.  

Кашу заварил - затевать какое-либо сложное, хлопотливое или неприятное дело.

Не разольёшь водой - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Спустя рукава - работать небрежно, неохотно, лениво.

Засучив рукава - работать не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом.

Третья группа представляет выполненное задание:

- «Топорная работа; снять стружку; разделать под орех; точить лясы – столяр, плотник, строитель.

На один покрой; трещать по швам; шито белыми нитками,  на живую нитку; с иголочки – портной.

Доводить до белого каления; между молотом и наковальней – кузнец.

Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип – повар.

Два сапога-пара; сделаны на одну колодку – сапожник.

Внимательно слушают учителя.

- «Да».

Получают конверты с заданием.

Приступают к выполнению задания.

Первая группа  представляет выполненное задание:

- «Сидеть сложа руки; ворон считать; лодыря гонять; бить баклуши; плевать в потолок; собак гонять; лежать на боку».

Вторая и третья группы проверяют.

- «Да».

Вторая группа представляет выполненное задание:

- «Втирать очки; водить за нос; вводить в заблуждение; лапшу на уши вешать; объегорить; подкузьминить».

Первая и третья группы проверяют.

- «Да».

Третья группа представляет выполненное задание:

- «Сломя голову; со скоростью света; во весь дух; пулей; высунув язык; со всех ног; на всех парусах».

Первая и вторая группы проверяют.

Внимательно слушают учителя.

- «Синонимы – это слова, которые близкие по смыслу».

- «Антонимы – это слова, противоположные по смыслу».

Выполняют задание.

Первая группа представляет выполненное задание:

- «Водить за нос – ловко, хитро обманывать. Синоним – обводить вокруг пальца.

В двух шагах – близко, рядом расположено.

Антоним – за тридевять земель».

Вторая группа представляет выполненное задание:

- «Бить баклуши – ничего не делать, бездельничать.

Синоним – считать ворон.

Держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего.

Антоним – заливаться соловьём».

Третья группа представляет выполненное задание:

- «Мчаться на всех парусах – быстро бежать.

Синоним – только пятки засверкали.

Денен куры не клюют – очень много денег.

Антоним – кот наплакал».

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задание.

Первая группа представляет выполненное задание:

- «Деньги куры не клюют.

Пальчики оближешь.

Семь пятниц на неделе».

Вторая группа представляет выполненное задание:

- «На лице у него написано.

В час по чайной ложке.

Капля в море».

Третья группа представляет выполненное задание:

- «Сесть в калошу.

Попасться на удочку.

Курам на смех».

Фронтальная форма. Объяснение. Беседа.

Фронтальная форма. Объяснение.

Групповая форма.

Фронтальная форма. Объяснение.

Групповая форма.

Фронтальная форма. Объяснение.

Беседа.

Групповая форма.

Фронтальная форма. Объяснение.

Индивидуальная работа.

РУУД:

- выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

- выполняют действия по намеченному плану.

ПУУД:

- самостоятельно находить информацию;

- воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста.

КУУД:

- участвуют в диалоге, общей беседе, в совместной деятельности, договариваются с партнером о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль.

Заключительный этап

Подведение итогов

5 минут

5 минут

- «Ребята, помните, какие три вопросы мы с вами задавали в начале нашего занятия?»

- «Прочитайте их еще раз».

- «Итак, зачем же нам в речи нужны фразеологизмы, какая у них роль?»

- «Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение?»

- «Приведите мне пример фразеологизма синонима».

- «Все верно. А теперь приведите пример фразеологизма антонима».

- «Правильно. Ребята, а можно ли переставить местами или заменить слова в фразеологизмах?»

- «Почему нет?»

- «Правильно. Ребята, а какие фразеологизмы вы запомнили? Назовите их».

- «Какие молодцы. А будете вы их применять в своей речи?»

- «А зачем вы будете их использовать?»

- «Молодцы. Всем спасибо за занятие. До свидания».

- «Да».

Читают вопросы с доски.

- «Фразеологизмы придают речи образность, выразительность».

- «Да, у фразеологизмов могут быть синонимы и антонимы».

- «Водить за нос - обводить вокруг пальца».

- «В двух шагах - за тридевять земель».

- «Нет».

- «Будет потерян смысл выражения».

- «Водить за нос; попасться на удочку; на лице у него написано; пальчики оближешь; семь пятниц на неделе; бить баклуши; держать язык за зубами; работать засучив рукава; работать спустя рукава».

- «Да».

- «Чтобы обогатить свою речь».

Фронтальная форма.

Беседа.

РУУД:

- оценивают свои достижения, определяют трудности;

- адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами.

ПУУД:

- осуществляют синтез, анализ строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

КУУД:

- применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация внеурочного занятия по правилам дорожного движения на тему: «Безопасная дорога»

Цель: осуществлять практико-ориентированное обучение детей правилам дорожного движения.Задачи:Научить различать дорожные знаки и их группы.Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными...

Технологическая карта урока по внеурочному занятию, УМК «ПроЭнергию»., 3 класс, тема: Проект «Энергия природы».

Цель: формирование у обучающихся знаний о взаимосвязи жизни человека и энергии.Задачи урока:Познавательные УУД: обучающиеся научатся ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: извлекать ...