технологическая карта по общеинтеллектуальному внеурочному занятию
классный час (2 класс)
технологическая карта по общеинтеллектуальному внеурочному занятию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekh_karta_1_gotovo.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Название объединения: «Орешки для ума»
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Класс/возраст детей: 2 класс 8-9 лет.
Тема: «Самый умный»
Планируемые результаты:
Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности.
Предметные:
- Знать отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов;
- Уметь находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи;
- проявляют познавательную инициативу;
- планируют свою деятельность для решения задачи;
- выполняют действия по намеченному плану;
- выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;
- оценивают свои достижения, определяют трудности;
- адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами.
Познавательные УУД:
- самостоятельно находить информацию;
- понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную форму;
- воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста;
- осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществляют синтез, анализ строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.
Коммуникативные УУД:
- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- адекватно используют речевые средства;
- участвуют в диалоге, общей беседе, в совместной деятельности, договариваются с партнером о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль;
- задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- контролируют действия партнера, оказывают помощь;
- оценивают мысли, советы, предложения других людей, учитывают их в своей деятельности;
- строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи;
- применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Цель: создание условий для расширения знаний у учащихся о лексическом понятии «фразеологизм».
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
- Развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развить наблюдательность, память, мышление.
- Воспитывать любовь к родному языку и интерес к речевому самосовершенствованию.
Форма проведения: игра-путешествие
Ресурсы: ПК, проектор, экран, жетоны красного, зеленого и желтого цвета, конверты с заданиями.
Этапы занятия, содержание (задания) | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы и приёмы обучения | Формируемые УУД |
Подготовительный этап Организационный момент Сообщение темы мероприятия Формирование понятия Сообщение цели мероприятия | 8 минут 2 минуты 3 минуты 1 минута 2 минуты | - «Здравствуйте, ребята, встаньте ровненько около парт. Сейчас я по жетонам разделю вас на три команды». Раздает жетоны учащимся. - «Те ребята, которые получили красные жетоны, садятся в первую команду. Те ребята, которые получили желтые жетоны, садятся во вторую команду. А те, ребята, которые получили зеленые жетоны, садятся в третью команду». - «Послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти? Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего любимого щенка». - «Какое сочетание слов испугало мальчика?» - «А почему мальчик подумал, что старушка действительно «съела собаку»? Чего мальчик не знал?» - «А может кто-то из вас знает, что обозначает это выражение?» - «Предлагаю обратиться к словарю». Учитель показывает слайд презентации с пояснением фразеологизма «собаку съела». - «Прочитайте, что же означает это выражение». - «Ребята, а кто-нибудь знает, как называются подобные сочетания слов?» - «Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить с вами на нашем занятии?» - «Совершенно верно». - «Ребята, а знаете ли вы определение слова «фразеологизм»? - «Правильно». - «Давайте сформулируем цель нашего занятия». – «Сегодня мы с вами расширим знания о лексической единице – фразеологизмах». - «На нашем занятии нам с вами предстоит ответить на 3 вопроса, прочитайте их: 1. Зачем нам в речи нужны фразеологизмы?
| Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость. Получают жетоны. Рассаживаются по командам в соответствии с цветом жетона. Внимательно слушают учителя. - «Собаку съела». - «Он не знал значения этого выражения». Обучающиеся высказывают свое предположение. - «Собаку съела - приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле». - «Фразеологизмы». - «О фразеологизмах». - «Это устойчивые сочетания слов, обороты речи». - «Узнать о фразеологизмах». Читают три вопроса. | Фронтальная форма. | РУУД: - в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи. ПУУД: - осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. КУУД: - адекватно используют речевые средства. |
Основной этап Постановка и обсуждение проблемных вопросов Станция № 1. «Непростые фразеологизмы» Станция № 2. «Попробуй найди» Станция № 3. «Синонимы, антонимы» Станция № 4. «Замени словечко» | 27 минут 3 минуты 8 минут 6 минут 5 минут 5 минут | - «А как вы думаете, зачем в речи нам нужны фразеологизмы?» - «Вы совершенно правы. Фразеологизмы используются в обыденной речи, публицистике и художественной литературе для придания высказыванию яркости и выразительности, а также служат средством создания образности. Они придают речи образность, яркость и выразительность. А вы знаете какие-нибудь фразеологизмы?» - «Ребята, нам с вами важно постоянно заботиться о расширении словарного запаса, стараться использовать богатства родного языка, ведь согласитесь, когда мы говорим с вами красиво, ясно намного приятнее слушать друг друга. Верно?» - «Следует запомнить, что чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего. Затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Поэтому как мы с вами будем стараться говорить?» - «Молодцы». - «Сегодня мы с вами будем работать со словами фразеологизмами, я не зря в начале нашего занятия разделила вас на группы. Сегодня мы отправимся в путешествие по станциям в страну фразеологизмов. Первая наша станция называется «Непростые фразеологизмы». На карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих в каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Кто будет представлять задание – решите сами. Время выполнения - 5 минут. Раздает карточки с заданиями для каждой группы. - «1 группа обратится за помощью к математике. Вам необходимо вставить числа, числительные в известные фразеологизмы и найти к ним объяснение». - «2 группа будет искать фразеологизмы в произведениях детских поэтов и писателей, а затем найти объяснение этих фразеологизмов». - «3 группа будет определять, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота». - «Приступайте к выполнению задания». - «Давайте проверим первое задание. 1 группа прочитайте нам получившиеся фразеологизмы и объясните их». - «Молодцы. Первая группа справилась с заданием. Переходим ко второй группе. Прочитайте нам фразеологизмы, которые вы нашли и объясните их». - «Молодцы. И вторая группа справилась с заданием. Осталась третья группа. Прочитайте нам фразеологизмы и назовите профессию, с которой они связаны». - «Молодцы. Третья группа тоже справилась с заданием. Ну а мы с вами отправляемся на вторую станцию, которая называется «Попробуй найди». У каждой группы будет определенное слово, к этому слово вам необходимо выбрать фразеологизмы, которые находятся в этих конвертах. Слова для групп: 1 группа – «бездельничать» 2 группа – «обманывать» 3 группа – «быстро». Всем понятно?» Раздает конверты с заданием. - «Приступаем к выполнению задания. Время выполнения – 3 минуты». - «Итак, время вышло, давайте проверим. Первая группа читает фразеологизмы, которые они выбрали, а вторая и третья группы сравнивают их с ответами на доске, потом скажите все ли фразеологизмы к слову «бездельничать» назвала группа». - «Все верно сделала первая группа?» - «Молодцы первая группа. Проверяем вторую группу. Читайте ваши фразеологизмы к слову «обманывать», а первая и третья группы сравнивают с ответами на доске». - «Все верно сделали вторая группа?» - «Молодцы вторая группа. Проверяем третью группу. Читайте ваши фразеологизмы к слову «быстро», а первая и вторая группы не забывают сравнивать ответы третьей группы с ответами на доске». - «Молодцы третья группа. Ребята, вы успешно справились с двумя заданиями, а это значит, что мы смело, можем отправляться на станцию № 3, которая называется «Синонимы, антонимы». Задания для групп будет одинаковое, у вас в конвертах лежат по 2 фразеологизма, к одному из них нужно найти синоним, а к другому антоним. Ребята, а какие слова мы называем синонимами?» - «Правильно. А антонимами?» - «Совершенно верно. Приступаем к выполнению задания. Время – 2 минуты». - «Время вышло. Первая группы готова уже отвечать, прочитайте ваши фразеологизмы, что они означают, и какие синонимы или антонимы вы к ним подобрали». - «Все правильно, молодцы. Слушаем вторую группу». - «Вторая группа тоже справилась с заданием, молодцы. И слушаем третью группу». - «Третья группа справилась с заданием. Молодцы. А теперь мы с вами посетим последнюю станцию, которая называется «Замени словечко». У меня на доске, в таблице, для каждой группы написаны словосочетания. В этих словосочетаниях выделены слова, которые нужно заменить, чтобы получился фразеологизм. Даю вам 3 минуты, чтобы вы подумали». - «Время вышло. Первая группа, какие словосочетания у вас получились?» - «Все правильно. Молодцы. Вторая группа, у вас что получилось?» - «Совершенно верно. Вторя группа молодцы. И какие же словосочетания получились у третьей группы?» - «И третья группа справилась с заданием. Молодцы. А на этом наше с вами путешествие заканчивается. И нам пора возвращаться обратно». | - «Для того чтобы наша речь была более красочной и богатой». Внимательно слушают учителя. Обучающиеся высказывают свои предположения. - «Да». - «Ярко, образно, выразительно, без слов-паразитов и слов-сорняков». Внимательно слушают учителя. 1 группа получает задание в конверте. 2 группа получает задание в конверте. 3 группа получает задание в конверте. Выполняют задания по группам. Первая группа представляет выполненное задание: - «Первая ласточка - первые признаки готовящихся благоприятных событий. Как свои пять пальцев – очень хорошо, основательно знать. Как две капли воды – абсолютно похожи, неотличимы. На седьмом небе от счастья – испытывать состояние блаженства. Плакать в три ручья – горько, долго, безудержно плакать». Вторая группа представляет выполненное задание: - «Наврал с три короба - очень много наговорить неправды, преувеличить, наобещать. Курам на смех - ироничная оценка глупого, бестолкового поступка. Скакать по верхам - ни во что глубоко не вникая. Кашу заварил - затевать какое-либо сложное, хлопотливое или неприятное дело. Не разольёшь водой - очень дружны, неразлучны, всегда вместе. Спустя рукава - работать небрежно, неохотно, лениво. Засучив рукава - работать не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом. Третья группа представляет выполненное задание: - «Топорная работа; снять стружку; разделать под орех; точить лясы – столяр, плотник, строитель. На один покрой; трещать по швам; шито белыми нитками, на живую нитку; с иголочки – портной. Доводить до белого каления; между молотом и наковальней – кузнец. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип – повар. Два сапога-пара; сделаны на одну колодку – сапожник. Внимательно слушают учителя. - «Да». Получают конверты с заданием. Приступают к выполнению задания. Первая группа представляет выполненное задание: - «Сидеть сложа руки; ворон считать; лодыря гонять; бить баклуши; плевать в потолок; собак гонять; лежать на боку». Вторая и третья группы проверяют. - «Да». Вторая группа представляет выполненное задание: - «Втирать очки; водить за нос; вводить в заблуждение; лапшу на уши вешать; объегорить; подкузьминить». Первая и третья группы проверяют. - «Да». Третья группа представляет выполненное задание: - «Сломя голову; со скоростью света; во весь дух; пулей; высунув язык; со всех ног; на всех парусах». Первая и вторая группы проверяют. Внимательно слушают учителя. - «Синонимы – это слова, которые близкие по смыслу». - «Антонимы – это слова, противоположные по смыслу». Выполняют задание. Первая группа представляет выполненное задание: - «Водить за нос – ловко, хитро обманывать. Синоним – обводить вокруг пальца. В двух шагах – близко, рядом расположено. Антоним – за тридевять земель». Вторая группа представляет выполненное задание: - «Бить баклуши – ничего не делать, бездельничать. Синоним – считать ворон. Держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего. Антоним – заливаться соловьём». Третья группа представляет выполненное задание: - «Мчаться на всех парусах – быстро бежать. Синоним – только пятки засверкали. Денен куры не клюют – очень много денег. Антоним – кот наплакал». Внимательно слушают учителя. Выполняют задание. Первая группа представляет выполненное задание: - «Деньги куры не клюют. Пальчики оближешь. Семь пятниц на неделе». Вторая группа представляет выполненное задание: - «На лице у него написано. В час по чайной ложке. Капля в море». Третья группа представляет выполненное задание: - «Сесть в калошу. Попасться на удочку. Курам на смех». | Фронтальная форма. Объяснение. Беседа. Фронтальная форма. Объяснение. Групповая форма. Фронтальная форма. Объяснение. Групповая форма. Фронтальная форма. Объяснение. Беседа. Групповая форма. Фронтальная форма. Объяснение. Индивидуальная работа. | РУУД: - выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь; - выполняют действия по намеченному плану. ПУУД: - самостоятельно находить информацию; - воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста. КУУД: - участвуют в диалоге, общей беседе, в совместной деятельности, договариваются с партнером о способах решения учебной задачи, приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль. |
Заключительный этап Подведение итогов | 5 минут 5 минут | - «Ребята, помните, какие три вопросы мы с вами задавали в начале нашего занятия?» - «Прочитайте их еще раз». - «Итак, зачем же нам в речи нужны фразеологизмы, какая у них роль?» - «Бывают ли фразеологизмы, имеющие близкое и противоположное значение?» - «Приведите мне пример фразеологизма синонима». - «Все верно. А теперь приведите пример фразеологизма антонима». - «Правильно. Ребята, а можно ли переставить местами или заменить слова в фразеологизмах?» - «Почему нет?» - «Правильно. Ребята, а какие фразеологизмы вы запомнили? Назовите их». - «Какие молодцы. А будете вы их применять в своей речи?» - «А зачем вы будете их использовать?» - «Молодцы. Всем спасибо за занятие. До свидания». | - «Да». Читают вопросы с доски. - «Фразеологизмы придают речи образность, выразительность». - «Да, у фразеологизмов могут быть синонимы и антонимы». - «Водить за нос - обводить вокруг пальца». - «В двух шагах - за тридевять земель». - «Нет». - «Будет потерян смысл выражения». - «Водить за нос; попасться на удочку; на лице у него написано; пальчики оближешь; семь пятниц на неделе; бить баклуши; держать язык за зубами; работать засучив рукава; работать спустя рукава». - «Да». - «Чтобы обогатить свою речь». | Фронтальная форма. Беседа. | РУУД: - оценивают свои достижения, определяют трудности; - адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами. ПУУД: - осуществляют синтез, анализ строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их. КУУД: - применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока "Внеурочная деятельность"
Представлен план урока - игры "Шпаргалка"...
Технологическая карта открытого урока "Внеурочная деятельность"
Представлен план урока - игры "Шпаргалка"...
Технологическая карта открытого урока "Внеурочная деятельность"
Представлен план урока - игры "Шпаргалка"...
Технологическая карта открытого урока "Внеурочная деятельность"
Представлен план урока - игры "Шпаргалка"...
Технологическая карта и презентация внеурочного занятия по правилам дорожного движения на тему: «Безопасная дорога»
Цель: осуществлять практико-ориентированное обучение детей правилам дорожного движения.Задачи:Научить различать дорожные знаки и их группы.Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ И ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Разработки уроков...
Технологическая карта урока по внеурочному занятию, УМК «ПроЭнергию»., 3 класс, тема: Проект «Энергия природы».
Цель: формирование у обучающихся знаний о взаимосвязи жизни человека и энергии.Задачи урока:Познавательные УУД: обучающиеся научатся ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: извлекать ...