Рабочая программа Внеурочной деятельности - Робототехника
рабочая программа по информатике (4 класс)
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15 РП ВнеУр_Робототехника | 123.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | kapotnya.mskobr.ru ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании ПК | завуч | на педсовете | Директор |
С. П. Кудимова | В.А. Тихонов | ||
Протокол № ____________ | Протокол №__________ | Приказ № ____________ | |
от «___»________2020г. | «____»________2020г. | от «___»________2020г. | от «___»________2020г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Робототехника»
учебник: «Робототехника для детей и родителей»
автор: Филиппов С.А..
издательство/год: СПб.:Наука, 2010 г.
на уровень образования: начальное общее, 1 класс
дата составления: 25.05.2020 г.
составители (ФИО): Роговской А.А.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
познавательные:
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
коммуникативные:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
регулятивные:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. ПРЕДМЕТНЫЕ
К окончанию курса «Робототехника» обучающиеся должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
- как использовать созданные программы;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
- создавать программы на компьютере для различных роботов;
- корректировать программы при необходимости.
- демонстрировать технические возможности роботов; уметь:
1.Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
2.Прогнозироватьрезультатыработы.
3.Планироватьходвыполнениязадания.
4.Рациональновыполнятьзадание.
5.Руководить работой группы или коллектива.
6.Высказываться устно в виде сообщения или доклада.
7.Высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
8. Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
9.Осуществлять простейшие операции с файлами;
10.запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;
10. Представлять одну и ту же информацию различными способами;
11.Осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет.
12.Устройство компьютера на уровне пользователя;
13.Основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;
14. Интерфейс программного обеспечения Lego Wedo 2.0.
Система оценки планируемых результатов, индивидуальных достижений, обучающихся определяется в формах домашнего задания предлагаются задания для учащихся по сбору и изучению информации по выбранной теме;
- выяснение технической задачи;
- определение путей решения технической задачи.
Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА»
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и расширение кругозора учащихся. Данный курс построен на основе интеграции с окружающим миром и литературным чтением. Учащиеся ещё раз знакомятся с темами по окружающему миру, литературному чтению и уже на новой ступени развития, с постановкой новых учебных задач выполняют работу по моделированию.
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления;
- ознакомление с окружающей действительностью;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Приемы и методы организации занятий.
Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно- объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские - дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
4. Управленческий аспект:
а) методы учебной работы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.
Методы стимулирования и мотивации деятельности
1.Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
2.Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Материальные ресурсы:
1. Наборы Лего - конструкторов:
- основной набор LEGO Education WeDOTM
-9585 Ресурсный набор LEGO Education WeDo
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы (раздела) | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практическая работа | Проект | |||
1. | Беседа по ТБ. Кирпичики ЛЕГО: цвет, форма, размер. | 1 | 1 | - | |
2. | Узор из кирпичиков ЛЕГО. Бабочка. Орнамент. | 3 | 1 | 1 | 1 |
3. | Я – строитель. Строим стены и башни. Мосты. | 2 | - | 1 | 1 |
4. | В мире животных. Игра, кто больше придумает. | 2 | - | 1 | 1 |
5. | Транспорт. Разные схемы колесных пар. | 4 | - | 1 | 3 |
6. | Скоро, скоро Новый год! подготовка работ к конкурсу. | 3 | - | 1 | 2 |
7. | Мой класс и моя школа. Новогодний конкурс. | 2 | - | 1 | 1 |
8. | Сказочные герои. | 2 | - | 1 | 1 |
9. | Военная техника (подготовка к конкурсу 23 февраля). | 2 | - | 1 | 1 |
10. | Наши праздники Конкурс День защитников Отечества. | 2 | - | 1 | 1 |
11. | Улица полна неожиданностей. | 2 | - | 1 | 1 |
12. | Дорога в космос Подготовка к конкурсу. Конкурс. | 2 | - | 1 | 1 |
13. | Первые механизмы. Строительная площадка. | 2 | - | 1 | 1 |
14. | Город будущего. Машины, механизмы. | 2 | - | 1 | 1 |
15. | Урок - праздник «Мы любим Лего». | 2 | - | 1 | 1 |
Итого: | 33 | 2 | 14 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Робототехника»
Робототехника-прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем.Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механника, програмирование. На современном э...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Робототехника» (общеинтеллектуальное направление) (начальное общее образование)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Робототехника" с использованием конструктора КИКИ....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника" 1 класс
Программа «Робототехника и легоконструирование» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника и лего конструирование" для 1-4 классов
Рабочая программа по Лего конструированию для 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности - Робототехника и прототипирование
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «робототехника» в начальной школе маоу «Вторая Новосибирская гимназия»
Конструкторы Lego Education Wedo созданы для учащихся начальной школы (6-10 лет). Они позволяют в простой и наглядной форме изучатьь основы механики, робототехники, конструирования и программирования....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Робототехника"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Робототехника"...