Рабочая программа по информатике 2 класс
рабочая программа по информатике (2 класс)
Рабочая программа по информатике составлена по учебнику "Информатика. 2 класс" Автор Матвеева Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_2_kl.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1»
ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ протокол № ________ «______» августа 2019 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «Инсарская СОШ №1» ____________ «_____» августа 2019 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ «_____» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика»
на 2019-2020 учебный год
Класс: 2"б"
Разработчик программы:
Байчурина Екатерина Васильевна, учитель начальных классов
г. Инсар
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предмета «Информатика» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по информатике для 2 «Б» класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Информатика» (автор: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. М.: Просвещение, 2016 г.).
Преподавание ведется по учебнику: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для 2 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014 и последующие издания.
На изучение предмета «Информатика» в рабочей программе берётся 34 учебных часа,
1 час в неделю.
Цель и задачи учебного предмета «Информатика»
Цель начального образования по информатике как фундамента последующего образования — сформировать у учащихся систему понятий об информатике и информационных технологиях, комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательных умений (работа с информацией, с учебными моделями, умение использовать различные схемы решения, умение выполнять сравнения, анализ текста, обобщать, классифицировать, и так далее), развитие регулятивных способностей, то есть способностей управлять своей деятельностью, осуществлять за ней контроль и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность; развитие коммуникативных способностей, то есть речевой деятельности и навыков сотрудничества.
Перед преподаванием курса информатики во 2 классе поставлены следующие задачи:
- формировать УУД и элементы информационной культуры (умение работать с информацией); - формировать умения видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода;
- формировать умения работать с электронными документами;
- формировать начальные навыки использования компьютерной техники для решения учебных задач.
Основной задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности); научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
• основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты:
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала по информатике, выполнение требований к уровню подготовки учеников 2-го класса, качество обучения – не ниже 64%.
Ученик научится:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Ученик получит возможность научиться:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации;
- называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- называть части компьютера, программы и виды данных;
-уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;
-уметь находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема (количество часов/контрольных работ) |
1 | Виды информации. Человек и компьютер. 7/1 |
Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент. Знать: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту. Уметь: называть органы чувств человека; называть виды информации по способу восприятия; приводить примеры источников, приёмников информации; уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами. ПР «Что умеет компьютер» Т «Виды информации», «Человек и компьютер» | |
2 | Кодирование информации. 6/1 |
Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Знать: определение носителей информации; способы кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие естественного языка от компьютерного. Уметь: приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни; кодировать и декодировать сообщения при помощи кодовых таблиц и правил; приводить примеры графической, числовой, текстовой информации. ПР «Кодирование информации» Т «Виды информации» | |
3 | Информация и данные 8/1 |
Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. Знать: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование. Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»; решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты. ПР « Помощники человека при счёте» СР «Числовая информация» | |
4 | Документ и способы его создания 9/1 |
Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание текстового и графического документа. Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния; названия действий с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание. Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводить примеры внешней памяти. Т «Память компьютера» ПР «Текстовая информация» |
Распределение учебных часов по четвертям
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
Количество часов в 1-й четверти-8 ч.
Количество часов во 2-й четверти-8 ч.
Количество часов в 3-й четверти-10 ч.
Количество часов в 4-й четверти-8 ч.
Отличительные особенности тематического планирования
В примерную учебную программу по информатике автора Матвеевой Н.В. внесены следующие изменения и дополнения:
- в последовательность изучения тем: изменений нет
- в содержание учебного предмета: добавлен учебный материал краеведческого характера
- в структуру и содержание разделов: изменений нет
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Виды информации. Человек и компьютер | 7 |
2 | Кодирование информации | 6 |
3 | Информация и данные | 8 |
4 | Документ и способы его создания | 9 |
Резерв времени | 4 | |
Итого: | 34 |
Сетка контрольных работ
Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
1 четверть | Контрольная работа № 1 по теме «Виды информация». | 1 |
2 четверть | Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информацией» | 1 |
3 четверть | Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные» | 1 |
4 четверть | Контрольная работа № 4 по теме «Документ и способы его создания» | 1 |
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Виды информации. Человек и компьютер (7 ч) | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, опорная информация в рамке с восклицательным знаком. | ||||
1 |
| 1 | ||
2 |
| 1 | ||
3 |
| 1 | ||
4 |
| 1 | ||
5 |
| 1 | ||
6 |
| 1 | ||
7 |
| 1 | ||
Кодирование информации (6 ч) | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. осуществлять поиск и выделение информации, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). | ||||
8 |
| 1 | ||
9 |
| 1 | ||
10 |
| 1 | ||
11 |
| 1 | ||
12 |
| 1 | ||
13 |
| 1 | ||
Информация и данные (8 ч) | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, опорная информация в рамке с восклицательным знаком, схема, таблицы, ненумерованный список. | ||||
14 |
| 1 | ||
15 |
| 1 | ||
16 |
| 1 | ||
17 |
| 1 | ||
18 |
| 1 | ||
19 |
| 1 | ||
20 |
| 1 | ||
21 |
| 1 | ||
Документ и способы его создания (9 ч) | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами; развитие умений работать со словарём (в конце учебника). | ||||
22 | Документ и его создание. | 1 | ||
23 | Электронный документ и файл | 1 | ||
24 | Поиск документа | 1 | ||
25 | Создание текстового документа | 1 | ||
26 | Создание текстового документа | 1 | ||
27 | Создание графического документа | 1 | ||
28 | Создание графического документа | 1 | ||
29 | Повторение по теме «Документ и способы его создания» | 1 | ||
30 | Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания» | 1 | ||
31-34 | Резерв времени | 4 |
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ИЛИ ИХ ЭЛЕМЕНТЫ):
- ИКТ
- игровая технология
- проектная технология
- учебно-исследовательская технология
- проблемно-диалоговая технология
- обучение в сотрудничестве
ТИПЫ УРОКОВ
- урок усвоения новых знаний
- урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
- урок применения метапредметных и предметных знаний
- урок обобщения и систематизации предметных знаний
- урок повторения предметных знаний
- контрольный урок
- коррекционный урок
- комбинированный урок
- учебная экскурсия
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: текущий, ВПР, мониторинги, итоговый.
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
На уроках проводится работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация обучения):
- разноуровневые задания (обучающие и контролирующие);
- обучение самостоятельной работе (работа с учебником, с дополнительной литературой);
- развивающие задачи, в том числе олимпиадные задания;
- творческие задания (сочинения, изложения и др).
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В классе обучается 1 ребёнок с ОВЗ. Рекомендовано: обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе 7.1 (программа коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК).
Для успешного обучения выбираются задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения детьми. Дифференцируется помощь, необходимая учащимся (организующая, стимулирующая, обучающая).
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Изучение региональных особенностей учитывается при проведении 1 урока в каждой четверти - творческие задания на основе наблюдений за родной природой.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:
Предусмотрено данной программой применение на уроках ИКТ, в форме наглядных презентаций при изучении материала, для контроля знаний, что обусловлено:
- улучшением наглядности изучаемого материала,
- увеличением количества предлагаемой информации,
- уменьшением времени подачи материала
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методические комплекты (УМК) по информатике (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы). Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для 2 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015 и последующие издания.
2. Программно-методические материалы: Программы по информатике методические пособия (рекомендации к проведению уроков информатики).
3. Стандарт начального общего образования по образовательной области «Информатика».
Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал
4. Комплект наглядных пособий. 2-й класс. Информатика. В 2-х ч. – по 40 с., ил./ Сост. Т.О. Волкова.
5. Мультимедийные обучающие программы.
6. Игровые компьютерные программы.
8. Персональный компьютер.
9. Мультимедийный проектор.
10. Интернет – ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...