Программа внеурочной деятельности "Инфознайка" для обучающихся 3-4 классов
рабочая программа по информатике (3 класс)
Цель программы:
формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации).
Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-infoznayka-3-4-klassy.docx | 57.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Шелеховский муниципальный район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Начальная школа-детский сад № 10»
Рассмотрено на заседании МО УНК МКОУ ШР НШДС № 10 Руководитель МО________ Протокол №________________
"___" ___________ 2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ ШР НШДС № 10 _________ Н.П. Воеводина
от "___" ________ 2017 г | Утверждаю Директор МКОУ ШР НШДС № 10 ________И.В. Жукова Приказ №______________ от "___" ________ 2017 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Инфознайка»
3-4 класс
Составитель:
Воеводина Н.П,
учитель начальных классов
МКОУ ШР НШДС № 10.
п. Большой Луг
2017 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Инфознайка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 № 373, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад № 10».
Характеристика программы
Программа «Инфознайка» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 3-4 классов.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся 8-10 лет. Содержание программы разработано на основе программы «Информатика и ИКТ» автора А.В. Горячева.
Сроки реализации программы: 2 года. Программа реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Занятия проводятся с классом, по 1 часу 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Объем курса – 68 часов. Каждый год обучения рассчитан на 34 часа.
Цель программы:
формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации).
Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Результаты освоения программы
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
Регулятивные
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
В результате изучения учащиеся должны
знать:
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
- что такое полное имя файла;
уметь:
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги).
- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
- выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
- сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.
- выполнять основные операции при проектировании домов квартир с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
- выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ;
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Вводное занятие - 2 часа
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах. История создания компьютера.
- Знакомство с компьютером – 5 часов
Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Виды информации и действия с ней. Компьютер и его основные устройства. Компьютерные программы. Работа с файлами, папками.
- Компьютерная графика. – 14 часов
Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Знакомство с программой TuxPaint: панель инструментов, ввод текста. Программа TuxPaint: рисование кистью, линиями, фигурами, штампами, рисование искрами и радугой, стирание. Программа TuxPaint: раскрасим картинку. Проект «Изготовление открытки к празднику» в программе TuxPaint.
- Учимся создавать анимацию – 10 часов
Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.
- Создание компьютерных игр – 8 часов
Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. Порядок действий при создании игр. Примеры программ для создания компьютерных игр. Основные операции при конструировании игр: создание или выбор фона, карты или поля, выбор и размещение предметов и персонажей. Другие операции.
- Учимся создавать текст– 10 часов
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
- Учимся создавать презентацию– 10 часов
Знакомство с программой OpenOffice.org Impress. Создание и дизайн слайда. Панель инструментов. Создание надписей, вставка картинок в качестве фона и иллюстраций. Вставка автофигур, рисунков, настройка анимации. Гиперссылки. Создание презентации на заданную тему. Показ презентации. Защита созданной презентации.
- Интернет – 7 часов
Знакомство с Глобальной сетью – Интернет. Освоение Глобальной сети Интернет. Безопасность в сети Интернет. Общение в Интернете. Поисковые системы. Понятия электронной почты. Адрес в Интернете. Пробные самостоятельные шаги по посещению детских сайтов.
- Итоговое занятие – 2 часа
Подведение итогов за прошедший год
Основные виды деятельности учащихся:
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- практические работы по приобретению простейших навыков пользования ПК и десятипальцевого клавиатурного письма,
-демонстрации учителем работы на ПК,
- использование цифровых образовательных ресурсов;
- рассказ учителя, эвристическая беседа для усвоения основных понятий информатики,
- игры и упражнения по развитию мыслительных процессов и логических представлений учащихся.
Материал курса изучается на базовом уровне с дифференциацией практических заданий для детей, быстрее освоивших первоначальные навыки пользования.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеучебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности является размещение выполненной творческой работы на школьном сайте , участие в дистанционных конкурсах.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов / класс | ||||
Всего | 3 кл. | 4 кл. | ||||
Теория | Практика | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | ||
2 | Знакомство с компьютером | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 |
3 | Компьютерная графика | 14 | 3 | 4 | 2 | 5 |
4 | Учимся создавать анимацию | 10 | 2 | 3 | 2 | 3 |
5 | Создание компьютерных игр | 8 | 1 | 3 | 1 | 3 |
6 | Учимся создавать текст | 10 | 1 | 4 | 0,5 | 4,5 |
7 | Учимся создавать презентацию | 10 | 1 | 3 | 1 | 5 |
8 | Интернет | 7 | 2 | 2 | 1,5 | 1,5 |
9 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | ||
Итого | 13 | 21 | 11 | 23 | ||
Всего | 68 | 34 | 34 |
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. История создания компьютера. | 1 | ||
2 | Компьютер и его основные устройства. | 0,5 | 0,5 | |
3 | Компьютерные программы. | 0,5 | 0,5 | |
4 | Работа за компьютером. | 1 | ||
5 | Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. | 1 | ||
6 | Знакомство с программой TuxPaint. | 1 | ||
7 | Основные операции при рисовании. | 1 | ||
8 | Работа с программой TuxPaint. | 1 | ||
9 | Работа с программой TuxPaint. | 1 | ||
10 | Итоговая творческая работа (рисунок). | 1 | ||
11 | Итоговая творческая работа «Изготовление открытки к празднику». | 1 | ||
12 | Компьютерная анимация. | 1 | ||
13 | Основные способы создания компьютерной анимации. | 1 | ||
14 | Этапы создания анимации. | 1 | ||
15 | Разработка анимированного изображения. | 1 | ||
16 | Итоговая творческая работа «Веселая анимашка». | 1 | ||
17 | Компьютерные игры. Виды игр. | 1 | ||
18 | Конструктор игр. | 1 | ||
19 | Создание игр-тренажеров и трудных игр. | 1 | ||
20 | Проведение соревнования игроков. | 1 | ||
21 | Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. | 1 | ||
22 | Правила клавиатурного письма. Клавиатурные тренажеры. | 1 | ||
23 | Основные операции при создании текстов. | 1 | ||
24 | Основные операции при создании текстов. | 1 | ||
25 | Итоговая творческая работа «Поздравительное письмо к празднику» | 1 | ||
26 | Знакомство с программой OpenOffice.org Impress. | 1 | ||
27 | Создание и дизайн слайда. Панель инструментов. | 1 | ||
28 | Создание презентации на тему «Природа Сибири» | 1 | ||
29 | Показ презентации. Защита созданной презентации. | 1 | ||
30 | Знакомство с Глобальной сетью – Интернет. | 1 | ||
31 | Освоение Глобальной сети Интернет. | 1 | ||
32 | Безопасность в сети Интернет. | 1 | ||
33 | Пробные самостоятельные шаги по посещению детских сайтов. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. Презентация самостоятельно созданных творческих работ на свободную тему | 1 |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. История создания компьютера. Устройство компьютера. | 1 | ||
2 | Работа с файлами, папками. | 1 | ||
3 | Работа с файлами, папками. | 0 | 1 | |
4 | Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. | 1 | ||
5 | Знакомство с программой Gimp. | 0,5 | 0,5 | |
6 | Основы работы с объектами. Закраска рисунков | 0,5 | 0,5 | |
7 | Работа со слоями. | 1 | ||
8 | Работа с программой Gimp. | 1 | ||
9 | Итоговая творческая работа (рисунок). | 1 | ||
10 | Итоговая творческая работа «Волшебная осень». | 1 | ||
11 | Компьютерная анимация в Gimp. | 1 | ||
12 | Основные способы и этапы создания анимации. | 1 | ||
13 | Разработка анимированного изображения. | 1 | ||
14 | Разработка анимированного изображения. | 1 | ||
15 | Итоговая творческая работа «Веселая анимашка». | 1 | ||
16 | Компьютерные игры. Виды игр. | 1 | ||
17 | Конструктор игр. | 1 | ||
18 | Создание игр-тренажеров и трудных игр. | 1 | ||
19 | Проведение соревнования игроков. | 1 | ||
20 | Текстовые редакторы. Работа с клавиатурным тренажером. | 0,5 | 0,5 | |
21 | Основные операции при создании текстов. | 1 | ||
22 | Набор и редактирование текста. | 1 | ||
23 | Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления. | 1 | ||
24 | Итоговая творческая работа «Пригласительная открытка» | 1 | ||
25 | Знакомство с программой OpenOffice.org Impress. | 1 | ||
26 | Создание и дизайн слайда. Панель инструментов. | 1 | ||
27 | Звук, видео и анимация. | 1 | ||
28 | Создание презентации «День Победы!» | 1 | ||
29 | Создание презентации «День Победы!» | 1 | ||
30 | Показ презентации. Защита созданной презентации. | 1 | ||
31 | Безопасность в сети Интернет. Общение в сети. | 0,5 | 0,5 | |
32 | Поисковые системы. Понятия электронной почты. Адрес в Интернете | 1 | ||
33 | Знакомство с различными поисковыми системами. Посещение почтовых серверов. | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. Презентация самостоятельно созданных творческих работ на свободную тему | 1 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Программные средства
- Текстовый редактор и программа создания презентации;
- Tux Paint —программа для рисования, ориентированная на детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
- компьютерные мозаики;
- конструктор мультфильмов «Мульти-пульти»,
- дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D».
Материально-техническое обеспечение
Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее оборудование:
- персональный компьютер (моноблок),
- мультимедийный проектор,
- принтер,
- сканер,
- магнитная доска.
\
Перечень учебно-методических средств обучения.
Учебно-методическая литература для ученика
1. А.В.Горячев, «Информатика и ИКТ»(Мой инструмент компьютер»). Учебники для 3, 4 класса;
Учебно-методическая литература для учителя
1. А.В.Горячев, «Информатика и ИКТ»(Мой инструмент компьютер»). Учебники для 3, 4 класса;
2. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Конструктор игр. Справочник-практикум для 3,4 класса;
3. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Графический редактор «TUXPAINT” . Справочник-практикум для 3 класса;
4. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Конструктор мультфильмов. Справочник-практикум для школьников 3 класса;
5. А.В.Горячев, Дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D”. Справочник-практикум для школьников 3 класса;
6. единая коллекция образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Юные инспектора дорожного движения»
ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ«Юные инспектора дорожного движения»...
Программа внеурочной деятельности обучающихся технической направленности «Начальное техническое моделирование»
С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в двухлетнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио - и электрифицированными игрушками....
«Программа внеурочной деятельности обучающихся»
Тематические планирование курса "Доброе дело" 1 класс. 33часа...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...