Программа внеурочной деятельности обучающихся «Юные инспектора дорожного движения»
рабочая программа на тему

Квашина Елена Васильевна

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Юные инспектора дорожного движения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yuid_kvashina.docx50.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 6

РЕКОМЕНДОВАНА

к исполнению на заседании

кафедры  учителей

гуманитарного цикла предметов

Протокол  №   1

от  30 августа 2017 г

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол  №1  

от 30 августа 2017 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________Каверин В.В.

Приказ  №

от 30 августа 2017 г

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Юные инспектора дорожного движения»

Направление: социально-педагогическое

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Составитель:

Квашина Е. В.,

учитель начальных классов,  I КК

2017

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Первый год обучения

Наименование раздела

Всего часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

1

Введение

1

Фронтальная работа,

групповая работа,

парная работа,

индивидуальная работа, игра, конкурс, выставка, эстафеты, экскурсии, участие  в  городских  программах.

Прослушивание.
Ответы на вопросы

2

Улица  полна  неожиданностей

7

Прослушивание, просмотр презентации, ответы на вопросы,

наблюдение за расположением близлежащих улиц, разработка схемы

3

Дорожная  азбука

8

Прослушивание, просмотр презентации, видеофильмов, ответы на вопросы, игра, рисование дорожных знаков, работа в группах.

4

Мы  пассажиры

6

Прослушивание, просмотр презентации, ответы на вопросы, творческая деятельность.

5

Это  должны  знать  все

6

Прослушивание, просмотр презентации, ответы на вопросы, игра, работа в группах.

6

Наш  верный  друг

4

Прослушивание, просмотр презентации, ответы на вопросы, игра.

7

Тестирование  по  итогам  программы

1

Работа с тестами

Второй год обучения

Наименование раздела

Всего часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

1

Ориентировка в окружающем мире

24

Фронтальная работа,

групповая работа,

парная работа,

индивидуальная работа, игра, конкурс, выставка, эстафеты, экскурсии, участие  в  городских  программах.

Пересказывать и понимать  тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.    

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Проводить групповые  наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

2

Ты – пешеход

6

3

Ты – пассажир

4

Третий год обучения

Наименование раздела

Всего часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

1

Ориентировка в окружающем мире

10

Фронтальная работа,

групповая работа,

парная работа,

индивидуальная работа, игра, конкурс, выставка, эстафеты, экскурсии, участие  в  городских  программах.

Пересказывать и понимать  тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.    

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Проводить групповые  наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

2

Ты – пешеход

21

3

Ты – пассажир

3

Четвертый год обучения

Наименование разделов

Всего часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

1

Вводное занятие.

1

Фронтальная работа,

групповая работа,

парная работа,

индивидуальная работа, игра, конкурс, выставка, эстафеты, экскурсии, участие  в  городских  программах

Фронтальная работа,

групповая работа,

парная работа,

индивидуальная работа, игра, конкурс, выставка, эстафеты, экскурсии, участие  в  городских  программах,

проекты.

Пересказывать и понимать  тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.    

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

2

Ориентировка в окружающем мире

10

3

Ты – пешеход

16

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. 

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ  по итогам практического занятия (тренинга).

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

4

Ты – пассажир

7

Проводить групповые  наблюдения во время практических занятий.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

  1. Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

Тема

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Вводное занятие

3. 10.17

Улица  полна  неожиданностей

2

Зачем  нужно  знать  правила  дорожного  движения?

10. 10.17

3

Безопасность  на  улице

17. 10.17

4

 Экскурсия «Наш  город,  где  мы  живем»

24. 10.17

5

Викторина «Азбука  безопасности»

07. 11.17

6

«Безопасный  путь : Дом-школа-дом»  разработка  схемы

14. 11.17

7

Школа  безопасности

Игра «Знающий  пешеход»

21. 11.17

8

Движение  пешеходов  и  машин

Экскурсия «Я – пешеход»

28. 11.17

Дорожная  азбука

9

Улица .Тротуар .Проезжая  часть.

Игровая  программа «Правильное  движение»

5. 12.17

10

 Дисциплина  на  улице - залог  безопасного  движения

Игра-путешествие «Зеленая  волна»

12. 12.17

11

Где и  как  надо  переходить дорогу?  

19. 12.17

12

Перекресток  и  его  виды

Игра «Перекресток»

26.12.17

13

Дорожные  знаки

Игра «Найди  пару»

16. 01.18

14

Дорожная  разметка  и  её  предназначение

23. 01.18

15

 Информационные  знаки. Знаки  сервиса.

Игра «Иду  по  дорожке»

30. 01.18

16

 Конкурс  рисунков «Правила  дорожного  движения - наши  верные  друзья»

6. 02.18

Мы  пассажиры

17

Виды  транспорта (наземный, водный, воздушный)

Викторина  «Мы  за  безопасность  на  дорогах»

20. 02.18

18

Правила  поведения  в  общественном  транспорте

27. 03.18

19

Обязанности  водителей, пешеходов  и  пассажиров

Правила  пользования  транспортом

6. 03.18

20

Это  должны  знать  все

21

Правила  движения  в  колонне

13. 03.18

22

Где  можно  играть?

20. 03.18

23

«Мы – пассажиры»  игра  

Пешеходный  переход, виды  и  назначение

Игра «Пешеходный  переход»

3. 04.18

24

25

«Учимся  соблюдать  правила  дорожного  движения» занятие - викторина

10. 04.18

Наш  верный  друг

26

Светофор  и  его  сигналы

Игра «Сигналы  светофора»

17. 04.18

27

Сигналы  регулирования  дорожного  движения

24.04.18

28

Изучение  и  тренировка  в  подаче  сигналов  регулировщика

Игра «Регулировщик»

8. 05.18

29

Тестирование  по  итогам  программы

15. 05.18

30

Обобщающее занятие « ПДД и дети»

22.05.18

Второй год обучения

Тема

Дата

Примечание

По плану

По факту

Ориентировка в окружающем мире 24 ч

1

Повторение правил ДД по материалам 1 класса

2,

3,

4

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

5,

6,

7

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

8

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

9,

10,

11

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

12

Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»

13

14

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

15

Творческая работа «Улицы моего города»

16

17

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

18

19

20

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей?

21

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

22

23

Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)

Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос

24

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

Ты – пешеход 6 ч

25

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».

26

27

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Рисуем дорожные знаки

28

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

29

Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

30

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

Ты – пассажир 4 ч

31

32

Пассажиром быть не просто.

33

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

34

Тест «Какой ты пассажир?»

Третий год обучения

Тема

Дата

Примечание

По плану

По факту

Ориентировка в окружающем мире 10 ч

1

Повторение правил ДД по материалам 2 класса

2

3

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение)

4

5

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки).

6

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

7

8

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход, обгон, разворот), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.

9

Встреча с инспектором ГИБДД

10

Игра «Аукцион знаний»

Ты – пешеход 21 ч

11

12

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»).

13

14

Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги

15

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.

16

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой).

17

Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»

18

Проектная работа «Виды перекрёстков»

19

20

Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора.

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.

21

Викторина «В гостях у Светофорчика».

22

23

Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.

24

25

Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».

26

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков).

27

Правила движения в темное время суток.

28

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума».

29

Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено».

Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».

30

Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

31

Праздник «Дорожный переполох»

Ты – пассажир 3 ч

32

Правила выхода из транспортного средства на проезжую часть

33

Экскурсия «Дорожные знаки»

34

Тест «Дорожная азбука»

Четвертый год обучения

Тема

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 

Ориентировка в окружающем мире 10 ч

2,

3

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

4,

5

Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

6,

7

Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами.

8

Творческая работа «Мой друг велосипед»

9

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

10

11

Проект «Транспорт будущего».

Ты – пешеход 16 ч

12

13

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога (обобщение знаний).

14

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной

15

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

16

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

17

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

18

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

19

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

20

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

21

22

Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы.

23

КВН «Азбука безопасности»

24

25

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Целевая прогулка

25

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

26

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

27

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

Ты – пассажир 7ч

28

Правила перевозки людей в грузовом автомобиле.

29

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.

30

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

31

«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП»

32

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

33

34

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»

Пояснительная записка           Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общ...

01. Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Движение - жизнь»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaСовременное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, о...

Статья "Интегрирование программ внеурочной деятельности в мероприятия, проводимые Российским Движением Школьников"

Статья о том, что в современное образование необходимо включать внеурочную работу  и как совмещать эту деятельность с разными движениями существующими в РФ, на примере РДШ....

Программа внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Название программыПрограмма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Добрая дорога детства»Цель программыСоздание условий  для формирования у школьников навыков без...

Программа внеурочной деятельности по БДД "Знатоки дорожной азбуки"

Данная рабочая программа составлена на основе требований компонента федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4классов...

Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»

Программа деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения «СВЕТОФОР»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по изучению правил дорожного движения в 3-4 классах

Предлагаю рабочую программу по внеурочной деятельности "Перекрёсток" по изучению правил дорожного движения в 3-4 классах....