Формирование навыков информационной безопасности у младших школьников
статья по информатике (3 класс)
Обеспечение информационной безопасности младших школьников должна стать одним из первоочередных направлений работы современной школы. Советы родителям по безопасности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_informatsionnoy_bezopasnosti_u_mladshih_shkolnikov.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков информационной безопасности у младших школьников
(1 слайд)
В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды.
Но, несмотря на глобальное значение Интернета у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети.
(2 слайд)
Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи, с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.
(3 слайд)
- Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования.
- Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия.
- Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной - безопасности школьников
(4 слайд)
Для выяснения информации о количестве проводимого времени учащимися за компьютером в сети Интернет, ребятам 3 классов были предложены следующие вопросы:
- 1. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в будние дни?
- 2. Сколько времени вы проводите в сети Интернет в выходные дни?
- 3. Сколько времени в сети Интернет проводят ваши родители?
(5 слайд)
Из этого опроса выяснили, что 1/3 опрошенных ребят проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 2/3 ребят от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений в онлайн увеличивается в разы. И лишь четверо ребят, из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют. Родители пользуются Интернетом значительно умереннее, чем дети. Треть взрослых в будни и каждый четвертый в выходные меньше часа находятся в онлайн. Большинство подростков пользуются своими компьютерами, ноутбуками, сотовыми телефонами.
(6 слайд)
- Среди взрослых этот вариант также популярен, как и семейный компьютер или ноутбук, мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у родителей, так же, как и выход в Интернет через игровые приставки и телевизоры.
- Учитывая только мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок.
- Причем дети зачастую находятся в онлайн прямо на уроках, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает ученика от усвоения программы на уроке. Многие школьники испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения.
(7 слайд)
Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.
Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Согласно устному опросу 9 из 10 детей сталкивались с порнографией в сети.
(8 слайд)
- Из многих факторов риска наибольшую опасность школьникам приносят современные компьютерные игры, предназначенные для детей и подростков, которые наводнены монстрами, палачами, скелетами, привидениями, чудовищами, людоедами и т.д.
- При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти.
- Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр школьники имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр.
(9 слайд)
- Ребенок приобщается к реалиям криминального мира. Иные игры фактически предполагают многократную имитацию самоубийства в сюжетах со смертельными трюками на гоночных автомобилях, мотоциклах, самолетах. Под влиянием страшных образов дети начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться в комнате без взрослых.
- Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества. Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых школьников появляются признаки компьютерной наркомании.
(10 слайд)
- Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. Ухудшается успеваемость. Спорт, искусство занимают в их жизни последнее место. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка». Но старшеклассники не только играют в игры, еще используют сеть Интернет для поиска различных познавательных материалов развивающего и научного характера для подготовки домашнего задания или общего развития.
- С одной стороны это хорошо, что школьники постоянно обращаются к Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности для подростка в глобальной сети Интернет, которая таит в себе чрезвычайную опасность. И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих.
(11 слайд)
В книге Заряны и Нины Некрасовых
«Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» написано:
- «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».
- Взрослым необходимо понять, что проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку интересно все. Он заходит на любые сайты, открывает разные «окна», слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Родителя можно установить защиту на выход детей в интернет.
(12 слайд)
В связи с этим в обществе, ставится задача формирования у школьников умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности. Особая роль в решении данной задачи отводится учителям всех предметов, а не только информатики. На сегодняшний день требуются в школы такие учителя, которые имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ.
(13 слайд)
Каждый учитель должен знать:
- 1) негативные формы и способы воздействия ИКТ;
- 2) методы защиты;
- 3) правила и нормы сетевого этикета;
- 4) виды отклоняющегося, зависимого поведения школьников;
- 5) методы работы по их предупреждению и устранению
(14 слайд)
- Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ.
- Для этого необходимо проводить инструктажи по доступу к образовательным ресурсам Интернет, разрабатывать методические пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса», проводить лектории для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам.
(15 слайд)
Советы родителям по безопасности детей:
1. Создайте список домашних правил посещения сети Интернет при участии детей и требуйте безусловного его выполнения;
2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате;
3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
4. Используйте средства блокирования нежелательного контента;
5. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет;
6. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, не отвечать на нежелательные письма;
7. Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
8. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;
9. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
10. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
11. Установить на компьютеры детей выход в сеть на запрещенные сайты.
(16 слайд)
Заключение
- Комплексное решение проблемы информационной безопасности со стороны семьи и школы позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку.
- Поэтому обеспечение информационной безопасности младших школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.
В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...
Статья. Основы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Основы формирования навыков здорового образа жизни млад...
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы рационального питания
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Организ...
Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива
Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива...
Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"
Проект направленный на создание условий для организации эффективного социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...
Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников
Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников...