Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивационный этап. | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы готовы к уроку?
- Итак, начнем наш урок. Сегодня нас ждет большая работа. Чтобы справиться с ней, вы должны быть внимательными и активными, проявлять старание. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. - Здравствуйте. - Да.
| Личностные: -смыслообразование, - самоопределение.
|
II. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
| - Сначала вы разобьетесь на три группы. Каждая группа получит задание. Вам нужно определить отличительные признаки объектов и дать название этому свойству. Дети получают раздаточный материал (Приложение 1) и готовятся к ответу.
| Ответы групп: 1 – у нас круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Отличительное свойство – форма. 2 – у нас черный, синий, голубой, красный, зеленый, оранжевый прямоугольники. Отличительное свойство – цвет. 3 – у нас треугольники разного размера от совсем маленького до большого. Отличительное свойство – размер.
| Коммуникативные: - умение кратко формулировать мысль, - умение работать в группе сообща. Предметные: - закрепление понятий: объекты, свойства объектов, характеристика объекта. Личностные: - саморегуляция. |
III . Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
| - Дома вы тоже определяли свойства объектов. А теперь проверим, как вы с этим справились. - Кто сможет перечислить значение свойства «Форма ножки» для разных грибов?(Спрашивает одного ученика). - Хорошо, а теперь давайте кто-нибудь прочитает, какой цвет шляпки у разных грибов? (Спрашивает другого ученика). - Какое свойство нам осталось проверить? (Спрашивает третьего ученика). - Прочитай нам значение этого свойства у каждого гриба. - Молодцы, вы хорошо справились с заданием. - Как вы думаете, может ли кому-нибудь понадобиться только одно свойство или два? - А как вы думаете, можно ли эту же информацию записать в другом виде, чтобы мы могли сразу прочитать те свойства, которые нам нужны? - Давайте вместе подумаем. |
- У боровика ножка толстая, у мухомора ножка с утолщением в основании, у подберёзовика – длинная тонкая, у бледной поганки ножка с утолщением в основании. - У боровика коричневая шляпка, у мухомора – красная с белым крапинами. Подберёзовик имеет коричневую шляпку, а у бледной поганки шляпка или белая, или зеленоватая. - Мы еще не проверили свойство «съедобность».
- Боровик и подберёзовик съедобны, мухомор ядовит, а бледная поганка очень ядовита.
- Да, например, если кто-нибудь захочет нарисовать гриб, ему не обязательно знать о его съедобности. Дети затрудняются с ответом.
| Коммуникативные: - умение отвечать на поставленный вопрос, - умение формулировать свои мысли. Регулятивные УУД - принятие и сохранение учебной задачи; - определение цели урока. Личностные: - самоопределение к деятельности.
|
IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
| Чтобы решить данную задачу, нам необходимо выполнить следующее: 1. Составить списки из имеющейся информации. 2. Представить информацию в новом виде. 3. Выполнить работу с учебником. 4. Выполнить работу за компьютером. - Чтобы вам было легче работать на уроке, я раздам вам план урока (Приложение 2). После выполнения каждого этапа раскрашивайте личико в определенный цвет, в зависимости от того, как вы справились с заданием: * легко – зеленый, * справился, но было сложно – синий, * сделал ошибки или потребовалась помощь – красный, * не справился – желтый. - Давайте на доске запишем в первый столбик все значения класса грибов, во второй – значения свойства «Цвет шляпки», в другой столбик – значение свойства «Форма ножки» и в следующий – «Съедобность».
- Что нужно сделать, чтобы наша запись была всем понятна? - Вы догадались, как называется новая форма записи, с которой мы сегодня познакомимся? - Давайте сформулируем тему урока. - Раскрасьте личико на листе. |
На интерактивной доске выводится пустая таблица. Дети по очереди записывают по свойству.
|
|
|
| боровик | коричне-вый | толстая | съедобный | мухомор | красный с белыми крапинами | утолщение в основании | ядовитый | подберёзо-вик | коричне-вый | длинная тонкая | съедобный | бледная поганка | белый или зеленова-тый | утолщение в основании | очень ядовитый |
- Надо сверху записать названия свойств.
- Да, это таблица.
- Тема урока: « Таблица».
Дети раскрашивает личико в нужный цвет. | Коммуникативные: - умение слушать, - умение формулировать свои мысли.
Личностные : -формулирование собственного мнения (позиции).
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. |
V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. | - Теперь откройте учебник на стр.39. Посмотрите, как будет выглядеть запись. - Информацию о свойствах одного класса удобно записывать в таком виде. - Из чего состоит таблица? Найдите информацию на этой же странице. - Сколько строк в таблице «Грибы»? - Какая строка отличается от остальных? - В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного объекта. - Информация о каком объекте записана в последней строке таблицы? - Что образует пересечение строки и столбца? Найдите в учебнике. - Сколько ячеек во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком? - Рассмотрим таблицу «Пять самых крупных зверей» на стр. 39. – В какой колонке записана информация о массе зверей? — На рисунке показано, как в таблице найти ответ на вопрос: «Где рождается детёныш самого крупного зверя?». Найдите в таблице информацию о том, где рождается детёныш самого маленького из этих зверей. | Дети смотрят.
- Таблица состоит из строк и столбцов.
- В таблице 5 строк.
- Первая строка имеет отличие.
-В последней строке таблицы записана информация о бледной поганке.
- Пересечение строки и столбца – ячейка.
- Во втором столбце 4 ячейки.
- Эта информация записана в третьей колонке.
- В колонке «Масса» этой таблицы самое маленькое число – 2. Это масса морского слона, значит, он самый маленький из зверей, записанных в таблице. Его детёныш рождается на пляже.
| Предметные : - умение работать с таблицей.
Регулятивные: - контроль своей деятельности.
Коммуникативные: - умение отвечать на поставленные вопросы.
|
VI. Первичное закрепление нового знания. | - Обратимся к номеру 41 на стр. 40. Рассмотрите изображение. - Как можно назвать класс объектов? - Какие свойства есть у каждой связки шаров? - Теперь посмотрим задание b. - Какие свойства «число шаров» и «форма шаров» имеет связка 1? - Поставьте 1 под подходящей связкой. Таким же образом выполните задание. - Какое свойство вы не использовали? |
- Здесь изображен класс – Связки воздушных шаров. - Они имеют свойства: число шаров, цвет шаров, форма шаров.
- В 1 связке 3 шара и они продолговатой формы.
- Мы не использовали свойство «Цвет шаров». | Предметные : - формирование навыков работы с таблицей, - закрепление навыков работы с объектами. Личностные: - развитие логического мышления и памяти. Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленные вопросы. Предметные: - развитие умения работы с таблицей, - закрепление умения работать со свойствами объектов. |
VII . Самостоятельная работа и проверка по эталону. | – А теперь выполните задание с самостоятельно. После выполнения несколько детей читают свои варианты выполнения.
- Дома вам нужно будет также поработать с таблицей. Откройте дневники и запишите задание 44. на стр. 43. Давайте посмотрим на него. - Как можно озаглавить первый столбец? - Есть ли вопросы по заданию? Если есть вопросы, учитель отвечает на них. | Дети могут по-разному выполнить задание. Название класса 1: Связки из 2-х шаров Элементы класса 1: связки шаров №3 и №4. Название класса 2: Связки из 3-х шаров Элементы класса 2: связки шаров №1 и №2. Название класса 1: Связки из круглых шаров Элементы класса 1: связки шаров №2 и №3. Название класса 2: Связки из продолговатых шаров. Элементы класса 2: связки шаров №1 и №4. Название класса 1: Связки из желтых шаров Элементы класса 1: связки шаров №3 и №4. Название класса 2: Связки из желтых шаров Элементы класса 2: связки шаров №1 и №2.
Дети предлагают варианты и приходят к выводу, что это «материал». | Личностные : - развитие мышления.
Коммуникативные: - умение высказывать и аргументировать свои мысли, - умение приходить к выводу на основе размышлений, - умение задавать вопросы.
Регулятивные: - умение принимать задачу, - выполнять поставленные задачи. Предметные: - развитие умения работы с таблицей, - закрепление умения работать со свойствами объектов. |
VIII. Включение в систему знаний и умений. | - А сейчас обратимся к заданию 42. на стр. 41. - Вам надо определите истинность высказываний. После выполнения задания дети меняются работами и проверяют друг друга.
- Кто-нибудь прочитает, что должно было получиться. - Поднимите руки, у кого не было ошибок. 1 ошибка, 2, 3,4. - Раскрасьте личико. - А теперь рассаживайтесь за компьютеры. Пока компьютеры включаются, мы сделаем упражнение для глаз. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. - Теперь откройте задание 43 на стр. 43 учебника и выполните его в программе «В магазине». Вам нужно раскрасить вещи и разложить их по полкам. Для того чтобы определить, на какую полку надо положить вещь, необходимо знать её размер и цвет. Размер дан на рисунке — на ярлыке, а цвет берётся из таблицы. Например, в строке названа красная блузка 32-го размера. На рисунке одна блузка 32-го размера; значит, она красная и её кладут на правую верхнюю полку. - У кого получилось выполнить задание? - Раскрасьте третье личико. |
Выполнение работы: Все объекты на рисунке — элементы класса «Одноэтажные дома » – ложь. Некоторые объекты на рисунке принадлежат классу «Одноэтажные дома» – истина. Некоторые объекты на рисунке — элементы класса «Деревянные дома» – истина. Один объект на рисунке принадлежит одновременно двум классам — «Двухэтажные дома » и «Деревянные дома» – истина. - Ученик читает.
Дети выполняют работу за компьютером.
Дети поднимают руку. | Предметные: - развитие умения работы с таблицей, - закрепление умения работать со свойствами объектов, - развитие умения работы за компьютером. Личностные: - умение работать со своим партнером, - снятие эмоционального и физического напряжения. Регулятивные: - умение принимать и выполнять поставленную задачу. |
IX. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | - Теперь посмотрите на свой лист и продолжите высказывания: Сегодня на уроке я (мне)… - научился … - было интересно …
- было трудно …
- больше всего понравилось …
Учитель комментирует работу учащихся и выставляет оценки. | Дети высказываются. Например:
Сегодня на уроке я научился работать с таблицами. Сегодня на уроке мне было интересно определять свойства предметов. Сегодня на уроке было трудно распределить шары по группам. Сегодня на уроке мне понравилось выполнять задание за компьютером. | Личностные: - развитие самооценки.
Регулятивные: - оценивание собственной деятельности, - принятие оценки учителя.
|