ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
рабочая программа на тему
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Начальная школа 21 века». Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektnaya_deyatelnost.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 103»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол от _______________ № ________ | УТВЕРЖДЕНО приказ от _________________ № _______ директор ________________И. А. Громова |
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
СОСТАВИТЕЛИ: Руководитель МО, учителей начальных классов Цветкова Н.Ю. |
Новосибирск, 2016 г.
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № ____ от ___________________
Руководитель МО
________________ Цветкова Н.Ю.
- Пояснительная записка
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающихся творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- выдвижение гипотез;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала для эксперимента;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Начальная школа 21 века». Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе; (вариативный курс)
- дискуссии, беседы.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
- Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Актуальность.
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения обучающихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательной деятельности, ориентированного на развитие обучающихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательной деятельности.
Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом..
Педагоги могут использовать рабочую тетрадь во внеурочной деятельности, а родители-консультанты - во время создания проекта.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 7 - 11 лет.
Курс включает 135 часов с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют обучающимся создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
2. Ценностные ориентиры содержания программы
Курс внеурочной деятельности включает 135 часов с 1-4 классы и резервные занятия «Советы Мудрого дельфина». Из них - в 1 классе 33ч.(1 ч.- в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч. (1 ч. - в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
- Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор обучающимися. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает обучающимися, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Обучающиеся сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, организуются следующие мероприятия:
• выставки творческих работ обучающихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
• работать в коллективе, группе;
• презентовать работу общественности.
4.Планируемые результаты
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
1 класс
\
Формируемые УУД:
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать свою семью, к своих родственников, любовь к родителям.
3. Освоить роли обучающегося ; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий, во внеурочной деятельности под руководством учителя.
3. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в тетради: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в разнообразной литературе.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
Ожидаемый результат освоения программы 1 класса:
Обучающийся будет знать:
• основы проведения исследовательской работы;
• что такое мини – проект и творческий проект;
• методы исследования: наблюдение, опыт;
• способы поиска необходимой для исследования информации;
• правила сотрудничества в процессе исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
2 класс
Формируемые УУД:
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать свою семью, к своих родственников, любовь к родителям.
3. Освоить роли обучающегося; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Определять цель выполнения заданий, во внеурочной деятельности под руководством учителя.
3.Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в тетради: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в разнообразной литературе.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
Ожидаемый результат освоения программы 2 класса:
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;
• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
3класс
Формируемые УУД:
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать свою семью, к своих родственников, любовь к родителям.
3. Освоить роли обучающегося; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий, во внеурочной деятельности под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности под
руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в тетради: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в разнообразной литературе.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
Ожидаемый результат освоения программы 3 класса:
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;
• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
4класс
Формируемые УУД:
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать свою семью, к своих родственников, любовь к родителям.
3. Освоить роли обучающегося; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий, во внеурочной деятельности под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в тетради: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в разнообразной литературе.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
Ожидаемый результат освоения программы 4 класса:
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
делать выводы и умозаключения;
• указывать пути дальнейшего изучения объекта;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
• реализовывать право на свободный выбор.
- Учебно-тематический план
1 класс
№ задания | Тема | Кол-во часов |
1 | Кто я? Моя семья. | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | 1 |
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
6 | Проблема. | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
8 | Гипотеза. Предположение. | 1 |
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | 1 |
10 | Цель проекта. | 1 |
11 | Задача проекта. | 1 |
12 | Выбор нужной информации. | 1 |
13 | Интересные люди - твои помощники. | 1 |
14 | Продукт проекта. | 1 |
15 | Виды продукта. Макет. | 1 |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | 1 |
17-18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 2 |
19-20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 2 |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 |
22-23 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. | 2 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 |
25-26 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 2 |
27 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
28 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 |
29 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 |
30 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. | 1 |
31 | Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта. | 1 |
32-33 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. | 2 |
34 | Твои советы им. Коллективный проект. Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 |
Учебно-тематический план
2 класс (34 часов)
№п/п | Тема занятия | Кол-во |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты-проектант. Твое знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твое знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 |
9 | Цель проекта. | 1 |
10 | Задачи проекта. | 1 |
11 | Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «энциклопедия», «интернет», «книги, газеты, журналы». | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Понятия «макет», «поделка». | 1 |
15 | Играем в учёных. Это интересно. | 1 |
16 | Тест. | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение). | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Знакомство с понятием «презентация». | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | 1 |
20-21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 2 |
22-23 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией. | 2 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | 1 |
25 | Тест «Добрые советы проектанту от мудрого дельфина». | 1 |
26-27 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 2 |
28 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | 1 |
29 | Играем в ученых. Это интересно. | 1 |
30 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | 1 |
31 | Памятка жюри конкурса. | 1 |
32 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 1 |
33 | Самоанализ - рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 |
34 | Играем в ученых. Это интересно. Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Советы на лето. | 1 |
Учебно-тематический план
3 класс (34 часов)
№п/п | Тема занятия | Кол-во |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 |
4-5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. | 2 |
6-7 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. | 2 |
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. | 1 |
9-10 | Практическая работа. Создание мини-постера. | 2 |
11-13 | Изучение и освоение возможностей программы Microsoft Power Point. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. | 3 |
14-16 | Программа Microsoft Power Point. Анимации. Настройка анимации. | 3 |
17-19 | Программа Microsoft Power Point. Дизайн. | 3 |
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографией на слайдах. | 2 |
22-23 | Требования к компьютерной презентации. | 2 |
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой Microsoft Power Point. | 2 |
26-28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 3 |
29-30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 2 |
31 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 |
33 | Пожелания будущим проектантам. | 1 |
34 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.Советы на лето от мудрого дельфина. | 1 |
Учебно-тематический план
4 класс (34 часов)
№п/п | Тема занятия | Кол-во |
1-2 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 |
3-4 | Методы исследования. | 2 |
5-6 | Наблюдение и наблюдательность. | 2 |
7 | Совершенствование техники экспериментирования. | 1 |
8 | Интуиция и создание гипотез. | 1 |
9-10 | Правильное мышление и логика. | 2 |
11-12 | Искусство делать сообщения. | 2 |
13 | Искусство задавать вопросы и отвечать на вопросы. | 1 |
14 | Семинар: «Как готовиться к защите проекта». | 1 |
15 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. | 1 |
16-18 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. | 3 |
19-20 | Коллективная игра-расследование. | 2 |
21-27 | Индивидуальные консультации по проведению самостоятельных исследований. | 7 |
28 | Семинар. | 1 |
29-30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов. | 2 |
31-32 | Подготовка собственных работ к защите. Индивидуальные проекты. | 2 |
33-34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов. | 2 |
6. Мониторинг по формированию Универсальных Учебных Действий (Приложение)
7. Описание методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2012г.).
Для обучающегося:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем: Рабочая тетрадь 1 класс, 2 класс 2 части, 3 класс 2 части,4 класс 2 части (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2013г.)
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы:
3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http: / / all- ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Материально-техническое оборудование.
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов.
8. Список литературы
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 класса - М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)
9. Приложения
Мониторинг по формированию Универсальных Учебных Действий
______________________________________________________________
№ | Универсальные Учебные Действия | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | Итог | 1 | 2 | 3 | Итог | 1 | 2 | 3 | Итог | 1 | 2 | 3 | Итог | ||
Познавательные УУД | |||||||||||||||||
1. | Подготовка дополнительной литературы к урокам всегда | ||||||||||||||||
редко | |||||||||||||||||
никогда | |||||||||||||||||
2. | Проявление познавательного интереса часто | ||||||||||||||||
редко | |||||||||||||||||
почти никогда | |||||||||||||||||
Регулятивные (организационные) УУД | |||||||||||||||||
3. | Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке всегда | ||||||||||||||||
иногда | |||||||||||||||||
редко | |||||||||||||||||
4. | Самостоятельность в учебной деятельности всегда самостоятелен | ||||||||||||||||
нуждается в помощи | |||||||||||||||||
5. | Понимание смысла учебной деятельности формирует цель | ||||||||||||||||
формирует цель с помощью учителя | |||||||||||||||||
не умеет формировать цель | |||||||||||||||||
Личностные УУД | |||||||||||||||||
6. | Отношение к учебе в целом положительное | ||||||||||||||||
негативное | |||||||||||||||||
7. | Темп работы на уроке опережает темп работы с класса с высоким качеством | ||||||||||||||||
опережает темп с работы с недостаточным качеством | |||||||||||||||||
соответствует темпу класса | |||||||||||||||||
отстает от темпа класса | |||||||||||||||||
8. | Оформление работ по всем требованиям | ||||||||||||||||
требования частично нарушены | |||||||||||||||||
аккуратно | |||||||||||||||||
грязно | |||||||||||||||||
9. | Домашние задания выполнялись всегда | ||||||||||||||||
иногда не выполнялись | |||||||||||||||||
Коммуникативные УУД | |||||||||||||||||
10. | Участие в работе класса на уроке постоянное | ||||||||||||||||
частое | |||||||||||||||||
редкое | |||||||||||||||||
11. | Взаимоотношения с товарищами положительные | ||||||||||||||||
безразличные | |||||||||||||||||
негативные | |||||||||||||||||
12. | Соблюдение норм и правил поведения удовлетворительное | ||||||||||||||||
неудовлетворительное | |||||||||||||||||
13. | метапредметные навыки усвоены на высоком уровне | ||||||||||||||||
на среднем уровне | |||||||||||||||||
на низком уровне | |||||||||||||||||
С результатами ознакомлен: (подпись родителей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»
Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Общеинтеллектуальное направление...