Бинарный урок ИЗО и информатики по теме «Создание поздравительной открытки к 8 Марта»
статья по информатике (4 класс) по теме

Андреева Валентина Юрьевна

Описание бинарного урока ИЗО и информатики «Создание поздравительной открытки к 8 Марта», реализующего метапредметные связи в соответствии с ФГОС.

Опыт работы показал, что результатом проведения в системе бинарных уроков ИЗО и информатики является лучшее освоение детьми образовательной программы начального общего образования, так как, у учащихся повышается учебная мотивация, формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию. А использование компьютерных технологий учителем на практике, помогает создать свой неповторимый стиль в работе, сделать уроки интересными, творческими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Валентина Юрьевна,

Учитель информатики высшей категории,

НОЧУ г. Москвы «Первая Московская гимназия»,

andreeva@gymnasia.ru

Жданова Галина Анатольевна,

учитель изобразительного искусства высшей категории,

НОЧУ г. Москвы «Первая Московская гимназия»,

gdanova@gymnasia.ru

 

Проведение бинарных уроков ИЗО и ИКТ в начальной школе как инструмент реализации ФГОС

Аннотация к статье

Описание бинарного урока ИЗО и информатики «Создание поздравительной открытки к 8 Марта», реализующего метапредметные связи в соответствии с ФГОС.

Опыт работы показал, что результатом проведения в системе бинарных уроков ИЗО и информатики является лучшее освоение детьми образовательной программы начального общего образования, так как, у учащихся повышается учебная мотивация, формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию. А использование компьютерных технологий учителем на практике, помогает создать свой неповторимый стиль в работе, сделать уроки интересными, творческими.

Список ключевых слов

Бинарный урок ИЗО и информатики и ИКТ, реализация ФГОС в начальной школе, метапредметные связи, поздравительная открытка

ИЗО и информатика и ИКТ – два предмета, побуждающих к творчеству. На этих уроках школьники могут рисовать, творить, используя разные методы. Мы уже давно проводим бинарные уроки «ИЗО + ИКТ» в разных классах гимназии, нами накоплен опыт проведения таких уроков, которым мы хотим поделиться с коллегами.

Бинарные уроки «ИЗО + ИКТ» полностью удовлетворяют требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, предъявляемым сейчас ФГОС школьному образованию. Хотим вместо вступления к нашей статье привести в сокращении выдержку из ФГОС начального образования:

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  6. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  7. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог.»

Чем нам нравятся подобные уроки? Во-первых, каждый из уроков вызывает интерес у любого, даже самого безразличного к учёбе школьника, во-вторых, каждый ученик ощущает себя художником, и в результате получается много интересных авторских работ, в-третьих, для учителя эти уроки дают толчок в работе, появляется желание творить и дальше, повышает интерес к своей каждодневной работе.

Последний, проведённый нами урок, это урок на тему: «Создание поздравительной открытки для мамы к 8 Марта».

В Первой Московской Гимназии стало уже традицией поздравлять на праздники родителей открытками. Праздник 8 Марта — это отличная возможность для ребёнка сделать приятное маме, выразить ей благодарность и показать свою любовь. Для этого лучше всего подойдёт подарок, сделанный своими руками, и мы решили с детьми подготовить поздравительную открытку. А если эта открытка ещё и будут сделана типографским методом (напечатана на плотной бумаге на цветном принтере) – это просто невероятно здорово. С помощью Microsoft Office Publisher 2013 можно создать именно такие свои собственные эксклюзивные поздравительные открытки. Макеты Microsoft Office Publisher позволяют выбрать оформление, которое подходит для конкретного праздника, добавить индивидуальности — написать свое поздравление, приложить выбранные картинки и фотографии — на каждую страницу открытки.

Наша задумка, следующая: на уроках ИЗО ученики на альбомном листе формата А4 делают рисунок для мамы, затем на уроках информатики и ИКТ дети сканируют свои рисунки, потом этот рисунок ставят на первый лист выбранного шаблона открытки, добавляют ещё картинки на другие страницы открытки, изменяют имеющийся или добавляют свой текст, подписывают открытку.

Для ученика начальной школы подбор шаблона Microsoft Office Publisher 2013, его изменение, настройка размера и параметров печати – дело непосильное. Эту работу делает учитель информатики, причём готовит несколько вариантов шаблонов, для того, чтобы каждый ученик имел выбор.

Уроки проходили в начальной школе с учетом требований ФГОС.

Гимназисты с большой любовью выполняют открытки на уроках изобразительного искусства и ИКТ. В этом году ученики ПМГ разработали новые эскизы открыток к 8 Марта на уроках изобразительного искусства.

Основная мотивация к творческому труду - это поздравить мам и бабушек с праздником, организовать в гимназии выставку. Дети на уроке самостоятельно находили много способов решения проблем творческого и поискового характера. Открытки получились яркие, красочные и интересные по содержанию. Вначале выполнили эскиз простым карандашом, изображая по контуру, прорисовывая каждый элемент, ребенок фантазировал на листе бумаги. На открытках появились мультипликационные герои с букетами весенних цветов, яркие замысловатые восьмерки на фоне весеннего пейзажа, русские матрешки и другие сказочные герои. Детской фантазии нет предела! Ребята раскрасили свои рисунки разным материалом: акварельными и гуашевыми красками, цветными карандашами, пастельными мелками, фломастерами. В своей работе использовали разные техники рисования: по-сырому, набрызг, рисование ватными палочками и другие. На уроке дети познакомились с художниками, которые создают праздничные открытки.

 Учителем изобразительного искусства накоплено много демонстрационного материала, музыкальных фрагментов и игровых тренажёров, которые используются во время уроков.

 Наиболее эффективным способом преподавания является наглядная демонстрация и объяснение изучаемого материала одновременно, - "лучше один раз увидеть, чем много раз услышать (прочитать)".  На уроках ИЗО реализуется этот способ обучения, применяются компьютерные технологии. Создаются яркие слайды легко сменяющиеся друг с другом и оперативно редактируются, используются разнообразные мультипликационные эффекты, видео и аудио-материалы, создаются интерактивные наглядные пособия - все это дает возможность разнообразить формы работы на уроке, вести обучение в интерактивном режиме. При подготовке презентаций к уроку обязательно учитывается содержательная линия урока.

Использование компьютерных технологий учителем на практике, помогает создать свой неповторимый стиль в работе, сделать уроки интересными, творческими. У учащихся повышается учебная мотивация, формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.

На урок информатики и ИКТ ученики пришли со своими рисунками. Первым делом каждый сканировал свой рисунок, затем выбрал макет для себя, из вариантов, подготовленных заранее учителем. Работа над открыткой закипела. Учителю ИКТ на этом уроке скучать не приходится, вопросы от учеников сыплются как из рога изобилия. Макеты открыток подготовлены в программе Microsoft Office Publisher, с которой они ещё не знакомы, но новый тип документа не пугает учеников, так как они знакомы уже с программами Microsoft Word, Power Point, Paint, и видят перед собой на ленте инструментов уже знакомые для них пиктограммы. Такой подход прививает детям мысль, что многие пользовательские программы очень похожи друг на друга и с ними легко работать, дают уверенность в своих силах.

В данной работе ученики отрабатывают и закрепляют умения:

  • Задумывать сюжет своей композиции;
  • Решать композиционные задачи на уроке ИЗО (выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа);
  • Выполнять эскиз рисунка, еле нажимая на карандаш;
  • Подобрать его цветовое решение;
  • Сканировать рисунки с бумажного носителя;
  • Сохранять файл в нужной папке под нужным именем;
  • В Интернете найти, выделить, скопировать и сохранить выбранный рисунок или текст;
  • Работать с графическими объектами (копировать, вставлять, перемещать, изменять размер, поворачивать, обрезать рисунки);
  • Работать с текстами (изменять гарнитуру, размер, цвет шрифта,);
  • Выбирать подходящий вариант выравнивания текста;
  • Добавлять объекты в электронный документ;
  • Развивать этические чувства;
  • Получать реальный результат своей работ

На уроке ИКТ не обошлось без проблем. Оказалось, что не у всех есть рисунки. Это дело поправимое, поставили на первую страницу картинку из Интернета или шаблона. А вот у Саши З. из третьего класса рисунок был, но такой рисунок ему ставить в открытку не хотелось (рисунок 1).

Вот тут-то нам на помощь пришёл наш друг – компьютер. В третьем классе ученики уже знают многие приёмы работы в графическом редакторе Paint. Саша под руководством учителя информатики, исправил свой рисунок. Мальчик сначала, используя инструменты ластик и выделение, убрал с рисунка всё лишнее: грязь, неудачно нарисованные цветы. Затем, нарисовал один цветок, копиями которого задумал обрамить рисунок, скопировал его, копии расставил по контуру нарисованной восьмёрки. Получился рисунок, вполне подходящий на обложку открытки (Рисунок 2). А текст добавил в программе Microsoft Office Publisher 2013, используя экспресс-стили WordArt.

Рисунок 1. Исходный рисунок

Рисунок 2. После обработки на компьютере

Внешний разворот Сашиной открытки показан на Рисунке 3.

Рисунок 3. Внешний разворот Сашиной открытки

После проведения этих уроков мы в очередной раз убедились, что бинарные уроки резко повышают интерес учеников к обоим предметам. Подобные уроки можно проводить также и в 5-7 классах. В средней школе ученики справятся с созданием открытки за один урок ИКТ, а вот в начальной школе под эту работу надо отвести 2 или 3 урока, поскольку работа на компьютере не может длиться в начальной школе дольше 20 минут.

Результат превзошёл все наши ожидания – мы получили много великолепных авторских открыток, которыми хотелось поделиться со всеми, поэтому мы организовали выставку поздравительных открыток в холле гимназии. См. Рис.4 и рис. 5.

Рисунок 4

Рисунок 5

Бинарные уроки ИЗО и ИКТ мы постоянно используем в своей педагогической практике. Некоторые варианты совместной работы на уроках ИЗО и информатики мы хотим предложить. На уроках ИКТ ребята на компьютере подбирали рамочки и оформили свои художественные работы, выполненные на уроках ИЗО, делали самые разнообразные коллажи на основе своих рисунков, создавали поздравительные открытки. Конспект одного из уроков можно посмотреть на сайте издательского дома Первое сентября по адресу http://festival.1september.ru/articles/656904/

.


Список литературы:

  1. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Министерство образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922/file/748/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf (дата обращения: 19.04.2016).
  2. Справка и обучение по Office. Создание поздравительных открыток в Publisher. https://support.office.com/ru-ru/article/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%B2-Publisher-E791B04F-0F61-4FCB-8F86-CDC9A11DB440/ (дата обращения: 19.04.2016).
  3. Нестандартный бинарный урок информатики и изобразительного искусства в 5-м классе. Тема: «Рамка для новогодней открытки». Андреева Валентина Юрьевна, учитель информатики, Жданова Галина Анатольевна, учитель. http://festival.1september.ru/articles/656904/ (дата обращения: 19.04.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (окружающий мир + информатика) 4 класс. Обобщающий урок: «Россия 14 – 16 веков».

Бинарный урок по окружающему миру и информатике в 4 классе. Программа "Школа России"...

Бинарный урок 3 класс информатика +окружающий мир "Наши помошники-органы чувств"

Познакомить детей со способами получения информации человеком....

Бинарный урок. Познание мира + английский язык. Тема : "Космос"

Бинарный урок. Познание мира + английский язык4-Г класс Учитель начальных классов Чебакова Наталья НиколаевнаУчитель английского языка Степаненко Татьяна СергеевнаТема: КОСМОС Space Цель:*со...

Конспект урока по технологии. Тема: "Изготовление поздравительной открытки на 8 марта" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять поздравительную открытку на 8 марта.Планируемые результатыПредметные:знать приемы и последовательность изготовления поздравительной открытки на...

Технологическая карта урока по технологии. Тема "Изготовление поздравительной открытки на 8 марта". УМК "Перспектива" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с возможностями графики, формирование представление о работе художника- графика, развивать графическиеумения и навыки, воспитыва...

Конспект урока ручного труда на тему "Изготовление поздравительной открытки с Днем победы" 4 класс

Конспект урока ручного труда на тему "Изготовление поздравительной открытки с Днем победы" 4 класс...

Создание поздравительной открытки

Создание поздравительной открытки...