Разработка рабочей программы кружка по информатике «Инфознайка» для 3 класса
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Шестакова Галина Павловна

Освоение информационно-коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка рабочей программы кружка по информатике «Инфознайка»

для 3 класса

Пояснительная записка

        Рабочая программа кружка по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)»  Горячев А.В.: - М.: Баласс, 2011(для четырехлетней начальной школы).

Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по информатике и направлено на развитие логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией. Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

Общая характеристика учебного процесса

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Формы работы:

  • фронтальный - подача учебного материала всему коллективу учеников
  • индивидуальный - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп  или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Примерная структура занятия:

  • Организационный момент (1-2 мин)
  • Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (6-8 мин)
  • Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (8-10 мин)
  • Физкультминутка (1-2 мин)
  • Работа за компьютером (10-15 мин)
  • Подведение итогов занятия (3 мин)

Описание ценностных ориентиров содержания технологического компонента

 Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ценностей семьи и общества и их уважение,
  • чувства прекрасного и эстетических чувств,
  • способности к организации своей учебной деятельности,
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Описание места кружка по информатике в учебном расписании

Занятия в кружке проводятся группами по 10-12 человек, общее количество групп – 2. Количество занятий – 1 час в неделю для каждой группы. Общее количество часов для каждой группы – 23 часа.

Срок реализации – 6 месяцев, начало работы кружка – 01.12.2011г., окончание работы – 28.05.2012год.

         Содержание технологического компонента

Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Технологический компонент

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Модуль «Знакомство с компьютером»

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

3

Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

Модуль «Создание рисунков»

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

9

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Сравнивать  панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков).

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)»

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

2

Создавать папки (каталоги). Удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов»

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

9

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологического компонента

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты

Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.  

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • что такое полное имя файла;

уметь

  • создавать папки (каталоги);
  • удалять файлы и папки (каталоги);
  • копировать файлы и папки (каталоги);
  • перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технологический компонент

На компьютере должно быть установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимации, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).

Локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в  информационной среде школы, иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.

В кабинете должны быть установлены как минимум один принтер и планшетный сканер.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».

  1. Программа «Графический редактор TuxPaint»;
  2. А.В.Горячев, Е.М.Островская «Графический редактор TuxPaint» справочник-практикум для школьников. – М.: Баласс, 2015. (образовательная система «Школа 2100»;
  3. Горячев А.В. « Информатика и ИКТ» (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2015
  4. «Программа по информатике и ИКТ (Информационным и коммуникативным технологиям)» Горячев А.В., созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, М.: Баласс, 2011.        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка по информатике

Образовательная система «Школа 2100»

для 3 класса, 23часа в период с 01.12 по 28.05.2012г. (1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Дата

1 группа

Дата

2 группа

Модуль «Знакомство с компьютером» 3 часа

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе.

02.12

07.12

Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол.

09.12

14.12

Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

16.12

21.12

Модуль «Создание рисунков» 9 часов

Компьютерная графика.

23.12

28.12

Примеры графических редакторов.

Панель инструментов графического редактора.

Основные операции при рисовании.

Рисование и стирание точек, линий, фигур.

Сохранение и редактирование рисунков

Рисование, используя изученные операции. Клумба.

Рисование, используя изученные операции. Открытка к Новому году.

Итоговая творческая работа, с использованием освоенных операций.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)» 2 часа

Файлы. Папки

Операции над файлами и папками: создание копирование перемещение удаление файлов и папок.

Модуль «Создание текстов» 9 часов

Компьютерное письмо.

Клавиатурные тренажёры. Примеры клавиатурных тренажёров

Текстовые редакторы. Примеры текстовых редакторов

Правила клавиатурного письма.

 Основные операции при создании текстов.

Оформление текста.

Организация текста

Выравнивание абзацев.

Итоговая творческая работа, с использованием освоенных операций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"

Программа рассчитана для 2 класса.  Требования ФГОС соблюдены. ...

Рабочая программа кружка "Занимательная информатика" для 4 класса

Образовательная программа для учащихся 4 класса «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе подпрограммы формирования ИКТ - компетентности учащихся для реа...

Рабочая программа кружка "Занимательная информатика"

Рабочая программа кружка "Занимательная информатика"...

Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» для 1 класса

Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» для 1  класса составлена  на основе авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» для начала  изучения пропедевт...

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инфознайка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инфознайка" для начальных классов...

Рабочая программа кружка по информатике в 4 классе "Инфознайка"

Рабочая программа кружка «Инфознайка» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности и адресована учащимся 4 класса. Актуальность настоящей д...

Рабочая программа кружка по информатике в 3 классе "Первые шаги в мире информатики"

Рабочая программа кружка «Первые шаги в мире информатики» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности и адресована учащимся 2 классаВ при...