Рабочая программа кружка по информатике в 4 классе "Инфознайка"
рабочая программа по информатике (4 класс)
Рабочая программа кружка «Инфознайка» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности и адресована учащимся 4 класса.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_informatike_infoznayka_4_klass_2018_god.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРУТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Утверждено на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от .08.2018г | «Утверждаю» Директор школы ___________ А.Н.Кочуков Приказ № от .08.2018 г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности кружка
«Инфознайка»
Класс 4
Количество часов: 34
Учебный год: 2018/2019
Составитель: Свисто Наталья Анатольевна, учитель информатики
I квалификационной категории
Крутое
2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Инфознайка» адресована учащимся 4 класса и разработана на основе нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009г. №373.
- Приказа Министерства образования науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009г. №373.
Рабочая программа кружка «Инфознайка» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель данной программы - формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Основные задачи программы:
- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
- помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
- изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
- помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
- развитие умственных и творческих способностей учащихся;
- адаптация ребенка к компьютерной среде;
- овладение основами компьютерной грамотности;
- использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
Данный курс будет носить пропедевтический характер, так как простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, а уже в среднем звене дети могут сосредоточиться на смысловых аспектах изучаемого материала.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи, отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Занятия носят преимущественно практический характер. Дети смогут овладеть элементами компьютерной грамотности, через умение работать с прикладным программным обеспечением. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 9-10 лет. Программа рассчитана на работу в учебном компьютерном классе. Программа данного кружка реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ «Крутовская ОШ».
Данная программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю в течение года. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала, и проведение практических занятий на ПК с целью применения на практике полученных теоретических знаний. Задания подбираются в соответствии с определенными критериями. Задания должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей; заданиям должно быть найдено применение при подготовке документов.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
- ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
- ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы индивидуально или в микро группе на протяжении нескольких занятий
Планируемые результаты реализации программы кружка
«Инфознайка»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника | |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов | |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий | |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства | |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию | |
кодировать и декодировать предложенную информацию | кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия | |
осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия | |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия | |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Выпускник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
- выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
- набирать текст на русском и иностранном языках;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста, использовать автоматический орфографический контроль;
- создавать изображения с помощью графического редактора и сохранять их;
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках, Интернете;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликаций);
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке;
- представлять информацию в различном виде (схемы, таблицы и т.д.);
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору её источника;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку; писать пояснения и тезисы для презентации;
- размещать сообщения в информационной образовательной среде ОО.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Инфознайка» – игры, соревнования, конкурсы, защита проекта.
Способы контроля:
- устный опрос;
- проверка самостоятельной работы;
- игры;
- защита проектов.
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся. Результаты проектных работ помещаются в ученическое портфолио.
Учебно-тематический план
Учебная тема | Количество часов |
Вводное занятие | 1 |
Основы компьютерной грамотности | 5 |
Знакомство с графическим редактором | 8 |
Работа в текстовом редакторе | 10 |
Работа в программе создания презентаций | 8 |
Поиск информации | 2 |
Всего | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. (1 час)
Правила поведения в компьютерном классе. Права и обязанности учащихся кружка. Задачи кружка. Техника безопасности в компьютерном классе и организация рабочего места.
2. Основы компьютерной грамотности (5 часов)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
3.Знакомство с графическим редактором (8 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. Создание проектной работы в графическом редакторе.
4. Работа в текстовом редакторе (10 часов)
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
- Работа в программе создания презентаций (8 часов)
Знакомство с редактором создания презентаций, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперссылки.
6. Поиск информации. (2 часа)
Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Требования к уровню подготовки учащихся | Формирование универсальных учебных действий | Дата проведения |
| ||||
1 | Техника безопасности и охрана труда при работе на ПК. Соблюдение норм личной гигиены | Иметь представление об информации и информатике. Знать и соблюдать ТБ и гигиены в работе со средствами ИКТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места. | Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
| |
II. Раздел. Компьютерная грамотность (5 часов) | ||||
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Программы и документы. | Знать основные устройства компьютера и их функции; выделять программное и аппаратное обеспечение компьютера. | Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
поведение окружающих.
| |
3 | Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Компьютерная помощница - мышь. | Знать элементы рабочего стола. Уметь перемещать объекты оперировать с окнами. | ||
4 | Клавиатура - инструмент писателя. Набор и редактирование текста. | Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение. Уметь набирать слова, используя клавиатуру. | ||
5 | Файлы и папки. Основные правила именования файлов | Создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы | ||
6 | Меню: возможность выбора. Начните работу с нажатия кнопки Пуск. | Иметь представление о структуре главного меню. Уметь запускать и закрывать программы и приложения. | ||
III раздел. Знакомство с графическим редактором Paint (8 часов) | ||||
7 | Компьютерная графика. Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint. | Иметь представление о компьютерной графике: графическом изображении, рисунке. Знать алгоритм запуска графического редактора Paint. Ориентироваться в интерфейсе программы Paint. | Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
| |
8,9 | Использование графических примитивов. Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. | Учащиеся должны уметь пользоваться кнопками на панели инструментов, создавать элементарные рисунки, сохранять и открывать документ. | ||
10 | Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур | |||
11 | Операции со цветом | |||
12 | Вставка графического объекта | |||
13 | Создание рисунка на тему «Природа» | |||
14 | Создание рисунка на тему по выбору | |||
IV раздел. Работа в текстовом редакторе (10 часов) | ||||
15 | Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. | Создавать несложные текстовые документы; выделять, перемещать, удалять фрагменты текста; оформлять текст с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, выравниванию текста; вставлять в текст графический объект | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные
| |
16 | Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. | |||
17 | Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. | |||
18 | Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. | |||
19 | Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | |||
20 | Создание печатного текста: поздравление с праздником. | |||
21 | Вставка картинки в текст. | |||
22 | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. | |||
23 | Печать текста с вставленным графическим объектом. | |||
24 | Открытка к празднику | |||
V раздел. Работа в программе по созданию презентаций (8 часов). | ||||
25 | Знакомство редактором презентаций Power Point | Планировать последовательность событий на заданную тему; подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемой презентации; создавать презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат текст, изображение, анимацию | Личностные
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |
26 | Основные возможности программы PowerPoint | |||
27 | Составление простейшей презентации | |||
28 | Творческий Проект. «Это я» | |||
29 | Добавление в презентацию картинок, арт текстов. | |||
30 | Добавление эффектов анимации в презентацию | |||
31,32 | Творческий проект. «Мой класс» | |||
VI раздел. Поиск информации | ||||
33 | Поиск информации | Способы компьютерного поиска информации: файлов, изображений. | Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные:
| |
34 | Итоговое занятие |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Принтер
- Источник бесперебойного питания
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
- Сканер
- Цифровой фотоаппарат
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
1. Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.)
Литература для педагога
- Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ
- Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.
- Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
Цифровые и информационные ресурсы ( в том числе ресурсы Интернета)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru);
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/);
- Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&subject=19 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены. ...
Рабочая программа кружка "Занимательная информатика" для 4 класса
Образовательная программа для учащихся 4 класса «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе подпрограммы формирования ИКТ - компетентности учащихся для реа...
Рабочая программа кружка "Занимательная информатика"
Рабочая программа кружка "Занимательная информатика"...
Разработка рабочей программы кружка по информатике «Инфознайка» для 3 класса
Освоение информационно-коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых н...
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» для 1 класса
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» для 1 класса составлена на основе авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» для начала изучения пропедевт...
рабочая программа кружка по информатике "Творцы компьютерных шедевров"
кружковая работа...
Рабочая программа кружка по информатике в 3 классе "Первые шаги в мире информатики"
Рабочая программа кружка «Первые шаги в мире информатики» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности и адресована учащимся 2 классаВ при...