Рабочая программа кружка "Занимательная информатика" для 4 класса
рабочая программа (информатика, 4 класс) на тему
Образовательная программа для учащихся 4 класса «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе подпрограммы формирования ИКТ - компетентности учащихся для реализации в рамках внеурочной образовательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Рассчитана на 34 часа (1 год обучения).
Актуальность программы обусловлена возможностью формирования ИКТ - компетентности и всех групп УУД в условиях ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_informatika_2013-2014.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ от ____________ Руководитель МО _______________ | Принята Педагогическим советом Протокол № ____ от _______________ | Согласовано Зам. директора по ВР __________ М.Н. Фисенко | Утверждаю Директор школы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку «Занимательная информатика»
класс - 4
Составитель:
Полонская Е.В.
___________
2013 – 2014 учебный год
х. Маркин
Кружок «Занимательная информатика»
Общеинтеллектуальное направление
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе подпрограммы формирования икт- компетентности учащихся , в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель данной программы - формирования элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Основные задачи программы:
- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
- помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
- изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
- помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
- развитие умственных и творческих способностей учащихся;
- адаптация ребенка к компьютерной среде;
- овладение основами компьютерной грамотности;
- использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 9-10 лет, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа данного кружка реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ СОШ №6.
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Программа кружка построена на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дифференциация;
- дополнительная мотивация через игру;
- доступность, познавательность и наглядность;
- практико-ориентированная направленность;
- психологическая комфортность
Формы и методы работы:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Круглые столы, диспуты, поисковые и научные исследования, проекты.
- Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
Планируемые результаты реализации программы кружка
«Занимательная информатика»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника | |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- Познавательные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов | |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий | |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства | |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию | |
кодировать и декодировать предложенную информацию | кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
- Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия | |
осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия | |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия | |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
- Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков;
- владеть основами компьютерной грамотности;
- использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
- придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проекта.
Способы контроля:
- устный опрос;
- комбинированный опрос;
- проверка самостоятельной работы;
- игры;
- защита проектов
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, марафон, защита проектов.
Результаты проектных работ помещаются в ученическое портфолио.
Материально-техническое обеспечение программы
I. Технические средства обучения:
1) ноутбук;
2) проектор;
3) сетевой принтер;
4) устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса;
5) интерактивная доска.
II. Программные средства:
- Операционная система Windows 7 (стартовая);
Учебно-тематический план (34 ч)
Учебная тема | Количество часов | |
4 «А» | 4 «Б» | |
Основы компьютерной грамотности | 3 | 3 |
Работа в текстовом редакторе MS Word | 10 | 10 |
Работа с графическим редактором MS Paint. | 6 | 8 |
Работа с табличным редактором Excel | 8 | 6 |
Работа в программе MS PowerPoint | 7 | 7 |
Всего | 34 | 34 |
Поурочно-тематическое планирование кружка в 4 «А» классе
Дата | № | Наименование тем занятий |
Основы компьютерной грамотности | ||
02.09.2013 | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях кружка. |
09.09 | 2 | Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника. |
16.09 | 3 | Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). |
Работа в текстовом редакторе MS Word | ||
23.09 | 4 | Создание текстового документа. Способы редактирования текста. |
07.10 | 5 | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. |
14.10 | 6 | Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. |
21.10 | 7 | Проверка орфографии и грамматики. |
28.10 | 8 | Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы). |
11.11 | 9 | Использование элементов рисования (надписи WordArt). |
18.11 | 10 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения». |
25.11 | 11 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста. |
02.12 | 12 | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. |
09.12 | 13 | Создание проекта «Расписание уроков». |
Работа с графическим редактором MS Paint. | ||
16.12 | 14 | Работа с графическим редактором Paint. |
23.12 | 15 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом». |
13.01.2014 | 16 | Редактирование объектов. Обращение цвета. |
20.01 | 17 | Конструирование. |
27.01 | 18 | Создание мини-проекта «Волшебница-зима». |
03.02 | 19 | Создание мини-проекта «Волшебница-зима». |
10.02 | 20 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». |
17.02 | 21 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». |
Работа с табличным редактором Excel | ||
24.02 | 22 | Особенности представления в информации в табличном редактореMS Excel. |
03.03 | 23 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «8 Марта». |
10.03 | 24 | Создание линейных и столбчатых диаграмм. Форматирование. |
17.03 | 25 | Создание круговых диаграмм. Форматирование. |
24.03 | 26 | Использование автоввода данных. Форматирование ячеек. |
07.04 | 27 | Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой». |
Работа в программе MS PowerPoint | ||
14.04 | 28 | Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint. |
21.04 | 29 | Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов. |
28.04 | 30 | Настройка анимации. Дизайн. |
05.05 | 31 | Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint. |
12.05 | 32 | Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint. |
19.05 | 33 | Защита мини-проектов. |
26.05 | 34 | Защита мини-проектов. Заключительное занятие. |
Итого | 34 ч |
Поурочно-тематическое планирование кружка в 4 «Б» классе
Дата | № | Наименование тем занятий |
Основы компьютерной грамотности | ||
06.09.2013 | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях кружка. |
13.09 | 2 | Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника. |
20.09 | 3 | Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). |
Работа в текстовом редакторе MS Word | ||
27.09 | 4 | Создание текстового документа. Способы редактирования текста. |
04.10 | 5 | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. |
11.10 | 6 | Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом. |
18.10 | 7 | Проверка орфографии и грамматики. |
25.10 | 8 | Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы). |
01.11 | 9 | Использование элементов рисования (надписи WordArt). |
15.11 | 10 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения». |
22.11 | 11 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста. |
29.11 | 12 | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. |
06.12 | 13 | Создание проекта «Расписание уроков». |
Работа с графическим редактором MS Paint. | ||
13.12 | 14 | Работа с графическим редактором Paint. |
20.12 | 15 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом». |
27.12 | 16 | Редактирование объектов. Обращение цвета. |
20.01 | 17 | Конструирование. |
17.01.2014 | 18 | Создание мини-проекта «Волшебница-зима». |
24.01 | 19 | Создание мини-проекта «Волшебница-зима». |
Работа с табличным редактором Excel | ||
31.01 | 20 | Особенности представления в информации в табличном редактореMS Excel. |
07.02 | 21 | Создание линейных и столбчатых диаграмм. Форматирование. |
14.02 | 22 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». |
21.02 | 23 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества». |
28.02 | 24 | Создание круговых диаграмм. Форматирование. |
07.03 | 25 | Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «8 Марта». |
14.03 | 26 | Использование автоввода данных. Форматирование ячеек. |
21.03 | 27 | Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой». |
Работа в программе MS PowerPoint | ||
04.04 | 28 | Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint. |
11.04 | 29 | Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов. |
18.04 | 30 | Настройка анимации. Дизайн. |
25.04 | 31 | Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint. |
16.05 | 32 | Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint. |
23.05 | 33 | Защита мини-проектов. |
30.05 | 34 | Защита мини-проектов. Заключительное занятие. |
Итого | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Комментарии
Спасибо!
Очень полезный материал. Составлен грамотно, мобилен))) Спасибо за помощь, а Вам дальнейших успехов)))