Шестакова Галина Павловна

сайт учителя начальных классов

Главное - не унывать!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: развитие речи, математика

Увлечения: дизайн интерьера, дача, шитьё

Регион: Архангельская область

Населенный пункт: г. Северодвинск

Место работы: МБОУ СОШ № 28

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shestakova-galina-pavlovna
Учение для человека - всё равно что ветви и листья для дерева. Без него он просто не сможет жить.
Такэда Сингэн, великий полководец

О себе

Человек эмоциональный, целеустремлённый и ответственный. Люблю всё планировать заранее. Конечно, много времени отдаю работе, но очень люблю свою семью.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Я родилась во времена СССР, поэтому произведения, которые формировали мой внутренний мир, были патриотическими. Очень люблю басни и стихи классиков.

Мои достижения

Несмотря на внутренний страх, я научилась водить машину.

Моё портфолио

Мои достижения - это совместный труд с детьми и их родителями, коллегами, поддержка семьи.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

                                                         «Образование в школе должно быть

                                                     организованно так, чтобы в нем

                                                       ясно просвечивала будущая цель

                                     образования личности

                                                        к свободному самоопределению»

Л.Н. Толстой

 

Сегодня мир не только стал другим — открытым, где масса людей свободно перемещается, а живущие за десятки тысяч километров друг от друга, находятся в едином информационном пространстве, но, главное, современный человек по-новому понимает, осмысливает и этот мир, и себя в нем.

Поэтому вопрос о создании эффективной системы образования, отвечающей запросам времени, именно сегодня является чрезвычайно острым и актуальным. Все мы хорошо понимаем, что достойное и равноправное место среди стран — лидеров завтрашнего дня — займут те государства, большинство граждан которого станут высокообразованными людьми.

И это касается не только будущих учёных, но и квалифицированных рабочих, инженерного состава, менеджеров. Уровень и качество жизни в государстве определяются не только материальными благами, но и образовательным уровнем его граждан. И эффективность образования — вопрос государственной безопасности! Именно поэтому образование названо руководством РФ приоритетной областью.

   Школа 2100 — концепция образовательной системы. Разработана и апробирована Амонашвили Ш.А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и др. Система базируется на концепции А.А. Леонтьева "Педагогика здравого смысла", на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию проблемно-диалогического обучения, технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). Учебные программы на основе концепции реализуются в системе школьного и дошкольного (Детский сад 2100) образования Российской Федерации. За разработку теоретических оснований концепции и её опытно-экспериментальную реализацию основные разработчики в 2008 году удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования. Число «2100» имеет для создателей образовательной системы символический смысл, так как в него входит число 21, что означает нынешний век, а два стоящих рядом нуля сливаются в математический знак бесконечности, который символизирует прогресс и движение российского образования на основе педагогики здравого смысла.          Главная задача Образовательной системы «Школа 2100», которая уже более 25 лет с успехом решается в школах, работающих по ее материалам, - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения. Таким образом, сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным. Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

В процессе обучения «Школа 2100» формирует функционально грамотную личность, то есть человека, который:

•обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

•владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);

•привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

•усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать и сделать этот опыт своим собственным и тем самым заложил основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

•толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;

•эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

•способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

                                      

1.       В течение пятнадцати лет работаю по программе Образовательной системы «Школа 2100». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004г. - М.: Баласс, 2009, обеспечена учебниками. Составляю и использую рабочие  программы по учебным дисциплинам, созданные на основе авторских программ, соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по учебным дисциплинам: русский язык, литературное чтение, математика, информатика и ИКТ, изобразительное искусство, технология, физическая культура, окружающий мир. (Образовательная система «Школа 2100»).

2.  Урок в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определённых образовательных технологий, т.е. системная совокупность приёмов и средств обучения и определённый порядок их применения.

Одна из них – технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова), которая используется на уроках открытия нового знания. Когнитивный характер этой технологии предполагает её применение, прежде всего на уроках русского языка, математики, истории, окружающего мира. Материал учебников по этим предметам даёт возможность учителю работать в данной технологии. Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников. А поиск решения – понимание материала большинством класса. Наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалог. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинную творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующем приёмом успешно формирует логическое мышление и речь учащихся.

   Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

  Технология проблемно-диалогического обучения является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает качество усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

  Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т.е. реализуемой на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

  Технология формирования типа правильной читательской деятельности Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова (методика Н.Н.Светловской) способствует формированию основ грамотного читателя.

  Начиная с первого класса на материалах текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста, т.е. умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

  Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов - Д.Д. Данилов) развивает у учащихся умения самоконтроля и самооценки.

Используя в своей работе элементы технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова, стараюсь развивать у учащихся умения самоконтроля и самооценки.

  Для оценки образовательных результатов в таблицу требований вношу данные об усвоении того или иного умения, после этого планирую работу по коррекции знаний учащихся. В экран по коррекции знаний напротив фамилии указываю номера заданий для индивидуальной работы. Учащимся, которые справились с заданиями, предлагаю творческие упражнения.

  Использую проектную технологию как способ организации речевого взаимодействия и средство развития креативности учащихся.

Большое внимание уделяю развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся. В своей работе учитываю личностно-ориентированный подход к учащимся: учитываю уровень способности и подготовленности, а также возрастные, психологические и индивидуальные особенности учащихся.  Для формирования у детей основ культуры питания и здорового образа жизни использую в своей работе программы «Разговор о правильном питании», «Полезные привычки». Активно сотрудничаю с АО ГСУ ССРЦН (Архангельское отделение Государственное специализированное учреждение «Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Солнышко») «Солнышко». Совместно с сотрудниками центра планирую воспитательную и учебную деятельность детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Результатами работы - является качество и успешность воспитанников, улучшение психологического состояния.

  Включаю в свою работу уроки с компьютерной поддержкой как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

Использование ИКТ в образовательном процессе:

   Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

  Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, создании проблемной ситуации, первичном закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Позволяет усилить мотивацию путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Всё это объясняет, почему в своей работе я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств ИКТ:

·         индивидуальная работа с обучающей системой, использование интерактивной доски;

·         создание и использование на уроке презентаций;

·         автоматические системы тестирования («Семейный наставник» программно-методический комплекс), это задания с выбором правильного ответа (входные, промежуточные, итоговые тесты), а также тесты, которые позволяют проверить уровень подготовки по определённой теме. Главный программный модуль – «Наставник» - предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях;

·         тренажёр к учебнику Л.Г.Петерсон (интерактивный тренажёр по математике охватывает весь объём материала, изучаемого по программе учебника, обеспечивает эффективную тренировку учеников в счёте и решении типовых задач);

·         универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» к учебникам Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (интерактивный тренажёр, обеспечивающий возможность тренировки учеников в решении всех типовых задач и примеров, содержит демонстрационные материалы по всем изучаемым темам)

·         тестирование с самопроверкой по образцу, разработанные мною в Power Point;

·         игровые формы при актуализации знаний, создании проблемных ситуаций, повторении (игры серии «Школьное приключение») помогают учащимся 1-4 классов в увлекательной форме повторить школьный курс по математике и русскому языку. По результатам выполнения заданий формируется бонус – индикатор успеха в виде трёхмерной модели роскошного замка, прекрасной парусной шхуны и т.д. Даётся оценка выполненных заданий, рекомендации по коррекции учебного курса.

·         конкурсы, тематические викторины;

·          участие в дистанционных конкурсах «Перспектива», «Эму»; проведение бесед, классных часов, родительских собраний, подведение итогов.

Познавательная активность ребёнка организует внимание на исследуемом объекте достаточно долго, пока не иссякнет интерес. Следовательно, для развития познавательной активности ребёнка на уроке,  произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересными и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования ИКТ в учебном процессе. Приведу примеры использования возможностей ИКТ на различных уроках в начальной школе.

·         В первом классе на уроках математики использую сюжеты сказок. Ни для кого не секрет. Что нынешние школьники не знают самых популярных в наше время сказок. Например, на этапе актуализации знаний использовала сказку «Гуси - лебеди» (анимация +звук+картинка). Где дети были героями сказки, помогали выполнить задания, это позволяло повысить положительную мотивацию, формировать социальные, коммуникативные, познавательные и общеучебные компетенции.

·         Для уточнения пространственных отношений проводится графический диктант – для самопроверки на экране появляется образец, воспроизводящий весь ход диктанта.

·         Новый год – самый любимый праздник, используя важные события повседневной жизни, мы также мотивируем детей на положительный настрой. Ведущим урока становится сказочный герой, он даёт задания, создаёт проблемные ситуации, оценивает, хвалит.

Использование интерактивной доски даёт возможность вести записи. Стирать их, возвращаться к ним, использовать повторно, организовывать работу в паре, индивидуально, проверять полученные результаты деятельности, формировать самоконтроль, проводить самооценку.

И ещё одно преимущество - на экране можно показать задание из учебника, так как не все первоклассники хорошо ориентируются в учебном материале, это решает проблему -  учителю не надо держать учебник, показывая нужное задание.

·         На уроках технологии дети наглядно видят последовательность работы, самостоятельно планировать деятельность, могут выполнять работу в своём темпе, сравнивать свою работу с образцом, исправлять недочёты.

·         Уроки русского языка часто воспринимаются детьми как одни из самых трудных уроков, когда детям приходится много писать. С использованием ИКТ уроки русского языка приобретают совершенно другой «смысл». Учитель имеет возможность варьировать характер заданий очень быстро и смена видов деятельности не приводит к утомляемости детей.

·         Провести актуализацию знаний, с постепенным появлением признаков части речи.

Составить алгоритм, инструкцию, провести орфографическую работу, поверить уровень усвоения материала, для дальнейшего планирования индивидуальной или групповой деятельности, причём таблицы и инструкции можно добавлять или изменять по мере изучения материала и других частей речи.

·          На уроках по развитию речи расширяется возможность зрительного восприятия изучаемого материала. Когда учитель имеет возможность  знакомить учащихся с произведениями поэтов, находить изобразительные средства языка, учиться конструировать образные выражения по образцу, подбирать опорные слова для описания, не только сообщать детям лексическое значение изучаемых слов (например, при словарной работе), но и наглядно показывать изучаемые предметы или явления. Использовать план и готовое начало для детей, испытывающих трудности при написании сочинения.

·         Все мы знаем, как много ошибок допускают дети в решении примеров на деление и умножение многозначных чисел, на нахождение площади, периметра, объёма. В 4 классе детям скучно и неинтересно этим заниматься. Как же разнообразить отработку вычислительных навыков? Интеграция предметов истории и математики позволили мне вовлечь ребят в этот процесс. Разработав серию уроков «Семь чудес света», мне удалось повысить познавательный интерес, отработать вычислительные навыки, расширить кругозор, привить интерес к культурным ценностям. Работу организовывала в группах, дети распределяли материал для подготовки,  решали  задачи, оказывали помощь друг другу – ведь результатом было выполнение заданий каждого члена группы. Проверку изученного материала можно провести в виде теста, кроссворда, таблицы.

·         Под руководством учителя, родителей, ребенку – исследователю от природы – разрешено и предложено воплощать свою творческую энергию, не только (как раньше) танцуя в самодеятельности  или конструируя модели самолетов или кораблей. Он может творить в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир. Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий. 

Применение компьютерных технологий позволяет обеспечить:                  

·         возможность демонстрировать материал в соответствии с возрастными особенностями  учащихся;

·         формирование ключевых компетенций;

·         положительную мотивацию;

·         индивидуализацию обучения;

·         повышение интереса учащихся к изучаемому предмету или виду тематической деятельности;

·         формирование самостоятельности при осуществлении разнообразной деятельности наряду с ответственностью за ее результат;

·         возможность конструирования не только содержания учебного материала, но и интенсивности труда.

Таким образом, проведение уроков с использованием ИКТ способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам, активизирует познавательную деятельность учащихся, делая обучение более эффективным.

              Постоянно повышаю уровень профессионального мастерства через самообразование, посещение городских и областных семинаров, конференций, открытых уроков коллег. Активно участвую в работе школьного и городского методических объединений учителей начальных классов, делюсь опытом с коллегами: делаю обзоры методической литературы, выступаю с докладами, даю открытые уроки, внеклассные мероприятия в рамках школы, города и области, имею печатные материалы 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы