Учебно-методическое пособие по теме "Алгоритм" для 3 классов
учебно-методическое пособие по информатике (3 класс) на тему
Пособие можно использовать в разделе "Алгоритмы" на уроках информатки. математики, в дополнительном образовании в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если часто выполнять одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота. План действий – это АЛГОРИТМ В начале алгоритма принято записывать команду «НАЧАЛО», а в конце – команду «КОНЕЦ». Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ.
Выкопай ямку Поставь саженец в ямку Засыпь ямку землей Налей воды в лейку Полей саженец Отнеси лопату и лейку
4. Вымой банан 5. Очисти банан 6. Съешь очищенный банан 7. Выбрось очищенную кожуру 8. Конец
1. Начало 2. Пойди на кухню 3. Открой холодильник 4. Возьми связку бананов 5. Отдели банан от связки 6. Положи связку в холодильник 7. Закрой холодильник 8. Конец
Источники 1.Информатика в играх и задачах. 3 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2010. 2.Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2010. 3.Брызгалова С.И. Наблюдение как метод исследования уровня технологичности урока // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 104–111. 4.Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48 с. 5.Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с. Электронные источники 1. http://school2100.com/ Образовательная система «Школа 2100» 2. http://school-collection.edu.ru / Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 3. http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Предварительный просмотр:
Тема «Алгоритм»
(ДЕЛАЙ - РАЗ, ДЕЛАЙ - ДВА)
Учебно-методическое пособие можно использовать на уроках информатики, математики в разделе «Алгоритмы».
Цели пособия:
образовательные:
- учить детей выделять этапы (шаги) действия;
- учить определять правильный порядок выполнения шагов;
- познакомить учеников с понятиями "алгоритм действия", "команда алгоритма";
- учить составлять и выполнять алгоритмы;
- дать начальное представление о вложенности алгоритмов;
- учить находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
воспитательные:
- формирование у детей умения работать во времени, умения работать в группе.
развивающие:
- развитие логического мышления, памяти, воображения.
Структура учебно-методического пособия:
1.Информатика. Человек и компьютер
2.Робот. Задание для робота
3.Игра "РОБОТ"
4.Алгоритм. Команда алгоритма
5.Последовательность команд в алгоритме
6.Ошибки в алгоритме
7.Выполнение алгоритма
8.Итоги
1.Информатика. Человек и компьютер
- С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? Как может использоваться компьютер?*
* Ответы на вопросы даны в том виде, в котором их повторяет учитель, "редактируя" и обобщая ответы детей.
(С помощью компьютера дети могут играть, рисовать. Компьютер может использоваться:
- при создании мультфильма, рекламного ролика;
- для управления автомобилем, космическим кораблем,...;
- для проведения обследования на приеме у врача,...)
- Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать или поиграть? Может ли он самостоятельно, без участия человека, решить какую-то задачу или проблему?
(Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания - компьютерные программы.)
~ В какие машины и устройства может быть встроен компьютер?
(Компьютер может быть внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолета, космического аппарата,...)
2. Робот. Задание для робота
- А еще компьютер обязательно есть внутри робота (если дети не назовут его сами). Что такое робот? Есть ли у него мозг? Кто управляет действиями робота?
(Робот - это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек.)
- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание. Один человек сделал себе робота-помощника и попросил его пойти на кухню, очистить банан и принести. Робот принес банановую кожуру, а на вопрос хозяина: "Что ты сделал?", ответил: "Я в точности выполнил все указания". Попробуем потренироваться в управлении действиями робота.
3.Игра "РОБОТ"
После завершения игры подвести итоги:
- чтобы описать действие, нужно выделить отдельные шаги, из которых состоит выполнение этого действия, и перечислить их по порядку;
- каждый шаг — это тоже действие, которое можно подробно описать — выделить шаги и перечислить их по порядку.
- А теперь познакомимся с героями тетради "Информатика в играх и задачах" (рассмотреть рисунки на стр. 2 в первой тетради и прочитать текст).
4. Алгоритм. Команда алгоритма
- Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его — в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) - это и есть алгоритм действия. Скорее всего, вам уже приходилось действовать по плану. Просто вы не знали, что план действий — это алгоритм.
- Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека.
(Примеры ответов:
- найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна,...);
- пришить пуговицу, убраться в комнате;
- сложить два двузначных числа,...)
- Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец".
5. Последовательность команд в алгоритме
Выполнить задание 1 стр. 3 (алгоритм "Посади дерево").
Пронумеровать рисунки по порядку, начиная с номера 3.
Попросить детей назвать команды для рисунков без подписи.
Записать команды алгоритма в тетради.
Обратить внимание детей: составляя задание для робота, мы не полагаемся на его сообразительность и включаем такие команды, чтобы любое действие было закончено. Например, робот начинает работу с шага "принеси лопату, лейку и саженец" и заканчивает действием "отнеси лопату и лейку на место".
— С чего робот должен начать и чем закончить выполнение действия "выкопай ямку"? Какими будут первый и последний шаги? ("Возьми лопату" и "положи (воткни в землю) лопату".)
6. Ошибки в алгоритме
Выполнить задание 2 стр. 4 (алгоритм "Съешь банан").
Обсудить ошибки Янта, показанные на трех верхних рисунках.
(Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть; не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал.) Попросить детей самостоятельно дописать алгоритм "Съешь банан". Проверить ответы, отметить тех учеников, которые включили в свой алгоритм необычные, но разумные шаги.
7. Выполнение алгоритма
Устный "Диктант по клеточкам", если останется время (см. в разделе пособия "Описание игр").
8. Итог использования пособия
- Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.
- Какое задание было сложное для вас?
- Какое задание оказалось легким для вас?
- Какое задание больше понравилось выполнять?
Источники:
- Информатика в играх и задачах. 3 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2010.
- Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2010.
- Брызгалова С.И. Наблюдение как метод исследования уровня технологичности урока // Педагогическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 104–111.
- Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48 с.
- Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с.
Электронные источники
- http://school2100.com/ Образовательная система «Школа 2100»
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса
В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...
Учебно-методическая разработка урока в 3 классе
Родовые окончания имен прилагательных...
Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий
Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...
Учебно-методический комплект. Литературное чтение. 3 класс УМК "Школа России" Тема: Б. Житков "Про обезьянку" Закрепление
учебно-методический комплект для урока литературного чтения...
Учебно- методический комплект по технологии 3 класс "Ремонт книг. Замена обложки" ( конспект + презентация)
Учебно- методический комплект по технологии 3 класс "Ремонт книг. Замена обложки"...