Рабочая программа уроков информатики для 1 «А» класса
календарно-тематическое планирование по информатике (1 класс) на тему
К ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАТИКА»
АВТОРЫ: ГОРЯЧЕВ А.В.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
33ч ( 1 час в неделю) – 33 уч.недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch._programma_po_inform._2013_g._1klass.docx | 51.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 313
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Рабочая программа
уроков информатики
для 1 «А» класса
К ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАТИКА»
АВТОРЫ: ГОРЯЧЕВ А.В.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
33ч ( 1 час в неделю) – 33 уч.недели
Учитель: Панова Е.В,1.квалифик.категория
_______________________
(подпись)
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол № ____ от ______________
Председатель МО
______________(Ф.И.О.)
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол №_____от _______ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 313 _________________В.Ю.Морозова Приказ № ____от _____________ |
2013-2014 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 (п.5 ст.13; п.6 ст.28);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312
- Учебным планом ГБОУ СОШ № 313
- Основной образовательной программой ГБОУ СОШ № 313
Программа составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по информатике, возрастных особенностей младших школьников.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные
ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой
знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения информатики:
Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на
основе которых строится современная научная картина мира;
Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного
образования.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные
в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в
информатике.
Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Информатика в играх и задачах» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа учитывает систему обучения в 1 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует
понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и
личностное развитие детей.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую
особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных
результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты
представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В
государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает
повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на
достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание
уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое
использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий,
межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для современного курса информатики приоритетным можно считать, развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать
свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и
структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для
сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать,
приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них,
мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.Инновационное развитие методики преподавания информатики ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-
коммуникативной компетенции учащихся.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
1. Технологический компонент
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
- основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- ценностей семьи и общества и их уважение,
- чувства прекрасного и эстетических чувств,
- способности к организации своей учебной деятельности,
- самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
- готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Логико-алгоритмический компонент
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Характеристика класса
Данная программа адресована учащимся 1 «А» класса ГБОУ СОШ № 313.
Учащиеся, поступающие в первый класс, прошли предшкольную подготовку. У детей высокая активность и самостоятельность в учебной работе, сосредотачивают и поддерживают внимание на учебной задаче. Учащиеся способны работать в одном темпе с классом и сохраняют работоспособность в течение всего рабочего дня. Большинство учащихся имеют средний и высокий уровень познавательных процессов.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом.
На основании вышеизложенного были выбраны следующие технологии: творческой деятельности, организации группового взаимодействия, самоконтроля. Использование данных технологий способствует созданию условий для реализации принципа мини-макса.
Учебно-методический комплект:
Программа ориентирована на использование учебника “Информатика в играх и задачах. 1класс” А.В.Горячев, 2009г., а также пособия для учителя
“Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя” А.В.Горячев.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, работа по карточке.
Требования к уровню освоения учащимися результатов курса.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.
Содержание учебного предмета
1-й класс
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1-й класс
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
План действий и его описание | ||
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. | 10 | Определять последовательность событий. Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности. |
Отличительные признаки и составные части предметов | ||
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. | 10 | Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. |
Логические рассуждения | ||
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. | 10 | Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова. Оценивать простые высказывания как истинные или ложные. Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Предметные результаты | Вид контроля, измерители | Универсальные учебные действия УУД |
1 | КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ (8 часов) | Цвет предметов | Понятие цвета предмета. Группировка по цвету. Понятие формы предмета. Группировка по форме. Понятие размера. Описание предмета по размеру. Понятия: «название предмета», «название группы предметов» | Уметь: находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить лишний предмет в группе однородных | Текущий контроль. Устный опрос | Личностные: -критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Регулятивные -планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; -поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные -моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | |
2 | Форма предметов | Задание № 14, с. 8 | |||||
3 | Размер предметов | Текущий контроль. Задание № 18, с. 10 | |||||
4 | Название предметов | Текущий контроль. Задание № 28, с. 15 | |||||
5 | Признаки предметов | Понятие признака предмета, описание и группировка предметов по признаку | Текущий контроль. Игровое задание № 40, с. 21 | ||||
6 | Состав предметов | Понятие составных частей предмета | Текущий контроль. Задание № 46, с. 23 | ||||
7 | Повторение по теме «Классификация предметов». К/р (20 мин) | Отработка понятий: цвет, форма, размер, состав, название предметов | Тематический контроль. Контрольная работа № 1 (20 мин) | ||||
8 | Анализ к/р. Закрепление | Текущий контроль. Устный опрос | |||||
9 | План действий и его описание (8 часов) | Понятия «равно», «не равно» | Понятие: сравнение предметов по количеству | Уметь: предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам; называть последовательность простых действий | Текущий контроль Задание № 7, с. 36 | ||
10 | Понятия «больше», «меньше» | Текущий контроль Задание № 14, с. 39 | |||||
11 | Понятия «верх», «вниз», «вправо», «влево» | Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Ориентировка на листе | Тематический контроль. Диктант по клеточкам | ||||
12 | Действия предметов | Понятие алгоритма | Текущий контроль. Задание № 30, с. 45 | ||||
13 | Последовательность событий | Определение последовательности событий | Уметь: находить пропущенное действие в знакомой последовательности | Задание № 35, с. 48. Тематический контроль | |||
14 | Порядок действий. К/р (20 мин) | Составление и выполнение порядка действий | Контрольная работа № 2 (20 мин) | ||||
15 | Анализ к/р. Работа над ошибками | Отработка понятий: алгоритм, сравнение предметов, порядок действий | Тематический контроль. Взаимопроверка теста | ||||
16 | Повторение пройденного материала по теме «План действий» | Уметь: разбивать предложенное множество фигур на два подмножества по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков | Тематический контроль. Устный опрос. Задание № 60, с. 59 | ||||
17 | ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ (10 часов) | Цифры | Цифры, дополнение последовательности цифр | Текущий контроль. Задание № 5, с. 8 | |||
18 | Возрастание, убывание | Упорядочивание цифр по возрастанию и убыванию | Тематический контроль. Задание № 14, с. 8 | ||||
19 | Множество и его элементы | Понятия «множество», «элемент множества» | Тематический контроль. Задание № 20, с. 12 | ||||
20 | Способы задания множеств | Способы задания множеств | Текущий контроль. Задание № 30, с. 16 | ||||
21 | Сравнения множеств | Сравнение множеств по числу элементов. Понятие равенства множеств | Текущий контроль | ||||
22 | Отображение множеств | Понятие «отображение множеств» | Уметь: точно выполнять действия под диктовку | Тематический контроль (10 мин) | |||
23 | Кодирование | Понятия «кодирование» и «декодирование» | Текущий контроль. Диктант по клеточкам, с. 27 | ||||
24 | Симметрия фигур | Понятия «симметричность фигур», «ось симметрии» | Текущий контроль. Задание № 59, с. 33 | ||||
25 | Повторение по теме. К/р (20 мин) | Отработка понятий: «множества», «действия над множествами» | Тематический контроль. Контрольная работа № 3 (20 мин) | ||||
26 | Анализ к/р. Работа над ошибками | Текущий контроль. Задание № 76, с. 39 | |||||
27 | ЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (8 часов) | Отрицание | Понятие «отрицание», построение отрицаний | Уметь: отличать заведомо ложные фразы от истинных; называть противоположные по смыслу слова; отличать высказывания от других предложений, определять истинные и ложные высказывания | Текущий контроль. Задание № 7, с. 44 | ||
28 | Понятия «истина», «ложь» | Понятия «истина», «ложь». Определение истинности высказывания | Тематический контроль. Задание № 12, с. 48 | ||||
29 | Понятие «дерево» | Понятие «дерево»; построение «дерева» | Текущий контроль. Задание № 22, с. 52 | ||||
30– 31 | Повторение по теме. К/р № 4 (20 мин) | Отработка понятий: «отрицание», «ложь», «истина», «дерево» | Тематический контроль. Контрольная работа № 4 (20 мин) | ||||
32 | Анализ к/р. Работа над ошибками | Текущий контроль. Задание № 42, с. 60 | |||||
33 | Логические задачи | Тематический контроль. Устный опрос | |||||
34 | Повторение изученного материала | Итоговый контроль. Задание № 70, с. 68 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/ ) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
Учебно –методическое обеспечение
- Горячев А.В.. Суворова Н.И.. Информатика (Информатика в играх и задачах). 1 класс. ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя” ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
- Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....