Рабочая программа уроков информатики для 1 «А» класса
календарно-тематическое планирование по информатике (1 класс) на тему

Панова Екатерина Валентиновна

 

К ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАТИКА»

АВТОРЫ:  ГОРЯЧЕВ А.В.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

33ч ( 1 час в неделю) – 33 уч.недели

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch._programma_po_inform._2013_g._1klass.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 313

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Рабочая программа

 

уроков  информатики

для 1 «А» класса

К ПРОГРАММЕ «ИНФОРМАТИКА»

АВТОРЫ:  ГОРЯЧЕВ А.В.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

33ч ( 1 час в неделю) – 33 уч.недели

Учитель:  Панова Е.В,1.квалифик.категория

_______________________

(подпись)

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол № ____ от ______________

Председатель МО

______________(Ф.И.О.)

ПРИНЯТО                

Решением  педагогического совета

Протокол №_____от _______

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 313

_________________В.Ю.Морозова

Приказ № ____от _____________

2013-2014 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 (п.5 ст.13; п.6 ст.28);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования»;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства

образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312

  • Учебным планом ГБОУ СОШ № 313
  • Основной образовательной программой ГБОУ СОШ № 313

Программа составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по информатике, возрастных особенностей младших школьников.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной

человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные

ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой

знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения информатики:

Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на

основе которых строится современная научная картина мира;

Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;

Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного

образования.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные

в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в

информатике.

 Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.

 Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Информатика в играх и задачах» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Настоящая программа учитывает систему обучения в 1 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует

понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и

личностное развитие детей.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую

особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных

результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты

представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В

государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает

повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на

достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание

уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое

использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий,

межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для современного курса информатики приоритетным можно считать, развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать

свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и

структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для

сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать,

приводить примеры, определять признаки и др.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных

алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них,

мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.Инновационное развитие методики преподавания информатики ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-

коммуникативной компетенции учащихся.

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ценностей семьи и общества и их уважение,
  • чувства прекрасного и эстетических чувств,
  • способности к организации своей учебной деятельности,
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмический компонент

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

 Характеристика класса

Данная программа адресована учащимся 1 «А» класса ГБОУ СОШ № 313.

Учащиеся, поступающие в первый класс, прошли предшкольную подготовку. У детей высокая активность и самостоятельность в учебной работе, сосредотачивают и поддерживают внимание на учебной задаче. Учащиеся способны работать в одном темпе с классом и сохраняют работоспособность в течение всего рабочего дня. Большинство учащихся имеют средний и высокий уровень познавательных процессов.

  Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом.

  На основании вышеизложенного были выбраны следующие технологии: творческой деятельности, организации группового взаимодействия, самоконтроля. Использование данных технологий способствует созданию условий для реализации принципа мини-макса.

Учебно-методический комплект:

Программа ориентирована на использование учебника “Информатика в играх и задачах. 1класс” А.В.Горячев, 2009г., а также пособия для учителя

“Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя” А.В.Горячев.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, работа по карточке.

Требования к уровню освоения учащимися результатов курса.

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

1-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • давать название группе однородных предметов;
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
  • находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова.

Содержание учебного предмета

1-й класс

План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.



 Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1-й класс

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

План действий и его описание

Последовательность действий.  Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

10

Определять последовательность событий.

Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

10

Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы.

Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

10

Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п/п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Дата

Элементы

содержания

Предметные результаты

Вид

контроля,

измерители

Универсальные учебные действия

УУД

1

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ (8 часов)

Цвет предметов

Понятие цвета предмета. Группировка по цвету. Понятие формы предмета. Группировка по форме. Понятие размера. Описание предмета по размеру. Понятия: «название предмета», «название группы предметов»

Уметь:

находить предметы

с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер);

находить лишний предмет в группе однородных

Текущий контроль.

Устный опрос

Личностные:

-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Регулятивные 

-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные 

-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные 

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

выслушивание собеседника и ведение диалога;

признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

2

Форма предметов

Задание

№ 14, с. 8

3

Размер предметов

Текущий контроль. Задание № 18, с. 10

4

Название предметов

Текущий контроль.

Задание

№ 28, с. 15

5

Признаки предметов

Понятие признака предмета, описание и

группировка предметов по признаку

Текущий контроль.

Игровое задание

№ 40, с. 21

 6

Состав предметов

Понятие составных частей предмета

Текущий

контроль.

Задание

№ 46, с. 23

7

Повторение

по теме «Классификация предметов». К/р (20 мин)

Отработка понятий: цвет, форма, размер, состав, название предметов

Тематический контроль.

Контрольная

работа № 1 (20 мин)

8

Анализ к/р. Закрепление

Текущий контроль. Устный опрос

9

План действий  и его описание

(8 часов)

Понятия «равно», «не равно»

Понятие: сравнение предметов по количеству

Уметь:

предлагать несколько

вариантов

лишнего

предмета в

группе однородных;

 

выделять

группы однородных предметов и давать

названия

этим группам;

называть последовательность простых действий

Текущий

контроль

Задание

№ 7, с. 36

10

Понятия «больше», «меньше»

Текущий

контроль

Задание

№ 14, с. 39

 11

Понятия «верх», «вниз», «вправо», «влево»

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Ориентировка на листе

Тематический контроль. Диктант по клеточкам

12

Действия предметов

Понятие алгоритма

Текущий контроль.

Задание

№ 30, с. 45

13

Последовательность событий

Определение последовательности событий

Уметь:

находить

пропущенное действие в знакомой

последовательности

Задание

№ 35, с. 48.

Тематический контроль

14

Порядок

действий.

К/р (20 мин)

Составление и выполнение порядка действий

Контрольная работа

№ 2

(20 мин)

15

Анализ к/р.

Работа над ошибками

Отработка понятий: алгоритм, сравнение предметов, порядок действий

Тематический контроль. Взаимопроверка теста

16

Повторение пройденного материала по теме «План действий»

Уметь:

разбивать

предложенное множество

фигур на два подмножества

по значениям разных признаков;

находить

закономерности в расположении фигур по значению двух признаков

Тематический контроль. Устный опрос.

Задание

№ 60, с. 59

 17

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ    ПРИЗНАКИ

ПРЕДМЕТОВ

(10 часов)

Цифры

Цифры, дополнение последовательности цифр

Текущий

контроль.

Задание

№ 5, с. 8

18

Возрастание, убывание

Упорядочивание цифр по возрастанию и убыванию

Тематический контроль. Задание

№ 14, с. 8

19

Множество и его элементы

Понятия «множество», «элемент множества»

Тематический контроль. Задание № 20,

с. 12

20

Способы задания множеств

Способы задания множеств

Текущий

контроль.

Задание

№ 30, с. 16

21

Сравнения множеств

Сравнение множеств по числу элементов. Понятие равенства множеств

Текущий

контроль

22

Отображение множеств

Понятие «отображение множеств»

Уметь:

точно выполнять действия

под диктовку

Тематический контроль

(10 мин)

 23

Кодирование

Понятия «кодирование» и «декодирование»

Текущий контроль.

Диктант по клеточкам,

с. 27

24

Симметрия фигур

Понятия «симметричность фигур», «ось симметрии»

Текущий контроль.

Задание

№ 59, с. 33

25

Повторение

по теме.

К/р (20 мин)

Отработка понятий: «множества», «действия над множествами»

Тематический контроль. Контрольная

работа № 3

(20 мин)

26

Анализ к/р.

Работа над ошибками

Текущий контроль.

Задание

№ 76, с. 39

27

ЛОГИЧЕСКИЕ   МОДЕЛИ

(8 часов)

Отрицание

Понятие «отрицание», построение отрицаний

Уметь:

отличать заведомо ложные фразы от истинных; называть противоположные по смыслу слова; отличать высказывания от других предложений,

определять истинные и ложные высказывания

Текущий

контроль.

Задание

№ 7, с. 44

28

Понятия «истина», «ложь»

Понятия «истина», «ложь». Определение истинности высказывания

Тематический контроль.

Задание

№ 12, с. 48

29

Понятие «дерево»

Понятие «дерево»; построение «дерева»

Текущий

контроль.

Задание

№ 22, с. 52

30–

31

Повторение

по теме.

К/р № 4

(20 мин)

Отработка

 понятий:

 «отрицание»,

 «ложь»,

 «истина»,

 «дерево»

Тематический контроль. Контрольная

работа № 4

(20 мин)

32

Анализ к/р.

Работа над ошибками

Текущий

контроль. Задание

№ 42, с. 60

33

Логические задачи

Тематический контроль. Устный опрос

34

Повторение изученного материала

Итоговый

контроль.

Задание

№ 70, с. 68



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/ ) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».

Учебно –методическое обеспечение

  1. Горячев А.В.. Суворова Н.И.. Информатика (Информатика в играх и задачах). 1 класс. ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
  2. Горячев  А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя”     ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
  3. Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....