Рабочая программа по курсу "Основы информатики" 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы Рудченко Т.А., А.Л. Семёнова «Информатика». Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 51 с.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika.docx | 103.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Аннинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей начальных классов протокол № 1 от «27» августа 2014г. | «Утверждаю» Директор школы _________________Н.О.Корнилова приказ № 49/2 от «1» сентября 2014г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика»
(базовый уровень)
для 2 «Б» класса
на 2014-2015 учебный год
количество часов в неделю: 1
количество часов в год: 34
Составитель: учитель начальных классов,
Белокопытова Марина Николаевна
п.г.т.Анна
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи рабочей программы:
Сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться.
Основные задачи:
- формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
- формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
- формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
- формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
- привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357).
- приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приложение к письму департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012г. №01-03/06321);
- Образовательная программа МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»;
- Рудченко Т.А., А.Л. Семёнова «Информатика». Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 51 с.)
Учебно-методический комплект для обучающихся
- Рудченко Т. А., Семёнов А. Л. Информатика. 2 класс Рабочая тетрадь, пособие для общеобразоват. учреждений/Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов; под ре. А. Л. Семёнова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2013. – 52 с. – (Перспектива)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Курс «Математика и информатика 1-4» Семенова, Рудченко ориентирован на системно-деятельностный подход к обучению. В частности, это означает то, что ученик получает все знания и умения в рамках системной, обучающей деятельности. Важнейшей частью этой деятельности является работа учащегося с учебником. При этом определяющими являются следующие моменты. Первый – важно, чтобы эта деятельность являлась для учащегося посильной, то есть не включала бы компетенции, которыми учащийся на данный момент не обладает. Второй – важно, чтобы эта деятельность была самостоятельной. Только в этом случае у учащегося формируется компетентность в рамках курса, которая включает не только уверенность в своих силах, но и возможность обосновать и проверить свое решение. Только в этом случае становится возможным осуществить по-настоящему дифференцированный подход к обучению, сформировать индивидуальные траектории для всех учащихся. Необходимость самостоятельной работы учащихся с учебником определяет основные принципы построения курса:
• ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;
• графические и телесные объекты как главные объекты учебной деятельности;
• введение всего спектра основных понятий современной информатики и математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;
• проектная деятельность, как практическое приложение знаний и умений, полученных в курсе.
Все новые понятия курса вводятся на листах определений с помощью наглядных графических примеров. На первых листах определений текста совсем не много и в основном он используется как пояснения к картинкам. В дальнейшем объем текста немного нарастает, но по-прежнему действует общее правило – текст имеет место только там, где без него нельзя обойтись. Нигде текст не предназначен для заучивания, даже там где он обобщает примеры или подводит итоги. Поэтому очень важно, чтобы учитель формировал у детей отношение к листам определений как к справочному материалу, в который всегда можно заглянуть и ни в коем случае не просил детей выучить текст с листа определений наизусть. Все нужные сведения ребенок запомнит автоматически в ходе обращения к листам определений в процессе решения задач. Данный курс формирует компетенции, то есть в основном умения, поэтому никакой «теории», которую ребенок должен «просто знать» по данному курсу не существует. Указание темы – это приглашение посмотреть на соответствующее определение и понять его.
Основная цель первых уроков курса – сформировать у детей понятие правил игры. Правила игры вводятся на листах определений учебника. Главная задача, которая ставится здесь перед учителем и детьми, – договориться о некоторых существенных правилах игры, т. е. правилах, принципах, законах совместной деятельности. Во всем дальнейшем курсе детям будет необходимо ясное и явное понимание этих правил. Правила игры – это все договоренности, которые действуют в рамках работы с курсом. К ним относятся все возможные действия, которые учащиеся могут выполнять в рамках курса (раскрась, соедини, обведи, напиши в окне и проч.) и все объекты, с которыми дети работают (фигурка, бусина, цифра, число, мешок, цепочка и проч.), а также свойства этих объектов и операции, которые с ними можно выполнять. Самое важное предназначение правил игры в том, чтобы каждый ученик исчерпывающе понимал условие задач, то есть в каждой задаче понимал, что от него требуется. Значение большинства слов, употребляемых в задаче, явно введено на листах определений, поэтому недопонимания со стороны учеников практически исключены.
Еще одной особенностью курса «Математика и информатика 1-4» является большой объем проектной деятельности. В отличие от обычного урока проектный урок представляет собой решение практической (а не учебной!) задачи. В ходе решения таких задач дети учатся смотреть на каждодневные проблемы под новым информатическим и математическим углом, применять к ним знания и умения, полученные в курсе. Поскольку практические задачи отличаются от учебных, то меняется и специфика деятельности учащихся на таком уроке. Во-первых, практические задачи часто имеют большой объем и в одиночку с ними не справиться. Поэтому проекты курса часто будут выполняться в группе. Во-вторых, средства и методы деятельности проектного урока заранее не оговариваются. Таким образом, ребята выходят за рамки искусственной среды, созданной в рамках основной учебной деятельности, в реальный мир. В частности, на проектных уроках ребята активно используют свои знания об окружающем мире. Эти знания бывают получены из самых разных источников, поэтому нуждаются в уточнении и корректировке. Именно поэтому обсуждения являются важной частью проектной деятельности. При выполнении проектов ребята используют свои знания, полученные в рамках работы с учебником, но приемы работы и средства они выбирают сами. Таким образом, деятельность ребят при выполнении проектов ограничена только постановкой задачи. Даже более того, в некоторых проектах ребята в ходе выполнения проекта сами уточняют и изменяют постановку задачи. Таким образом, если при решении задачи учебника главный критерий правильности решения достаточно прост – соответствие условиям и следование «правилам игры», то при решении проектной задачи критерии правильности решения размыты, вплоть до того, что результатом выполнения проекта становится новое целеполагание – приобретение новых знаний и планирование нового проекта. Важной частью проектной работы для учащегося становится необходимость организации собственной и групповой работы, коммуникация с другими детьми группы, умение договориться, умение правильно оценить и применить результат своей и чужой работы и пр. Таким образом, организация работы в проекте становится важной составляющей учебного процесса. Даже если проект планируется как индивидуальный, у ребят должна быть возможность консультироваться друг с другом и делиться своими идеями.
Проектная деятельность в курсе представлена очень широко, она имеет как разные формы, так и разные методические цели. Так иногда дети в ходе выполнения проекта решают практическую задачу, применяя полученные в курсе знания и умения, а иногда наоборот – решают проектную задачу, чтобы подготовиться к изучению дальнейшего материала курса. В таком случае дети выполняют некоторую понятную им практическую деятельность, которая раскрывает математические понятия, закономерности, правила и проч. . Такие пропедевтические проекты позволяют не только сэкономить время при изучении нового материала, но главное – превращают ребенка в активного участника процесса открытия нового знания, ведь у него уже есть некоторый опыт по данному вопросу. В результате материал, который ученик читает на листе определений, кажется ему знакомым и понятным.
Кроме работы с учебником и проектной деятельности в курсе предполагаются различные формы практической деятельности. Очень важно, чтобы учащийся кроме графических примеров, знакомился еще с телесными моделями изучаемых объектов. Поэтому в курсе запланирована работа с манипулятивами. В ходе этой работы дети могут знакомиться с объектами курса тактильно-манипулятивно, то есть брать, перекладывать, собирать и проч. В процессе такой деятельности ребята нанизывают цепочки, собирают мешки, непосредственно считают предметы и т. д. .
Важной (хотя и не обязательной!) частью курса является работа с компьютером. Если у школы имеется возможность предоставить доступ в компьютерный класс детям начальной школы, данный курс позволит формировать у ребят основы ИКТ-квалификации уже с первого класса. Компьютерная часть курса состоит из: компьютерных уроков, компьютерных тренажеров и отдельных заданий. Компьютерные уроки представляют собой единую серию, их нужно делать по порядку. Обычно каждый компьютерный урок соответствует теме урока в учебнике. В ходе последовательного решения компьютерных уроков дети постепенно и последовательно знакомятся с основными инструментами текстовых и графических редакторов. При этом ребята имеют возможность использовать компьютерные возможности для решения задач курса. Компьютерные тренажеры используются в курсе в основном для закрепления технологических навыков, например, вычислительных. Отдельные компьютерные задания предназначены для детей, которым по каким-то причинам нужно дополнительные задания. Это могут быть как сильные учащиеся, которых нужно занять решением более сложных задач, так и слабые и утомляемые дети, которым необходимо время от времени предлагать более простые задачи для отдыха и разрядки.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с новым базисным учебным планом начального образования курс входит в предметную область «Математика и информатика».
Авторская программа рассчитана на_1_час в неделю, __34_ часа в год. В соответствии с Учебным планом МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» на изучение информатики выделено _1_ час в неделю, _34_ часа в год.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одной из основных целей-ориентиров, заложенных в новый Стандарт образования является «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества …». Эта цель достигается за счет предоставления ребенку максимального количества компетенций, повышающих его адаптацию и ориентацию в окружающем мире. В частности, одной из приоритетных задач изучения математики и информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой, входят в структуру УУД. Кроме того в силу специфики ступени обучения, цели любого курса в начальной школе должны быть подчинены задачам продолжения образования. Таким образом, наиболее общими целями-ориентирами при создании курса «Математика и информатика» Семенова, Рудченко были следующие:
- Формирование основ ИКТ-компетентности учащихся;
- Формирование комплекса компетенций, облегчающих адаптацию ребенка в современном мире;
- Формирование комплекса компетенций, обеспечивающих по окончании начальной школы обучение на следующих ступенях образования.
Перечисленные цели тесно переплетены между собой и имеют общие компоненты. Понятие «компетентность» (или «компетенция») при формулировании целей курса является ключевым, поскольку данный курс ориентирован именно на формирование умений, на решение конкретных задач (практических, прикладных или предметных), а не на приобретение некоторой совокупности знаний (понятий, правил и проч.). Все знания, которые ученик получает в рамках курса, он получают в процессе деятельности, получение знаний всегда мотивировано необходимостью решения задач. Эти знания с одной стороны рождаются в процессе решения задач, а с другой стороны немедленно применяются для решения других задач. Таким образом, перечисленные цели задают основные ценностные ориентиры содержания данного курса:
- Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
- Основы вычислительной компетентности, в частности овладение умением выполнять вычисления с числами, включая приближенные вычисления, оценку, прикидку.
- Основы моделирования объектов и процессов, в частности овладение умением переходить от текста задачи к ее графической или телесной модели.
- Основы знаково-символической компетентности, в частности овладение умениями: работать со знаками и символами (включая переменные и их имена), переходить от модели ситуации к ее символическому описанию.
- Основы пространственного мышления, в частности умение ориентироваться в положении тел в пространстве в рамках практических ситуаций и задач;
- Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
- Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА; СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Изучение курса «Математика и информатика 1-4» Семенова, Рудченко даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
В метапредметном направлении:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В предметном направлении:
- обучающийся научится:
- знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
- знакомство с числом, в том числе, с количественным представлением о числе и записью числа в виде цепочки цифр;
- знакомство со сложением, вычитанием, умножением, делением;
- знакомство с выражением, равенством, уравнением;
- знакомство с базовыми геометрическими понятиями (точка, прямая, отрезок, многоугольник и проч.);
- знакомство с основными математическими величинами (длина, масса, вместимость, стоимость, площадь и проч.);
- знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
- знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
- формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
- знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
- знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
- знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
- знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
- обучающийся получит возможность научиться, их применением к решению предметных, прикладных и практических задач, предполагающее умение:
- выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, в том числе использовать при вычислениях оценку, прикидку, приближенные данные;
- выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим;
- переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели;
- переход от модели или текста задачи к ее символической модели;
- построение на клетчатой бумаге основных плоских фигур: точки, прямой, отрезка, многоугольников, ломаных;
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
- использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
- построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;
- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
Формы организации образовательного процесса (формы обучения и контроля): традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, тестовая работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, проект, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы уроков (урок-концерт, урок-путешествие, урок-диспут, интегрированный урок и т.д.)
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный. Формами контроля могут быть: устный ответ, письменная проверочная работа с развернутым ответом, письменные ответы на задания тестового типа, представление реферата, защита проекта и др.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» действует система безотметочного обучения для обучающихся 1-2 классов на основании «Положения об оценивании результатов освоения образовательной программы начального общего образования».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Базовые математико-информационные понятия
Данный курс интегрирует в себе две традиционные школьные дисциплины: математику и информатику. Такое объединение предметов дает несколько важных методических эффектов, которые существенно облегчают усвоение каждого из этих предметов. Основой для такого объединения является содержательная общность двух наук. Действительно, математика и информатика имеют общую систему понятий. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, таблица, дерево и др.
Понятие цепочки относится к числу наиболее часто используемых базовых научных понятий информатики. Для этого понятия в математике обычно используют понятия: последовательность или ряд. Для детей начальной школы слово «цепочка» является наиболее предпочтительным, поскольку оно позволяет провести аналогии с реальными цепочками (бусин, нанизанных на нитку) и тем самым является самым наглядным.
Понятие совокупность или мешок используется как в математике, так и в информатике. Однако в математике чаще пользуются понятием множество. Его отличие от понятия мешок в том, что в множество каждый элемент может входить или не входить, а в мешок он может не входить, входить один, два, три и т. д. раз. Понятие совокупность (мешок) при работе в области конечных объектов часто бывает удобнее, чем понятие множество. Его использование в начальной школе имеет методические преимущества: оно легче воспринимается детьми, чем понятие множества. Оно более непосредственно связано с понятием числа, легко ложится на телесные объекты, например настоящие мешки (пакеты, коробки) с предметами (кубиками, деталями Лего и др.).
Понятие дерева – также одно из важнейших базовых понятий современной информатики, чаще используемое в научном и образовательном языке, чем понятие произвольного графа.
Таблица – еще одно важнейшее понятие курса. С точки зрения информатики, таблица – удобный способ представления информации. Таблица во многих случаях позволяет систематизировать информацию и представить ее в наиболее наглядном виде. С точки зрения математики, таблица – удобный объект для пропедевтики изучения соответствий, в частности темы «Функция». Тема «Функция» в силу своей сложности начинает изучаться только в среднем звене, но требует пропедевтики на протяжении всего школьного образования. Например, таблица сложения (или умножения) – это ни что иное, как соответствие пары чисел и некоторого числа.
Кроме понятийной базы математика и информатика имеют общую логическую составляющую, в частности, область относящуюся к употреблению логических кванторов (все/каждый, есть/нет и проч.), определению истинностных значений утверждений, логическому анализу составных утверждений, утверждений содержащих отрицание и прочее. Также эти науки имеют общую алгоритмическую базу, поскольку в рамках изучения математики (как и информатики) детям довольно часто приходится выполнять различные алгоритмы, инструкции, программы. Наконец, обе науки требуют моделирования задач, в том числе с использованием графических средств (схема, таблица, диаграмма и проч.).
Знакомство с числами от 0 до 1 000 000 000
Введение чисел от 1 до 20 в курсе 1 класса. Числа первого десятка в курсе 1 класса вводятся сравнительно медленно. Это связано с тем, что большинство первых листов определений посвящено знакомству с правилами игры. Основная задача первых уроков – организовать самостоятельное изучение курса всеми детьми. Простота и доступность первых листов определений, медленное введение арифметического материала создают условия для выравнивания детей «снизу». Имеется в виду достижение всеми детьми такого уровня компетентности, который позволит им, продолжая работать полностью самостоятельно, осваивать постепенно все более сложный материал. К середине года уровень сложности материала постепенно повышается, а к концу года он повышается существенно.
Вторая особенность введения чисел до 20 – явный акцент на освоение технологий. В частности, целью урока является не просто решение задачи или нескольких задач, а усвоение детьми технологии, которая бы позволяла не только решить, но и проверить правильность решения целого класса задач. То есть ребенок должен, прежде всего, усвоить способ действия («как делать, чтобы получить результат»), а конкретный результат имеет второстепенное значение. Это в равной степени относится как инструментальным технологиям (например, счета или сравнения совокупностей), так и к технологиям решения задач (например, технологии проверки, анализа текста задачи или составлению графической или телесной модели).
Понятие «состав числа» вводится в курсе 1 класса сравнительно поздно (в начале 3 четверти). Его введение можно считать итогом большой работы, которая проделана с детьми в рамках пропедевтики понятия «состав числа». На листе определений «Состав числа» обсуждается, как найди все суммы двух слагаемых, которые в результате дают некоторое число. Таким образом, кроме понятия о составе числа, главным содержанием данного листа определения являются технологии перебора всех возможных сумм.
Введение чисел до 1 000. К концу 2 класса дети знакомятся с числами до 1000. Знакомство с этими числами в курсе 1 и 2 классов происходит исключительно не предметной основе, в ходе практической работы, решения проектных задач. Дети знакомятся с числами в ходе пересчета наборов предметов, собирая по ходу пересчета соответствующие разрядные единицы, сначала десятки, затем сотни, наконец тысячи. После того как дети получили достаточный опыт пересчета больших совокупностей они легко усваивают правила чтения, записи, построение названий чисел, их разрядный состав.
Введение чисел от 1000 до 1 000 000 000. Знакомство с числами больше тысячи происходит в курсах 3 и 4 классов. Оно происходит с опорой на знания о числах в пределах 1 000. Числа в пределах 1 миллиона обсуждаются более подробно, а большие числа – обзорно.
Действия сложение и вычитание
Введение действий сложения и вычитания в курсе 1 класса. Действие сложение в курсе появляется сравнительно поздно, в конце 2 четверти. При этом активная содержательная пропедевтика этого действия с опорой на непосредственный пересчет предметов идет с первых уроков курса. К такой пропедевтике относятся задания, в которых набор предметов состоит из предметов двух видов и детям необходимо посчитать, сколько предметов каждого вида и сколько предметов всего. Также сюда относятся и задачи, в которых к некоторому набору предметов добавляется еще несколько предметов, а также такие, в которых из готовых наборов (связок шариков, веточек ягод, блюд с фруктами) нужно собрать набор определенного числа предметов. Ну и конечно, к такой пропедевтике относятся многие задания со счетным материалом (корабликами, монетами, кирпичиками Лего и проч.). Однако при введении сложения дети должны понимать не только смысл самого действия, но и смысл записи, которая при этом ведется, в том числе важным является понятие числового равенства. В качестве предметной модели абстрактного понятия «равенство» предлагается уравновешивание (равновесие) на чашечных весах. Именно поэтому серия уроков, посвященных чашечным весам, помещена непосредственно перед введением сложения.
Действие вычитание вводится значительно позднее сложения, поскольку предполагается, что дети будут выполнять сложение с опорой на вычитание, поэтому для вычитания детям необходим большой опыт сложения.
Поскольку в основе курса лежит компетентностный подход, все знания формируются в процессе деятельности (в основном деятельности по решению задач). Сначала дети знакомятся с наиболее простыми предметными и графическими технологиями вычислений. Эти технологии являются максимально конкретными, поэтому доступны для понимания даже самых слабых детей (в сущности, мы отталкиваемся от уровня развития мышления дошкольника). К предметным технологиям сложения и вычитания относится вычисление с помощью мешков предметов и фишек в корабликах. Достоинство этих технологий в том, что учащийся всегда понимает, что делает, может осуществить проверку, то есть убедиться в том, что ответ правильный или найти ошибку. Накопив на первой ступени вычислительный опыт, дети переходят к чуть более абстрактным графическим технологиям вычисления. К таким технологиям относится сложение и вычитание с помощью числовой линейки и таблицы сложения. Переход детей на следующую ступень вычисления является наиболее сложным. Здесь необходимо перейти от вычислений с опорой, на вычисление без какой-либо опоры, то есть в уме. Такой переход у разных учащихся может занять разное время, в частности у некоторых учащихся он может быть довольно длительным. В случае возникновения проблем дети возвращаются к технологиям предыдущей ступени.
Сложение и вычитание в пределах 100. В курсе 2 класса дети учатся складывать и вычитать в пределах 100. Эти действия выполняются в основном с опорой на способы и технологии сложения и вычитания в пределах 20, а также поразрядное сложение и вычитание. По-прежнему в случае затруднения дети обращаются к телесному выполнению действия, то есть выполняют сложение и вычитание на счетном материале, который у них должен быть всегда под рукой. Наиболее удобной здесь использовать счетные палочки или спички, среди которых есть 9 собранных десятков и 20 отдельных палочек.
Сложение и вычитание больших чисел. Выполнение сложения и вычитания, которое не сводится к вычислениям в пределах 100, дети обычно выполняют письменно, обсуждается этот материал в курсах 3 и 4 классов. При обсуждении сложения и вычитания больших чисел проводится аналогия между поразрядным сложением и вычитанием в пределах 100. Именно с таким расчетом выбирается и форма записи вычислений, чтобы детям хорошо был виден поразрядный характер выполняемых действий.
Действия умножение и деление
Действие умножение впервые вводится в курсе 2 класса. Как и в случае сложения, введение действия умножения происходит постепенно – вначале подробно обсуждается умножение на 2 (удвоение), затем – умножение на 3 и т. д. Умножение (как и другие понятия курса) вводится исключительно не предметной основе, в ходе обсуждения графических примеров, доступных и понятных детям. С одной стороны, с детьми обсуждается операция удвоения мешков, поскольку эту операцию ребенок может провести явно, работая с телесными объектами. С другой стороны, умножение иллюстрируется на примере вычисления числа клеток в многоугольнике. Такое вычисление ребенок может провести непосредственно и явно, в ходе этой работы усваивая свойства и закономерности умножения. Наконец, умножение закрепляется в ходе решения близких детям практических задач (подсчет ценности нескольких одинаковых монет, подсчет массы нескольких одинаковых предметов и проч.). Таким образом, в ходе решения различных задач детьми постепенно усваивается смысл умножения. Таблицу умножения чисел до 1 до 10 дети строят сами, в ходе выполнения соответствующего проекта. Заучивание этой таблицы наизусть в курсе не предполагается. Поскольку знакомство с умножением в курсе происходит довольно долго, дети вполне могут запомнить все случаи умножения постепенно, в ходе решения задач. В курсах 3 и 4 классах с опорой на таблицу умножения изучается письменное умножение столбиком.
С делением дети знакомятся в курсе 2 класса. Как и в случае с умножением, для достижения максимального методического эффекта деление обсуждается с детьми с разных сторон и конечно с телесную или графическую опору. С одной стороны, деление иллюстрируется на примере деления прямоугольников на клетчатой основе на две одинаковые части. С другой стороны, деление рассматривается как операция обратная умножению. Наконец деление иллюстрируется на материале практических задач. В силу того, что деление в курсе изначально вводится на материале практических и прикладных задач, легко и естественно осуществляется переход к теме делимости и дробных чисел. В частности сравнительно рано (во 2 и 3 класса) обсуждается четность/нечетность, делимость, деление с остатком, половина и проч. Письменное деление столбиком обсуждается в основном в 4 классе.
Геометрические сведения
Отбор геометрических сведений для изучения в начальной школе полностью подчинен основным ценностным ориентирам курса. Для продолжения изучения геометрии в среднем и старшем звене необходимо изучение минимального набора геометрических вопросов. С точки зрения последующего образования детям начальной школы достаточно иметь представление об основных геометрических объектах: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, многоугольник. Поэтому основными критериями при выборе геометрического материала в курсе были: практическая значимость материала для жизни ребенка и прикладная ценность материала в рамках приложения информационных и математических вопросов, изучаемых в курсе. Также принимался во внимание уровень сложности материала и методическая оправданность. Например, исходя их прикладных задач большое внимание в курсе уделено фигурам на клетчатой основе. Активное использование таких фигур позволяет сформировать у ребят целый ряд важных компетенций, в частности, понять смысл арифметических действий и обучиться правильному построению планиметрических объектов.
Что касается стереометрического материала, то он в основном касается самых простых тел (куб, шар) или формирует компетенции, которые ребенку необходимы в его жизни. Именно исходя из практической ценности в курс включен материал, посвященный изображениям пространственных фигур с разных точек зрения, в частности, обсуждению фотосъемки нужного объекта.
Введение величин и их единиц измерения
Как и в случае геометрических сведений, характер и последовательность введения величин в курсе полностью подчинены практической ценности величин для ребенка, а также прикладной и методической значимости материала с точки зрения вводимых в курсе информационных и арифметических вопросов. Именно поэтому в первую очередь (в курсе 1 класса) вводятся величины, с которыми учащиеся сталкиваются наиболее часто: цена (стоимость), длина, время, масса, вместимость. Поскольку в 1 классе для перевода единиц у детей нет достаточной вычислительной базы, дети узнают следующие наиболее важные для них единицы перечисленных величин: рубли, часы, шаги, килограммы и литры. В курсе 2 класса обсуждается перевод из одних единиц в другие, и вводятся следующие по значимости для ребенка единицы измерения введенных в 1 классе величин: копейки, минуты, сантиметры, дециметры, метры. Более сложные единицы измерения, такие как площадь, скорость, производительности труда и проч. вводятся в курсах 3 и 4 классов.
Введение в курсе любой величины и любой ее единицы измерения всегда ориентировано на решение конкретной практической задачи. Поскольку в практических задачах измерение величины почти никогда не бывает дискретным, в курсе довольно рано обсуждаются вопросы оценки, прикидки, округления, выполнения приближенных вычислений. В жизни ребенка эти вопросы играют важную роль, поэтому им в курсе отведено соответствующее место.
Решение сюжетных текстовых задач
Реализованный в курсе подход к решению текстовых задач состоит в том, чтобы не формировать какого-либо особого отношения к ним, не выделять их из всех остальных задач. В частности, в курсе детям не предлагается классификация задач по типам, с опорой на некоторые признаки, которые подлежат запоминанию. Детям предлагается решать текстовые сюжетные задачи, как любые другие задачи курса – прочитать текст задачи (условие) и ответить на вопрос задачи. Вообще в курсе все задания можно называть текстовыми задачами, поскольку они содержат текст, который для решения задачи необходимо прочитать, проанализировать и понять. Сюжетные текстовые задачи отличаются от всех остальных задач курса только наличием сюжета – некоторой практической ситуации, которая обсуждается в данной конкретной задаче. Вообще сюжетные текстовые задачи – идеальная тема для интеграции математики и информатики, поэтому для их решения кроме математических методов необходимо применять и информатические. Наиболее важными этапами решения таких задач являются анализ информации из условия задачи и переход в символическую модель (составление и выполнение арифметических действий). Что касается анализа информации, этот этап включает решение едва ли не каждой задачи курса, поэтому решение текстовых задач – это лишь часть огромной работы, которая ведется на протяжении всего курса и не требует в данной теме каких-то специальных усилий. Переход в символическую модель для детей начальной школы представляет совершенно естественную трудность (в силу слабо развитого абстрактного мышления) и именно на этом этапе необходимо детям помочь. Этот переход в курсе сделан двухступенчатым – сначала ребенок переходит к графической или телесной модели, а затем от этой модели переходит к символической.
В курсе 1 класса дети в основном решают сюжетные задачи на сложение и вычитание в одной действие. В конце 1 класса учащиеся знакомятся с составными задачами, которые в курсе они учатся решать по плану. Вообще составление инструкций и планирование действий занимают в курсе существенное место. Как обычно обсуждение этой темы начинается с близких детям практических задач (режим дня, расписание, одевание, бытовые дела и проч.). Таким образом, планирование действий по решению задач становится для ребят вполне понятным и естественным делом.
В курсах 2 и 3 класса постепенно появляются составные сюжетные задачи, включающие не только сложение и вычитание, но и умножение и деление, в частности задачи на три величины (цена – количество – стоимость, скорость – время – расстояние, масса одного предмета – число одинаковых предметов – общая масса, производительность – время – общий объем работы и проч.). Принятые в курсе подходы к решению текстовых задач: телесное и графическое моделирование, обучение содержательному анализу текстов, планирование деятельности и использование информационных подходов (полный и систематический перебор, метод проб и ошибок, метод половинного деления и проч.) и объектов (цепочка, мешок, дерево, граф, таблица, диаграмма) позволяют детям решать не только определенный круг стандартных для начальной школы задач. Все перечисленные инструменты дают ребенку возможность решать самые разные задачи, в том числе и такие, которые обычно позиционируются как олимпиадные: задачи на взвешивание (поиск фальшивой монеты), задачи на переливание, числовые ребусы, комбинаторные и переборные задачи, задачи решаемые с конца и проч.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по ИНФОРМАТИКЕ для 2 «Б» класса на 2014-2015 учебный год.
Учитель Белокопытова М.Н.
№ урока | Дата урока | Тема урока (тип урока) | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Формы контроля | |||
план | факт | предметные | личностные | метапредметные | ||||
1 четверть | ||||||||
1 | 01.09/2 | Истинные и ложные утверждения, УРОК ОНЗ | Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений). Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах | знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке; знакомство с числом, в том числе, с количественным представлением о числе и записью числа в виде цепочки цифр | Л:-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | Р:принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя. П:осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; кодировать информацию в знаково-символической форме. К:принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения. | ||
2 | 8/9 | Определяем истинность утверждений. УРОК ОНЗ | Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности). Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж) | знакомство со сложением, вычитанием, умножением, делением; знакомство с выражением, равенством, уравнением; знакомство с базовыми геометрическими понятиями (точка, прямая, отрезок, многоугольник и проч.) | ||||
3 | 15/16 | Считаем области. УРОК ОНЗ | Работать по правилам игры: выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом | знакомство с основными математическими величинами (длина, масса, вместимость, стоимость, площадь и проч.); знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка; знакомство с одномерной и двумерной таблицей; | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | Р: в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. П: выделять в явлениях существенные и несущественные , необходимые и достаточные признаки; строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. К: использовать в общении правила вежливости; контролировать свои действия в коллективной работе; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы. | ||
4 | 22/23 | Слово. УРОК ОНЗ | Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи». Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах | формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах; знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений; знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения; знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева | интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; | ||
5 | 29/30 | Имена. Экскурсия УРОК ОНЗ | Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин | знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия; решению предметных, прикладных и практических задач, предполагающее умение: выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, в том числе использовать при вычислениях оценку, прикидку, приближенные данные | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; | Экскурсия | |
6 | 06.10/7 | Все разные. УРОК ОНЗ | Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам | выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим; переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели; переход от модели или текста задачи к ее символической модели; | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя. П: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; - кодировать информацию в знаково-символической форме. К: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения. | ||
7 | 13/14 | Отсчитываем бусины от конца цепочки УРОК ОНЗ | Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах | построение на клетчатой бумаге основных плоских фигур: точки, прямой, отрезка, многоугольников, ломаных; выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка; | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе.
| овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
8 | 20/21 | Если бусины нет. Если бусина не одна. УРОК ОНЗ | Работать по правилам: выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах | проведение полного перебора объектов; определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия:все/каждый, есть/нет/всего, не; использование имён для указания нужных объектов | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | ||
9 | 27/28 | Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть (рожицы, 2 трафарета одновременно) УРОК РЕФЛЕКСИИ | использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке; | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения. | Проект | ||
2 четверть | ||||||||
10 | 10.11/11 | Русская алфавитная цепочка. УРОК ОНЗ | Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах | выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи; достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения; | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
11 | 17/18 | Раньше – позже. УРОК ОНЗ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах | использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры; построение выигрышной стратегии на примере игры камешки; построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации; | Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя. П: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; - кодировать информацию в знаково-символической форме. К: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения. | |||
12 | 24/25 | Раньше – позже. УРОК ОНЗ | построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации; использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма; | интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач | |||
13 | 01.12/2 | Словарь. УРОК ОНЗ | Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту | знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке; знакомство с числом, в том числе, с количественным представлением о числе и записью числа в виде цепочки цифр; | активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением | |||
14 | 8/9 | Словарь. Экскурсия в библиотеку. УОН | знакомство со сложением, вычитанием, умножением, делением; знакомство с выражением, равенством, уравнением; знакомство с базовыми геометрическими понятиями (точка, прямая, отрезок, многоугольник и проч.); | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Экскурсия | ||
15 | 15/16 | Контрольная работа 1. УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ | знакомство с основными математическими величинами (длина, масса, вместимость, стоимость, площадь и проч.); знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка; знакомство с одномерной и двумерной таблицей; | овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; | Контрольная работа | |||
16 | 22/23 | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. УРОК ОНЗ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах | выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим; переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели; переход от модели или текста задачи к ее символической модели; | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
3 четверть | ||||||||
17 | 12/13.01 | Выравнивание, решение необязательных и трудных задач. УРОК ОНЗ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах | выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим; переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели; переход от модели или текста задачи к ее символической модели; | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
18 | 19/20 | Проект «Буквы и знаки в русском тексте». УРОК РЕФЛЕКСИИ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм | построение на клетчатой бумаге основных плоских фигур: точки, прямой, отрезка, многоугольников, ломаных; выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка; | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя. П: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; - кодировать информацию в знаково-символической форме. К: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения. | Проект | |
19 | 26/27 | Мощность мешка. Ссыпание мешков. УРОК ОНЗ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Выделять, достраивать, строить цепочку, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности, в том числе утверждений, содержащих понятия есть/нет, следующий, предыдущий, одинаковые цепочки, разные цепочки. Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными) | проведение полного перебора объектов; определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не; использование имён для указания нужных объектов; | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; | ||
20 | 2.02/3 | Вместимость. Переливание. УРОК ОНЗ | Работать в компьютерной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов | использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке; | интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением | ||
21 | 9/10 | Мешок бусин цепочки. УРОК ОНЗ | Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту | знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке; знакомство с числом, в том числе, с количественным представлением о числе и записью числа в виде цепочки цифр; | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
22 | 16/17 | Мешок бусин цепочки. Круглый стол. УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | знакомство со сложением, вычитанием, умножением, делением; знакомство с выражением, равенством, уравнением; знакомство с базовыми геометрическими понятиями (точка, прямая, отрезок, многоугольник и проч.); | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | Р:принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя. П:осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; - кодировать информацию в знаково-символической форме. К: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения. | |||
23 | 23/24 | Латинский алфавит. Проект «Римские цифры». УРОК РЕФЛЕКСИИ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие имена и понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений | знакомство с основными математическими величинами (длина, масса, вместимость, стоимость, площадь и проч.); знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка; знакомство с одномерной и двумерной таблицей; | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач | ||
24 | 02.03/3 | Латинский алфавит. Проект «Римские цифры». УРОК ОНЗ | формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах; знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений; знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения; знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева; | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением | |||
25 | 9/10 | Разбиение мешка на части. УРОК ОНЗ | Осваивать знаково-символическую систему русского языка – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма | знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия; решению предметных, прикладных и практических задач, предполагающее умение: выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, в том числе использовать при вычислениях оценку, прикидку, приближенные данные | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
26 | 16/17 | Разбиение мешка на части. УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим; переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели; переход от модели или текста задачи к ее символической модели | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | |||
4 четверть | ||||||||
27 | 06.04/7 | Отсчитываем бусины от других бусин цепочки. УРОК ОНЗ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр. Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие понятия частичного порядка, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений | проведение полного перебора объектов; определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не; использование имён для указания нужных объектов | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач | ||
28 | 13/14 | Таблица для мешка (по двум признакам) УРОК ОНЗ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр. Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие понятия частичного порядка, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений | использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке; | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека | активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением | ||
29 | 20/21 | Таблица для мешка (по двум признакам) УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке; знакомство с числом, в том числе, с количественным представлением о числе и записью числа в виде цепочки цифр; | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | Р: в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. П: выделять в явлениях существенные и несущественные , необходимые и достаточные признаки; - строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения. К: использовать в общении правила вежливости; контролировать свои действия в коллективной работе; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы. | |||
30 | 27/28 | Круговая цепочка. Календарь. Проект «Календарь» УРОК РЕФЛЕКСИИ | Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице. Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах | знакомство со сложением, вычитанием, умножением, делением; знакомство с выражением, равенством, уравнением; знакомство с базовыми геометрическими понятиями (точка, прямая, отрезок, многоугольник и проч.) | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. . | овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Проект | |
31 | 04.05/5 | Круговая цепочка. Календарь. Проект «Календарь» УРОК РЕФЛЕКСИИ | знакомство с основными математическими величинами (длина, масса, вместимость, стоимость, площадь и проч.); знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка; знакомство с одномерной и двумерной таблицей; | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека взрослых; | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач | Проект | ||
32 | 11/12 | Контрольная работа 2. УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ | формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах; знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений; знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения; знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; - понимание роли информатики в жизни человека - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; -планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя. | активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; | Контрольная работа | ||
33 | 18/19 | Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач. УРОК ОНЗ | Работать в компьютерной среде: составлять небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры, работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт своего блюда по образцу | знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия; решению предметных, прикладных и практических задач, предполагающее умение: выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, в том числе использовать при вычислениях оценку, прикидку, приближенные данные | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | ||
34 | 25/26 | Компьютерный проект «Мой лучший друг/Мой любимец» УРОК РЕФЛЕКСИИ | Работать в компьютерной среде: составлять небольшой текст. Вводить текст с клавиатуры, работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять по образцу. | выполнение действий с именованными числами (величинами), переход от одних единиц к другим; переход от текста задачи к наглядной телесной или графической модели; переход от модели или текста задачи к ее символической модели | - интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; - понимание причин успеха в учёбе. | овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Проект |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Учебно-методическое обеспечение»:
- Дополнительная литература
- Бачурина Л.А.; Боева Л.А.; Булгакова Н.Н.; Кремер О.Б.; Ярчикова Н.В. «Практика работы на компьютере» Воронеж 2008г.
- Информационно-коммуникационные средства обучения
презентационное сопровождение уроков.
- Интернет-ресурсы.
Сайт УМК «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
«Материально-техническое обеспечение»:
- Наглядные пособия.
- Технические средства обучения.
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
компьютер;
Подпись учителя_________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....