Информатика в играх и задачах для начальной школы
методическая разработка по информатике (1 класс) по теме

Наталья Викторовна Трошина

Данная методическая разработка  может быть интересна, как на уроках информатики, так и на уроках математики для обучающихся по программе 2100.  Помогает развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные и причинно-следственные связи. Может быть использована в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информатика в начальной школе47.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия № 524  Санкт - Петербурга

Информатика в играх и задачах для начальной школы

Трошина Наталья Викторовна, учитель начальных классов (2011-2012уч.год)

Цель и задачи урока

1. Познавательный аспект

1) Создать условия для самостоятельного добывания знаний:

  • о числе элементов в множестве;
  • о принадлежности элементов заданному множеству;
  • определение принадлежности элементов множеству и его подмножеству.

2) Создать условия для формирования начальных представлений:

  • о множестве, элементах множества;
  • о подмножестве, объединении множества.

2. Развитие мышления: анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать

- Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса, сенсорной сферы.

3. Формирование гуманного отношения на уроке.

- Условия для самооценки.

Ход урока

1. Актуализация знаний

- Какое путешествие вы продолжали совершать дома, и кто были его жители? (На планету: треуги, многоглазки.)

- А куда же сегодня мы совершим путешествие? Что это?

(На доске рисунок острова.)

(Остров, страна.)

- Это жители острова. Рассмотрите их.

(Прикрепить на остров по 2 шт.)

- Можно ли некоторых жителей объединить в группу по какому-либо признаку? (С антеннами и без антенок.)

- С антеннами мы поселим в страну. А можно ли среди жителей страны еще выделить группу по количественному признаку?

- Давайте их поселим в более маленькую область-город. Молодцы!

2. Создание педагогической проблемной ситуации

Посмотрите на слова (на доске слова: «множество», «подмножество») знакомы ли вам они? Где мы с ними встречались?(На уроках математики.)

- Что же обозначает слово «множество»? (Совокупность элементов по количественному признаку.)

- Соедините эти слова с картинкой.

- Что же является множеством? (Остров, страна, город.)

- Что же является подмножеством? (Страна, город.)

- Сколько элементов в этом множестве?

- Прочитайте, ваши высказывания.

Положить по 1 высказыванию на парту. Среди всех три правильных, три неправильных.

Правильные высказывания:

  • Страна подмножество острова.
  • Город подмножество острова.
  • Город подмножество страны.

Неправильные высказывания:

  • Страна подмножество города.
  • Остров подмножество страны.
  • Остров подмножество города.

- Поднимите руку, кто считает, что высказывания правильное? Докажите.

- Сколько элементов в множестве? (Остров, страна.)

- Сколько элементов в подмножестве?

- Кто считает, что у них высказывание не верно? Докажите.

- Сколько элементов в множестве? (8)

- Сколько элементов в подмножестве? (6)

- Где больше элементов? (На острове)

- На сколько? (На 2.)

- Сколько элементов в множестве страны? (6)

- Сколько элементов в подмножестве города? (3)

- На сколько элементов больше в множестве, чем в подмножестве? (На 3.)

- Сделайте вывод. Где же элементов больше?

1 вывод: В множестве элементов больше, чем в подмножестве.

3. Интеллектуальное познание. Психологические проблемные ситуации (стр.2 № 2 (2 часть))

- Давайте поможем теперь Карандашу определить количество элементов в множестве.

- Какие множества здесь встречаются?

- Где мы будем искать элементы множества? (На картинке.)

-Почему в прямоугольнике три точки? (Количество вагонов – их три.)

- Каждое множество обозначено геометрической фигурой. Определите количество элементов в множестве, сопоставляя с картинкой.

(Самостоятельная работа.)

- Давайте проверим. У меня работал Карандаш, а вы у себя. (На доске с ошибками.)

- Что вы скажите про квадрат? (Неверно. Должно быть 4 точки, так как 4 окна в вагоне.)

- Сколько элементов во множестве паровоз? (1 треугольник.)

- Какой фигурой обозначено множество деревьев? (Трапецией.)

- Согласны ли вы с Карандашом? (Да.)

- Элементы какого множества надо обозначить в ромбе? (Множества облаков.)

- Что вы можете мне сказать?

- Какое множество мы не назвали? (Нет облаков, и точки не ставим.)

- Кокой фигурой обозначено множество звезд? (Шестиугольником.)

- Сколько элементов вы обозначили в этом множестве? (Одно солнце – это звезда, вокруг которой вращается Земля.)

- Сколько же элементов может быть в множестве?

2 вывод: Много и не одного.

4. Физ. минутка

- Я назову множество, а вы изобразите его элементы. (Множество: игрушек, морских обитателей, растений и т.д.)

5. Поиск решения через подводящий диалог (стр. 3 № 3 ( 2 часть))

- Давайте все расставим на свои места.

- Какую форму имеет самое большое множество? (Прямоугольник.)

- Что обозначает это множество? (Множество растений.)

- Что является его подмножеством? (Множество деревьев.)

- А какое еще могло быть подмножество? (Кустов, цветов.)

- Какой фигурой обозначено множество деревьев? (Квадратом.)

- Что будет являться его подмножеством? (Плодовые деревья.)

- Какой фигурой обозначено? (Кругом.)

- Сколько элементов в списке? Прочитайте. (5)

- Какие элементы впишем в круг? В квадрат? в прямоугольник? (Яблоня, сосна, дуб, ландыш и морковь.)

- Помогите мне объединить ваши слова!

(На доске с пропусками.)

Вывод 3: Часть элементов множества могут образовывать подмножество. (Часть элементов подмножества тоже может образовывать подмножество.)

- Какие элементы можно разместить вне прямоугольника? Как их назвать одним словом? (Петух, конь. Не растения.)

6. Поиск решения через выдвижения гипотез. Самостоятельная работа в команде. Алгоритм

Попробуйте самостоятельно расставить все на свои места. Если будет что-то лишнее, выпишите отдельно. Свои множества и подмножества обозначите любой фигурой.

Лишние слова: сосна, собака, футболист, пион.

- Проверим. Какие множества у вас получились? Докажите.

- Что можно сказать про лишние элементы? (Добавить в другие множества.)

- Как вы действовали, когда определяли каждое множество? (На доске алгоритмы.)

- Что же у вас получилось? (Алгоритм.)

7. Итог. Подведение и проверка выводов

- А дальше можно продолжить этот алгоритм? (Можно.)

- Попробуйте. (Карточками на доске.)

- Какие выводы вы смогли сделать на уроке?

(Все выводы на доске.)

- Что было интересного? Трудного?

(Обобщают дети.)

- Что хотели бы пожелать товарищу?

- Как оцениваешь свою работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс

Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...

Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс

Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)

Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...

Формирование активной познавательной деятельности учащихся в начальных классах при помощи курса А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах»

Формирование информационной грамотности на уроках в начальной школе при помощи курса А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах". Межпредметные связи на уроках в начальной школе....