Информатика в играх и задачах 2 класс "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему
Факультатив 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_v_igrakh_i_zadachakh_2_klass_2100.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сигаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
школьного методического объединения
Протокол №
« » 2014 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №
« » 2014 г.
Утверждено руководителем ОУ
Л.П.Шеронова
Приказ № от ___________________2014 г.
Рабочая программа по факультативному курсу «Информатика в играх и задачах»
2 класс
Составитель:
Дорощенко Екатерина Леонидовна
Учитель начальных классов
Сигаево,
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100» (Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011).
Общая характеристика учебного предмета
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников.
Логико-алгоритмический компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
- применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
- алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах”, авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель) и др., издательство «Баласс») состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников, методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу, т.е. изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки.
Преподавание предмета ведется по безотметочной системе. Занятия проходят один раз в неделю. По учебному плану рабочая программа во 2 классе предусматривает организацию процесса обучения в объеме 1 час в неделю (всего 34 часа).
Программой предусмотрено проведение четырех контрольных работ (один раз в конце четверти).
Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя: проблемно- диалогическую, здоровье сберегающую, игровую технологии, технологию оценивания достижений.
Формы: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; образовательное путешествие; творческая мастерская; познавательная лаборатория; исследование; презентация; диагностика; проектирование; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации знаний. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- находить лишний предмет в группе однородных;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т. д.);
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Отличительные признаки и составные части предметов
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Множества
Высказывания и множества. Вложенные множества. Сравнение множеств. Пересечение множеств.
Логические рассуждения
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Построение отрицания высказываний.
№ п/п в году | № урока в теме | Наименование разделов и тем уроков | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Раздел 1. Отличительные признаки и составные части предметов (8 часов) | |||
1 | 1 | Признаки предметов | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам |
2 | 2 | Способы задания множеств | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. |
3 | 3 | Описания предметов | Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. |
4 | 4 | Состав предметов | Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. |
5 | 5 | Симметрия | Находить объединение и пересечение наборов предметов |
6 | 6 | Координатная сетка | Находить оси симметрии некоторых фигур |
7 | 7 | Контрольная работа | Находить предмет на координатной сетке; описывать локализацию предметов на координатной сетке |
8 | 8 | Разбор контрольной работы | Контрольная работа |
Раздел 2. План действий и его описание (8 часов) | |||
9 | 1 | Действия предметов | Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. |
10 | 2 | Обратные действия | Определять действие, обратное заданному. |
11 | 3 | Последовательность событий | Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. |
12 | 4 | Алгоритм | Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. |
13 | 5 | Ветвление | Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. |
14 | 6 | Контрольная работа | Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. |
15 | 7 | Разбор контрольной работы | Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
16 | 8 | Повторение | Контрольная работа |
Раздел 3. Множества (10 часов) | |||
17 | 1 | Множества. Элементы множества | Определять принадлежность элемента множеству. Отличать понятия множество и элементы множества |
18 | 2 | Способы задания множеств | Отличать понятия множество и элементы множества. Использовать различные способы |
19 | 3 | Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов | задания множеств: перечислять и задавать общие свойства его элементов. |
Сравнивать множества по числу элементов в них. Определять равные множества | |||
20 | 4 | Отображение множеств | Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества, отображать множества |
21 | 5 | Кодирование | Отличать понятия кодирование и декодирование. Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия. |
22 | 6 | Вложенность (включение) множеств | Отличать понятия множество и подмножество. Находить равные множества, как частный случай включения. |
23-24 | 7-8 | Пересечение множеств | Определять элементы, принадлежащие пересечению и объединению множеств. Осуществлять классификацию по двум и более свойствам. |
25 | 9 | Контрольная работа | Контрольная работа |
26 | 10 | Разбор контрольной работы | Сравнивать множества по числу элементов в них. Определять равные множества |
Раздел 4. Логические рассуждения (8 часов) | |||
27 | 1 | Высказывание. Понятия «истина» и «ложь» | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. |
28 | 2 | Отрицание. | Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. |
29 | 3 | Высказывания со связками «И» и «ИЛИ» | Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». |
30 | 4 | Графы, деревья | Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. |
31 | 5 | Комбинаторика | Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх |
32 | 6 | Контрольная работа | Контрольная работа |
33 | 7 | Разбор контрольной работы. | Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. |
34 | 8 | Повторение. | Находить предмет на координатной сетке; описывать локализацию предметов на координатной сетке |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 2 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2011 г.
- Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2012, 240с.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс
Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...
Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс
Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...
компьютерный тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)
тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию...
компьютерный тест по информатике за вторую четверть (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)
Предлагаю вашему вниманию тест по информатике за вторую четверть (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint по шаблону Д. Иванова и памятку...
Рабочая программа по внеурочной деятельости 2 класс "Информатика в играх и задачах" ОС "Школа 2100"
Внеурочная деятельность 2 класс "Информатика"...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячев. 1 класс. "Школа 2100"
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными професс...