Рабочая программа по информатике 2 класс
рабочая программа (информатика, 2 класс) по теме
Рабочая программа по информатике во 2 классе автор Горячев А.В. с полным календарно - тематическим, тематическим планированием, УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1)развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2)расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
3)создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Особенности построения курса «Информатика и ИКТ».
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.
При этом рабочая программа составлялась:
- с учётом особенностей класса;
- особенностей авторской программы;
- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования
Данная программа в полном объеме повторяет авторскую программу по предмету.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков: открытие новых знаний, рефлексия (повторение и закрепление), контроль.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию контроля и самопроверки.
Планируемые результаты по предмету «Информатика и ИКТ».
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Содержание учебного предмета.
План действий и его описание.
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов.
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения.
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания высказываний.
Тематическое планирование уроков информатики во 2 классе.
Наименование раздела | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
План действий и его описание | Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. | Определять результат действий, определять действия, которое привело к данному результату. Определять действия, обратные заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
Отличительные признаки и составные части предметов. | Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединения и пересечения наборов предметов. |
Логические рассуждения | Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания высказываний | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний и определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания по смыслу, отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И, или». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Корректировка |
План действий и его описание.(11) | |||
1 | Выделение признаков предметов. | 06.09 | |
2 | Описание предметов. Сравнение предметов по их признакам. | 13.09 | |
3 | Знакомство с понятием составных частей предметов. | 20.09 | |
4 | Обобщение и классификация предметов по их действиям. | 27.09 | |
5 | Описание и определение предметов через их признаки, составные части и действия. | 04.10 | |
6 | Симметрия. Знакомство с понятием симметричности фигур. | 11.10 | |
7 | Симметрия. Знакомство с понятием «оси симметрии». | 18.10 | |
8 | Знакомство с координатной сеткой. | 25.10 | |
9 | Контрольная работа №1 по теме «Отличительные признаки и составные части предметов» | 01.11 | |
10 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 15.11 | |
11 | Повторение изученного материала по разделу. | 22.11 | |
Отличительные признаки и составные части предметов.(11) | |||
12 | Изучение действий предметов и их результатов. | 29.11 | |
13 | Знакомство с понятием «обратное действие» | 06.12 | |
14 | Последовательность действий и состояний в природе. | 13.12 | |
15 | Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. | 20.12 | |
16 | Поиск ошибок в последовательности действий. | 27.12 | |
17 | Алгоритм. Знакомство со способами записи алгоритмов. | 17.01 | |
18 | Поиск ошибок и исправления алгоритмов. | 24.01 | |
19 | Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. | 31.01 | |
20 | Контрольная работа № 2 по теме раздела «План действий и его описание» | 07.02 | |
21 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 14.02 | |
22 | Повторение изученного материала по разделу. | 21.02 | |
Логические рассуждения (12) | |||
23 | Знакомство с понятиями «множество», «элементы множества». Способы задания множеств. | 28.02 | |
24 | Сравнение множеств. Знакомство с понятием «отображение множеств» | 07.03 | |
25 | Знакомство с понятиями «кодирование», «декодирование» | 14.03 | |
26 | Знакомство с понятиями «вложенности» (включения) множеств, «подмножество» | 21.03 | |
27 | Изучение операций над множествами: пересечение и объединение множеств. | 04.04 | |
28 | Контрольная работа №3 по теме «Множество. Операции над множествами» | 11.04 | |
29 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множество. Операции над множествами» | 18.04 | |
30 | Высказывание. Знакомство с понятиями «истина» и «ложь».Отрицание. | 25.04 | |
31 | Изучение высказываний со связками «и», «или». Поиск путей на простейших графах. | 02.05 | |
32 | Знакомство с задачами комбинаторного типа. | 16.05 | |
33 | Контрольная работа №4 по теме раздела «Логические рассуждения» | 23.05 | |
34 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение изученного материала. | 30.05 |
Учебно-методический комплекс по программе А.В. Горячева.
- Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.
- Информатика. Учебник, 2-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1 – 64 с., ил.; ч. 2 – 96 с., ил.), М.: Баласс 2012, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
- Информатика (Информатика в играх и задачах) Методич. рекоменд. для учителя по курсу информатики, М.: Баласс 2012, Козлова С. А., Рубин А. Г., Горячев А. В.
- Компьютер.
- Проектор.
- Интерактивная доска
- СД – диск «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой
Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...