Рабочая программа
рабочая программа по информатике по теме
Рабочая программа по информатики для 7-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_klass_informatika.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “ Шубанская основная общеобразовательная школа”
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО: Протокол №______от “___”_________2012 г. | Согласовано: Заместитель директора по УР: _____/Гильмутдинова Л.Н./ “___”_________2012 г. | Утверждаю Директор школы: _____/Рахимзянов Х.Г./ Приказ №_______от “___”_________2012 г. |
Рабочая программа
по информатике
для 7 класса
Хайруллиной Дили Данилевны
(базовый уровень)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №______от
“___”_________2012 г.
2012 год
Пояснительная записка
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007».
Программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 12;
- контрольная работа – 4.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Основные задачи программы:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов контрольных работ | Количество часов практических работ |
1 | Объекты и системы | 6 | 1 | 3 |
2 | Информационное моделирование | 20 | 2 | 10 |
3 | Алгоритмика | 7 | 1 | 4 |
4 | Резерв | 2 | 2 | |
Итого | 35 | 4 | 19 |
Основное содержание
Объекты и их имена (6 ч)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
Информационное моделирование (20 ч)
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
Алгоритмика (7 ч)
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Календарно - тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во час. | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows». | 1 | |||
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». | 1 | |||
3 | Состав объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3). | 1 | |||
4 | Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6). | 1 | |||
5 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9). | 1 | |||
6 | Контрольная работа №1 «Объекты». Персональный компьютер как система. | 1 | |||
7 | Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3). | 1 | |||
8 | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели». | 1 | |||
9 | Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5). | 1 | |||
10 | Работа со словесными информацион-ными моделями. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7). | 1 | |||
11 | Создание и оформление словесных информационных моделей. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9). | 1 | |||
12 | Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». | 1 | |||
13 | Математические модели. Контрольная работа №2 «Информационные модели». | 1 | |||
14 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2). | 1 | |||
15 | Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4). | 1 | |||
16 | Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6). | 1 | |||
17 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7). ТБ. | 1 | |||
18 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word». | 1 | |||
19 | Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными табли-цами в Excel» (задания 1–3). | 1 | |||
20 | Работа с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4–6). | 1 | |||
21 | Графики и диаграммы. Нагляд-ное представление процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7). | 1 | |||
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении вели-чин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3). | 1 | |||
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 4). | 1 | |||
24 | Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.1,2). | 1 | |||
25 | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-5). | 1 | |||
26 | Деревья. Контрольная работа №3 «Табличные модели. Электронная таблица» . Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.6, 7). | 1 | |||
27 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика». | 1 | |||
28 | Исполнитель Чертежник. Использова-ние вспомогательных алгоритмов. Ра-бота в среде «Алгоритмика». | 1 | |||
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл «повто-рить n раз». Работа в среде «Алгорит-мика». | 1 | |||
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритми-ка». | 1 | |||
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика». | 1 | |||
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика». | 1 | |||
33 | Контрольная работа №4 «Алгоритмика». | 1 | |||
34-35 | Итоговый проект. Практическая работа №12. | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
Знать/ понимать:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей.
уметь:
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Литература
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...