Рабочая программа
рабочая программа по информатике по теме

Хайруллина Диля Данилевна

Рабочая программа по информатики для 7-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_klass_informatika.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “ Шубанская основная общеобразовательная школа”

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании  ШМО

Руководитель ШМО:

_____/Сабитова Ф./

Протокол №______от

“___”_________2012 г.

Согласовано:

Заместитель директора по УР:

_____/Гильмутдинова Л.Н./

“___”_________2012 г.

Утверждаю

Директор школы:

_____/Рахимзянов Х.Г./

Приказ №_______от

“___”_________2012 г.

Рабочая программа

по информатике

 для 7 класса

Хайруллиной  Дили  Данилевны

(базовый уровень)

                                                                                                         

                                                                                                                 Рассмотрено на заседании      

                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                               Протокол №______от

                                                                                         “___”_________2012 г.

                                           

                                                 

                                                                   

2012 год

Пояснительная записка

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007». 

Программа рассчитана на 35  часов в год (по 1 часу в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  1. практических работ – 12;
  2. контрольная работа – 4.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2.  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  3.  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основные задачи программы:

  1. создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  2. сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  3. сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  4.  сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  5.  сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  6. сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  7. сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов контрольных работ

Количество часов практических работ

1

Объекты и системы

6

1

3

2

Информационное моделирование

20

2

10

3

Алгоритмика

7

1

4

4

Резерв

2

2

Итого

35

4

19

Основное содержание

Объекты и их имена (6 ч)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

Информационное моделирование (20 ч)

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа №11 «Графические модели».

Практическая работа №12 «Итоговая работа».

 Алгоритмика (7 ч)

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.

Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во

час.

Дата

Примечание

План

Факт

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

1

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

1

3

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты»

(задания 1–3).

1

4

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6).

1

5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9).

1

6

Контрольная работа №1 «Объекты».   Персональный компьютер как система.

1

7

Модели объектов и их назначение.  Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3).

1

8

Информационные модели.

Практическая работа №11 «Графические модели».

1

9

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5).

1

10

Работа со словесными  информацион-ными моделями.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7).

1

11

Создание и оформление словесных информационных моделей.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9).

1

12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

1

13

Математические модели. Контрольная работа №2 «Информационные модели».

1

14

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2).

1

15

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4).

1

16

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6).

1

17

Табличное решение логических задач.

Практическая   работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7). ТБ.

1

18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

1

19

Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными   табли-цами в Excel» (задания 1–3).

1

20

Работа с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel»  (задания 4–6).

1

21

Графики и диаграммы. Нагляд-ное представление процессов изменения величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7).

1

22

Графики и диаграммы.   Наглядное представление о соотношении  вели-чин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3).

1

23

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 4).

1

24

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.1,2).

1

25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-5).

1

26

Деревья.

Контрольная работа №3  «Табличные модели.  Электронная таблица» .

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.6, 7).

1

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика».

1

28

Исполнитель Чертежник. Использова-ние вспомогательных алгоритмов. Ра-бота в среде «Алгоритмика».

1

29

Исполнитель Чертежник. Цикл «повто-рить n раз». Работа в среде «Алгорит-мика».

1

30

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритми-ка».

1

31

Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика».

1

32

Исполнитель Робот. Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика».

1

33

Контрольная работа №4 

«Алгоритмика».

1

34-35

Итоговый проект.

Практическая работа №12.

2

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

Знать/ понимать:

  1. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  2. называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  3. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  4. понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  5. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  6. понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  7. иметь представление о назначении и области применения моделей;
  8. различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  9. приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей.

уметь:

  1. уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  2. знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  3. знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  4. осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  5. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  6. давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  7. осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  8. выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  9. выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  10. уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  11. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  12. выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  13. создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  14. для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...