планирование курса Информатики
календарно-тематическое планирование по информатике по теме
Календарно - тематическое планирование курса информатики (2-4 кл.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно - тематическое планирование курса информатики | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Данная программа по курсу «Информатика и ИКТ" рассчитана на 2- 4 классы.
Этот курс носит пропедевтический характер. И, конечно, простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела может быть разнесено по всему курсу обучения и идет поэтапно по мере подготовки учащихся.
Программа курса рассчитана на следующее количество часов:
- 2 класс - 34 часа (1 раз в неделю);
- 3 класс - 34 часа (1 раз в неделю);
- 4 класс - 34 часа (1 раз в неделю).
ПРОГРАММА КУРСА
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера, при выполнении проектно – исследовательских работ.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную познавательную игру.
Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая.
В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.
Введение курса "Информатика и ИКТ" в значительной мере восполняет этот пробел. Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.
Основная цель курса информатики - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.
При построении курса поставлены следующие задачи:
- знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
- умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
- формирование операционного стиля мышления;
- умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
- формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
В программе курса "Информатика и ИКТ" можно выделить следующие основные разделы и фундаментальные понятия.
1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС.
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование, передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- понятие информации, многообразие ее форм,
- носители информации,
- информационные процессы (передача, обработка, хранение информации).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов;
- приводить примеры носителей информации.
2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с дисплея. Компьютер как вычислительное устройство.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- назначение основных компонентов компьютера;
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
- работать в режиме микрокалькулятора;
- пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские,
- латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы;
- удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода);
- пользоваться прикладными программами.
3. КОМПЬЮТЕР - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.
Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- назначение и основные возможности графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
- "вырезать", "склеивать" и "стирать" произвольные части изображения;
- применять для рисования произвольные "краски" и "кисти";
- запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение;
- масштабировать (изменять размеры) рисунки;
- добавлять к рисункам текст.
4. АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ.
Понятие об алгоритме. Исполнитель алгоритмов. Система команд исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Способы описания алгоритмов. Линейный алгоритм. Непосредственный и программный способ исполнения алгоритмов. Процедуры. Условия в алгоритмах. Команды цикла и ветвления.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритма, определение исполнителя;
- понятие программы как последовательности команд исполнителя;
- основные управляющие структуры (повторения, ветвления, процедуры);
- представление о различных способах записи алгоритмов.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры алгоритмов;
- решать линейные алгоритмические задачи;
- находить ошибки в написанных алгоритмах;
- анализировать команды исполнителя;
- исполнять линейные программы для известных исполнителей;
- указывать реакцию исполнителя на ошибки;
- исполнять и составлять программы, содержащие управляющие структуры (повторения, ветвления, процедуры);
- планировать свой действия, работая с программными пакетами.
5. АЛГОРИТМЫ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ.
Понятие сценария. Основные типы алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический) и их реализация на языке сценариев.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- назначение и функции редактора сценариев.
Учащиеся должны уметь:
- загружать и сохранять сценарий компьютерного фильма;
- просматривать сценарий полностью и частично;
- конструировать собственный сценарий.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
- ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
- ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная,но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
В курсе "Информатика и ИКТ" для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.
Особое внимание в курсе информатики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы. Опыт работы показал, что гуманитаризация задач порождает подъем интереса детей к информатике.
Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учеников.
При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим является девиз: "ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ".
Программное обеспечение:
- Методическое пособие «Информатика и ИКТ», авторы Матвеева Н. В.,Челак Е. Н., Конопатова Н. Л., Панкратова Л. П. издательство: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011;
- Компакт – диск с ЭОР (приложение к методическому пособию);
- Компакт – диск «Мир информатики»: Центр «Учебная книга», «Кирилл и Мефодий. Знания обо всём», 2003;
- Планирование и методические разработки учителя.
Используемая литература:
1.Агафонова И. Н. Учимся думать. Сборник занимательных задач, тестов и упражнений. СПб.: М и М – Экспресс, 1996.
2. Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы. Омск, 1999.
3. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2008.
4. . Матвеева Н.В. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
5. Методическое пособие. Матвеева Н.В. Обучение информатике в третьем классе: Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006
6. Матвеева Н.В. Обучение информатике в четвертом классе: Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
7. Матвеева Н. В.,Челак Е. Н., Конопатова Н. Л., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.
8. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
9. Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989.
10. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989
11. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. М.: Просвещение, 1989.
Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения
2 класс (34 часа)
N темы | Наименование разделов и тем | всего количество часов | в том числе практической и творческой работы |
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС | |||
1.1 | Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Понятие информации. Информация вокруг нас. Примеры. | 1 | 1 |
1.2 | Как мы получаем информацию. Виды информации. Способы представления и передачи информации. Проверочная работа. | 2 | 2 |
1.3 | Правила поведения в кабинете информатики. Виды информационных процессов: хранение, передача, обработка информации. Примеры. | 1 |
|
1.4 | Правила поведения в кабинете информатики. Кодирование информации. Проверочная работа. | 2 | 2 |
| Итого по разделу | 6 | 5 |
РАЗДЕЛ 2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ | |||
2.1 | Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Применение компьютеров. Компьютеры и их возможности. | 1 |
|
2.2 | Инструктаж по технике безопасности. Компьютер и его основные устройства. Системный блок. | 2 | 1 |
2.3 | Инструктаж по технике безопасности. Клавиатура, работа на клавиатуре. Гимнастика для рук. | 4 | 4 |
2.4 | Инструктаж по технике безопасности. Мышь. Пиктограммы. Клавиатура. | 2 | 2 |
2.5 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с устройством "мышь" и дальнейшее знакомство с клавиатурой. Гимнастика для рук. | 6 | 6 |
2.6 | Инструктаж по технике безопасности. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. | 1 | 1 |
2.7 | Инструктаж по технике безопасности. Элементы логики. Сопоставление. | 1 | 1 |
2.8 | Инструктаж по технике безопасности. Множества. | 1 | 1 |
2.9 | Инструктаж по технике безопасности. Отношения между множествами. | 1 | 1 |
| Итого по разделу | 19 | 17 |
| РАЗДЕЛ 3. КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
|
|
3.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. План и правила. | 2 | 1 |
3.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Исполнитель. Пример исполнителя. | 1 | 1 |
3.3. | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с элементами компьютерной графики. «Собери мозаику». | 1 | 1 |
3.4 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с элементами компьютерной графики. Раскрашивание компьютерных рисунков. | 1 | 1 |
3.5.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с инструментами графической системы Paint и создание рисунков: изменение фонового цвета, карандаш, распылитель. | 2 | 2 |
3.5.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с инструментами графической системы Paint и создание рисунков: лупа, заливка. | 2 | 2 |
| Итого по разделу | 9 | 8 |
| Резерв |
| |
| Всего по предмету | 34 | 30 |
Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения
3 класс (34 часа)
N темы | Наименование разделов и тем | всего количество часов | в том числе практической и творческой работы |
РАЗДЕЛ 1. Информационный объект и компьютер. | |||
1.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Источники и приёмники информации. Искусственные и естественные источники информации. Обработка информации. | 1 | |
1.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. | 1 | 1 |
1.3 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Электронный документ и файл. | 1 | 1 |
1.4 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Текст и текстовый редактор. | 2 | 2 |
1.5 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Изображение и графический редактор. | 2 | 2 |
1.6 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Схема и карта. | 2 | 2 |
1.7 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Число и программный калькулятор. | 1 | 1 |
1.8 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Таблица и электронные таблицы. | 2 | 2 |
1.9 | Множества. Отношения между множествами. Подмножества. Объединение множеств. | 1 | 1 |
1.10 | Контрольная работа. Тестирование. | 1 | 1 |
Итого по разделу | 14 | 13 | |
РАЗДЕЛ 2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. | |||
2.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Устройства ввода информации. | 4 | 3 |
2.2 | Назначение центрального процессора и памяти компьютера. | 1 | 1 |
2.3 | Устройства вывода информации. | 1 | 1 |
2.4 | Устройства передачи информации. | 1 | 1 |
2.5 | Обобщающий урок-игра. | 1 |
|
| Итого по разделу | 8 | 6 |
РАЗДЕЛ 3. КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
3.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Работа с инструментами графического редактора Paint. | 1 | 1 |
3.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Прямое копирование рисунков. | 1 | 1 |
3.3 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Копирование рисунков с поворотом. | 1 | 1 |
3.4 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Изменение размеров и наклонов, нарисованных фигур. | 1 | 1 |
3.5 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Использование библиотечных слайдов и создание рисунков с их помощью. | 2 | 2 |
3.6 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Использование графических редакторов в обучающих и игровых программах. | 2 | 2 |
| Итого по разделу | 8 | 8 |
РАЗДЕЛ 4. АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ | |||
4.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Понятие алгоритма. Способы представления алгоритмов. Примеры алгоритмов. | 2 | 2 |
4.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Система команд исполнителя. | 2 | 2 |
| Итого по разделу | 4 | 4 |
| Резерв |
| |
| Всего по предмету | 34 | 31 |
Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения
4 класс (34 часа)
N темы | Наименование разделов и тем | всего количество часов | в том числе практической и творческой работы |
РАЗДЕЛ 1.Информационные технологии. | |||
1.1 | Правила поведения в кабинете информатики. Повторение. Структура компьютера. Принтеры. Сканеры. | 2 | 1 |
1.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютерные программы. Обучающие и игровые программы. | 1 | 1 |
1.3 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Просмотр web – страниц. Электронная почта. | 1 | 1 |
Итого по разделу | 4 | 3 | |
Раздел 2. Информация. | |||
2.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Элементы логики. Слова – кванторы. | 1 | 1 |
2.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Отношения между множествами. Операции над множествами. | 1 | 1 |
2.3 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Модель и её виды. Моделирование. | 1 | 1 |
2.4.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Алгоритм. Свойства алгоритмов. Координаты. | 2 | 2 |
2.4.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Линейные алгоритмы. Составление линейных алгоритмов. | 2 | 2 |
2.4.3 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Разветвлённые алгоритмы. Составление разветвлённых алгоритмов. | 2 | 2 |
2.4.4 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Циклические алгоритмы. Составление циклических алгоритмов. | 2 | 2 |
2.5 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Исполнитель алгоритмов. | 1 | 1 |
2.6 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Решение задач с использованием компьютеров. | 4 | 4 |
2.7 | Контрольная работа. Тестирование. | 1 | 1 |
| Итого по разделу | 17 | 17 |
РАЗДЕЛ 3. КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
2.1 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с возможностями программы Power Point и просмотр презентаций. | 1 | 1 |
2.2 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Составление презентаций в программе Power Point. | 4 | 4 |
2.3 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Анимации в программе Power Point. | 2 | 2 |
2.4 | Правила техники безопасности при работе на компьютере. Гиперссылка в программе Power Point. | 2 | 2 |
2.5 | Обобщающий урок. Тестирование. | 1 | 1 |
| Итого по разделу | 10 | 10 |
| Резерв | 3 |
|
| Всего по предмету | 34 | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"
Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах" по программе Горячева А.В.В ресурсе представлены презентации к 13 урокам с типовыми упражнениями из 4-х разделов курса....
Планирование по информатике. 2 класс.УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы»
Автор УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы» и УМК Семёнова А.Л. «Информатика, 3 – 4 классы» ...
Тематическое планирование по курсу информатики за 3-ий класс.
Тут представлено тематическое планирование по информатике за 3-ий класс.Информация взята http://www.school2100.ru/uroki/elementary/izo.ph...
Поурочное планирование по курсу Информатика и ИКТ, 3 класс , УМК Матвеевой Н.М.
В данном документе представлено примерное поурочное планирование по курсу информатика и ИКТ, 3 класс....
Тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» (34 часа)
4 класс Программа: Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова...
Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу "Информатика " 4 класс
Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу "Информатика " 4 класс. Примерной авторской программы начального общего образования по информатике для начал...
Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке»
Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке» предназначена для работы с учащимися начальной школы. Рабочая программа рассчитана на 34...