Информатика для малышей
материал по информатике (1 класс) по теме
«ИНФОРМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ" в рамках внеурочной деятельности в 1-ых классах (2011-2012 уч.год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИНФОРМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
в рамках внеурочной деятельности в 1-ых классах
(2011-2012 уч.год)
Обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования.
В младшем школьном возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности.
Программа модуля «Информатика для малышей» составлена мною на основе авторской программы С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1 – 4-ых классов. Программа этого модуля даёт возможность создать базу для изучения информатики на более высоком уровне, способствует формированию «информационной грамотности». Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На занятиях применяю цифровые образовательные ресурсы:
- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 1-2 год обучения с пакетом педагогических программных средств «Страна «Фантазия»;
- рабочие тетради «Информатика в играх и задачах» под редакцией А.В.Горячева.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 7- 8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу, всего– 34 часа.
В первую неделю сентября был проведён свободный набор в группу, состав – постоянный (в группах 12 – 14 человек). Программа предполагает использование компьютеров, чему способствует имеющийся в начальной школе компьютерный класс.
Целью данной программы я ставлю: формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребенка к использованию новых информационных технологий в своей деятельности.
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач:
1. дать детям первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2. познакомить с основными свойствами информации, развивать умения и навыки работы с информацией;
3. развивать познавательные процессы у детей;
4. формировать грамотное и безопасное общение с компьютером.
В работе придерживаюсь следующей структуры проведения занятий:
1 этап: вводная часть – разминка в виде эвристической беседы по теме (3-5 мин);
2 этап: работа с теоретическим материалом с использованием электронной презентации к занятию (6-8 мин);
3 этап: выполнение физкультурной минутки (1-2 мин);
4 этап: работа учащихся в тетрадях, освоение запланированных действий с (8-10мин);
5 этап: выполнение комплекса упражнений гимнастики для глаз и кистей рук (1-2 мин);
6 этап: получение и закрепление практических навыков работы на
компьютере (8-10 мин);
7 этап: устное подведение итогов по пройденной теме (3-5 мин).
Большое внимание уделяется правилам техники безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, с которыми знакомимся с первого урока.
Мною подобраны стихи по всем основным темам практических занятий, их использую при изучении нового материала или повторении, что «подогревает» интерес детей, облегчает понимание. Например:
- тема «Первый раз в компьютерном классе»:
Чтоб с компьютером дружить, надо правила учить: не шуметь и не ходить, только тихо говорить, руки чистыми держать, сухо-сухо вытирать, никогда без разрешенья кнопки в нём не нажимать!
- тема « Компьютер и его основные устройства»:
Чтобы мышкой управлять, надо шарик покатать, надо пальчиком по парте осторожно постучать! Приручу я эту мышку, научусь её катать! Для меня любую папку она будет открывать и, какую пожелаю, там программу запускать!
Во второй четверти пять занятий было отведено работе в программе Графический редактор Pаint. Программа нацелена на развитие креативных способностей и воображения.
Работать в этой программе детям особенно нравится, т.к. дети по своей природе любят рисовать, и тут им предоставляется возможность создать рисунки во всём своём многообразии, используя инструменты данной программы. На первом занятии знакомлю их с тем, как работать в этой программе, а потом дети пробуют на практике. Сначала учатся создавать геометрические фигуры и делать заливку цветом, затем создают простые рисунки из геометрических фигур, позднее пробую усложнять задания - выполнение творческого задания по теме: «Создание рисунка группы предметов с общим признаком».
В основе изучения информатики лежит опора на личный опыт школьника, на его врожденное и ранее полученное умение видеть, слышать, ощущать, понимать, говорить, рисовать, — т. е. воспринимать, хранить, преобразовывать и передавать информацию.
Поэтому работу с информацией мы начали в первом полугодии и продолжаем во втором полугодии, т.е. сейчас.
Информационные объекты — это тексты, рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты, числовые данные.
Задача учителя на занятиях по информатике — назвать все эти вещи своими именами. Например, когда мы пишем и рисуем, это означает, что мы представляем информацию на некотором носителе.
Умение работать с информацией на интуитивном уровне — это природный дар, присущий каждому человеку.
Другая важная сторона нашей жизни — умение осознанно работать с информацией:
целенаправленно осуществлять ее поиск,
представление (запись) на носителе,
хранение,
преобразование,
передача.
Важным является и умение использовать полученную информацию, чтобы осознанно управлять собой — своей жизнью, учебной и производственной деятельностью.
Главная цель на практических занятиях – это научить детей внимательно слушать (читать) задание и самостоятельно выполнять его.
Они должны понимать, что компьютер не может понять и исправить им ошибки, они должны научиться делать это сами.
Обо всём этом дети получают пока общие сведения, а более подробное знакомство им предстоит в следующих классах.
Литература:
1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.
2. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя. СПб.: БХВ-Петербург, 2007
3. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2007.
4. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2009
5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр
для младших школьников.. – М.: «ВАКО», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по информатике и ИКТ в 4 классе "Турнир информатиков""
Представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по информатике для обучающихся 4 классов....
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Планирование по информатике. 2 класс.УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы»
Автор УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы» и УМК Семёнова А.Л. «Информатика, 3 – 4 классы» ...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Кружок" Информатика малышам"
Простой и интересный материал для уч-ся начальных классов по информатике для внеурочки...
Программа "Информатика для малышей"
Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми 5-7 годами. Программа включает в себя 2 ступени. Разделы 1 ступени:применение компьютеров; основные ...
КТП "Информатика для малышей"
Календарно-тематическое планирование к программе "Информатика для малышей"...