Урок-игра в 3 классе "Что мы знаем о компьютере?"
методическая разработка по информатике (3 класс) на тему
Урок "Что мы знаем о компьютере?" в виде игры поможет детям легко усвоить устройство и назначение компьютера. Компьютерная презентация прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-urok_v_3_klasse.doc | 51.5 КБ |
chto_my_znaem_o_kompyutere-3_klass.ppt | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по информатике в третьем классе
Тема: «Что мы знаем о компьютере?»
Цели:
- обобщить сведения о составе персонального компьютера и о назначении его основных устройств;
- прививать навыки управления компьютером;
- развивать любознательность ребенка, формировать информационную культуру.
Педагогические задачи:
- познакомить учащихся с составом персонального компьютера на примере учебного рабочего места;
- добиться понимания всеми учащимися назначения устройств, ассоциируя их с основными действиями над информацией: вводом, обработкой, хранением, выводом;
- научить использовать мышь и клавиатуру для выполнения простых заданий или усовершенствовать уже имеющиеся навыки работы с этими устройствами ввода;
- обратить внимание учащихся на аналогию между функционированием компьютера и отдельными сторонами человеческой деятельности с информацией;
- познакомить учащихся с правилами безопасной работы на компьютере.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- знать состав персонального компьютера как рабочего места пользователя и названия устройств, входящих в состав компьютера;
- знать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, вывода, памяти и процессора);
- уметь выполнять простые действия с помощью мыши и вводить простой текст с клавиатуры;
- Знать основные правила поведения при работе за компьютером.
Ключевые понятия: компьютер, персональный компьютер (ПК), состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память.
Вспомогательные понятия: данные, обработка, хранение, передача, программа, текстовый редактор, калькулятор, графический редактор.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь №1, демонстрационный ПК, проектор, функциональная схема персонального компьютера (бумажный вариант), карточки с изображением частей ПК и лишних предметов (Приложение 2), презентация к уроку (Приложение 3), буквы слова «КОМПЬЮТЕР» (на листе формата А4).
Оформление к уроку: на магнитной доске висят белые карточки, под которыми спрятаны буквы слова «компьютер».
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин).
Приветствие детей, сверка количества детей.
2. Повторение пройденного материала (2-3 мин).
Проведение устного опроса, предполагающего краткие ответы. Примерные вопросы:
- Какие носители информации использовали древние люди?
- Для чего нужны носители информации?
- Что может быть носителем информации?
- Какой носитель информации используется для записи и воспроизведения звуковой информации?
- Какие носители информации используются для хранения данных на компьютере?
3. Изучение нового материала с использованием компьютерной презентации (10-12 мин).
Изучение новой темы проходит в виде эвристической беседы, которая сопровождается презентацией и показом реального объекта – персонального компьютера, а также игры-задания. В процессе урока необходимо открыть все буквы спрятанные на доске и составить из них слово. На каждую букву дается задание или пояснение. Буквы открываются в следующем порядке:
Ь – клавиатура (Слайд 1,2)
М – мышь (Слайд 3,4)
0 – монитор, принтер (Слайд 5)
Р – системный блок, процессор (Слайд 6)
Т – системный блок, жесткий диск, память (Слайд 7)
К – данные, программа (Слайд 8)
Вопросы: может ли компьютер самостоятельно принимать решения, а не просто выполнять команды, которые ему дает человек? Благодаря чему пользователь может набирать на компьютере тексты, рисовать рисунки, слушать музыку? Учитель должен в любом случае (при любых ответах) выйти вместе с детьми на осознание факта, что компьютер обрабатывает информацию благодаря программам. Все реакции на команды, которые дает пользователь, должны быть записаны в программе. Пользователь управляет компьютером с помощью мыши и клавиатуры, но вся последовательность соответствующих команд записана в программе. Следующим вопросом может быть: понимает ли компьютер смысл команд, которые он выполняет? Ответ «не понимает» должен обязательно прозвучать, компьютер выполняет команды формально, не понимая их смысла. Информация, с которой может работать компьютер, называется данные.
Ю – для чего нужен компьютер? (Слайд 9, 10)
Е – карточки с заданием (Слайд 11). Дети получают набор карточек с изображениями частей ПК и других предметов. Задача учащихся: собрать компьютер, исключив лишние предметы. Задание выполняется в парах.
П – задние №1, 2 на стр. 20 (Слайд 12)
Задание №1 позволяет обобщить уже имеющиеся у учащихся знания о компьютере. Учащиеся должны отметить выбранный ответ «галочкой», после чего учитель предлагает детям устно обосновать выбранный ответ.
Задание №1. Отметь «٧» нужное продолжение.
Компьютер помогает человеку…
- хранить, обрабатывать и предавать информацию
- смотреть и слушать телепередачи
При выполнении задания №2 учащиеся должны, опираясь на свою интуицию, определить различие между фразами с ключевыми словами «и» и «или». В результате обсуждения учащиеся делают свой выбор и отмечают правильный ответ «галочкой».
Задание№2. Выбери правильный вариант текста.
- Компьютер служит и для хранения, и для обработки, и для передачи информации.
- Компьютер служит или для хранения, или для обработки, или для передачи информации.
Учитывая, что многие учащиеся имеют компьютер дома, необходимо построить беседу в форме вопросов. Тогда учащиеся смогут проявить свои знания, а урок получится более продуктивным. Обязательно спросить у детей, что они делают на своем домашнем компьютере.
Во время беседы и открывания букв на слайдах появляется информация, содержащая иллюстрации частей ПК по группам:
- Обработка информации – процессор;
- Хранение информации – внешняя память (носители) и внутренняя память;
- Ввод информации – клавиатура, сканер, микрофон;
- Вывод информации – принтер, монитор, колонки, наушники.
Необходимо обратить внимание на то, по каким признакам можно объединить устройства, входящие в состав компьютерной системы, в группы по выполняемым действиям с информацией: ввод, вывод, хранение, обработка. Также стоит обратить внимание учителя на то, что каждое устройство (или группа устройств) выполняет определенное действие с информацией и что устройства ввода и вывода могут в случае необходимости добавляться или заменяться другими, более совершенными.
После того, как открыты все буквы, дети составляют слово «компьютер».
4. Физкультминутка (2 мин).
5. Решение задач в рабочей тетради (2-3 мин).
Дети выполняют задание №3 в рабочей тетради, т.к. задания №1 и 2 были уже выполнены при открывании последней буквы.
Задание №3 нацелено на формулирование возможностей компьютера (учащиеся должны вставит пропущенные буквы).
Задание №3. Вставь пропущенные буквы.
а) К_мпьютер не может работать с реальными пр_дметами. Он обрабатывает оп_сания предметов – закодированные тексты.
б) компьютер может хр_нить в своей памяти зак_дированные тексты и обр_батывать их.
б) Компьютер может обрабатывать инф_рмацию, если она хр_нится в его пам_ти в закодированном виде.
6. Компьютерный практикум (10 мин).
Детям предлагается поработать на клавиатурном тренажере и тренажере мыши из ЭОР.
7. Обобщение и подведение итогов (2-3 мин) (Слайд13)
При подведении итогов нужно еще раз обратиться к общей схеме состава компьютера и вместе с детьми назвать устройства, входящие в состав компьютерной системы. А можно провести устный опрос, показывая вопросы на экране с вариантами ответов. При ответе на вопросы дети показывают названные устройства на оригинале. Вопросы для обобщения и закрепления знаний на слайдах презентации № 14-19.
В конце следует обобщить сведения и дать краткую характеристику компьютеру:
- Компьютер – это электронное устройство, которое управляется программами;
- Компьютер предназначен для хранения, обработки и передачи информации;
- В состав компьютера входят разные устройства – для ввода информации, для вывода информации, для хранения и обработки информации.
Обязательно следует поощрить учащихся, которые продемонстрировали свои знания, чаще других давали правильные ответы.
8. Комментарии учителя к домашнему заданию (1-2 мин).
Учитель дает детям домашнее задание под запись в дневник: Параграф №5; задание №4 на странице 21. Нарисовать компьютер, используя знания о его составе, полученные на уроке. Записать в рабочую тетрадь новые слова. Дети записывают домашнее задание в дневник.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».
Раздел III. РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ.Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»....
Урок- игра по Азбуке "Повторим то,что знаем"
Конспект урока Азбуки по теме "Повторяем то, что знаем" по обрзовательной системе "Школа 2100". Урок проводится в первом классе после изучения всех букв русского алфавита...
Урок – игра «На острове здоровья». Раздел «Подвижные игры.
Цель: Развитие двигательных способностей учащихся посредствам подвижных игр.Задачи:Образовательные: - совершенствовать упражнения в равновесии;- закрепить метание мяча в вертик...
Урок-игра "Своя игра"
Урок разработан к учебнику Матвеева Н.В. «Информатика и ИКТ» 4 класс.Это урок повторения и закрепления знаний по темам: «Компьютер», «Понятие», «Объект», «Информация».В содержание урока...
Обобщающий урок – игра «Я знаю свой край»
Цели: обобщить и проверить знания детей по изученному разделу; развивать познавательную активность, логическое мышле...
УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс
Конспект урока по математике в 3 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...
Тема: "Урок-игра, подвижные игры" (1 класс)
Конспект по физической культуре. Тема: "Урок-игра, подвижные игры" (1 класс)...