Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО
рабочая программа по физкультуре (3 класс)

Шергина Ольга Алексеевна

Физическое воспитание в общеобразовательной школе для детей с ЗПР – это важнейший компонент в комплексе лечебных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Уроки физкультуры, игротерапия, занятия в спортивных кружках и секциях – всё это помогает укрепить здоровье ребёнка, сделать его более выносливым, сильным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

г. Ангарск

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей

начальный классов,

прот. №1 «30» августа 2019г.

Руководитель ШМО

_____________/Прокопюк Я.А.

«СОГЛАСОВАНО»

«30» августа 2019г.

Заместитель директора по МР

__________/ Терпугова С.В.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ № 6»

_____________/ Морозова И.В.

Приказ  № ___от 30.09.2019г.

                                                                                                        

        

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет:        

Физическая культура

Класс:

Предметная  область:

Физическая культура

Учебный год:

2019/2020

Срок реализации программы:

1 год

Учитель (ФИО, кв. категория):

Шергина Ольга Алексеевна, первая квалификационная категория

 

                                                

Ангарск, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста.        

Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры.  Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию  убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить  так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.

Сохраняется структура программы по физической культуре массовой школы, и широко используются основные средства физического воспитания, связи с особым контингентом детей. Данная программа содержит учебный материал, подобранный с учётом дефектов, имеющих место при ЗПР.

Физическое воспитание в общеобразовательной школе для детей с ЗПР – это важнейший компонент в комплексе лечебных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Уроки физкультуры, игротерапия, занятия в спортивных кружках и секциях – всё это помогает укрепить здоровье ребёнка, сделать его более выносливым, сильным.

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • ФГОС для обучающихся с ЗПР
  • Адаптированная образовательная программа начального общего образования  для обучающихся с ЗПР  (вариант 7.1) МБОУ «СОШ № 6»;
  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2016.
  • примерная программа по физической культуре для учащихся начальной школы (под общей ред. А.П.Матвеева, 2007)

        Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
  • формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)  

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами являются:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
  • развитие координационных способностей;
  • формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
  • приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
  • обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
  • развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.

     Рабочая программа составлена для обучающихся имеющие задержки в развитии. Количество учебных часов из федерального компонента 3 часа в неделю. Программа состоит из двух разделов: «Основы знаний о физической культуре» (теоретической части); «Физическое совершенствование» (практической части). Содержание раздела «Основы знаний о физической культуре»  отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека. Программный материал по этому разделу  — осваивается в каждой четверти на первых уроках 8-10 минут,  в течение четверти по ходу урока по 3-5 минут. Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие,  всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья обучающихся.  Сохраняя определенную традиционность,    раздел включает основные базовые виды программного материала – «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные игры с элементами  спортивных игр», «Лыжные гонки»  При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В отличие от других программ по физическому воспитанию, в настоящей программе наибольшее количество часов отводится на подвижные игры с элементами спортивных игр.   Подвижные игры являются неизменным средством решения комплекса  взаимосвязанных задач  воспитания личности  школьника,  на развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. На их основе формируются способы физкультурной и спортивной деятельности. Подвижные игры и игровые задания проводятся на каждом уроке.

      Для повышения двигательной активности и привития мотивации к занятиям физическими упражнениями,  на каждом уроке физической культуры применяется игровой и соревновательный метод.

В процессе обучения используются  современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
  • личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
  • информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;

Формы организации

         Для более качественного освоения предметного содержания  уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • образовательно-познавательной направленности   знакомят с учебными знаниями,  обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
  • образовательно-предметной направленности используются  для  формирования обучения  практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;
  • образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках,   формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля   ее и влиянии на развитие систем организма.

     Приобретаемые  знания умения и навыки в последующем закрепляются во внеурочных формах занятий: физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного и продленного дня, физкультурно - массовых и спортивных мероприятиях, во внеклассной работе.

      Ожидаемый результат:

  • повышение мотивации  к здоровому образу жизни;
  • снижение  заболеваемости среди детей;
  • представление о разнообразном мире движений;
  • систематичность и регулярность  к занятиям физическими упражнениями;
  • интерес к игровой деятельности;
  • рост  физической подготовленности и улучшение физических показателей.

Противопоказания при занятиях физической культурой:

  • Не допускать длительной задержки дыхания при выполнении всех видов упражнений.
  • Различные виды прыжков.
  • Особой осторожности требует обучение подскокам, различным видам соскоков и элементам акробатики. Необходима большая постепенность, более тщательная страховка на основе строгого учёта индивидуальных двигательных возможностей учащихся.

При подборе физических упражнений учитываются особенности детей. Недопустимо переутомление учащихся, во избежание чего контролируется пульс и дыхание. Индивидуальный подход должен быть и в дозировке физических нагрузок на уроке. Широко использовать все способы регулирования физической нагрузки её изменением:

- исходного положения;

- количества повторений упражнений;

- темпа;

- дыхательных упражнений;

- амплитуды;

- эмоциональности.

Обучение надо начинать с самых простых упражнений, постепенно их усложнять, учитывая закономерности возрастного развития и формирования двигательных навыков у больных детей.

         Необходимо выполнять все основные требования в построении урока.

Задачами вводно-подготовительной части являются: мобилизация внимания – упражнения на внимание, укрепление мышц, их расслабление, улучшение координации и равновесия.

Задачами основной части урока являются: выполнение упражнений, развивающих общую подвижность ребёнка, закрепление ранее приобретённых и формирование новых двигательных навыков, и обучение их использованию в быту.

В заключительной части следует постепенно снизить общую физическую нагрузку, сохранив бодрое настроение.

Уроки физкультуры проводятся со всеми детьми в учебное время, согласно расписанию. Запрещается уроки физкультуры заменять другими предметами. Учащиеся являются в спортивной форме. Проведение урока строго индивидуализировано в соответствии с характером и тяжестью поражения, общим состоянием, особенностями личности и возрастом.

Целесообразно проводить легкоатлетические, гимнастические, игровые уроки в их чистом виде. Рекомендуется их комбинирование. Исключением будут уроки лыжной подготовки.

Наиболее предпочтительным методом проведения урока физкультуры в общеобразовательных школах является соревновательно - игровой. Специфической особенностью и сложностью этого метода является подбор игр и упражнений, в которых могли бы участвовать все учащиеся данного класса, независимо от характера и тяжести поражения.

Необходимо постоянно обучать учащихся приёмам самостраховки, страховке и помощи. Требовать от них соблюдения на занятиях строгой дисциплины, соблюдение санитарно-гигиенических норм, содержания в порядке мест занятий и спортивного инвентаря. Учащиеся, временно освобождённые школьным врачом от занятий физкультуры, должны присутствовать на уроках. Учитель может привлекать их к себе в помощь в подготовки и проведения занятий, для индивидуальных занятий с другими учениками в качестве инструктора.

Оценка успеваемости на уроках физической культуры осуществляется учителем в форме текущего учёта. Нормативы по видам не разрабатываются, потому что подход к оценке каждого учащегося сугубо индивидуален.

Большое внимание следует уделять также внеклассной работе по физической культуре. Она включает агитационно–массовую, секционную форму.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО КУРСА

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с образовательной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Физическая культура» изучается в 3 м классе из расчёта 3 ч в неделю (всего 102ч).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для

1-4-х классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты на разных этапах обучения

по УМК «Гармония»

Классы

Оценивать ситуации и поступки

(ценностные установки, нравственная ориентация)

Объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе)

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки  (личностная позиция, российская и гражданская  идентичность)

3 класс

1.Ценить и принимать

следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья»,

«родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «справедливость»,  «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Освоение личностного смысла учения: желания

продолжать свою учебу.

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм,

нравственных и этических ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения  

по УМК «Гармония», «Школа России»

Класс

Регулятивные УУД

3 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения

по УМК «Гармония» «Школа России»

Класс

Познавательные УУД

3 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.).

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные результаты на разных этапах обучения

по УМК «Гармония» «Школа России»

Классы

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Понимать другие позиции (взгляды, интересы)

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

3 класс

1. Оформлять свои мысли  в устной и письменной речи

с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Читать вслух и про себя  тексты учебников, других

художественных и научно- популярных книг, понимать

прочитанное.

3. Отстаивать свою точку  зрения; соблюдая правила

речевого этикета.

4. Критично относиться  к своему мнению.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Понимать и принимать чужую точку зрения.  

1.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать

в совместном решении проблемы (задачи).

2.Участвовать в работе группы, распределять роли,

договариваться друг с другом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Часть 1.  «Основы знаний о физической культуре» см. Таблица 1.

Таблица 1

Основная направленность              

Программный материал

Характеристика деятельности учащихся

На освоение знаний техники безопасности

Техника безопасности на спортивной площадке. 

Соблюдать технику безопасности  на спортивной площадке.

Правила поведения на уроках при выполнении  легкоатлетических упражнений бега, прыжков и метаний. 

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений при выполнении бега, прыжков, метаний.

Техника безопасности по гимнастики.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений

Техника  безопасности   по лыжной подготовке.

Понятие обморожение.

Соблюдать правила техники безопасности на уроках  лыжной подготовки.

Иметь понятия об обморожениях.

Правила  и нормы поведения на уроках физической культуры по подвижным и спортивным играм. 

Соблюдать правила и нормы поведения  во время игры.

Правила поведения при купании в водоемах во время  летних каникул.

Соблюдать правила поведения при купании в открытых водоемах.

На освоение знаний о здоровом образе жизни.

Значение утренней гимнастики и физкультурной  паузы.

Понимать  значения утренней гимнастики и  физкультминутки.

Режим дня. Личная гигиена.

Составлять индивидуальный  режим дня.   Соблюдать личную гигиену.

Гигиена одежды и обуви.

Подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.

Влияние физических упражнений на осанку.

Понимать значения физических упражнений на формирование осанки.

Приемы закаливания.

Осваивать приемы закаливания и оценивать свое состояние после закаливания.

Значение занятиями лыжами для укрепления здоровья.

Понимать значение занятиями лыжами для укрепления здоровья.

Способы  самоконтроля.

Осваивать способы самоконтроля.

Дыхание при ходьбе.

Иметь понятия правильного дыхания при ходьбе.

На освоение знаний о физической культуре.

Зарождение древних Олимпийских игр

 Пересказывать тексты по истории зарождения  олимпийских игр

Понятие физическое качество, быстрота, выносливость.

Иметь представление о физических качествах.

Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков.  

Иметь понятия о признаках правильной ходьбы.

Название и правила игр, инвентарь, оборудование.

Соблюдать правила игр. Осваивать название  игр, инвентаря и оборудования.

Подбор лыжного инвентаря.

Подбирать лыжный инвентарь.

Понятие короткая дистанция.

Иметь понятия короткая дистанция.

Название метательных  снарядов.

Осваивать название метательных снарядов.

Часть 2 «Физическое совершенствование».

Раздел программы: легкоатлетические упражнения см. Таблица 2

Таблица 2

Основная направленность

Программный материал

Характеристика деятельности учащихся

На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей.

Обычная ходьба, на носках,  на пятках, в полуприседе, с различным положением рук.  Коротким шагом (30—35 см), средним (50—55 см) и длинным (60—65 см).  Сочетание различных видов ходьбы, с коллективным  подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2—3 препятствий по разметкам.

Осваивать технику ходьбы различными способами.

Различать разновидности ходьбы.


На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей.

 Обычный бег. Бег с изменением направления.  Движения по указанию   коротким (50—55 см), средним (80—90 см) и длинным (100—110 см) шагом.  Бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т. п.). Бег по размеченным участкам дорожки. Челночный бег 3 х 5 м, 3 х 10 м. Эстафеты с бегом на скорость.

Осваивать технику бега различными способами.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.
Различать разновидности беговых заданий.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.

На совершенствование навыков бега и развитие выносливости.

Равномерный бег, медленный бег до 4 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км.

Проявлять выносливость при выполнении  заданий.

На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.

Эстафеты: «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15 м). С ускорениями   от 10 до 20 м.   Соревнования (до 60 м).

Осваивать соревновательную деятельность.

На освоение прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Прыжки с поворотом на 180°. Прыжки по разметкам. Прыжки в длину с места. В длину с разбега, с зоны отталкивания 60—70 см. Прыжки с высоты до 40 см. Прыжки в высоту с 4—5 шагов разбега. Прыжки с места и с небольшого разбега. Прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки через длинную вращающуюся и короткую скакалку.

Осваивать технику выполнения прыжковых упражнений.
Различать разновидности прыжковых упражнений

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений.

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

 Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление естественных препятствий.

Преодолевать естественные препятствия.                                 Соблюдать технику безопасности при преодолении  препятствий.

На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Метание большого и малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния от 2 до 6 м. Метание на заданное расстояние и на дальность (с места). Метание малого мяча на дальность отскока от пола и от стены. Бросок  набивного мяча от груди  вперед-вверх двумя руками, большого мяча двумя руками из-за головы и ловля двумя руками (в парах).

Осваивать технику метания малого мяча.
Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча.
Проявлять силу, быстроту и координацию движений при метании малого мяча.

Самостоятельные занятия по разделу.

    Равномерный бег до 6 мин, соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Метание больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель.

 Выполнять самостоятельно упражнения по разделу легкоатлетические упражнения

Подвижные игры  на материале легкоатлетических упражнений.

Русская лапта по упрощенным правилам, «Салки», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Прыгающие воробушки». Встречная эстафета, эстафеты с преодолением препятствий. Игра футбол, мини-баскетбол по упрощенным правилам.

Осваивать  подвижные игры.

 Осваивать подвижные игры с элементами соревновательной деятельности.

Раздел программы: гимнастика с элементами акробатики  см. Таблица

Таблица 3

Основная направленность

Программный материал

Характеристика деятельности учащихся

На освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости.

Общеразвивающие упражнения с  мячами, гимнастической палкой, обручем.

Осваивать общеразвивающие упражнения с предметами.

Различать упражнения по направленности на развитие основных физических качеств.

На освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей.

    Кувырок вперед.  Стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперед в упор присев. Кувырок в сторону.

Осваивать технику выполнения акробатических упражнений.  Осваивать универсальное умение взаимодействия в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Выявлять характерные ошибки в выполнении акробатических упражнений.

На освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей.

   Упражнение в висе стоя и лежа.  В висе спиной к гимнастической стенке сгибание и разгибание ног. Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе лежа согнувшись, то же из седа ноги врозь на канате и в висе.  Упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке.

Осваивать технику выполнения гимнастических упражнений на спортивных снарядах.
Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении  упражнений на снарядах.

На освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки.

 Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног.  Лазанье по канату.

Осваивать технику выполнения физических упражнений в лазание и перелезание.
Выявлять характерные ошибки в выполнении гимнастических упражнений.
Проявлять силу и координацию движений при выполнении упражнений.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении лазанья по канату.

На освоение навыков равновесия.

Стойка на двух ногах и одной ноге с закрытыми глазами. Стойка на бревне  на одной и двух ногах.  Ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну.  Перешагивание через набивные мячи и их переноска.  Повороты  кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки.

Осваивать упражнения в равновесии.

На освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей.

III позиция ног. Танцевальные шаги; переменный, польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой

Осваивать и различать танцевальные упражнения

На освоение строевых упражнений.

Размыкание и смыкание приставными шагами.  Перестроение в колонну по одному из колонны по два, из одной шеренги в две. Передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры. Команда «На два — четыре шага разомкнись!»

Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.
Различать и выполнять строевые команды

На освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки.

Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.

Осваивать общеразвивающие упражнения без предметов.

Различать основные положения рук, ног, туловища.

 Сочетать движения ног с движениями рук.

Составлять  простейшие комплексы общеразвивающих упражнений.

Самостоятельные занятия по разделу.

Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.

Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.
Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели.

Подвижные игры  на материале гимнастики с основами акробатики

“Конники-спортсмены”, “Отгадай чей голос?”, “Посадка картофеля”, «Лиса в курятнике», “Прокати быстрее мяч”. Эстафеты веревочка под ногами,  с обручами, скакалками, с элементами акробатики.

Организовывать и проводить подвижные игры.

Раздел программы: лыжная подготовка  см. Таблица 4

Таблица 4

Основная направленность

Программный материал

Характеристика деятельности учащихся

На освоение техники лыжных ходов.

Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием.

Попеременно двухшажный ход.  

Подъемы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 0,5 км.

Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой.

Переносить и надевать лыжный инвентарь.

Осваивать универсальное умение  передвижения на лыжах.
Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.
Проявлять выносливость при прохождении  дистанций разученными способами передвижения.

Подвижные игры   на материале лыжной подготовки

“Попади в ворота”, “Кто быстрее взойдет в гору”, “Кто дальше скатится с горки”

Эстафеты на лыжах.

Проявлять координацию движений при выполнении  игр.

Самостоятельные занятия по разделу.

Выполнение  передвижения на лыжах, подъемов и спусков.

Проявлять координацию движений при выполнении  передвижения на лыжах, поворотов, спусков и подъемов

Раздел    программы:  лечебная гимнастика  см. Таблица 5

Таблица 5

Основная направленность

Программный материал

Характеристика деятельности учащихся

На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве                                        

«К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки» «Бег командами»,  « Туда -обратно», «Мы – физкультурники», «Вызов номеров»,

Осваивать подвижные игры на совершенствование и закрепление навыков скоростных способностей и способности к ориентированию в пространстве.

На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

«Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Попрыгунчики – воробушки», «Лягушка и цапля», «Бег по кочкам», «Городок»,  «Удочка», « Перемена мест», эстафета с прыжками.

Осваивать подвижные игры на совершенствование навыков в прыжках, развитие  скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве.

На закрепление и совершенствование метаний на дальность и меткость, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей

 «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Перетягивание через черту», «Попади в мяч», «Отдай мяч», «Русская лапта»  

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.

На освоение элементарных умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча

«Охотники и утки», Эстафеты с мячами.  Ловля и передача мяча в движении с параллельным смещением игроков. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча рукой (правой, левой) в движении по прямой (шагом и бегом)

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр

На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

Варианты игры в мини-футбол, мини – баскетбол, пионербол.

Осваивать универсальное умение управления эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.

Самостоятельные занятия

Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ударах и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями. Организация  и проведение подвижных игр

Осваивать универсальное умение самостоятельной организации и проведения подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

                                Разделы программы

      Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

6

2

Легкая атлетика

28

3

Гимнастика с основами акробатики

28

4

Подвижные игры, элементы спортивных игр

28

5

Лыжные гонки

12

Кол-во уроков в неделю

3

Кол-во учебных недель

34

Итого:

102

МАТЕРИАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек) см. табл. 7

Таблица 7

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Основная литература для  учителя

1.1

Стандарт  начального общего образования по физической культуре

Д

1.2

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2016.

Д

1.3

Лях В.И. Мой друг – физкультура.  Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение».

П

1.4

Рабочая программа по физической культуре

Д

2

Дополнительная литература для учителя

2.1

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»

Ф

2.2

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  1998.

Д

2.3

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории  и методики физического воспитания 2001г.

Д

2.4

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998.

Д

3

Дополнительная литература для обучающихся

3.1

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.

Д

4

Технические средства обучения

 

4.1

Музыкальный центр

Д

4.2

Аудиозаписи

Д

5

Учебно-практическое оборудование

 

5.1

Канат для лазанья

П

5.2

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

5.3

Стенка гимнастическая

П

5.4

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)

П

5.5

Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

П

5.6

Мячи:  набивные весом 1 кг, малый  мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

5.7

Палка гимнастическая

К

5.8

Скакалка детская

К

5.9

Мат гимнастический

П

5.10

Гимнастический подкидной мостик

Д

5.11

Кегли

К

5.12

Обруч пластиковый детский

Д

5.13

Планка для прыжков в высоту

Д

5.14

Стойка для прыжков в высоту

Д

5.15

Лента финишная

 

5.16

Рулетка измерительная

К

5.17

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

 

5.18

Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

5.19

Щит баскетбольный тренировочный

Д

5.20

Сетка для переноски и хранения мячей

П

5.21

Сетка волейбольная

Д

5.22

Аптечка

Д

КАЛЕНДАРНО  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс.

Разделы, темы урока

Кол-во
часов

Дата

Коррекция

План

Факт

1

Правила техники безопасности на уроках физической культуры. Подвижная игра «Салки-догонялки»

1

2

Совершенствование строевых  упражнений, прыжка в длину с места.

1

3

Развитие скорости в беге с высокого старта на дистанцию

30 метров.

1

4

Контроль двигательных качеств: челночный бег 3х10 м.

Разучивание игры «Ловишка с лентой»

1

5

Развитие силы и ловкости в прыжках вверх и в длину с  места.

Подвижная игра «Удочка».

1

6

Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с  места.

Подвижная игра «Удочка»

1

7

Обучение метанию на дальность с трех шагов разбега . Разучивание  игры

«Метатели».

1

8

Контроль за развитием двигательных качеств: метание малого мяча на дальность.

1

9

Объяснение физических упражнений с трудовой деятельностью. Обучение броскам и ловле набивного мяча в парах

1

10

Обучение метанию набивного мяча от плеча одной рукой. Подвижная игра «Два мороза».

1

11

Развитие выносливости в беге в медленном темпе в течение  5 минут.

1

12

Обучение специальным беговым упражнениям. Развитие илы, скорости в беге на дистанцию 30м.

1

13

Контроль за развитием двигательных качеств: бег на30метров с высокого старта.

1

14

Обучение разбегу в прыжках в длину.

1

15

Совершенствование прыжка в длину с прямого разбега способом «согнув ноги».

1

16

Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с прямого разбега способом «согнув ноги»

1

17

Правила безопасного поведения в зале с инвентарем и на гимнастических снарядах. Разучивание игры «Догонялки на марше»

1

18

Контроль за развитием двигательных качеств: подъем туловища за 30 сек.

1

19

Развитие силы, координационных способностей в упражнении «вис на гимнастической стенке на время».

1

20

Развитие гибкости, ловкости, координации в упражнениях гимнастики с элементами акробатики.

1

21

Развитие скоростных качеств, ловкости, внимания в упражнениях круговой тренировки

1

22

Совершенствование выполнения упражнения «стойка на лопатках».

Подвижная игра «Посадка картофеля»

1

23

Совершенствование выполнения упражнения «мост». Обучение упражнениям акробатики в различных сочетаниях

1

24

Контроль за развитием двигательных качеств: наклон вперед из положения тоя.

1

25

Обучение лазанью по гимнастической стенке с переходом на наклонную скамейку.

1

26

Контроль двигательных качеств: подтягивания на низкой перекладине из виса лежа (девочки), подтягивания на перекладине (мальчики).

1

27

Совершенствование выполнения упражнений в равновесиях и упорах.

1

28

Обучение положению ног углом в висе на перекладине и гимнастической стенке.

1

29

Совершенстование кувырков вперед.

1

30

Объяснение значения закаливания для укрепления здоровья и способов закаливания.

1

31

Развитие координационных способностей в эстафетах с гимнастическими палками.

1

32

Развитие внимания, скоростно-силовых способностей посредством подвижных игр.

1

33

Правила выполнения упражнений с мячом.

Обучение общеразвивающим упражнениям с мячом.

1

34

Совершенствование  бросков и ловли мяча в паре.

Разучивание игры «Мяч соседу»

1

35

Обучение различным способам выполнения бросков мяча оной рукой. Подвижная игра «Мяч среднему»

1

36

Развитие внимания, координационных способностей  упражнениях с мячом у стены.

1

37

Развитие двигательных качеств, выносливости и быстроты ведения мяча в движении.

1

38

Развитие двигательных качеств, выносливости и быстроты в бросках мяча в кольцо способом «снизу» после ведения.

1

39

Совершенствование бросков мяча в кольцо способом «сверху» после ведения.

1

40

Обучение упражнениям с баскетбольным мячом в парах.

1

41

Обучение ведению мяча приставными шагами левым боком.

Подвижная игра «Антивышибалы»

1

42

Совершенствование бросков набивного мяча на дальность разными способами.

1

43

Контроль двигательных качеств: броски набивного мяча из-за головы.

1

44

Разучивание новых эстафет с ведением мяча и броском в корзину

1

45

Обучение ведению мяча с изменением направления

1

46

Обучение поворотам с мячом на месте и передача мяча партнеру.

1

47

Совершенствование ведения мяча с изменением направления.

1

48

Ознакомление с правилами спортивных игр: футбола, волейбола, баскетбола

1

49

Правила безопасности на уроках лыжной подготовки.

I

50

Совершенствование ходьбы на лыжах.

1

51

Развитие выносливости и быстроты в ходьбе на лыжах по дистанции 1 км со средней скоростью

1

52

Прохождение дистанции 1 км с раздельным стартом на время

1

53

Обучение поворотам  и приставным шагам при прохождении дистанции, спуску в основной стойке и торможению палками

1

54

Разучивание различных видов торможения и поворотов при спуске на лыжах с палками и без.

1

55

Обучение чередованию шагов и хода во время передвижения по дистанции на лыжах.

1

56

Обучение поворотам на лыжах «упором». Совершенствование подъема на лыжах.

1

57

Обучение падению на лыжах на бок под уклон на месте и в движении.

1

58

Совершенствование умения передвижения скользящим шагом по дистанции до 1км с раздельного старта на время.

1

59

Развитие выносливости в ходьбе на лыжах по дистанции до 1500м и выполнении подъема

1

60

Развитие внимания, двигательных и координационных качеств посредством подвижных игр на лыжах и без лыж.

1

61

Правила безопасности на уроках с мячами в спортивном зале.

Подвижная игра «Охотники и утки»

1

62

Совершенствование  бросков и мяча через сетку и ловли высоко летящего мяча.

1

63

Обучение броскам мяча через сетку из зоны подачи.

1

64

Обучение подаче мяча двумя руками из-за головы из зоны подачи. Игра в пионербол

1

65

Обучение подаче мяча через сетку броском одной рукой. Игра в пионербол.

1

66

Обучение умению взаимодействовать в команде во время игры в пионербол

67

Совершенствование бросков и ловли мяча через сетку.

Игра в пионербол

1

68

Совершенствование ведения мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой линии и по дуге

1

69

Совершенствование  ведения мяча разными способами с остановками по сигналу.

1

70

Совершенствование ведения мяча внутренней и внешней частью подъема ноги между стойками.

1

71

Совершенствование остановки катящегося мяча внутренней частью стопы.

1

72

Обучение передаче и приему мяча ногой в паре на месте и в движении.

1

73

Совершенствование броска малого мяча в горизонтальную цель.

1

74

Контроль за развитием двигательных качеств: бросок малого мяча в горизонтальную цель.

1

75

Совершенствование кувырков вперед и назад. Подвижная игра «Ноги на весу»

1

76

Обучение ходьбе по гимнастическому бревну высотой 80-100 см на носках, приставным шагом, выпадами.

1

77

Развитие внимания, мышления, координационных качеств в упражнениях с гимнастическими палками

1

78

Обучение ходьбе по гимнастическому бревну высотой 80-100 см: повороты на носках, на одной ноге, повороты прыжком.

1

79

Обучение упражнениям на гимнастическом бревне: приседания, переходы в упор присев, в упор стоя на коленях.

1

80

Обучение лазанья по гимнастической скамье в три приема.

1

81

Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с места.

1

82

Обучение упражнениям на гимнастической скамье.

1

83

Контроль за развитием двигательных качеств: подтягивание на низкой перекладине из виса лежа.

1

84

Обучение дыхательным упражнениям. Подвижная игра «Волк и зайцы»

1

85

Обучение дыхательным упражнениям. Развитие силы в упражнениях с гантелями.

1

86

Контроль за развитием двигательных качеств: наклон вперед из положения стоя.

1

87

Контроль за развитием двигательных качеств: подъем туловища из положения лежа на спине за 30 секунд.

1

88

Разучивание игровых действий эстафет с акробатическими упражнениями

1

89

Развитие выносливости в ходьбе, беге, прыжках, играх.

1

90

Совершенствование техники высокого и низкого старта.

1

91

Совершенствование техники прыжка в длину с разбега

1

92

Контроль за развитием двигательных качеств: челночный бег 3 х 10 м.

1

93

Развитие скорости в беге на 30м с низкого старта.

1

94

Контроль за двигательных качеств: бег на 30 метров

1

95

Медленный бег до 1км.

Подвижная игра «Вызов номеров»

1

96

Контроль  двигательных качеств: метание мешочка на дальность.

1

97

Медленный бег до 1км. Контроль пульса.

1

98

Контроль за развитием двигательных качеств: челночный бег 1км.

1

99

Развитие выносливости в кроссовой подготовке

1

100

Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с прямого разбега способом «согнув ноги»

1

101

Разучивание игровых действий (бег, прыжки, метания)

1

102

Подведение итогов учебного года

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса в соответствии ФГОС

Программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по физической культуре 1 - 4 классы. В. И. Лях ФГОС.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. И. Ляха. предметная линия учебников В. И. Ляха 1 - 4 классы....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 4 класса

-   развитие внимания и представлений об окружающих людях, установление   эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми, желания и возможности вступать в разно...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 4 класса

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 4 класса...

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс В.И.Лях ФГОС

Рабочая программа для 1-4 классов по физической культуре...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.2

Адаптированная рабочая программа по предмету физическая культура для обучающихся с задержкой психического развития на курс начальной школы по программе "Школа России". Вариант 7.2....

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 3 класса 7.1.вид

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого челове...