ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Игровой час»
рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Чаплыгин Олег Игоревич

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_igry_2023-2024.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

НИЖНЕЖДАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РЫШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПРИНЯТА                                                                                                      УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                                                Приказ № 1-77/9от31.08.2023

Решение от 31.08.2023

протокол № 1                                                                                                Директор  школы

                                                                                                            ___________ Ю.А. Анпилогов

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

 «Игровой час»

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: (1 год)

Составитель:

Чаплыгин Олег Игоревич

педагог дополнительного образования

2023 г

Пояснительная записка

I.   Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Час игры» разработана на основании:

-Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г);

-Федерального закона от 24.07.1998г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79) (в редакции от 31.07.2020 г.);

- Федерального закона РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

-Национального проекта «Образование»: утвержден протоколом №10 от 03.09.2018г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам;

-Государственной программой «Развитие образования»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017г. №1642;

-Приказа Минтруда России  от22.09.2021г об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;  

- Приказа Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказа Минпросвещения РФ 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросещения РФ от 09.11.2018 года №196»;

- Методических рекомендаций  по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

- Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

- Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения  Российской Федерации от 05.08.2020 N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;

-   Постановления Правительства РФ    от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи»;                                                                                

- Постановления Правительства РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

- Устава МБОУ ДО «ЦДТ»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУ ДО «ЦДТ».

    Направленность программы «Час игры» -  физкультурно-спортивная.

Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.

                       Педагогическое обоснование написания программы

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

Закон «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Новизна программы: программа состоит из нескольких модулей, которые повторяют общеобразовательную программу по физической культуре, но при этом позволяют более углубленно освоить виды спорта, включенные в нее и повысить свою общефизическую подготовленность. Упражнения, включенные в программу «Спорт для всех» способствуют подготовке к сдаче норм ВФСК ГТО.

Программа дополнительного образования по общей физической подготовке  «Спорт для всех» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.

    Адресат программы

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Возраст от 7 до 10 лет. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 1 класс – 35 часа, во 2-4 классе по 1 часа в неделю, всего – 36 часов, продолжительность занятия 35 минут. Содержание занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Объем программы: 36 часов в год; 1 год обучения.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 года обучения.

Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу в каждой группе после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

Форма обучения: эстафеты; сюжетно-ролевая игра, игра с правилами,образно-ролевая игра;  беседы по воспитательным эффектам подвижных игр; мини – проекты.

 Формы организации занятий: коллективная, групповая.

Для решения задачи сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающего спортивно-ориентированного стиля жизни учащихся, учебно-образовательный процесс строится согласно приоритетам здоровьесберегающих технологий, с применением следующих групп средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.

 Особенности организации образовательного процесса  

Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является систематическое и последовательное обучение. В настоящей программе региональный аспект реализован посредством внедрения в региональный компонент народных и подвижных игр, возникших и практикуемых в фольклорном опыте населения, проживающего на территории Татарстана. Таким образом, региональный компонент программы нацелен на гармоничное физическое развитие в соответствии с окружающей климато-географической и социально-культурной средой, что должно способствовать повышению эффективности занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях и формированию личности обучающихся в соответствии со сложившимися культурно-историческими традициями региона.

Состав группы

Программа предусматривает свободный набор групп детей от 7 до10 лет, состав групп 10 человек.

Цель программы:

- удовлетворение потребности младших школьников в движении;

- формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативных навыков, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятие решения

- развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья младших школьников

Задачи программы:

- организовывать активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности;

-  содействовать улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности.  

Задачи: Образовательные:

- формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;

- обучение  правилам поведения в процессе коллективных действий;

- формирование интереса к народному творчеству;

 - расширение кругозора младших школьников.

Развивающие:

 - развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;

- развитие активности, самостоятельности, ответственности;

 - развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;

- развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

Воспитательные:

- воспитание чувства коллективизма;

 - формирование установки на здоровый образ жизни;

 - бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Планируемые результаты изучения курса «Час игры»

В результате освоения программы курса «Подвижные игры» формируются умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Предметные:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

-  формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Личностные:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

-  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного курса;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-  строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-  задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

 - использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Планируемые результаты

1.  Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.

2.  Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

3.  Снижение заболеваемости школьников.

4.  Снижение психоэмоциональных расстройств.

5.  Повышение уровня физической подготовки школьников.

6.  Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.

7.  Снижение последствий умственной нагрузки.

8.  Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по  трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности  и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о русских народных играх, традициях.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного, физического и эмоционального воспитания детей, пробуждают интерес, воображение, развивают внимание. В комплексе с другими воспитательными средствами они представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): опыт заботы о малышах и организация их досуга; опыт организации и самоорганизации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, т.к. в правилах игры заложено большое воспитательное значение. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Содержание программы

Учебный план 1- 4 классы  (36 ч)

Содержание учебного плана 2023-2024 года обучения

п/п

Название раздела/модуля, темы

Количество часов

Iраздел

Основы знаний о народной  подвижной игре

2 часа

II  раздел

Подвижные игры с элементами легкой атлетики

4 часов

III раздел

Подвижные игры с основами акробатики

5 часов

IV раздел

Игры, сопровождающиеся текстом

4 часов

V  раздел

Подвижные игры  с основамилыжной подготовки

6 часов

VI раздел

Игры – забавы

5 часов

VII раздел

Игры – перебежки

10 часов

Календарный учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Игровой час»

Физкультурно – оздоровительная направленность

1 год обучения

«Час игры»

36 часов

1 час в неделю  

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 «Час игры»

Дата занятия

Раздел/модуль, тема занятия

Количество часов

Раздел I. Основы знаний о народной  подвижной игре

2 часа

1

Для чего человеку игры? История возникновения игр

2

Правила поведения при проведении игры. Разучивание считалок для выбора ведущего

Раздел IIПодвижные игры с элементами легкой атлетики

4 часа

3

 Подвижная игра « Лес, озеро, болото»

4

Подвижная игра «Перемена мест»

5

Подвижная игра « Не оступись»

6

Подвижные игры : «Лес, озеро, болото», «Перемена мест»,«Не оступись»

Раздел III. Подвижные игры с основами акробатики

5 часов

7

 Подвижная игра «Соревнование скороходов»

8

Подвижная игра «Совушка»

9

Подвижная игра «Быстрые и ловкие»

10

Подвижная игра «Пятнашки с приседаниями»

11

Подвижная игра «День и ночь»

Раздел IV. Игры, сопровождающиеся текстом

4 часа

12

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

13

Подвижная игра «Лошадки»

14

Подвижная игра «Мы – веселые ребята»

15

Подвижная игра «Дожди»

V  раздел. Подвижные игры  с основами  лыжной подготовки

6 часов

16

Подвижная игра с элементами лыжной подготовки Охотники и олени

17

Подвижная игра с элементами лыжной подготовки Охотники и олени

18

Подвижная игра с элементами лыжной подготовки Встречная эстафета

19

Подвижная игра с элементами лыжной подготовки Встречная эстафета

20

Подвижная игра с элементами лыжной подготовки День и ночь

21

Подвижная игра с элементами лыжной подготовки «Попади в ворота»

VI раздел.  Игры – забавы

5 часов

22

Игра - забава «Кошки и мышки»

23

Игра - забава «Пятнашки»

24

Игра – забава «Пятнашки с мячом»

25

Игра – забава  «Лошадки»

VII раздел.  Игры – перебежки

10 часов

26

Игра – пробежка "Волк во рву"

27

Игра – пробежка  «К своим флажкам"

28

Игры – пробежки  К своим флажкам", «Пустое место"

29

Игра – пробежка «Пустое место"

30

Игра «Липкие –пенёчки»

31

Игра «Липкие –пенёчки»

32

Игра – пробежка  «К своим флажкам"

33

Игры – пробежки  К своим флажкам", «Пустое место"

34

Игра – пробежка «Пустое место"

35

Игра – пробежка "Волк во рву"

36

Итоговое  занятие по теме «Подвижные игры»

                           Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы

Программа «Час игры» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства

Материально-техническое обеспечение:

Спортивный зал 9х18м, раздевалки, снарядная

Оборудование спортивного зала:

  1. Перекладина гимнастическая (пристеночная).
  2. Стенка гимнастическая.
  3. Комплект навесного оборудования.

(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

  1. Мячи: баскетбольные, волейбольные, набивные, малые для метания, теннисные.
  2. Палка гимнастическая.
  3. Скакалка детская.
  4. Мат гимнастический.
  5. Кегли.
  6. Обруч.
  7. Планка для прыжков в высоту.
  8. Стойка для прыжков в высоту.
  9. Рулетка измерительная.
  10. Щит баскетбольный тренировочный.
  11. Сетка для переноса и хранения мячей.
  12. Сетка волейбольная.
  13. Скамейка гимнастическая.
  14. Канат подвесной.
  15. Секундомер

Формы аттестации

Личная аттестация обучающихся 

Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального физического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: скорость, скоростную выносливость, выносливость, скоростно-силовую работу, силу, овладение техническими и тактическими действиями в спортивных играх.

Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень общефизической подготовки детей.

Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Текущий контроль ведется регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом, ведущим занятие.

Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы по каждому разделу.

Методические материалы

Для учащихся 1 года обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и контрольные нормативы по физической подготовке:

  • метод педагогического наблюдения;
  • участие в соревнованиях различного уровня;
  • сдача контрольных нормативов.

В основе текущего и промежуточного контроля лежит тестирование физической подготовленности согласно таблице норм ВФСК ГТО, а также соревновательная и игровая деятельность.

Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.

Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня.

Для развития творческих способностей детей предусмотрены упражнения в системе домашних заданий и заданий педагога на учебных занятиях таких как: придумывание новых упражнений, эстафет и подвижных игр, составление простейших блоков для разминки из двух-трех упражнений, придумывание упражнений для различных частей тела, для различных групп мышц.

Программный материал и методическое обеспечение учебных занятий дают развивать творческие способности, но и способствует воспитанию, как и волевых качеств.

Средствами воспитания нравственных и волевых качеств являются сами физические упражнения, при выполнении которых воспитываются: честность, порядочность, взаимовыручка и целеустремленность, настойчивость и др. В качестве критерия нравственного уровня ребенка используется метод педагогических наблюдений, при помощи которого можно определить насколько претерпели изменения личностные качества детей в процессе обучения.

Показатели успеваемости по программе в целом складываются из суммы итогов аттестации по каждому параметру, которая и определяет уровень результативности освоения программы в соответствии с этапом обучения.

Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ спортивных достижений детей. Лучшие спортсмены поощряются грамотами.

Оценочные материалы: ГТО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"

Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".

Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...