ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Игровой час»
рабочая программа по физкультуре (4 класс)
Предварительный просмотр:
НИЖНЕЖДАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РЫШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Приказ № 1-77/9от31.08.2023
Решение от 31.08.2023
протокол № 1 Директор школы
___________ Ю.А. Анпилогов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Игровой час»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: (1 год)
Составитель:
Чаплыгин Олег Игоревич
педагог дополнительного образования
2023 г
Пояснительная записка
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Час игры» разработана на основании:
-Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г);
-Федерального закона от 24.07.1998г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79) (в редакции от 31.07.2020 г.);
- Федерального закона РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
-Национального проекта «Образование»: утвержден протоколом №10 от 03.09.2018г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам;
-Государственной программой «Развитие образования»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017г. №1642;
-Приказа Минтруда России от22.09.2021г об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказа Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Минпросвещения РФ 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросещения РФ от 09.11.2018 года №196»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
- Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
- Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;
- Постановления Правительства РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и здоровья детей и молодежи»;
- Постановления Правительства РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Устава МБОУ ДО «ЦДТ»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУ ДО «ЦДТ».
Направленность программы «Час игры» - физкультурно-спортивная.
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Педагогическое обоснование написания программы
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
Закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Новизна программы: программа состоит из нескольких модулей, которые повторяют общеобразовательную программу по физической культуре, но при этом позволяют более углубленно освоить виды спорта, включенные в нее и повысить свою общефизическую подготовленность. Упражнения, включенные в программу «Спорт для всех» способствуют подготовке к сдаче норм ВФСК ГТО.
Программа дополнительного образования по общей физической подготовке «Спорт для всех» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Адресат программы
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Возраст от 7 до 10 лет. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 1 класс – 35 часа, во 2-4 классе по 1 часа в неделю, всего – 36 часов, продолжительность занятия 35 минут. Содержание занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Объем программы: 36 часов в год; 1 год обучения.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 года обучения.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу в каждой группе после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Форма обучения: эстафеты; сюжетно-ролевая игра, игра с правилами,образно-ролевая игра; беседы по воспитательным эффектам подвижных игр; мини – проекты.
Формы организации занятий: коллективная, групповая.
Для решения задачи сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающего спортивно-ориентированного стиля жизни учащихся, учебно-образовательный процесс строится согласно приоритетам здоровьесберегающих технологий, с применением следующих групп средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.
Особенности организации образовательного процесса
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является систематическое и последовательное обучение. В настоящей программе региональный аспект реализован посредством внедрения в региональный компонент народных и подвижных игр, возникших и практикуемых в фольклорном опыте населения, проживающего на территории Татарстана. Таким образом, региональный компонент программы нацелен на гармоничное физическое развитие в соответствии с окружающей климато-географической и социально-культурной средой, что должно способствовать повышению эффективности занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях и формированию личности обучающихся в соответствии со сложившимися культурно-историческими традициями региона.
Состав группы
Программа предусматривает свободный набор групп детей от 7 до10 лет, состав групп 10 человек.
Цель программы:
- удовлетворение потребности младших школьников в движении;
- формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативных навыков, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятие решения
- развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья младших школьников
Задачи программы:
- организовывать активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности;
- содействовать улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности.
Задачи: Образовательные:
- формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
- обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
- формирование интереса к народному творчеству;
- расширение кругозора младших школьников.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
- развитие активности, самостоятельности, ответственности;
- развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
- развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Планируемые результаты изучения курса «Час игры»
В результате освоения программы курса «Подвижные игры» формируются умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Предметные:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного курса;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Планируемые результаты
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
2. Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Снижение заболеваемости школьников.
4. Снижение психоэмоциональных расстройств.
5. Повышение уровня физической подготовки школьников.
6. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
7. Снижение последствий умственной нагрузки.
8. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о русских народных играх, традициях.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного, физического и эмоционального воспитания детей, пробуждают интерес, воображение, развивают внимание. В комплексе с другими воспитательными средствами они представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): опыт заботы о малышах и организация их досуга; опыт организации и самоорганизации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, т.к. в правилах игры заложено большое воспитательное значение. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Содержание программы
Учебный план 1- 4 классы (36 ч)
Содержание учебного плана 2023-2024 года обучения
№ п/п | Название раздела/модуля, темы | Количество часов |
Iраздел | Основы знаний о народной подвижной игре | 2 часа |
II раздел | Подвижные игры с элементами легкой атлетики | 4 часов |
III раздел | Подвижные игры с основами акробатики | 5 часов |
IV раздел | Игры, сопровождающиеся текстом | 4 часов |
V раздел | Подвижные игры с основамилыжной подготовки | 6 часов |
VI раздел | Игры – забавы | 5 часов |
VII раздел | Игры – перебежки | 10 часов |
Календарный учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Игровой час»
Физкультурно – оздоровительная направленность | 1 год обучения |
«Час игры» | 36 часов |
1 час в неделю |
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Час игры»
№ | Дата занятия | Раздел/модуль, тема занятия | Количество часов |
Раздел I. Основы знаний о народной подвижной игре | 2 часа | ||
1 | Для чего человеку игры? История возникновения игр | ||
2 | Правила поведения при проведении игры. Разучивание считалок для выбора ведущего | ||
Раздел IIПодвижные игры с элементами легкой атлетики | 4 часа | ||
3 | Подвижная игра « Лес, озеро, болото» | ||
4 | Подвижная игра «Перемена мест» | ||
5 | Подвижная игра « Не оступись» | ||
6 | Подвижные игры : «Лес, озеро, болото», «Перемена мест»,«Не оступись» | ||
Раздел III. Подвижные игры с основами акробатики | 5 часов | ||
7 | Подвижная игра «Соревнование скороходов» | ||
8 | Подвижная игра «Совушка» | ||
9 | Подвижная игра «Быстрые и ловкие» | ||
10 | Подвижная игра «Пятнашки с приседаниями» | ||
11 | Подвижная игра «День и ночь» | ||
Раздел IV. Игры, сопровождающиеся текстом | 4 часа | ||
12 | Подвижная игра «По ровненькой дорожке» | ||
13 | Подвижная игра «Лошадки» | ||
14 | Подвижная игра «Мы – веселые ребята» | ||
15 | Подвижная игра «Дожди» | ||
V раздел. Подвижные игры с основами лыжной подготовки | 6 часов | ||
16 | Подвижная игра с элементами лыжной подготовки Охотники и олени | ||
17 | Подвижная игра с элементами лыжной подготовки Охотники и олени | ||
18 | Подвижная игра с элементами лыжной подготовки Встречная эстафета | ||
19 | Подвижная игра с элементами лыжной подготовки Встречная эстафета | ||
20 | Подвижная игра с элементами лыжной подготовки День и ночь | ||
21 | Подвижная игра с элементами лыжной подготовки «Попади в ворота» | ||
VI раздел. Игры – забавы | 5 часов | ||
22 | Игра - забава «Кошки и мышки» | ||
23 | Игра - забава «Пятнашки» | ||
24 | Игра – забава «Пятнашки с мячом» | ||
25 | Игра – забава «Лошадки» | ||
VII раздел. Игры – перебежки | 10 часов | ||
26 | Игра – пробежка "Волк во рву" | ||
27 | Игра – пробежка «К своим флажкам" | ||
28 | Игры – пробежки К своим флажкам", «Пустое место" | ||
29 | Игра – пробежка «Пустое место" | ||
30 | Игра «Липкие –пенёчки» | ||
31 | Игра «Липкие –пенёчки» | ||
32 | Игра – пробежка «К своим флажкам" | ||
33 | Игры – пробежки К своим флажкам", «Пустое место" | ||
34 | Игра – пробежка «Пустое место" | ||
35 | Игра – пробежка "Волк во рву" | ||
36 | Итоговое занятие по теме «Подвижные игры» |
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Программа «Час игры» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства
Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал 9х18м, раздевалки, снарядная
Оборудование спортивного зала:
- Перекладина гимнастическая (пристеночная).
- Стенка гимнастическая.
- Комплект навесного оборудования.
(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
- Мячи: баскетбольные, волейбольные, набивные, малые для метания, теннисные.
- Палка гимнастическая.
- Скакалка детская.
- Мат гимнастический.
- Кегли.
- Обруч.
- Планка для прыжков в высоту.
- Стойка для прыжков в высоту.
- Рулетка измерительная.
- Щит баскетбольный тренировочный.
- Сетка для переноса и хранения мячей.
- Сетка волейбольная.
- Скамейка гимнастическая.
- Канат подвесной.
- Секундомер
Формы аттестации
Личная аттестация обучающихся
Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального физического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: скорость, скоростную выносливость, выносливость, скоростно-силовую работу, силу, овладение техническими и тактическими действиями в спортивных играх.
Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень общефизической подготовки детей.
Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Текущий контроль ведется регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом, ведущим занятие.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы по каждому разделу.
Методические материалы
Для учащихся 1 года обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и контрольные нормативы по физической подготовке:
- метод педагогического наблюдения;
- участие в соревнованиях различного уровня;
- сдача контрольных нормативов.
В основе текущего и промежуточного контроля лежит тестирование физической подготовленности согласно таблице норм ВФСК ГТО, а также соревновательная и игровая деятельность.
Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.
Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня.
Для развития творческих способностей детей предусмотрены упражнения в системе домашних заданий и заданий педагога на учебных занятиях таких как: придумывание новых упражнений, эстафет и подвижных игр, составление простейших блоков для разминки из двух-трех упражнений, придумывание упражнений для различных частей тела, для различных групп мышц.
Программный материал и методическое обеспечение учебных занятий дают развивать творческие способности, но и способствует воспитанию, как и волевых качеств.
Средствами воспитания нравственных и волевых качеств являются сами физические упражнения, при выполнении которых воспитываются: честность, порядочность, взаимовыручка и целеустремленность, настойчивость и др. В качестве критерия нравственного уровня ребенка используется метод педагогических наблюдений, при помощи которого можно определить насколько претерпели изменения личностные качества детей в процессе обучения.
Показатели успеваемости по программе в целом складываются из суммы итогов аттестации по каждому параметру, которая и определяет уровень результативности освоения программы в соответствии с этапом обучения.
Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ спортивных достижений детей. Лучшие спортсмены поощряются грамотами.
Оценочные материалы: ГТО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...