Спортивный лабиринт как метода запоминания правописания слов в начальной школе
методическая разработка по физкультуре (2, 3, 4 класс)

Спортивный лабиринт является альтернативным методом запоминания слов. Проводится на уроках, прогулке и во время внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_metodicheskoy_idei_-_publikatsiya.docx90.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Спортивный лабиринт» как метод запоминания правописания слов в начальной школе.  

В настоящее время проблема в обучении детей правописанию приобретает особую важность. Наиболее полно и отчетливо ребенком запоминается, то, что было ему интересно. Знания, полученные без интереса, не становятся полезными и со временем забываются.

          Основная цель спортивного лабиринта – помочь ученикам запомнить орфографию слов в игровой форме.  

Задачи:

  1. Обучение правильному написанию слов
  2. Развитие пространственного мышления
  3. Развитие мотивации учебной деятельности
  4. Самостоятельное добывание знаний
  5. Развитие внимания и памяти
  6. Учиться находить и исправлять орфографические ошибки
  7. Развитие коммуникации

Пришла идея взять за основу спортивное ориентирование и соединить его с правописанием. Спортивное ориентирование – это вид спорта, где спортсмену необходимо при помощи спортивной карты и компаса пройти заданный маршрут, собрав поочередно все контрольные пункты и успешно добраться до финиша. В спортивном ориентировании органично сочетаются физическая и умственная деятельность. Данный вид спорта развивает реакцию, умение думать на ходу и навык ориентирования на местности. Вместо контрольных пунктов ученикам предстоит находить буквы и составлять из них слова.

Первым этапом реализации идеи стала беседа с педагогическим коллективом и сбор информации, по словарным словам, которые вызывают сложность при написании. Слова были упорядочены по возрастам для 2, 3 и 4 классов. Таблица 1.

2 класс

3 класс

4 класс

герой

деревня

воробей

молоко

обед

овощи

посуда

сосед

овёс

молоток

топор

сейчас

солдат

огород

огурец

опушка

матч

перрон

обида

отечество

комета

конверт

район

секунда

Вторым этапом стала зашифровка слов в лабиринте. Рис. 1

                       

Треугольником на карте изображен старт. Круги с буквами (контрольные пункты). Они представляют из себя конусы с наклеенными буквами, которые расставлены по залу в соответствии с картой. Данная карта составляется для учителя, и ученики её не видят.

Далее были составлены индивидуальные маршруты для учеников разных классов, в которых были зашифрованы словарные слова. Задача заключается в том, чтобы пройти заданный маршрут от треугольника (старта) до последнего пункта и составить слово. На карте контрольные пункты, которые необходимо найти обозначены цифрами по количеству букв в слове и соединены линиями. Самих букв на карте учеников нет.  Рис. 2

Сложность заключается в том, что помимо своих контрольных пунктов в зале находятся «ложные» пункты с совершенно другими буквами (пустые круги без цифр).  После успешного прохождения маршрута ученик записывает расшифрованное слово в карточку участника (Таблица 2) и переходит к следующему варианту. Ответы на все маршруты находятся у учителя, который сверяет их с теми словами, которые записаны у детей в карточке.

Рис. 2

Таблица 2

Фамилия, Имя

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

               

Ученики, которые справились со всеми заданиями без ошибок, могут сами составить маршрут для своих одноклассников. Им будут предложены чистые карты Рис. 3 и фломастеры. Необходимо составить слово из букв, которые написаны на конусах и перенести этот маршрут на карту.

Рис. 3

Постепенно задания усложняются. Маршруты составляются с ошибками в словах, которые детям необходимо найти и исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания

Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...

Использование ассоциативного метода запоминания словарных слов. Карточки - запоминалки

«Сегодня мы пишем словарный диктант». Как часто эта фраза заставляет ученика поволноваться. А всё потому, что дети школьного возраста делают много ошибок при написании словарных слов и в итоге показыв...

ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ.

О некоторых  приемах запоминания словарных слов...

Эффективные приемы запоминания английских слов в начальной школе

Интересный и нужный материал как для педагогов так и для родителей учеников...

Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.

Методы, приемы и задания при обучении правописания безударных гласных в корне слова....

"МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ"

Даны рекомендации по работе над словарными словами в начальной школе....

Дидактический материал для уроков русского языка для учащихся 2 класса «Методы запоминания словарных слов»

Дидактический материал по русскому языку предназначен для организации работы учащихся во 2 классах. Цель разработки данных материалов заключается в том, чтобы научить ребёнка писать словарные сл...