Дидактический материал для уроков русского языка для учащихся 2 класса «Методы запоминания словарных слов»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Воронина Марина Александровна

 Дидактический материал по русскому языку предназначен для организации работы учащихся во 2 классах. Цель разработки данных материалов заключается в том, чтобы научить ребёнка писать словарные слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Материал разработан для учащихся по теме «Методы запоминания словарных слов». Задания составлены с учетом особенностей усвоения учащимися данного материала, дифференцируя задания от простого к сложному. Занимательные занятия и игры, содержащие разнообразные орфограммы словарных слов способствуют развитию интереса у учащихся к предмету.

Представленный материал включает в себя распространенный и актуальный метод запоминания словарных слов-метод «эйдетики», который направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творчества и интуиции. Неоспоримым достоинством данного дидактического материала является его универсальность, позволяющая использовать задания как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Материал подготовленный М.А Ворониной представлен на зональном практико-ориентированном семинаре для учителей начальных классов (11 ноября 2021 года) и рекомендован к использованию на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_slovarnaya_rabota_voronina_m.a.docx358.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени А.И.Герцена

муниципального образования Тимашевский район

Дидактический материал для уроков русского языка для учащихся 2 класса

«Методы запоминания словарных слов»

Выполнила

учитель МБОУ СОШ №1

Воронина Марина Александровна

2022 год

Эйдетика, как прием работы при изучении словарных слов
в начальной школе.

В настоящее время проблема словарной работы очень актуальна. Главная задача обучения детей в начальной школе заключается в развитии речи и мышления. А одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря в активный, а так же формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Методика традиционного заучивания слов НЕ обеспечит достаточно быстрого и прочного запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допущенные учащимися.

Здесь нам поможет ЭЙДЕТИКА-методика, которая строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок не только может запомнить материал намного быстрее и качественнее, но и способствует развитию неординарного мышления.

Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творчества и интуиции. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.

Данный прием важно применять  при первом же знакомстве со словарным словом. 

Вот некоторые методы:

1.ЧИСТОГОВОРКИ

Ре-ре-ре  РЕБЯТА во дворе

Ло-ло-ло  вместе очень ВЕСЕЛО

Ер-ер-ер  дует очень сильный         ВЕТЕР

2.ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ-суть, увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами рисовать рисунки, на месте запоминаемых букв.

К       НУРАhttps://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/15/77/doghouse-clip-art-cartoon-vector-1541577.jpg

ЯБЛ http://schoolhousesa.com/wp-content/uploads/2019/07/T-10071-Red-Apple-Accent.jpg   К  http://schoolhousesa.com/wp-content/uploads/2019/07/T-10071-Red-Apple-Accent.jpg 

список словарных слов 1 класс школа россии

3.ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ-суть состоит в удачном подборе ассоциаций, которые могут сопровождаться рисунками.

ГОРИЗОНТ-горит зонт

          ОБЛАКО-на облаке лак

МАЛИНА-маленькая Лина

УЧИТЕЛЬ-учит ель

Ребенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!

4.РИФМОВКИ-прием, который способствует быстрому и прочному запоминанию материала, слова можно рифмовать, сочинять с ними стихи.

Вагон.

Хотите написать «вагон»?

Совсем тут не нужна отвага,

А только ручка и бумага,

И все же вспомните сперва:

Вторая буква – буква «а»!

Деревня.

Из дерева дома в деревне,

У деда деревянный дом.

«Деревня» - слово непростое.

Две буквы «е» пишу я в нем.

Лопата.

Лопата ловко трудится весь день,

Лопате плотный снег сгребать не лень.

Чтоб от усердия не лопнула лопата,

Мы букву «о» подарим ей, ребята.

Материал для закрепления и контроля знаний по запоминанию словарных слов.

Словарные слова

Вставь пропущенную букву

Исправь в слове одну ошибку

Исправь в слове две ошибки

алфавит

..лф..вит

олфавит

олфовит

заяц

за..ц

заиц

заис

суббота

су..ота

субота

суботта

багаж

б..гаж

богаж

богаш

диван

д…иван

деван

дефан

капуста

к…пуста

копуста

копузта

картина

к…ртина

кортина

кордина

машина

м..шина

мошина

мошына

корзина

к…рзина

карзина

карсина

обед

…бед

абед

абет

земляника

з..мляника

зимляника

зимлиника

помидор

п…м…дор

памидор

памедор

ребята

р…бята

рибята

рибата

рябина

р…бина

рибина

рипина

топор

т…пор

тапор

табор

город

гор..д

горад

горат

огород

ог..род

огарод

агарод

Игра «Прятки» (найди словарные слова)

1.рпыгородмровмальчикзкарандашсмязыкщзморозфы

2.ысиногдаымлирябинаымдчеловекдмвособакавымлт

3.йдорогаывмлнародвшмолтетрадьшывивеселофдыот

4.ыивалфавитымолворобейрышмпотомтващулицагм

5.лвымдевачкалымрученикыоморребятаыврслеваымл

6.цафлдмфрусскийамвытрамвайфлрмрвллмтеатрадф

7.бирёзамвдругдфрартистгшзщработатощмюучитель

8.мскоролыгромковокругдлмыдевочкафдолмоднажды

9.цегородмвфатогдалфмврасказдофвмгражданеылмьр

10.оиыадысегоднялрфмранецмдлоацлцмпогодаофчрк

11.тчмгражданиныфмфммфуберёзатыдулицаыжижлыо

12.аслогфуоовощиамчсначалофмюлслеваскороыоыож

13.ырассказфлоаучительницаажагсколькожфабукваыд

14.овчмларбузлфамагазинлдапысвёклаалыпоопызвук

15.цжлщавельлывоолыпортфельюбьпжчэтотоылпоэт

16.зуцвьидыдиалогоплввыитажэтамебельдрыосуфикс

17.ыаогурецаожапесокфвыжшмалинамфдквквортира

18.капустаджфвюбкортофельрофаракетафмдлпальтод

19.жкпонедельникмваулицаарехдмфбирёзавлтрактор

20.жжцэфцуэцймолокоыщумолотокоышрлисицащыщ

«Исправления» (исправь ошибки)

1.Алфовит, кортина, бироза, вакрук, рибина, раскас, агарот, чилавек, толька, сиводня, горат, карондаж, робота, пагода, весила, варабей, дарога, руский.

2.Дижурный, изык,учитильница, учиник, такда, ищо, сколька, оващи, титрать, тиатор, масква, сталица, скора, росия, раниц, аднажды, марос, шол.

3.Робота, атечиства, патом, зимлиника, заиц, класная, атец, малако, сарока, яблако, суботта, сапаги, памедор, чимадан, пошол, варона, синтябрь, рибята.

4.Месиц, мидветь, варабей, сеница, одежда, улеца, харашо,

атвет, ортист, граждани, расияни, пинал, тромвай, сночяло, слево, девачька, мальчек, акряборь.

5.Спосиба, сичяс, каньки, лемон, пашол, лапата, канец, дасвидание, паляна, наяпрь, прерода, сикред, сикунда, ночяла, зодачя, ниделя, ашыпка.

Игра «Анаграммы»

Составь из перемешанных букв словарное слово. Даоее можно предложить ребенку составить и записать предложение с разгаданным словарным словом. Или же выполнить любое другое задание из предложенных выше.

Например:

Д Ь Т Е Р А Т
Б Й Е В О О Р
А Т Б У Б С О
Я Ц З А
К О О Р А С

А В О О Р Н
К У Ч Е И Н
О К А Б С О
А Ч К Е Д О В
И Щ Р Т А О В

А Б К А С О
З А Б Р Е Ё
Р Г У Д В
О С Е Л Е В

Я Ц М С Е
К У Б Ч Е И Н

К З Ы Я
И С Г А П О
М З Р О О
Л Е А П Н
Р Е Т Е В

О Ы Т Б С Р
Р Г У В Д
О С О Р К
Г Д Я О А
А Т А О Л П

О Д О Г Р
А Р Е Т Я Б

В завершении хочу сказать, что словарная работа-это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами русского языка, которая закладывает прочный фундамент для правописания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 4 классе "Способы запоминания словарных слов"

конспект урока по русскому языку "Способы запоминания словарных слов" в 4 классе. Словарные слова огонь, петух, снегирь, синица....

Дидактический материал для уроков русского языка в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"

Упражнения  можно использовать для закрепления изученного материала, для домашнихзаданий,для проверки знаний учащихся в 1 классе по программе ПНШ....

Дидактический материал для урока русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак после шипящих".docx

Карточка для отработки правила по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"....

Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах.

Данная работа содержит дидактический материал к темам предмета русский язык в 1-4 класса. Материал помогает  увести учеников из области механического заучивания,  развивает логическое мышлен...

Дидактический материал для уроков русского языка в 4 классе с использованием пословиц и поговорок

Предлагаемая разработка представляет собой 8 карточек с заданиями разного уровня. Предложенные задания помогут проверить уровень знания учащимися орфографических норм русского языка  и умение при...

Дидактический материал к урокам русского языка для 2 класса

Карточки к урокам русского языка для 2 класса...

Дидактический материал к урокам русского языка для 3 класса

Разноуровневые задания  по русскому языку для 3 класса  по теме  «Безударные гласные в корне слова,  проверяемые ударением»....