"МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ"
статья по русскому языку
Даны рекомендации по работе над словарными словами в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_zapominaniya_slovarnyh_slov.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Шкрабкова Е.В., учитель начальных классов
МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , не проверяемой ударением . Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами . Научить ребёнка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач , стоящих перед учителем . В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов , способствующих прочному запоминанию правильного написания .
При работе над такими словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова . Известно , что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов . Следовательно , и упражнения должны опираться на различные виды памяти . Учитывая психологию детей в начальной школе (преобладание образной памяти ) можно использовать образы для запоминания словарных слов .
Эйдетизм ( «эйдос .» по - гречески образ ) является разновидностью образной памяти , выраженной в сохранении ярких , наглядных образов предметов на длительное время .
Можно использовать следующие методы :
1 . Метод графических ассоциаций .
Очень эффективно обучать правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных зрительных образов .Чтобы была эта работа интереснее . используем такое стихотворение :
Слово трудное попалось -
Это , братцы , не беда .
Нарисуем в слове букву ,
Не забудем никогда .
Итак , трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета , т.е. создаём художественный образ буквы . Причём рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен.
Например , изучаем слово хозяйство . Ученики наперебой высказывают предложения ,как можно изобразить сразу две трудные буквы «о.» в этом слове , чтобы хорошо их запомнить :
- Похожие на тарелки .
- В виде копен сена .
- Можно нарисовать в виде хрюшек .
Подводя итоги такого весёлого конкурса идей , учитель отмечает удачные ответы ребят и предлагает их вниманию заранее подготовленную карточку -картинку :
ХОЗЯЙСТВО
Затем дети охотно рисуют буквы - образы с слове , сразу ставшем весёлом и запоминающемся.Какие только образы не придумывают ребята ! Так букву « о .» в слове вокруг предлагают нарисовать : кто , в виде солнышка , кто в виде колеса , кто - часов .
вокруг
Аналогична работа с другими словами , где буква предстаёт перед нами в виде рисунка :
ягода яблоко
Эта картинка хорошо запоминается и легко всплывает в памяти , когда это нужно . Со временем навык сокращается и нужное слово мы вспоминаем без промежуточной картинки. Понятно ,что при таком овладении правописанием работает и образная , и эмоциональная память.
орех ракета
Можно также при изучении слов с непроверяемым написанием обратить внимание на признак . который присущ только этому слову , и затем связать этот признак с орфограммой , которую надо запомнить .Например , изучаем слово берёза .Говорим о берёзе создаём образ , выделяем признак который отличает берёзу от других деревьев . Дети сразу выделяют этот признак : берёза белая .
Белая береста у берёзки нашей ,
Нет на свете деревца
И милей , и краше .
Да ,у берёзы белая береста . а дальше даются строчки для запоминания безударной гласной е .
Белые берёзы все
После «б.» пишите «е.» .
При изучении слов с непроверяемыми написаниями работа проводится по алгоритму :
1 .Сомневаюсь , ставлю . . 2.Исследую , доказываю. 3 .Пишу.
Данный метод в работе по изучению слов с непроверяемыми написаниями
называют также :
- метод ярких ассоциаций ( по М . Гафитулину .)
б
берёза л
а
я
- использование схем -рисунков (по Я. Ярошенковой .)
х*р*ш* быстр*
весел* ск*р*
2. Метод звуковых (фонетических .) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова :
Приеду завтра, На завтрак рак.
Привезу завтрак, Кричи ура.
(из книги «Весёлая грамматика.» ) дед в деревне
завтра на завод
дети дежурные
машина у Маши
пенал моют пеной
В этом случае слова называем не проверочными , а словами-подсказками одновременно придумываем маленькую сказку „например , о том как грязный пенал мыли пеной ; девочка Маша любила играть машиной и другое. А сколько проблем бывает со словом «собака .».Мы с детьми придумали сказку .
Жила-была собака, она любила спать ,её прозвали Соня.
Собака Соня .
Можно использовать следующие игровые строки :
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя.»-
Любит петь он на рассвете.
А медведь, наоборот ,
Петь не любит, любит мёд. Лиса - лисица ,посмотри, Очень любит букву -И.
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова, Напишем в корне с буквой - О .
Для правильного закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы - загадки :
- В каких словах живёт рак ? (завтРАК , РАКета)
- В каких словах спрятались ноты ? (поМИдор,Ребята,Дорога)
- Назовите слова ,в которых спрятались числа ? (Родина(1),сорока (сорок) и другие.
4. Все слова хороши ,но где-то спрятались ёж и ужи?(дЕЖурный , Ужин)
5.Какие слова любит ворона ?(КАРандаш, КАРтина, КАРтофель. )
А лягушка? (КВАртира, МосКВА.)
Использование данных методов даёт большой эффект ,разнообразит урок, делая его более интересным, развивает внимание и память учащихся, способствует прочному запоминанию слов с непроверяемым написанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика запоминания словарных слов (метод ярких ассоциаций)
В презентации подробно раскрыта методика запоминания словарных слов....
Запоминание словарных слов методом ассоциаций
Важное умение работать с информацией и запоминать её....
Использование ассоциативного метода запоминания словарных слов. Карточки - запоминалки
«Сегодня мы пишем словарный диктант». Как часто эта фраза заставляет ученика поволноваться. А всё потому, что дети школьного возраста делают много ошибок при написании словарных слов и в итоге показыв...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Запоминание словарных слов методом ассоциаций
Запоминание словарных слов методом ассоциаций...
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....
Дидактический материал для уроков русского языка для учащихся 2 класса «Методы запоминания словарных слов»
Дидактический материал по русскому языку предназначен для организации работы учащихся во 2 классах. Цель разработки данных материалов заключается в том, чтобы научить ребёнка писать словарные сл...