Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол», направленная на развитие физических качеств обучающихся 3 класса
рабочая программа по физкультуре (3 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол», направленная на развитие физических качеств обучающихся 3 класса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа стартовая, предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по баскетболу «Баскетбол» включает в изучение ряда направлений в области перемещения, тактических действий, физической подготовки обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Принято Педагогическим советом
Протокол №1 от«29» августа 2022г.
Утверждаю:
Директор МАОУ
«Школа №3» КГО
__________________/И.Г.Третьякова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Алфёров И.А.,
студент 4А группы
г. Камышлов, 2023г
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.2. Цель и задачи программы 6
1.4. Планируемые результаты 20
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 24
2.1 Календарно-учебный график 24
2.2 Условия реализации программы 24
Сведения об авторе-разработчике 37
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа стартовая, предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по баскетболу «Баскетбол» включает в изучение ряда направлений в области перемещения, тактических действий, физической подготовки обучающихся.
Программа «Баскетбол» имеет оздоровительную направленность.
Дополнительная образовательная программа начального общего образования оздоровительной направленности «Баскетбол» для детей с 8 до 10 лет Муниципального автономного образовательного учреждения «Школа №3» Камышловского городского округа разработана в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальным актами МАОУ, регулирующими деятельность учреждения начального общего образования:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (вступил в силу с 1 сентября 2013г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (вступил в силу 02.08.2021г.);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
- Постановление от 30 июня 2020 года N 16 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"(с изменениями на 20 июня 2022 года.);
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалифицированные характеристики должностей работников образования»;
- Устав Муниципального автономного образовательного учреждения «Школа №3» Камышловского городского округа утвержден приказом председателя Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи от 17.12.2020г. №507-ОД.
Основанием для разработки Программы служит недостаток программ дополнительного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента воспитанников от 8 до 10 лет. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса с детьми от 8 до 10 лет, является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Актуальность:
Программа направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, подвижным играм и развитие физических качеств, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Отличительные особенности программы:
Воспитание дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива, этичности поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Девиз игры в баскетбол – «Один за всех, все за одного!».
Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей, самовыражения и личностного роста ребенка, от «массового» образования к проектированию пространства персонального образования для самореализации личности, поиска и обретения человеком самого себя, на оздоровление и разностороннее физическое развитие детей, выявление и поддержку одаренных детей.
Адресат программы:
Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-10 лет. На обучение данной программы могут быть приняты дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Количество обучающихся в группе: 20-25 человек.
Условия набора детей в группу: набор детей в группу свободный без предварительного отбора.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, не более 1,5 часов (34 занятий в год).
Объем программы – 15 часа (34 занятия)
1 год обучения – 15 часов (34 занятий)
Срок освоения программы: 1 год.
Особенности организации образовательного процесса:
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Виды занятий: теоретическое занятие, практические занятия, соревнование, игра.
Формы подведения итогов: беседа, практическое занятие, соревнование.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом; изучение спортивной игры баскетбол.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач.
Оздоровительные задачи:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств;
- повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
внешней среды;
- повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков;
- вовлечение детей в систематические занятия физкультурой и спортом.
Образовательные задачи:
- формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
- формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения.
- обучение подростков способам овладения различными элементами игры в баскетбол;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по баскетболу.
Воспитательные задачи:
- формирование и развитие подростковых общественностей и коллективов,
Совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности.
- гражданское и патриотическое воспитание учащихся;
- воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов;
- воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- помощь учащимся в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведении и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1-й год обучения
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Дата проведения | |
По плану | фактически | |||
1 | 1 | Техника безопасности на занятиях баскетболом. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Профилактика травматизма в спорте. | ||
2 | 1 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке | ||
3 | 1 | Ведение мяча с изменением направления движения и скорости. | ||
4 | 1 | Ведение мяча со всеми изученными действиями. | ||
5 | 1 | Передачи баскетбольного мяча на месте и в движении. Влияние физических упражнений на организм спортсмена | ||
6 | 1 | Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте. Основы техники игры и техническая подготовка | ||
7 | 1 | Передача мяча в движении приставным шагом. Основы тактики игры и тактическая подготовка. | ||
8 | 1 | Передача мяча в движении приставным шагом | ||
9 | 1 | Передачи мяча в игре. Состояние и развитие баскетбола в России | ||
10 | 1 | Передачи мяча в игре. Правила по мини -баскетболу | ||
11 | 1 | Индивидуальные действия в нападении. | ||
12 | 1 | Индивидуальные действия в нападении. Профилактика травматизма в спорте | ||
13 | 1 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | ||
14 | 1 | Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину. | ||
15 | 1 | Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов. | ||
16 | 1 | Индивидуальные действия в нападении в игре. | ||
17 | 1 | Индивидуальные действия в нападении в игре. | ||
18 | 1 | Индивидуальные действия в защите. | ||
19 | 1 | Индивидуальные действия в защите.
| ||
20 | 1 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | ||
21 | 1 | Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. | ||
22 | 1 | Индивидуальные действия в защите против заслонов. | ||
23 | 1 | Индивидуальные действия в защите в игре. | ||
24 | 1 | Индивидуальные действия в защите в игре. | ||
25 | 1 | Броски мяча в корзину | ||
26 | 1 | Броски мяча в корзину со средней дистанции. | ||
27 | 1 | Броски мяча в корзину после остановки прыжком на две ноги. | ||
28 | 1 | Броски мяча в корзину после остановки прыжком на две ноги. | ||
29 | 1 | Броски мяча в корзину после передач. | ||
30 | 1 | Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок. | ||
31 | 1 | Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок. | ||
32 | 1 | Учебная игра. | ||
33 | 1 | Учебная игра. | ||
34 | 1 | Учебная игра. |
Содержание учебного плана
1-й год обучения
Техника безопасности на занятиях баскетболом. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Профилактика травматизма в спорте. (1 занятие)
Теория: познакомить детей с правилами техники безопасности при занятии спортом.
Практика: диагностика уровня развития каждого ребенка.
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке. (2 занятие)
Теория: познакомить детей с основами ведения мяча, изучить разновидности ведения мяча
Практика: ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке.
Ведение мяча с изменением направления движения и скорости.. (3 занятие)
Теория: познакомить детей с основами ведения мяча в разных направлениях с изменением скорости.
Практика: ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке в различных направлениях с изменением своей скорости.
Ведение мяча со всеми изученными действиями.. (4 занятие)
Теория: познакомить детей с основами ведения мяча, изучить разновидности ведения мяча
Практика: закрепление основ ведения мяча в разнообразных стойках, направлениях с изменением скорости перемещения.
Передачи баскетбольного мяча на месте и в движении. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. (5 занятие)
Теория: познакомить детей с основами передачи баскетбольного мяча партнёру на месте и в движении, изучение влияния общей физической подготовки на организм.
Практика: передачи баскетбольного мяча партнёру на месте и в движении, выполнение общих физических упражнений.
Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте. Основы техники игры и техническая подготовка. (6 занятие)
Теория: закрепление основ передач баскетбольного и набивного мяча партнёру на месте и в движении, изучение правил игры в баскетбол.
Практика: передачи баскетбольного и набивного мяча на месте.
Передача мяча в движении приставным шагом. Основы тактики игры и тактическая подготовка.. (7 занятие)
Теория: познакомить детей с техникой передачи мяча партнёру в движении приставным шагом, изучение правил игры в баскетбол.
Практика: отработка умения передачи мяча в движении приставным шагом.
Передача мяча в движении приставным шагом. (8 занятие)
Теория: закрепление техники передачи мяча в движении приставным шагом.
Практика: отработка умения передачи мяча в движении приставным шагом.
Передачи мяча в игре. Состояние и развитие баскетбола в России. (9 занятие)
Теория: познакомить детей с состоянием и уровнем развития баскетбола в Российской Федерации.
Практика: отработка умения отдавать пас партнёру по команде, используя теоретические знания и практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Передачи мяча в игре. Правила по мини-баскетболу. (10 занятие)
Теория: познакомить детей с правилами мини-баскетбола (баскетбола 3х3).
Практика: отработка умения отдавать пас партнёру по команде, используя теоретические знания и практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Индивидуальные действия в нападении. (11 занятие)
Теория: изучение способов атаки в баскетболе.
Практика: отработка изученных способов атаки в кольцо при игре в баскетбол.
Индивидуальные действия в нападении. Профилактика травматизма в спорте. (12 занятие)
Теория: анализ эффективности применения кроссоверов.
Практика: отработка приёмов нападения, выполнение упражнений для профилактики травматизма при игре в баскетбол.
Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину.. (13 занятие)
Теория: изучение техники броска со средней и дальней дистанции.
Практика: отработка умения атаковать кольцо бросками со средней и дальней дистанции.
Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину.. (14 занятие)
Теория: совершенствовать технические аспекты выполнения броска со средней и дальней дистанции.
Практика: отработка умения атаковать кольцо бросками со средней и дальней дистанции с использованием ведения мяча.
Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов.. (15 занятие)
Теория: изучение теоретических основ постановки заслона в атаке.
Практика: практика постановки заслонов посредством специальных упражнений и отработка умения в игровых ситуациях.
Индивидуальные действия в нападении в игре. (16 занятие)
Теория: изучение теоретических основ атаки в баскетболе.
Практика: закрепление индивидуальных атакующих действий посредством игры 5х5.
Индивидуальные действия в нападении в игре.. (17 занятие)
Теория: изучение теоретических основ атаки в баскетболе.
Практика: закрепление индивидуальных атакующих действий посредством игры 5х5.
Индивидуальные действия в защите. (18 занятие)
Теория: познакомить детей с основами защиты в баскетболе, изучение правил защиты.
Практика: отработка защиты кольца, индивидуальной защиты.
Индивидуальные действия в защите. (19 занятие)
Теория: закрепление теоретических основ защиты в баскетболе, изучение правил защиты.
Практика: отработка защиты кольца, индивидуальной защиты.
Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. (20 занятие)
Теория: познакомить детей с основами защиты кольца, анализ правил игры баскетбол для действий в защите.
Практика: отработка умения защищать кольцо от бросков мяча в корзину.
Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину. (21 занятие)
Теория: закрепление умений защищать кольцо от бросков путём давления на соперника.
Практика: отработка умения защищать кольцо от бросков мяча в корзину.
Индивидуальные действия в защите против заслонов.. (22 занятие)
Теория: изучение теоретических аспектов действий в защите против заслонов, актуализация правил игры в защите.
Практика: отработка умения действовать в защите против заслонов посредством различных игровых ситуаций.
Индивидуальные действия в защите в игре. (23 занятие)
Теория: закрепление теоретических основ защиты в баскетболе, изучение правил защиты.
Практика: отработка защиты кольца, индивидуальной защиты, защиты от заслонов.
Индивидуальные действия в защите в игре. (24 занятие)
Теория: закрепление теоретических основ защиты в баскетболе, изучение правил защиты.
Практика: отработка защиты кольца, индивидуальной защиты, защиты от заслонов.
Броски мяча в корзину. (25 занятие)
Теория: актуализация знаний о технических особенностях броска в корзину.
Практика: упражнения, направленные на отработку бросков по кольцу из 3-х секундной зоны, средней и дальней дистанций.
Броски мяча в корзину со средней дистанции. (26 занятие)
Теория: закрепление знаний и умений выполнения броска по кольцу со средней дистанции.
Практика: броски по кольцу со средней дистанции, броски по кольцу на примере игровых ситуаций.
Броски мяча в корзину после остановки прыжком на две ноги. (27 занятие)
Теория: изучение техники броска в корзину после остановки на две ноги.
Практика: отработка бросков по кольцу в корзину после остановки на две ноги.
Броски мяча в корзину после остановки прыжком на две ноги. (28 занятие)
Теория: закрепление технических аспектов правильного броска в корзину после остановки на две ноги.
Практика: отработка бросков по кольцу в корзину после остановки на две ноги.
Броски мяча в корзину после передач. (29 занятие)
Теория: познакомить детей с основами броска мяча в корзину после получения передачи от партнёра с места и в движении.
Практика: отработка броска в кольцо после передачи с места и в движении.
Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок.. (30 занятие)
Теория: закрепление всех изученных технических правил выполнения броска в корзину со средней дистанции, изучение особенностей выполнение штрафного броска.
Практика: отработка технически правильного броска в кольцо со средней дистанции, штрафного броска.
Броски мяча в корзину со дальней дистанции. Штрафной бросок.. (31 занятие)
Теория: закрепление всех изученных технических правил выполнения броска в корзину с дальней дистанции, изучение особенностей выполнение штрафного броска.
Практика: отработка технически правильного броска в кольцо с дальней дистанции, штрафного броска.
Учебная игра. (32 занятие)
Теория: закрепление теоретических знаний и особенностей игры баскетбол.
Практика: отработка полученных знаний, умений и навыков на практике посредством игровой тренировки.
Учебная игра. (33 занятие)
Теория: закрепление теоретических знаний и особенностей игры баскетбол.
Практика: отработка полученных знаний, умений и навыков на практике посредством игровой тренировки.
Учебная игра. (34 занятие)
Теория: закрепление теоретических знаний и особенностей игры баскетбол.
Практика: отработка полученных знаний, умений и навыков на практике посредством игровой тренировки.
1.4. Планируемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Результаты 1 уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о ТБ при занятиях спортом; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска и обработки информации.
Результаты 2 уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
Результаты 3 уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности и за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации учащихся.
Межпредметными результатами изучения курса «Баскетбол» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностными результатами изучения курса «Баскетбол» является формирование следующих умений:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Регулятивные УУД:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнёра;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Предметными результатами изучения курса «Баскетбол» является формирование следующих умений.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «баскетбол», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», «баскетбол», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарно-учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Количество недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 15 сентября | 31 мая | 34 | 34 | 15ч | 1 занятие по 90 мин. в неделю |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами.
Таблица
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. | Основная литература для учителя |
1.1. | Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011. |
1.2. | ФГОС НОО. Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010 |
1.3. | Рабочая программа по физической культуре |
2. | Дополнительная литература для учителя |
2.1. | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» |
2.2. | Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998. |
2.3. | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. |
2.4. | Школьникова Н.В., Тарасова М.В. «Я иду на урок». Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г. |
2.5. | Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 2014г. |
2.6. | И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова «Здоровьесберегающие технологии», Москва, Илекса,2004 |
3. | Интернет ресурсы |
3.1. | |
3.2. | |
3.3. | http://www.infosport.ru/press/fkvot/ -Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры. |
3.4. | |
3.5. | |
4. | Технические средства обучения |
4.1. | Музыкальный центр |
4.2. | Аудиозаписи |
4.3. | Интерактивная доска |
4.4. | Проектор |
4.5. | Экран |
4.6. | Ноутбук |
4.7. | Видеоматериалы |
5. | Учебно-практическое оборудование |
5.1. | Бревно гимнастическое напольное |
5.2. | Козел гимнастический |
5.3. | Канат для лазанья |
5.4. | Перекладина гимнастическая (пристеночная) |
5.5. | Стенка гимнастическая |
5.6. | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) |
5.7. | Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) |
5.8. | Мячи: малый теннисный мяч, баскетбольные, волейбольные, футбольные. Набивные мячи 1кг, 2 кг. |
5.9. | Палка гимнастическая |
5.10. | Скакалка детская |
5.11. | Мат гимнастический |
5.12. | Планка для прыжков в высоту |
5.13. | Стойка для прыжков в высоту |
5.14. | Конусы стартовые |
5.15. | Рулетка измерительная |
5.16. | Щит баскетбольный тренировочный |
5.17. | Аптечка |
Кадровое обеспечение
Алфёров Иван Анатольевич – студент 4А группы камышловского педагогического колледжа.
2.4 Оценочные материалы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках мониторинга (оценки индивидуального развития детей младшего школьного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в осн6ове их дальнейшего планирования).
Мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для мониторинга – карты наблюдений, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства)
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность).
Цель наблюдения: выявление динамики развития у детей младшего школьного возраста представлений, умений и навыков в области баскетбола, интегративных качеств и характеристик.
Задачи:
1) Оценка на основе наблюдения индивидуальных особенностей освоения детьми первоначальных представлений и умений в области баскетбола;
2) Оценка общеинтеллектуальных характеристик и особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста;
3) Сопоставление результатов контрольных диагностических замеров, выявление динамики развития первоначальных физических данных, умений в области баскетбола, общеинтеллектуальных характеристик и мелкой моторики детей младшего школьного возраста, анализ типичных затруднений.
Вид наблюдения: стандартизированное, прямое.
Условия осуществления наблюдения: наблюдение осуществляется во время групповых занятий по баскетболу. Детям предлагается выполнить следующие задания:
1) репродуктивное
2) творческое.
Формы организации работы детей по выполнению заданий – фронтальная, работа в парах.
Результаты наблюдения фиксируются в таблице при помощи системы условных обозначений (Приложение1).
Оценка индивидуальных особенностей освоения детьми первоначальных представлений и умения в области баскетбола, общеинтеллектуальных характеристик и особенностей развития двигательной активности детей осуществляется в соответствии с показателями, выявленными на основе работ отечественных исследователей: П. Ф .Лесгафт, Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, А. И. Быкова, И. А. Метлов, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Г. П. Юрко, и др.
Условные обозначения или способ фиксации результатов наблюдения:
Сравнение результатов начале года с результатами в конце учебного года.
2.3 Формы аттестации
Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы аттестации, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Способы проверки достижения результатов осуществляется с помощью следующих методов контроля:
наблюдение за деятельностью;
сдача обучающимися тестов, направленных на выявления изменений их физического состояния;
соревнование между обучающимися секции.
2.5 Методические материалы
Наиболее эффективной формой обучения детей являются организованные занятия под руководством учителя с группой детей. Каждое такое занятие проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и должно быть эмоционально насыщенным, содействовать всестороннему развитию личности ребенка.
Занятия секции проводятся в разнообразных формах:
- групповые учебно-тренировочные занятия - предполагают усвоениедетьми нового материала, отработку основных видов движений;
- контрольно-проверочные занятия - позволяют определить эффективность процесса подготовки;
- индивидуальные занятия – предполагают отработку основных умений по робототехнике индивидуально с каждым ребенком.
Образовательные задачи решаются путем соответствующего подобранного плана занятия. Традиционные занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
1. Подготовительная. Основная ее цель - подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия.
В подготовительную часть включают игровые задания (2- 3 мин) для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся, упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.
Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.
В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.
Проводя занятия с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преимущественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плоскостях, под счет и самостоятельно без счета - по заданию; применения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.
Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
2. Основная. Цель основной части - решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных рабочей программой и планом данного занятия.
В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, - в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления изученного материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных в ходе занятия.
Продолжительность основной части зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др.
3. Заключительная. Цель заключительной части - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:
- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);
- регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
- подведение итогов с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся.
- сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».
Длительность заключительной части урока 3-5 мин. Продолжительность занятий соответствует программным рекомендациям.
Эффективность обучения в секции «Баскетбол» зависит от организации занятий, проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний:
1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, беседа, демонстрация, работа с видеоматериалами и схемами);
2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание собственных комбинаций элементов ведения мяча);
3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися;
4. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (повторение бросков, защитных действий и тд.);
5. Частично-поисковой – решение проблемных задач с помощью педагога;
6. Поисковой – самостоятельное решение проблем.
В рамках учебных занятий используются педагогические методы и приемы реализации программы:
-наглядные – схемы, видеоматериалы, поэтапный показ учителя;
-словесные - описание этапов действий в защите и атаке, игре без мяча, объяснение, беседа, указание;
-практические методы –отработка технических аспектов игры, игровые тренировки, соревнования.
Хорошо использовать образные сравнения, имитации, когда дети непросто выполняют движения, стараются подражать определенному образцу.
Список литературы
- Анискина С.Н. Методика обучения техники игры в баскетбол. – М. –1991. – 225 - 230 с. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_1210/?ysclid=lfqjooz4xw434964644 (Дата обращения 13.12.2022)
- Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. – Киев, –1985. – URL: https://rusist.info/book/5920936?ysclid=lfqjqoculp960793782 (Дата обращения 13.12.2022)
- Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 классы: Метод. пособие и программа. – М.: ВЛАДОС. – 2002. – 208 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001838452?ysclid=lfqjs4k8lm713336269 (Дата обращения 13.12.2022)
- Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. – Минск, Высшая школа. – 1992 -319с. – URL: https://www.studmed.ru/gurevich-ia-300-sorevnovatelno-igrovyh-zadaniy-po-fizicheskomu-vospitaniyu_8c07af05bea.html?ysclid=lfqjsttibq620705792 (Дата обращения 15.12.2022)
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (Дата обращения 26.12.2022)
- Кутецкий И.А. Какая польза баскетбола для школьников? –2022. – URL:https://infourok.ru/user/kuteckij-ivan-aleksandrovich/blog/kakaya-polza-basketbola-dlya-shkolnikov-282946.html?ysclid=lfqic7lweh74919807 (Дата обращения 29.12.2022)
- Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. - М.: Просвещение. –2011. – URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/fc8e89f80bbd1077de983117a373eeb39f1f3083.pdf (Дата обращения 29.12.2022)
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.- Москва «Аркти». –1999. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001774233?ysclid=lfqjgm35mr212329890 (Дата обращения 30.12.2022)
- Портнова Ю.М. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: М.: Издательство «ACADEM». – 2004. – URL: https://obuchalka.org/2014101280053/sportivnie-igri-tehnika-taktika-metodika-obucheniya-jeleznyak-u-d-portnov-u-m-savin-v-p-leksakov-a-v-2004.html?ysclid=lfqjxwykc0125931562 (Дата обращения 04.01.2023)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (вступил в силу с 1 января 2014г.). – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=602338795&intelsearch=&firstDoc=1&ysclid=lfqjng82yt353602396 (Дата обращения 18.01.2023)
- Рунова М.А. Движение день за днем.- Москва «Линка-Пресс». –2007. – URL: https://www.prodalit.ru/tov/products-79282?ysclid=lfqjjxykek801763238 (Дата обращения 18.01.2023)
- Русанов Н.Н. Баскетбол для детей младшего школьного возраста. –2020. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2020/12/11/basketbol-dlya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (Дата обращения 22.01.2023)
- Сивачева Л.Н. Физкультура-это радость!- Санкт-Петербург «Детство-Пресс». –2002. – URL: https://www.labirint.ru/books/45010/?ysclid=lfqjj2t0k8895247919 (Дата обращения 23.01.2023)
- Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений /Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Изд. центр «Академия». – 2004. – URL: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_19696.pdf?ysclid=lfqjyhgyzx45398744 (Дата обращения 03.02.2023)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (вступил в силу с 1 сентября 2013г.). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/?ysclid=lfqjmu67zr625549632 (Дата обращения 10.02.2023)
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- Москва «ИЛЕКСА». –2003. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000700128?ysclid=lfqjkxxtrj335358687 (Дата обращения 26.02.2023)
Сведения об авторе-разработчике
1. ФИО: Алфёров Иван Анатольевич.
2. Место работы, должность: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», КГО, студент 4А группы.
3. Квалификационная категория: нет
4. Образование: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,2023г. – квалификация «Преподавание в начальных классах».
5. Стаж работы: нет.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность. Адресована детям 8-10 лет. Срок обучения –1 год.
Цель программы: создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом; изучение спортивной игры баскетбол.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач.
Оздоровительные задачи:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств;
- повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
внешней среды;
- повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков;
- вовлечение детей в систематические занятия физкультурой и спортом.
Образовательные задачи:
- формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений
и навыков;
- формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения.
- обучение подростков способам овладения различными элементами игры в баскетбол;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по баскетболу.
Воспитательные задачи:
- формирование и развитие подростковых общественностей и коллективов,
Совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности.
- гражданское и патриотическое воспитание учащихся;
- воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов;
- воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- помощь учащимся в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведении и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
Актуальность:
Программа направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, подвижным играм и развитие физических качеств, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Особенности организации образовательного процесса:
Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Виды занятий: теоретическое занятие, практические занятия, соревнование, игра.
Приложения
Приложение 1
ФИО обучающегося | Ведение мяча с обводкой стоек (сек) | Челночный бег 3х10 (сек) | Штрафные броски (кол-во из 10 попыток) | Броски после ведения (кол-во из 10 попыток) | Броски мяча в стенку и ловля их обратно 1м (кол-во) |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. | |||||
11. | |||||
12. | |||||
13. | |||||
14. | |||||
15. | |||||
16. | |||||
17. | |||||
18. | |||||
19. | |||||
20. | |||||
21. | |||||
22. | |||||
23. | |||||
24. | |||||
25. | |||||
26. | |||||
27. | |||||
28. | |||||
29. | |||||
30. | |||||
Отлично М/Д | 10/11 | 8,6/9.0 | 5/5 | 5/5 | 19/18 |
Хорошо М/Д | 10,5/11,5 | 8,9/9,2 | 4/4 | 4/4 | 18/17 |
Удовлетворительно М/Д | 11/12 | 9,2/9,4 | 3/3 | 3/3 | 17/16 |
Приложение 2
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской Области
«Камышловский педагогический колледж»
Тема урока: «Первичная сдача контрольных нормативов в секции «Баскетбол»»
Составители: Алфёров И.А.
студент 4 А группы
Камышлов, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Первичная сдача контрольных нормативов в секции «Баскетбол»»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3
Цель урока: закрепление знаний и умений о технике выполнения ведения и бросках баскетбольного мяча, развитие способности определять наиболее эффективные способы достижения результата, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.; воспитание осознания значимости проявления доброжелательности и нравственной отзывчивости, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; укрепление здоровья младших школьников, посредством игры «Баскетбол».
Задачи урока: |
Дидактические: - Закреплять знания и умения о ведение и бросках баскетбольного мяча. -Совершенствовать технику выполнения отдельных элементов при подготовке к сдаче нормативов по баскетболу. -Закреплений знаний о подвижной игре «Баскетбол». |
Развивающие: - Способствовать развитию умения принимать и сохранять цели задачи учебной деятельности; - Способствовать развитию умения планировать, контролировать и оценивать учебное действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - Развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. -Развивать умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Воспитательные: - Воспитывать осознание значимости проявления доброжелательности и нравственной отзывчивости, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. |
Оздоровительные: -Развивать силу, скорость, ловкость, совершенствовать координацию движений, точности, выносливости посредством сдачи нормативов и игре в баскетбол. -Способствовать укреплению здоровья младших школьников, посредством игры «Баскетбол». |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Подготовительный этап | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный Практического упражнения | -Класс, в одну шеренгу «Стано-вись!». «Рав-няйсь!» «Смирн-но!» Здравствуйте, ребята. Меня зовут Иван Анатольевич. Сегодня на нашем занятии вы будете сдавать нормативы по баскетболу. На последнем занятии нашей секции вы сдадите их ещё раз, чтобы определить, как изменились ваши физические показатели за время занятия в секции. -Сегодня на занятии мы выполним комплекс ОРУ, сдадим нормативы по баскетболу и в конце нашего занятия поиграем в Баскетбол. Вы будете сдавать 5 нормативов: ведение мяча вокруг стоек, челночный бег 3х10 метров, штрафные броски, броски после ведения, броски мяча в стену с последующей ловлей их в руки. Сейчас после разминки мы проверим ваши способности. -«Напра-во!», «Налево в обход шагом марш!» «Бегом марш» Выполняется медленный бег 2 минуты «Шагом марш» Выполняется бег на внутренней и внешней стороне стопы -Восстанавливаем дыхание, на «вдох» поднимаем руки, на «выдох» опускаем и выдыхаем. -Предлагаю вам измерить ваш пульс. Для этого положите 2 пальца на запястье и считаем количество ударов за 1 минуту. Засекает 1 минуту. -«Стано-вись». Первые номера на месте, вторые 2 шага вперёд, третьи 3 шага вперёд. -Переходим к разминке. Берём скакалки. Приложение 1 Разминка окончена. | Приветствуют учителя. Ответы детей Выполняют разминку | Ф | Гимнастические палки | Контроль со стороны учителя |
Основной этап | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Словесный (беседа) Наглядный Практического упражнения | «В одну шеренгу становись!» Достаёт баскетбольные мячи из инвентарной. -Сейчас вам предстоит сдать нормативы. Сначала я покажу вам, как выполнять данные упражнения, после чего у вас будет одна пробная и одна зачётная попытка. Всем понятно? Отлично, тогда приступим.
-Сейчас у вас есть 5 минут для подготовки к сдаче нормативов. -Закончили подготовку. -Сейчас мы будем играть в игру «Баскетбол». Одевайте манишки. Я разделю вас на команды по 5 человек. (Если мало учеников, то проходит одна игра 5х5, если учеников много, то игры идут до 5 очков, после чего происходит смена команд). Учитель выступает в роли судьи. | Внимательно слушают учителя. Тренируются выполнять нормативы. Сдают нормативы на отметку. Играют в баскетбол. | Ф,И | Баскетбольные мячи | Контроль со стороны учителя, самоконтроль, контроль со стороны учеников |
Заключительный этап | самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Словесный (беседа) Метод практического упражнения | -Закончили. -Класс, в одну шеренгу «Стано-вись!» Упражнения на дыхание -Грудное дыхание(4-5 циклов). Полное дыхание(4-5 циклов) 2.Успокаивающий тип дыхания. 1-вдох. 2-3-4-выдох.(повторить 3-4 раза). -Что мы сегодня делали на занятии? -Что у вас получилось лучше всего? -Над чем необходимо поработать к следующему занятию? -Всем спасибо, занятие окончено. -Класс, в обход налево шагом марш. | Выполняют упражнения на дыхание -Сдавали нормативы и играли в Баскетбол. Ответы детей. Благодарят учителя за урок. | Ф | - | Контроль со стороны учителя, самоконтроль |
Приложение 1
№ | Содержание | Кол-во раз |
1 | И.П. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, внизу. На счёт «раз» - скакалка вверх, смотреть на скакалку; на счёт «два» - скакалка вниз, смотреть на скакалку. | 4 раза |
2 | И.П. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, внизу. Под счёт до 4 – круговое движение руками вправо-вверх-влево-вниз; на счёт «пять-восемь» - то же в другую сторону. Повторить 4 раза. Всё время глазами следить за скакалкой, получается, что одновременно мы выполняем круговые движения головой. | 4 раза |
3 | И.П. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, внизу. НА счёт «раз» - правая нога вправо на носок, поворот туловища налево, скакалка вперёд; на счёт «два» - вернуться в исходное положение; на счёт «три» - левая нога влево на носок, поворот туловища направо, скакалка вперёд; на счёт «четыре» - вернуться в исходное положение. | 4 раза |
4 | И.П. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, внизу. На счёт «раз» - наклон, постараться скакалкой коснуться пола; на счёт «два» - вернуться в исходное положение. | 4 раза |
5 | И.П. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, внизу. На счёт «раз» - выпад правой, руки вперёд, скакалка натянута; на счёт «два» - вернуться в исходное положение; на счёт «три» - выпад левой, руки вперёд, скакалка натянута; на счёт «четыре» - вернуться в исходное положение. | 4 раза |
6 | И.П. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, внизу. На счёт «раз» - перешагнуть через скакалку правой ногой; на счёт «два» - перешагнуть через скакалку левой ногой. | 8 раз |
7 | И.П. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, внизу сзади. На счёт «раз» - наклон вправо, скакалку тянем к потолку; на счёт «два» - вернуться в И.П; на счёт «три» - наклон влево, скакалку тянем к потолку; на счёт «четыре» - вернуться в И.П. | 4 раза |
8 | И.П. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вчетверо, внизу. На счёт «раз» - прыжок в стойку ноги вместе, скакалка вверх; на счёт «два» - прыжком вернуться в исходное положение. | 8 раз, постепенно ускоряя темп. |
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской Области
«Камышловский педагогический колледж»
Тема урока: «Индивидуальные действия в защите»
Составители: Алфёров И.А.
студент 4 А группы
Камышлов, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Индивидуальные действия в защите»
Тип урока: закрепление
Класс: 3
Цель урока: формирование знаний и умений о об особенностях индивидуальных защитных действий, развитие способности определять наиболее эффективные способы достижения результата, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.; воспитание осознания значимости проявления доброжелательности и нравственной отзывчивости, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; укрепление здоровья младших школьников, посредством игры «Собачки».
Задачи урока: |
Дидактические: - Формировать знания об особенностях индивидуальных действий в защите. -Совершенствовать технику бега посредством выполнения беговой разминки. -Закреплений знаний о подвижной игре «Баскетбол». |
Развивающие: - Способствовать развитию умения принимать и сохранять цели задачи учебной деятельности; - Способствовать развитию умения планировать, контролировать и оценивать учебное действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - Развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. -Развивать умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Воспитательные: - Воспитывать осознание значимости проявления доброжелательности и нравственной отзывчивости, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. |
Оздоровительные: -Развивать силу, скорость, ловкость, совершенствовать координацию движений, точности, выносливости посредством выполнения упражнений с баскетбольным мячом. -Способствовать укреплению здоровья младших школьников, посредством игры «Собачки». |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Подготовительный этап | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный Практического упражнения | -Класс, в одну шеренгу «Стано-вись!». «Рав-няйсь!» «Смирн-но!» Здравствуйте, ребята. Меня зовут Иван Анатольевич. На предыдущих занятиях вы изучали то, как нужно защищать кольцо, чтобы не заработать фол, изучали правила защиты в баскетболе, но это были аспекты командной защиты. -Сегодня мы изучим действия индивидуальной защиты. Индивидуальная защита в баскетболе-это комплекс действий предусматривающий индивидуальную опеку каждого игрока соперника. -Как вы считаете, почему важно научиться индивидуально защищаться против каждого соперника противоположной команды, ведь мы можем выбрать играть по одной схеме, которую нам озвучил тренер и побеждать? -Верно. Баскетбол содержит в себе множество факторов, которые влияют на игру и приёмы индивидуальной защиты помогают быстрее адаптироваться к постоянно изменяющейся игровой ситуации с целью защиты своего кольца от соперников с разными физическими данными. -Сегодня на уроке мы выполним комплекс ОРУ, изучим и отработаем приёмы индивидуальной защиты и в конце нашего занятия поиграем в баскетбол и применим полученные умения на практике. -«Напра-во!», «Налево в обход шагом марш!» «Бегом марш» Беговая разминка, каждый вид бега по 1 кругу. обычный бег; с захлёстыванием голени, руки за спину; правым боком руки на поясе; левым боком, руки на поясе; с выносом прямых ног вперед, руки на поясе; «Шагом марш» Выполняется бег на внутренней и внешней стороне стопы -Восстанавливаем дыхание, на «вдох» поднимаем руки, на «выдох» опускаем и выдыхаем. -Предлагаю вам измерить ваш пульс. Для этого положите 2 пальца на запястье и считаем количество ударов за 1 минуту. Засекает 1 минуту. -«Стано-вись». Первые номера на месте, вторые 2 шага вперёд, третьи 3 шага вперёд. -Переходим к разминке. Каждое упражнение выполняется 8 раз. а) И.п. - ноги на ширине плеч, руки на пояс: наклоны головы 1 –влево; 2 – вправо; 3 – вперед; 4 – назад. б) И.п. - ноги на ширине плеч, руки вверху: вращение руками 1- 2 –вращение руками вперёд; 3- 4 – вращение руками назад. в) И.п. - ноги шире плеч, руки на пояс: наклоны туловищем 1- наклоны туловища вперед; 2- наклоны туловища назад; 3- наклоны туловища влево; 4- наклоны туловища вправо. г) И.п. – сед на левую ногу правую в сторону: руки перед грудью, перекаты с левой ноги на правую 1- перекат влево; 2- перекат вправо. д) И.п. - ноги вместе, руки на пояс: прыжки 1- прыжки на левой ноге; 2- прыжки на правой ноге; 3- прыжки на двух ногах. Разминка окончена. | Приветствуют учителя. Ответы детей Выполняют разминку | Ф | Гимнастические палки | Контроль со стороны учителя |
Основной этап | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Словесный (беседа) Наглядный Практического упражнения | «В одну шеренгу становись!» Достаёт баскетбольные мячи из инвентарной. Упражнения: 1) передал – перейди в конец колонны; 2) передал – перейди в конец встречной колонны Передача в двух шеренгах двумя руками от груди в движении 1) 2 шага – передача – ловля мяча – 2 шага – передача (на первый шаг ловят, на второй отдают) 2)В беге 2 шага – передача – ускорение – ловля – 2 шага – передача Освоение индивидуальной техники защиты (вырывание и выбивание мяча) Личная защита – защита , при которой каждый игрок команды играет против одного («Своего) игрока команды противника. Защитник располагается таким образом, чтобы впереди был опекаемый им игрок. Выбивание мяча Первый игрок, захватывая мяч двумя руками, одной сверху, другой снизу, сгибая руки в локтях, резким поворотом туловища вправо или влево, пытается вырвать мяч у противника. Первый игрок держит мяч двумя руками, а партнер ударом кисти по мячу сверху или снизу выбивает мяч. И.п. - тоже. Игрок ведет мяч на месте, а другой сбоку выбивает мяч правой или левой рукой. Игрок ведет мяч в движении, а партнер, отступая назад выбивает у него мяч Подвижная игра «Собачки» Класс делится на две группы (мальчики, девочки). Игроки становятся по кругу, их задача передавать друг другу мяч. Внутри круга находятся защитники, которые отнимают мяч. | Внимательно слушают учителя. Класс по парам с мячом выстраиваются за лицевой линией. После передачи, движение вперед, носки стоп направлены прямо, голова и руки направлены в сторону мяча. Выполняют упражнение в парах. Выбивание мяча - это попытка игрока отобрать мяч у противника путем удара по мячу сверху, снизу или боку. Вырывание мяча - это попытка игрока отобрать мяч у противника путем захвата мяча. Играют в «Собачки», закрепляют умения индивидуальной защиты. | Ф,И | Баскетбольные мячи | Контроль со стороны учителя, самоконтроль, контроль со стороны учеников |
Заключительный этап | самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Словесный (беседа) Метод практического упражнения | -Закончили. -Класс, в одну шеренгу «Стано-вись!» Упражнения на дыхание -Грудное дыхание(4-5 циклов). Полное дыхание(4-5 циклов) 2.Успокаивающий тип дыхания. 1-вдох. 2-3-4-выдох.(повторить 3-4 раза). -Что мы сегодня делали на занятии? -Что у вас получилось лучше всего? -Над чем необходимо поработать к следующему занятию? -Всем спасибо, занятие окончено. -Класс, в обход налево шагом марш. | Выполняют упражнения на дыхание -Узнали о индивидуальных действиях в защите, научились применять их на практике и играли в игру «Собачки» Ответы детей. Благодарят учителя за урок. | Ф | - | Контроль со стороны учителя, самоконтроль |
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской Области
«Камышловский педагогический колледж»
Тема урока: «Вторичная сдача контрольных нормативов в секции «Баскетбол»»
Составители: Алфёров И.А.
студент 4 А группы
Камышлов, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Вторичная сдача контрольных нормативов в секции «Баскетбол»»
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3
Цель урока: закрепление знаний и умений о технике выполнения ведения и бросках баскетбольного мяча, развитие способности определять наиболее эффективные способы достижения результата, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.; воспитание осознания значимости проявления доброжелательности и нравственной отзывчивости, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; укрепление здоровья младших школьников, посредством игры «Баскетбол».
Задачи урока: |
Дидактические: - Закреплять знания и умения о ведение и бросках баскетбольного мяча. -Совершенствовать технику выполнения отдельных элементов при подготовке к сдаче нормативов по баскетболу. -Закреплений знаний о подвижной игре «Баскетбол». |
Развивающие: - Способствовать развитию умения принимать и сохранять цели задачи учебной деятельности; - Способствовать развитию умения планировать, контролировать и оценивать учебное действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - Развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. -Развивать умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Воспитательные: - Воспитывать осознание значимости проявления доброжелательности и нравственной отзывчивости, навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. |
Оздоровительные: -Развивать силу, скорость, ловкость, совершенствовать координацию движений, точности, выносливости посредством сдачи нормативов и игре в баскетбол. -Способствовать укреплению здоровья младших школьников, посредством игры «Баскетбол». |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Подготовительный этап | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный Практического упражнения | -Класс, в одну шеренгу «Стано-вись!». «Рав-няйсь!» «Смирн-но!» Здравствуйте, ребята. Меня зовут Иван Анатольевич. Сегодня на последнем занятии в нашей секции по баскетболу, вы будете сдавать нормативы, которые сдавали в самом начале, когда только пришли в неё впервые. Нормативы сдаются с целью выяснить, как изменились ваши физические качества за время посещения секции. -Сегодня на уроке мы выполним комплекс ОРУ, повторно сдадим нормативы по баскетболу и в конце нашего занятия поиграем в баскетбол. Вы будете сдавать 5 нормативов: ведение мяча вокруг стоек, челночный бег 3х10 метров, штрафные броски, броски после ведения, броски мяча в стену с последующей ловлей их в руки. Сейчас после разминки мы проверим ваши способности. -«Напра-во!», «Налево в обход шагом марш!» «Бегом марш» Выполняется медленный бег 3 минуты. «Шагом марш» Выполняется бег на внутренней и внешней стороне стопы -Восстанавливаем дыхание, на «вдох» поднимаем руки, на «выдох» опускаем и выдыхаем. -Предлагаю вам измерить ваш пульс. Для этого положите 2 пальца на запястье и считаем количество ударов за 1 минуту. Засекает 1 минуту. -«Стано-вись». Первые номера на месте, вторые 2 шага вперёд, третьи 3 шага вперёд. -Переходим к разминке. По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 6—8 с. 1.Ходьба на месте с сохранением правильной осанки, высоко поднимая согнутую ногу (на 34—50 счетов). 2.И.п. — основная стойка: руки на поясе; 1—2 — выпад вправо, руки через стороны вверх, хлопок над головой; 3—4 — и.п.; 5—8 — те же движения с выпадом влево (повторить 4—6 раз). 3.И.п. — стойка: ноги врозь, руки на поясе; 1 — наклон вперед, руки в стороны; 2 — и.п.; 3 — правая рука вверх, наклон влево; 4 — и.п.; 5 — левая рука вверх, наклон вправо; 6 — и.п.; 7 — наклон вперед, руки в стороны; 8 — и.п. (повторить 4—6 раз). 4.И.п. — основная стойка: руки за голову; 1 — поднять правую ногу, согнутую в колене, и прижать ее руками к груди; 2 — и.п.; 3 — поднять левую ногу, согнутую в колене, и прижать ее руками к груди; 4 — и.п. (повторить 4—6 раз). 5. Ходьба на месте с сохранением правильной осанки (на 32—48 счетов): 8 шагов — обычная ходьба, 8 шагов на носках и т. д. Во время ходьбы на месте необходимо соблюдать ритмичное дыхание. 6. И.п. — основная стойка: руки за голову; 1 — правую руку в сторону; 2 — левую руку в сторону; 3 — правую руку вперед; 4 — левую руку вперед; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7 — правую руку за голову; 8 — и.п. (повторить 2—4 раза). Разминка окончена. | Приветствуют учителя. Ответы детей Выполняют разминку | Ф | Гимнастические палки | Контроль со стороны учителя |
Основной этап | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Словесный (беседа) Наглядный Практического упражнения | «В одну шеренгу становись!» Достаёт баскетбольные мячи из инвентарной. -Сейчас вам предстоит сдать нормативы. Сначала я покажу вам, как выполнять данные упражнения, после чего у вас будет одна пробная и одна зачётная попытка. Всем понятно? Отлично, тогда приступим.
-Сейчас у вас есть 5 минут для подготовки к сдаче нормативов. -Закончили подготовку. -Сейчас мы будем играть в игру «Баскетбол». Одевайте манишки. Я разделю вас на команды по 5 человек. (Если мало учеников, то проходит одна игра 5х5, если учеников много, то игры идут до 5 очков, после чего происходит смена команд). Учитель выступает в роли судьи. | Внимательно слушают учителя. Тренируются выполнять нормативы. Сдают нормативы на отметку. Играют в баскетбол. | Ф,И | Баскетбольные мячи | Контроль со стороны учителя, самоконтроль, контроль со стороны учеников |
Заключительный этап | самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Словесный (беседа) Метод практического упражнения | -Закончили. -Класс, в одну шеренгу «Стано-вись!» Упражнения на дыхание -Грудное дыхание(4-5 циклов). Полное дыхание(4-5 циклов) 2.Успокаивающий тип дыхания. 1-вдох. 2-3-4-выдох.(повторить 3-4 раза). -Что мы сегодня делали на занятии? -Что у вас получилось лучше всего? -Над чем необходимо поработать к следующему занятию? -Всем спасибо, занятие окончено. -Класс, в обход налево шагом марш. | Выполняют упражнения на дыхание -Сдавали нормативы и играли в Баскетбол. Ответы детей. Благодарят учителя за урок. | Ф | - | Контроль со стороны учителя, самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»
Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...
Развитие личностных компетенций обучающихся через освоение техник фелтинга и фильцнадели по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности
В статье описан опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности по развитию личностных компетенций учащихся. Так же представлена технология р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Радуга талантов" (для обучающихся начальных классов"
Цель курса "Радуга талантов":-раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение обучающимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической направленности «Казачата» Возраст обучающихся: 7-8 лет
Формирование первоначального представления о казачьей традиционной культуре....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Удивительный танграм» (геометрическое конструирование или «В мире головоломок») 3-4 класс
Актуальность программы: Танграмы можно использовать для начального обучения геометрии, для развития воображения, и даже в логопедии.Цель программы: собирание всевозможных фигурок из данных элементов п...