Обучение игре в шахматы. Шахматная доска
методическая разработка по физкультуре
Цель: познакомить детей с диагоналями (большая белая и большая чёрная); показать отличие диагонали от вертикали и горизонтали; познакомить с центром и формой центра, количеством полей в центре; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, , простые и цветные карандаши и схемы шахматной доски для раскрашивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty1.docx | 173.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокарьгинская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Тема урока:
«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»
Выполнила:
учитель начальных классов
Дакукина Татьяна Николаевна
2021г.
Тема: Шахматная доска: диагонали, центр.
Цель: познакомить детей с диагоналями (большая белая и большая чёрная); показать отличие диагонали от вертикали и горизонтали; познакомить с центром и формой центра, количеством полей в центре; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, , простые и цветные карандаши и схемы шахматной доски для раскрашивания.
ХОД
- Вступительная часть
- Добрый день!
- Мы с вами продолжаем путешествие в сказочную шахматную школу. Но сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Ответьте на следующие вопросы:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
3.Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
Игра «Пазлы»
Перед вами фрагменты шахматной доски . Необходимо сложить фрагменты так, чтобы доска приняла первоначальный вид.
- Молодцы!
- А сейчас тихо достаньте положите перед собой шахматную доску. Вспомните секрет шахматной доски: Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.
- Что обозначают черные и белые квадраты на шахматной доске?
2 . Основная часть.
1).На прошлом уроке мы узнали, что старый король разделил свое волшебное королевство на два одинаковых, но разных по цвету королевства. А жители волшебного шахматного королевства стали шахматные белые и черные фигуры. Продолжим наше путешествие по волшебному королевству.
(Просмотр шахматного мультфильма «Учимся, играя в шахматы», серия 6, где говориться о том, что в шахматном королевстве есть свои законы и никто их не может нарушать, прямые линии, идущие слева на права обозначают цифрами, их 8, и называются горизонталями)
Работа в парах. (Дети у себя находят и показывают у себя на шахматном поле дорожки горизонтальные и вертикальные.)
На каждой прямой линии от одного королевства до другого восемь чередующихся по цвету полей. Всего их оказалось 64 поля или шахматных клеток. Каждое поле имеет свой адрес: предположим, что вертикали – это улицы, а горизонтали – переулки, клеточки – дома, в которых живут наши фигурки.
И снова к нам пришла сказка.
(Просмотр шахматного мультфильма «Учимся, играя в шахматы», серия 7, где говориться о том, что прямые линии, обозначающие буквам, их тоже 8, и называются вертиалями)
Чтобы хорошо запомнить названия вертикали, давайте повторим считалку, которую говорят ребята из мультфильма: «Артисту Биму циркуль дашь его фамилия Жэ Аш», горизонтальные же линии обозначаются цифрами.
Игра «Поиграем - угадаем» (называя букву или цифру ребенок должен отгадать горизонталь и вертикаль)
3) Но некоторым жителям надоело ходить по горизонтальным и вертикальным линиям и они пошли еще по другим линиям, которые назвали ДИАГОНАЛЯМИ..
. - Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ - это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.
бывают разной длины. В самых коротких - всего два поля. (показ на Диагонали демонстрационной доске)
- Есть на шахматной доске и самые длинные - БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей.
- Вот ты и познакомился со всеми шахматными дорожками: горизонталями,
вертикалями и диагоналями.
3) Как в любом городе, так в нашем королевстве, есть центр.
- Центр - это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных. (показ на доске)
- Найдите центр на своих шахматных досках.
4).Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (шагаем)
Король на месте, по привычке, (стойка смирно)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (шагаем)
А ладья упряма, (шаг вперед
Ходит только прямо! и назад)
3.Закрепление.
Тихо сели. Приготовьте цветные карандаши. Перед вами лист, на которых изображена схема шахматной доски.
- Какая шахматная дорожка тянется слева направо?
- Сколько горизонталей на шахматной доске? Как их обозначают? Раскрасьте на схемах одну горизонталь зеленым цветом.
- Какая шахматная дорожка тянется снизу вверх?
- Сколько вертикалей на шахматной доске? Как их обозначают? Раскрасьте на схемах её синим цветом.
- Раскрасьте на схемах красным цветом самую маленькую диагональ. Сколько в ней полей?
- Покажите друг другу большую белую диагональ. Сколько в ней полей?
- Покажи большую черную диагональ. Сколько в ней полей?
- Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?
- Раскрасьте на схемах большую черную диагональ
- Обведи центр. Сколько в нём полей?
- Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?
- Сколько белых полей в центре? А черных?
- Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?
- Посмотрите друг у друга, правильно ли нарисован центр?
3.Итог урока.
- Молодцы ребята, хорошо поработали.
- А сейчас можно и поиграть.
Игра "Горизонталь". Проводится так же, как и на предыдущем уроке, но с добавлением термина "диагональ", т.е. вы загадываете одну из дорожек, а дети пробуют ее отгадать.
Игра "Диагональ". Проводится аналогично игре "Горизонталь", но ученики заполняют пешками не горизонталь, а любую диагональ.
Игра "Горизонтально-вертикальная". Передвигается пешка в заданном направлении.
Дополнительный материал.
1.Можно взять из рабочей тетради И.Г.Сухин «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», часть 1 со стр.5 и 6.
2. Мультфильмы по шахматам.
/http://fenix64.com/shaxmatnyj-multfilm-uchimsya-igraya-v-shaxmaty-dlya-pervogo-goda-obucheniya/
Литература
1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)
2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
формы, методы и приемы обучению игре в шахматы
Здесь описаны все виды работ по обучению детей игре в шахматы, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе...
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста «Юный шахматист»
Дополнительная образовательная программапо обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста«Юный шахматист»...
Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей
Особенности данного проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста»...
Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы
В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...
Педагогические аспекты обучения игре в шахматы
Шахматы, несомненно, помогают людям развивать свой характер, умственные способности, логическое мышление, духовные стороны, настойчивость в достижении поставленных целей, оказывают эстетически приятны...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».
Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...