Основы преподавания шахмат в школе. Тема презентации: "Особенности мышления шахматиста"
презентация к уроку по физкультуре

Шахтарин Ипполит Васильевич

В презентации раскрыты особенности мышления шахматиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_prepodavaniya_shahmat_v_shkole.pptx651.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организационно-правовые и психолого – педагогические основы преподавания шахмат в образовательных организациях» Тема:«Особенности мышления шахматиста» 2022 .

Слайд 2

План I . Шахматы и логическое мышление. II . Особенности структуры и содержания логического мышление шахматиста. III . Функции логического мышления шахматистов. IV . Вывод. V . Список использованной литературы. Цель: раскрыть особенности мышления шахматиста

Слайд 3

Шахматы и логическое мышление Экс- чемпион мира Эм. Ласкер : «Кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, должен избегать всего, что в них мертво» « Эксперименты показали, что шахматистов можно разделить условно на две большие группы: 1 группа умеет быстро и верно находить и менять зоны поиска, в мышлении преобладает интуитивный компонент». А. Бинэ: «Проблема изучения памяти шахматиста, играющего не глядя на доску, напрямую связана с мышлением шахматиста». 2 группа шахматисты-аналитики , которые «прорабатывают» первоначальную зону поиска до мельчайших деталей и упорно нежелающие ее менять».

Слайд 4

«Каким образом шахматист выбирает ход ?» - вопрос, привлекающий в наше время внимание многих крупных ученых. Французский ученый Бинэ - автор первого глубокого исследования психологии шахматиста считает, что «Если бы можно было заглянуть в голову шахматиста, мы увидели бы там целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей, бесконечное брожение состояний сознания, по сравнению с которыми все наши самые тщательные описания только грубые схемы». Международный мастер по шахматам Фернан Гобе утверждает: «Чтобы держать в голове множество вариантов партии, анализировать ситуацию на доске и корректировать стратегию, профессиональному шахматисту нужно мыслить особым образом. На доске он видит не пешки и ладьи, а совокупность закономерностей: цепи защиты и слабые места противника».

Слайд 5

объективная структурная оценка позиции; выделение информационной стороны различных игровых и соревновательных процессов; выбор перспективного и текущего плана партии; разделение большой задачи на малые (метод последовательного уточнения), сведение новой нерешенной задачи к ранее изученным ( комплекс типовых позиций миттельшпиля, точных позиций эндшпиля); планирование всевозможных ситуаций и реакций на них; построение дерева расчета вариантов; профилактика и предупреждение контригры соперника. Квалифицированный шахматист должен владеть основными специфическими приемами шахматной деятельности, такими как:

Слайд 6

а ) анализ различный ситуаций и явлений в процессе обучения путем выделения составляющих (условия позиции, которые, как правило, характеризуются пешечной конфигурацией в центре, средства – т.е. концентрация фигур на том или ином участке доски, возможности и взаимодействие фигур, которые планируется задействовать); б) исследование каждой части изучаемого явления в процессе выработстратегии поведения на протяжении соревнований, ближайшей партии, непосредственно во время поединка, детерминированных логикой данного явления ; в) оценка позиции и выбор плана целенаправленных действий, прогнозирование предполагаемого результата с учетом возможностей контригры соперника ; г) качественный анализ достигнутых результатов и соответствие им затраченных усилий. Содержательный компонент логического мышления шахматистов характеризуется совокупностью знаний, направленных на:

Слайд 7

Важнейший показатель сформированности логического мышления - умение правильно составлять план шахматной партии. Этот прием органически связан с оценкой позиции, он является следствием, результатом оценки. Экс-чемпион мира Эм. Ласкер подчеркивал: «План мастера всегда должен основываться на оценке» . оценка позиции является исходным и заключительным моментом умственной деятельности, т.е. может рассматриваться в двух плоскостях : как результат и как процесс. Процесс видения - форма интуитивного мышления, которая характеризуется прогнозированием целой серии ходов, объединенных общей идеей, без предварительного просчитывания этой последовательности. Видение - необходимый элемент нахождения идеи, так как детальный расчет всех ходов, пока не нащупана идея, придающая ходам в расчете формированный характер, нецелесообразен и даже часто нереален . Расчёт вариантов в процессе игры - последовательность мысленно выполняемых операций ходов. Каждый из этой серии ходов в процессе мышления как бы объективируется, осознается шахматистом. Последовательное движение некоторых целостных образов позиции. Специфические приёмы шахматной деятельности

Слайд 8

1 . Выделение свойств объектов, классификация, подведение под понятие, сравнение . 2. Синтез, анализ, сравнение, выведение следствий, получение выводов. 3. Анализ, сравнение, изменение свойств, обобщение. 4. Синтез, анализ, необходимые и достаточные признаки, получение выводов, обобщение, классификация. 5. Классификация, логическое структурирование определений, подведение под понятие, анализ, сравнение. Логические приемы мышления шахматиста

Слайд 9

а) анализировать различные явления и факты в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости; б) осуществлять в единстве анализ и синтез поставленных задач и проблем, различать истину и заблуждения в процессе решения; в) отказываться при необходимости от сложившихся стереотипов и шаблонов, искать и находить новые оценки, сравнения, обобщения, подходы, действия; г) проявлять мыслительную гибкость и оперативность; д ) соотносить тактические и стратегические действия; е) эффективно использовать теорию и новые идеи на практике, в процессе творческого поиска. Функции логического мышления шахматистов

Слайд 10

Вне соревновательной деятельности основным способом развития рефлексии является анализ сыгранных партий. « Комментировать партии – значит восстановить логический ход мысли обоих противников, выявить все критические моменты, указать причины побед и поражений, оттенить достоинства и недостатки шахматных построений »

Слайд 11

В шахматном мышлении мастеров умственная деятельность с помо- щью образов, целостное, основанное на рефлексии , структурное видение свойств шахматной позиции в динамике занимает ведущее место. В режиме активной творческой работы высококвалифицированный шахматист практически не оперирует кодовыми (логическими) приемами, в особенности при поиске идей, постановки цели. . Он «проскакивает» мимо отдельных ходов-операций, работая с более крупными смысловыми конфигурациями, с интегральными единицами мышления.

Слайд 12

Уровни рефлексии шахматиста в процессе его профессиональной деятельности 1 ) анализ значимости мотивации игровой и спортивной деятельности; 2) критический подход к выбору цели предстоящей деятельности; 3) оценка прогнозируемых результатов; 4) самооценка владения алгоритмами оценивания своей деятельности и отдельных ее компонентов.

Слайд 13

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: Логическое мышление обеспечивает шахматисту переработку информации и получение новой, не заданной в исходной ситуации. Оно имеет место там, где для разрешения возникшей задачи недостаточно использования уже имеющегося прошлого опыта, когда путем использования накопленных знаний (понятий, способов действия) необходимо получить новый результат. Знания и мышление шахматиста находятся в сложных, взаимосвязанных отношениях, что наиболее ярко проявляется при решении специфических задач, связанных с шахматной деятельностью. Знания, в которых воплощается шахматная культура человечества, ее историческое развитие, определяют содержание логического мышления шахматиста, характер его развития . Следовательно, «Логическое мышление шахматистов - единство личностно-деятельностных компонентов: мотивационно-целевой , содержательный, операционно-функциональный и рефлексивный». Вывод

Слайд 14

1 . Вершинин,М.А.Теоретико-методологические аспекты формирования логического мышления шахматистов. – Саратов: Изд-во « Научная книга », 2004 - 264 с . 2 . Котов, А.А. Тайны мышления шахматиста / А.А. Котов. – М.: Russian chess house , 2008. – 216 с . 3 . Крогиус , Н.В. О психологии шахматного творчества / Н.В. Крогиус . – М.: ФиС , 1969. - 96 с. Список использованной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе

Главная задача учителя - повлиять на мировоззрение ребёнка, причём повлиять так, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом....

Научно-методические основы преподавания истории религий и религиозных культур.

Когда произошёл отказ от государственного атеизма, это вызвало изменение в содержании общего образование. В нашей школе обучаются дети различных национальностей. Курс ОРКСЭ, который ввели в 4 классе, ...

«Теоретические основы внедрения шахмат как предмета в общеобразовательных организациях»

laquo;Теоретические основы внедрения шахмат как предмета в общеобразовательных организациях»Модуль 3 Конспект урока/План-сценарий урока...

Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики

Проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на ...

Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики

Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики В младшем школьном возрасте дети обладают огромными творческими способностями. В шестилетнем возрасте, р...

Выступление « Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе».

Данное выступление можно использовать в своей работе учителям, преподающим "Основы светской этики"...