Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики
статья на тему

Светлана Андреевна Сайко

Проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закономерностей развития мышления. И при этом использовать специальные педагогические средства.

Целью проблемного типа обучения является усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его        творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики

В младшем школьном возрасте дети обладают огромными творческими способностями. В шестилетнем возрасте, ребенок при поступлении в школу обладает  элементарными знаниями о себе и устройстве окружающего мира, имеет базовые навыки счета и развитую речь.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет таков «портрет»  будущего первоклассника: акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Например, первоклассник  «интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.»

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Это , конечно  в идеале .

Что же происходит на самом деле? Придя на учебные занятия в школе, учащиеся систематически получают большой поток информации, изложенный учителем, который должен усвоить, повторить дома, выполнить задания , необходимые для запоминания усваиваемых навыков. Очевидно, не о каком продуктивном мышлении речи и не идет.

Сущность проблемного обучения составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебной работе школьников и управление их познавательной деятельностью по усвоению новых знаний путем решения учебных проблем, задач и вопросов. Это поисковый путь в усвоении знаний. Суть такого подхода определил еще П.П. Блонский: «Обучать ребенка - это, значит, не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир»2

Проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закономерностей развития мышления. И при этом использовать специальные педагогические средства.

Целью проблемного типа обучения является усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его        творческих способностей.

Сущность проблемного обучения заключается в следующем:

  • Возникновение проблемной ситуации (противоречия между двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью).
  • Осознание сущности затруднения, противоречия и постановка проблемы.
  • Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предложений и обоснования гипотез.
  • Доказательство гипотезы.
  • Проверка правильности решения проблемы.

На любом из этапов можно использовать групповую работу.

Учебная проблема. Учебную проблему можно определить как задание, способ выполнения или результат которого ученику заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения5.

Задание, способ самостоятельного выполнения которого учащийся знает, не является учебной проблемой. С другой стороны, если ученик не знает способа выполнения какого-либо задания и не имеет средств для поиска решения, то оно также не будет учебной проблемой.

Приведем пример учебной проблемы. Представим себе, что учитель дает первоклассникам задание найти действие в примере 5, 2, 4 = 6. Для детей это учебная проблема, и, подумав, они укажут на знаки умножения и вычитания вместо запятых между числами. Но если учитель тем же учащимся па следующем уроке даст пример 4, 2, 6 = 8, то он не будет учебной проблемой, потому что дети уже познакомились с принципом решения подобных заданий.

Следующий пример. Предположим, учитель попросил первоклассников найти общее в числах 63, 56, 84 (общий делитель 7). Это задание не будет учебной проблемой для учащихся из-за полной его недоступности.

Итак, признаками учебной проблемы являются: 1) наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний; 2) наличие у учеников определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного. Это требует предварительного повторения тех ранее полученных знаний, которые непосредственно связаны с материалом, подлежащим усвоению путем решения учебной проблемы. В ином случае проблема не будет понята и принята школьниками или ее решение не приведет к активной творческой познавательной деятельности учащихся.

В процессе разрешения учебной проблемы можно выделить следующие основные этапы умственной деятельности детей:

1) возникновение проблемной ситуации; 2) осознание учащимися сущности возникших затруднений, формулировка проблемы; 3) нахождение способа ее решения путем догадки или выдвижения предположений (гипотезы); 4) доказательство гипотезы.

Приведем пример создания учителем и разрешения учащимися учебной проблемы путем выдвижения гипотезы и ее дальнейшего доказательства. Ученикам I класса дастся пример:

2 + 6 = ? Зная способы сложения и вычитания, дети без затруднения решают его: 2 + 6 = 8. Убедившись, что школьники успешно применяют ранее усвоенные способы решения, учитель дает другой пример: * + 6 = 9, а затем спрашивает, что здесь неизвестное и как его найти. Учащиеся не знают способа решения таких примеров. В ответ на вопрос учителя они отвечают, что нужно найти первое слагаемое, по неизвестно, как это сделать. Возникла проблемная ситуация.

Учитель. Давайте искать неизвестное слагаемое.

Ученики. Надо отгадать его. Надо к 9 прибавить 6.

Мы видим, что учащиеся выдвигают необоснованные предположения.

Ученик. Надо не прибавить, а отнять от 9 второе слагаемое.

В данном случае выдвинуто верное предположение (гипотеза). Ученик решает: 9 — 6 = 3.

Далее учащиеся сами доказывают выдвинутую гипотезу — проверяют правильность решения проблемы путем вычисления: 3 + 6 = 9.

Основной метод, который использует учитель на уроке – это метод проблемного изложения.Он включает:

  • метод постановки учебной проблемы, через создание проблемной ситуации, из которой выходят на формулирование основной проблемы, затруднения (в форме вопроса  или темы урока) сами дети, учитель с учащимися через побуждающий диалог, или сам учитель.

На этапе постановки проблемы можно использовать:

  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приёмом («яркое пятно», «актуальность» - это сказки, шутки, загадки и т.д.).
  • Метод поиска решения (приводит к открытию знания), через выдвижение гипотез. Их могут формулировать ученики, учитель с учениками через побуждающий диалог, сам учитель.

На этапе поиска решения можно использовать:

  • подводящий от проблемы диалог;
  • подводящий без проблемы диалог.

Побуждающий диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Он способствует развитию творческих способностей, речи.

Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли. Предполагает жёсткое, пошаговое ведение мысли ученика. Способствует развитию логического мышления, речи.

Структура урока изучения нового материала в проблемном обучении

І. Актуализация «базовых» знаний, умений учащихся.

Задачи:

  • активизация работы памяти и подготовка опорных знаний ученика для успешного восприятия и усвоения новых;
  • возбуждение интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя;
  • оценка готовности отдельных учеников и класса в целом к восприятию нового материала.

1. Репродуктивные и продуктивные упражнения.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Формулирование учебной проблемы.

ІІ. «Открытие» новых знаний и способов действия учащимися.

Задачи:

  • раскрытие сущности новых понятий;
  • усвоение новых знаний и способов умственной деятельности.

1. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.

2. Формулирование темы урока учащимися.

ІІІ. Первичное закрепление с комментированием

Задачи:

  • повторение умственных и практических действий, операций.

1. Проверка на практике правильности решения учебной проблемы.

ІV. Контроль

Задачи:

  • выявить уровень освоения нового материала.

1. Самостоятельная работа

V. Итог

Выводы:

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний.

Место ПО – урок изучения нового материала на любом предметном содержании.

Цели ПО: формирование знания, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Основными среди методов проблемного обучения, которые применяются на всех этапах урока (при изучении нового материала, его закреплении, повторении, проверке и т.д.), являются следующие: I) исследовательский метод; 2) частично-поисковый, или эвристический, истод; 3) проблемное изложение знаний; 4) изложение с проблемным началом.

Исследовательский метод. Этот метод обучения позволяет наиболее полно реализовать требование формирования творческой самостоятельности учащихся, навыков к исследовательской деятельности. Выполняя задания, теоретические и практические исследования, ученики нередко сами формулируют учебную проблему, сами выдвигают гипотезу ее решения, осуществляют поиск и приходят к окончательному результату. Они совершают логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия или способа деятельности. При исследовательском методе познавательная работа школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности ученого. Учитель лишь осуществляет общее руководство поисковой работой учащихся.

1 Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1977, с.3.

2 Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. –Избр. Пед. произв. М., 1961, с. 126.

Сущность проблемного обучения составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебной работе школьников и управление их познавательной деятельностью по усвоению новых знаний путем решения учебных проблем, задач и вопросов. Это поисковый путь в усвоении знаний. Суть такого подхода определил еще П.П. Блонский: «Обучать ребенка - это, значит, не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир»2. Проблемный подход в обучении обладает большими возможностями активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса для повышения сознательности и прочности усвоения знаний, развития мышления детей, выработки собственного активного отношения к окружающей действительности.



Предварительный просмотр:

Проект к Году Экологии

"Речка по имени Уда"

Проект  «Речка по имени Уда» выполнен учащимися 4 класса МАОУ СОШ № 64 г. Улан-Удэ,  под руководством учителя начальных классов Сайко Светлана Андреевна

Актуальность:

1. Задачи проекта перекликаются с городской программой: «Сделаем город чистым»

2.  Проект создавался и внедрялся в рамках мероприятий, посвященных Году Экологии

Цель:        - охарактеризовать экологическое состояние реки Уда.

Задачи:     - определить видовой состав флоры, фауны;

                  - определить экологическое состояние реки Уда; - передать накопившийся опыт, знания для поддержания создавшейся экосистемы в городе.

Сбор материала проводился с мая 2017г. по сентябрь 2017 г. маршрутным методом.

Для определения растений использовались литературные пособия: Губанов Й. А., Новиков И. С. Школьный атлас определитель высших растений; Гуленкова М. А., Красникова А. А.  

Анализ экологического состояния реки Уда определялся визуально.

Анализ проб воды определялся с помощью ТДС-метра и электролизом.        

Жизненные формы анализировались по системе И.Г. Серебрякова.

В ходе исследования было выявлено:      

-  экологическое состояние реки ухудшилось;

В целом масса загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в речку Уда, уменьшилась, но состояние речки не улучшилось. Воды реки Уда являются источником загрязнения реки Селенга, особенно  в весенний период.

Берега речки частично очистили от мусора и поэтому, меньше стало выделяться в воздух загрязняющих веществ, а соответственно, продукты разложения мусора не будут попадать в речку. Посадили деревья и кустарники, а это дополнительный кислород, уменьшение испарения воды и укрепление берегов  речки.

По итогам школьного этапа конкурса юных исследователей окружающей среды  проект «Речка по имени Уда»  занял 1 место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого мышления и воображения у учащихся начальной школы»

Материал содержит конкретные способы развития творческого мышления у школьников....

Развитие вычислительных навыков учащихся начальной школы на уроках математики и пропедевтика изучения курса алгебры на примере применения методов быстрых вычислений

Это учебно-методический материал, который можно использовать на уроках математики и внеклассной работы. Материал успешно апробирован, и учащиеся показывают хорошие результаты в вычислительных навыках....

Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках математики.

Математика — это инструмент познания мира, благодатная почва для развития творческих способностей. Без математики действительно немыслима ни одна из областей деятельности человека — без зн...

Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики

Продуктивное мышление как основа обучаемости учащихся начальной школы на уроках математики В младшем школьном возрасте дети обладают огромными творческими способностями. В шестилетнем возрасте, р...

«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»

Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...