Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе
презентация к уроку по орксэ (4 класс) по теме

Кононова Любовь Николаевна

Главная задача учителя - повлиять на мировоззрение ребёнка, причём повлиять так, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация74.25 КБ
Файл Текстовое сопровождение23.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе Учитель: Кононова Л.Н. МБОУ «СОШ № 2 г.Нарьян-Мара»

Слайд 2

Актуальность изучения светской этики в школе обусловлена прежде всего необходимостью духовно-нравственного просвещения. Особенности методики преподавания светской этики в школе связаны с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребёнка, на основе социокультурного опыта. Главная задача учителя - повлиять на мировоззрение ребёнка так, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом.

Слайд 3

Наиболее эффективные типы уроков по светской этике Деловая игра Сократический диалог Урок – сказка

Слайд 4

Сократический диалог представляет собой рассмотрение и исследование спорных вопросов. Чётко сформулировать вопрос (проблему) и возможные пути её решения. Обосновать выбор проблемы. Выделить узловые моменты. Систематизировать возможные пути решения нравственной проблемы. Постановка новых вопросов, связанных с проблемой урока.

Слайд 5

Деловая игра – в ней на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках игры выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы. Урок- сказка активизирует работу учащихся, даёт возможность высказать своё мнение о нравственности поступков героев сказок.

Слайд 6

Интерактивное обучение Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Ученик чувствует себя самостоятельным участником диалога, который может выносить собственные этические суждения. В процессе занятия идёт активный обмен знаниями, идеями. Ученик учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа различных жизненных ситуаций. Ученик учится обращаться с другими людьми, уважать чужое мнение.

Слайд 7

Формы интерактивного обучения Работа в группах или дебаты . Учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами . Составление коллажа. Учащиеся в группах с помощью различных материалов изготавливают коллаж на предложенную тему. Обсуждают актуальность выполнения работы.

Слайд 8

Проектный метод Проектный метод – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая имеет реальный практический результат, оформленный тем или иным образом». «Россия-Родина моя» «Вот что значит настоящий верный друг» «Ты в ответе за тех, кого приручил» «Добро и зло в русских народных сказках» «Родословная моей семьи» «Происхождение моей фамилии»

Слайд 9

Мотивационные условия изучения основ светской этики Учебные пособия на печатной основе. Электронное сопровождение модуля «Основы светской этики»: Графики; Таблицы; Фотографии; Картины; Оригинальные документы; Произведения художественной литературы.

Слайд 10

Необходимая информация для успешного преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Специализированный портал: www.orkce.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: http://www.openclass.ru.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Методика преподавания модуля «Основы светской этики»

в школе

Дисциплина «Основы светской этики» была введена сравнительно недавно в качестве одного из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Актуальность изучения светской этики в школе обусловлена  прежде всего необходимостью духовно-нравственного просвещения.  Методика преподавания этики - это наиболее сложный и тонкий компонент учебной программы.  Особенности методики преподавания   в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта.

Главная задача учителя - повлиять на мировоззрение ребёнка, причём повлиять так, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом.

 Ребёнок  не рождается с врождённой нравственностью. Нравственность – это продукт воспитания – основа формирования личностных качеств  человека.

Одна из трудностей преподавания   светской этики в том, что категории этики нельзя изучать теоретически. Хоть им и посвящена большая часть занятий в рамках этой дисциплины. Осваивать категории этики возможно только с помощью личного опыта, который ребёнок получает в семье, в школе, среди своих сверстников.

Поэтому, на уроках необходимо моделировать ситуации, так, чтобы ребёнок  смог  самостоятельно   осмыслить  проблемную этическую ситуацию. Конечно,  нужно опираться на социальный опыт ребёнка. Для этого нужно приводить примеры наиболее типичных ситуаций, которые ребёнок уже переживал в своей жизни. И учитель   должен уметь объяснить ребёнку, почему в конкретных ситуациях необходимо поступать определённым образом и почему это будет нравственным.

Наиболее эффективными типами уроков по светской этике можно назвать сократический диалог, деловую игру и урок-сказку.

Основу сократического диалога составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, например, «Почему человек бывает злым?». При подготовке данного типа урока учителю нужно четко сформулировать вопрос или проблему и возможные пути её решения. В начале урока следует обосновать выбор проблемы и выделить узловые моменты. В ходе урока  нужно систематизировать все возможные пути решения нравственной проблемы и уделить внимание постановке вопросов, связанных с проблемой.

  В  деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которой выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы. Кроме того, в деловой игре учащиеся вычленяют и перерабатывают теоретический материал урока.

Сказка – это детство. Ребята любят  читать сказки, а потом их обсуждать. В сказке добро всегда побеждает зло.  Включение сказки в урок и  характеристика  нравственных поступков героев, помогает активизировать работу учащихся, давая возможность тем самым каждому ребёнку высказать своё мнение о том,  почему  герою  необходимо поступать определённым образом и почему его поступок  будет нравственным. Например, при изучении темы «Нравственный поступок»  включаем в урок  сказку «Цветик - семицветик».  В ходе обсуждения дети делятся своим мнением, какое из всех желаний девочки принесёт больше радости другим людям, совершила ли девочка  нравственный  поступок по отношению к окружающим или нет.

Важным компонентом обучения светской этике являются интерактивные занятия. «Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо, например, с компьютером,  или с кем-либо, например, с человеком.  Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика». В интерактивном занятии ученик чувствует себя самостоятельным участником диалога, который может выносить собственные этические суждения. В процессе такого занятия идёт активный обмен знаниями, идеями. В ходе такого обучения ученик учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа различных жизненных ситуаций, обращаться с другими людьми и уважать чужое мнение.

В качестве форм интерактивного обучения можно использовать работу в группах или дебаты. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.   Актуальна в преподавании этики такая интерактивная форма, как составление коллажа. Учащиеся в группах с помощью различных материалов изготавливают коллаж на предложенную учителем тему, например «Добро» или «Альтруизм».  Потом ребята обсуждают, почему именно такой коллаж был составлен.

Учебная программа по основам светской этики включает в себя в качестве  необходимого элемента защиту учащимися проектов. Проектный метод – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая имеет реальный практический результат, оформленный тем или иным образом». В рамках дисциплины «Основы светской этики»  по предлагаемой программе для общеобразовательных учреждений презентация творческих проектов предполагается на последних уроках.  Учащиеся делают сообщения по выбранным темам и защищают  итоговый проект. В нашем классе  на уроках светской этики  дети защищали свои проекты по темам: «Россия-Родина моя»,  «Вот что значит настоящий верный друг»,  «Ты в ответе за тех, кого приручил»,  «Добро и зло в русских народных сказках»,  « Родословная моей семьи» и  «Происхождение моей фамилии».

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять  мотивации  школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения  основ светской этики можно за счет использования: помимо учебных пособий  на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики », при участии Министерства образования и науки РФ, создан и сопровождается АПК и ППРО (г.Москва) специализированный портал: www.orkce.ru,  начавший работу в сентябре 2010 года.

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: http://www.openclass.ru.

Представленный в работе методический компонент учебного модуля по светской этике представляет лишь один из вариантов возможной организации процесса обучения.

Литература:

  1. Данилюк А.Я.Основы религиозных культур и светской этики: программы образовательных учреждений. 4-5 классы: учебное издание: Просвещение, 2010.
  2. Плужникова Н.Н.Методы обучения основам светской этики в школе//Педагогическое образование в России. 2011, №3.
  3. Пряжников Н.С. Право на нравственность: этические проблемы практической психологии// Психологическая наука и образование.1999, №1.
  4. Ретюнских Л.Т. «Школа Сократа»: философские игры десять лет спустя. М.: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: Издательство: НПО «Модэк», 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Возможности использования технологии развития критического мышления при преподавании модуля "Основы светской этики" в комплексном курсе ОРКСЭ

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции  создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного со...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Выступление « Методика преподавания модуля «Основы светской этики» в школе».

Данное выступление можно использовать в своей работе учителям, преподающим "Основы светской этики"...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...