Рабочая учебная программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для 1 класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая учебная программа по  предмету

   «адаптивная физическая культура»

для 1б класса 

на  2022-2023  учебный год

 

 

Основная цель программы

Цель программы: повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, оптимизации физического состояния и развития ребенка.

На решение каких проблем направлена программа

Задачи предмета:

1.   Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2. Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные и спортивные игры;

3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний

 1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.

2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

 

На достижение каких результатов направлена программа

Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Формирование базовых учебных действий.

 

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с  учебным планом КОУ «Исилькульская  школа-интернат» на 2022-2023 учебный год на предмет «Адаптивная физическая культура» в 1 классе отведено 2 часа из основной части и регламентируется расписанием и годовым календарным учебным графиком на 2022-2023 уч.год. Количество часов составляет в год 66 часов  в год (2 часа в неделю).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1_b_kl_2_variant_2022-23_g_2.doc570 КБ

Предварительный просмотр:

I.  Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 № 1599.
  •  Федеральный закон об образовании «Об образовании в Российской федерации» (№273 от 29 декабря 2012г.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 №61573).
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
  • Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Омской области КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2022-2023 учебный год
  • Программа воспитания КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»
  • Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» а 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа «Адаптивная физическая культура» для учащихся 1 класса (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.

Цель программы: повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, оптимизации физического состояния и развития ребенка.

Задачи адаптивной физкультуры

1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2. Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;

3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний

 1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.

2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

    Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

 Работа с данной группой детей выстраивается на принципах индивидуально-дифференцированного подхода, с учётом характера заболеваний.

В 1 классе без отметочное обучение. Основная цель, которого сформировать и развить деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. В течение безотметочного обучения   проводятся диагностики уровня усвоения знаний и умений учащихся.  

В течение года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений   учащихся.  Она состоит из анализа трёх этапов:

1 этап – стартовая диагностика - сентябрь.

Цель: выявить уровень физического развития учащихся и готовность к освоению программного материала.

2 этап –   итоговая диагностика - май.

Цель: выявление уровня физического развития учащихся и правильность выполнения техники упражнений.

      Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов.

По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился).

1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).

2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.

3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.  

    Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков учащихся; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

Оценка достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

 

Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Формирование базовых учебных действий.

Содержание предмета отражено в четырех разделах: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Плавание», «Велосипедная подготовка».

Освоение физической подготовки предусмотрено в первой четверти и предполагается освоение: построений и перестроений, общеразвивающих и корригирующих упражнений, ходьбы и бега, прыжков, ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» предусмотрено во второй четверти и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два урока). Предложены подвижные игры с бегом, прыжками и мячом. В этом разделе используются и коррекционные игры следующей направленности:

-  формирование способности вести совместные действия с партнером;

- развитие тактильной чувствительности;

- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.

В разделе «Плавание» основными задачами ставится познакомить детей с правилами личной гигиены, выполнению имитационных движений для плавания руками и ногами.  

Раздел «Велосипедная подготовка» размещен в четвертой четверти, в процессе уроков проходит освоение знаний устройства велосипеда.

Раздел «Туризм» так же размещен в четвертой четверти. В процессе уроков происходит знакомство с элементарным снаряжением туриста.

 Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений, а также коррекционной подвижной игры происходит в течение двух уроков. Подбор предметов для общеразвивающих упражнений, а также коррекционных подвижных игр производится в зависимости от индивидуального психофизического состояния обучающихся.

Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).

второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словесным, физического сопровождения и т.д.

третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.

четвертый этап – повторение используются словесный (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.

пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.

Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение.  Поэтому, для формирования и закрепления разучиваемых движений содержание каждого урока повторяется дважды. Предусмотрены следующие виды деятельности на уроке: словесные: объяснение словесные инструкции, распоряжения, команды и т.д.

Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль  «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» осуществляется через его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение  школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа  жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения  единых тематических уроков.

           С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» включается материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.

На уроках, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе, по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Физическая культура»  вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom)  для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.  

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала.  Составляются файлы-задания,  разрабатывается дидактический материал.  Для  осуществления контроля  качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал:   онлайн-тесты, опросники, задания для  самостоятельного выполнения в дистанционном режиме.  

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

•        образовательный портал России «ИНФОУРОК.школа. ру»;

Весь учебный материал по предмету «Физическая культура» размещается на сайте: http://nsportal.ru/sendin-dmitriy

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет  «Адаптивная физическая культура» входит в образовательную предметную область «Физическая культура» обязательной частью учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

В соответствии с  учебным планом КОУ «Исилькульская  школа-интернат» на 2022-2023 учебный год на предмет «Адаптивная физическая культура» в 1 классе отведено 2 часа из основной части и регламентируется расписанием и годовым календарным учебным графиком на 2022-2023 уч.год. Количество часов составляет в год 68 часов  в год (2 часа в неделю).

IV.Ожидаемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Ожидаемые личностные результаты

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ожидаемые предметные результаты

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: ходьба , бег, игры,

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: бежать быстро, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка;

2.2 умение передвигаться на четвереньках, играть в подвижные игры и др.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Базовые учебные действия (БУД).

 Особенности психофизического развития детей определяются нарушениями в освоении ими базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи: 

1.Подготовку ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию.

2.Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени;
  • от начала до конца;
  • с заданными качественными параметрами.

4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (упражнения, действия) к другому в соответствии заданием на занятии.

        Решение поставленных задач происходит как на занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Ожидаемые личностные результаты:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- осознание себя как одноклассника, друга;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- готовность к безопасному поведению в обществе.

Ожидаемые коммуникативные результаты:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Ожидаемые регулятивные результаты:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве спортзала (учебного помещения);

- пользоваться спортивным инвентарем;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (стоять в строю, передвигаться строем, играть в игры);

- работать с учебным инвентарем;

- следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Ожидаемые познавательные результаты:

- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, терминами, предметами- заместителями;

- наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

V. Содержание учебного предмета

Плавание.

Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине. Выполнение движений руками, лежа на животе, на спине. Чередование поворота головы с дыханием.

Коррекционные подвижные игры.

Узнавание волейбольного мяча. Коррекционные игры : «Найди предмет в зале , Руки все помнят , На ощуп , Море ,берег». Соблюдение правил  подвижных игр : «Догони меня, Перепрыгни через ров, Мой веселый звонкий мяч, Ловишки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».

Велосипедная подготовка.

Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. Езда на трехколесном велосипеде.

Туризм.

Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога). Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства личной гигиены). Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша, стены палатки, растяжки, стойка, колышки.

Физическая подготовка.

Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.

Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).

Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.

Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия (на животе, на четвереньках.), перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне, стенку) двумя руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом.

VI. Тематический план.

Тематический план 1 класс

Раздел программы

І четверть

Количество часов

ІІ четверть

Количество часов

ІІІ четверть

Количество часов

ІV четверть

Количество часов

Год

Количество часов

Физическая подготовка

12

8

8

6

34

Коррекционные и подвижные игры

5

7

8

2

22

Плавание

2

2

Туризм

2

2

Велосипедная подготовка

4

2

6

Количество часов

17

15

20

14

66

VII. Содержание программы

Содержание программы 1 класс

В программу включены следующие разделы: физическая подготовка, туризм, лыжи, плавание, велосипедная подготовка, подвижные игры.

Виды деятельности учащихся

«Физическая подготовка»

  • Строевые упражнения
  • Упражнения для мышц шеи.
  • Упражнения для укрепления мышц спины и живота.
  • Упражнения   для   развития   мышц   рук   и   плечевого пояса.
  • Упражнения для мышц ног.
  • Упражнения на дыхание.
  • Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.
  • Упражнения для формирования правильной осанки
  • Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп
  • Упражнения для укрепления туловища

  • Лазанье и ползание
  • Ходьба и ее разновидности.
  • Бег в различном темпе
  • Прыжки
  • Метание

Подвижные игры

  • Коррекционные игры
  • Игры с элементами эстафет

Велосипедная подготовка

Устройство трехколесного велосипеда

Плавание

Имитационные движения пловца руками и ногами

Туризм

Элементарные названия туристического инвентаря

VIII. Тематическое планирование.

 Календарно-тематическое планирование

1 класс.

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Физическая подготовка

                               12

2

Коррекционные и  подвижные игры

5

Всего часов                                                      17

1 четверть

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

дата

планируемая

фактическая

Физическая подготовка – 12 часов

1,2

Вводное занятие

Диагностика учащихся

Ознакомление с правилами поведения на уроке

Оценка уровня физического развития   учащихся

Ознакомить с правилами поведения                                        

Выполнение упражнений и заданий на определение уровня физического развития

2

1.09

6.09

3,4

Ходьба ровным шагом

Бег в медленном темпе

Обучение ходьбе сохранением правильной осанки

Обучение медленному бегу

Ходьба медленная

Бег медленный

2

8.09

13.09

5,6

Ходьба на носках пятках

Бег в быстром темпе.

Дальнейшее обучение разновидностям ходьбы

 Дальнейшее обучение бегу

Ходьба с заданием

Бег на короткие дистанции

2

15.09

20.09

7,8

Построения и размыкания на вытянутые руки

Ползание на животе

Обучение размыканию в стороны

Обучение ползанию

Строевые упражнения

Ползание

2

22.09

27.09

 9,10

Движения круговые руками

Сбивание предметов мячом

Обучение движениям руками

Обучение владения мячом

Движения руками

 Владение мячом

2

29.09

4.10

11,12

Ходьба с изменением направления

Подлезание под препятствие

Обучение ходьбе

Обучение лазанию

Ходьба с заданием

Лазание

2

6.10

11.10

Коррекционные и подвижные игры – 5 часов

1

Коррекционная игра «На ощуп»

Обучение элементам игры

Научить распознавать предмет

Игры на развитие тактильных ощущений

1

13.10

2,3

Игра «Бросайка»

Обучению последовательности действий в игре

Игры на развитие умения бросать предметы

2

18.10

20.10

4,5

Игра –эстафета «Собери пирамидку»

Обучению последовательности действий в игре

Игры на развитие умения собирать предметы

2

25.10

27.10

Календарно-тематическое планирование

1 класс.

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Физическая подготовка

8

2

Коррекционные подвижные игры

7

                                                    Всего часов      

15

II четверть

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

1,2

Лазание по гимнастической скамейке

Обучение лазанию по гимнастической скамейке

Лазание

2

8.11

10.11

3,4

Подлезание под препятствие

Обучение подлезанию под препятствие

Подлезание

2

15.11

17.11

 5,6

Преодоление препятствий при ходьбе

Передача предметов по кругу

Обучение ходьбе с препятствиями

Обучение передачи предметов

Разновидности ходьбы

Передача предметов

2

22.11

24.11

7,8

Ходьба по доске на полу

Прыжки с продвижением вперед

Обучение ходьбе доске

Обучение прыжкам с продвижением

Разновидности ходьбы

Прыжки

2

29.11

1.12

Коррекционные подвижные игры- 7 часов

1,2

Коррекционная игра «На ощуп»

Обучение элементам игры

Игры на развитие моторики пальцев рук

2

6.12

8.12

 3,4

Игра –эстафета «Полоса препятствий»

Обучение соблюдению правил игры

Игры на развитие умения преодолевать препятствия

2

13.12

15.12

 5

Игра –эстафета «Собери пирамидку»

Обучению последовательности действий в игре

Игры на развитие умения собирать части предметов

1

20.12

6

Игра «Бросайка»

Обучению последовательности действий в игре

Игры на развитие умения выполнять броски предметов

1

22.12

7

Коррекционная игра «Найди предмет»

Обучение элементам игры

Игры на развитие умения находить предмет по заданию

1

27.12

Календарно-тематическое планирование

                                                                                                             1 класс.

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Физическая подготовка

8

2

Коррекционные подвижные игры

8

3

Велосипедная подготовка

3

                                                    Всего часов      

19

III четверть

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

дата

планируемая

фактическая

Физическая подготовка – 8 часов

1,2

Движения ногами , приседания

Обучение приседаниям

Приседания

2

12.01

17.01

3,4

Ползание на животе, четвереньках

Обучение ползанию

Передвижение на четвереньках

2

19.01

24.01

5,6

Броски и ловля мяча

Обучение броскам и ловли мяча

Упражнения с мячом

2

26.01

31.01

7,8

Сбивание предметов большим и малым мячом

Обечение сбиванию предметов мячом

Сбивание предметов

2

2.02

7.02

Коррекционные подвижные игры – 8 часов

1

Коррекционная игра « На ощуп»

Обучение элементам игры

Игры на развитие моторики пальцев рук

1

9.02

2,3

Действия в игре эстафете «Собери пирамидку»

Обучение действиям в эстафете

Игры на развитие умения собирать предметы

2

14.02

16.02

4.5

Соблюдение правил игры «Бросайка»

Обучение действиям в игре

Игры на развитие умения выполнять броски предметов

2

21.02

28.02

6

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Обучение правилам игры

Игры на развитие умения играть с мячем

1

2.03

7,8

Коррекционная игра «Найди предмет»

Обучение элементам игры

Игры на развитие умения находить предмет по заданию

2

7.03

9.03

Велосипедная подготовка – 3 часа

1,2

Эмитация управления трехколесным велосипедом

Обучение управления велосипедом

Управление велосипедом

2

14.03

16.03

3

Езда на трехколесном велосипеде

Обучение езде на велосипеде

Езда на велосипеде

2

21.03

Календарно-тематическое планирование

                                                                                                  1 класс.

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Плавание

2

2

Туризм

2

3

Велосипедная подготовка

2

4

Коррекционные подвижные игры

2

5

Физическая подготовка

7

Всего часов

15

IV четверть

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

дата

планируемая

фактическая

Плавание – 2 часа

1

Выполнение движений руками лежа на животе, на спине

Обучение имитационным движениям пловца руками

Имитация плавания

1

4.04

 2

Выполнение движений ногами лежа на животе, на спине

Обучение имитационным движениям пловца ногами

Имитация плавания

1

6.04

Туризм- 2 часа

1

Узнавание предметов туристического инвентаря (рюкзак, палатка, спальный мешок)

Обучение знаниям о туристическом инвентаре

Основы туризма

1

11.04

2

Средства личной гигиены туриста

Обучение уходу за собой в походе

Личная гигиена

1

13.04

Велосипедная подготовка – 2 часа

1

Узнавание частей трехколесного велосипеда(руль, колесо, педали)

Обучение устройству велосипеда

Велосипед и его устройство

1

18.04

2

Управление трехколесным велосипедом

Обучение управления велосипедом

Управление велосипедом

1

20.04

Коррекционные подвижные игры- 2 часа

1

Игра «Бросайка»

Обучению последовательности действий в игре

Игры на развитие умения выполнять броски предметов

1

25.04

2

Игра –эстафета «Собери пирамидку»

Обучению последовательности действий в игре

Игры на развитие умения собирать предметы

1

27.04

Физическая подготовка – 7  часов

1

Ходьба с различными положениями рук

Прыжки на месте

Дальнейшее обучение с заданием

Обучение прыжкам на месте

Ходьба с заданием

 Прыжки на месте

1

2.05

 2

Ходьба на носках пятках

Бег в быстром темпе.

Дальнейшее обучение разновидностям ходьбы

 

Дальнейшее обучение бегу

Бег в быстром темпе

1

4.05

3

Ходьба ровным шагом

Бег в медленном темпе

Закрепление навыка  ходьбы с сохранением правильной осанки

Закрепление умения бежать медленным бегом

Ровная ходьба

Бег в медленном темпе

1

11.05

4,5

Преодоление препятствий при ходьбе

Бег  с изменением темпа

Закрепление умения ходить  преодолевая препятствия

Закрепление умения  бегать в различном темпе

Ходьба с препятствиями

Бег в различном темпе

2

16.05

18.05

6

Прыжки на месте

Бросание мяча на дальность

Закрепление умения прыгать на месте

Закрепление умения бросать мяч в даль

Прыжки на месте

Броски мяча

23.05

7

Итоговое занятие

Диагностика учащихся

Оценка уровня физического развития   учащихся

Выполнение упражнений и заданий на определение уровня физического развития

25.05

IX. Материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Место проведения:

  • Спортивная площадка;
  • Класс (для теоретических занятий);
  • Спортивный зал.

Инвентарь: волейбольные мячи, волейбольные стойки, фишки,  скакалки,  теннисные мячи, малые мячи, футбольные мячи, баскетбольные мячи, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, лыжи, палочки лыжные щиты с кольцами, секундомер, гимнастические маты,  обручи.

Техническое оснащение:

Аудио магнитофон, интерактивная доска, наглядные пособия.

Учебно-методическое обеспечение

  1.   Учебная литература

 Учебник: Лях В.И. «Мой друг – физкультура» Просвещение 2013г.

  1.   Научно - методическая литература

1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы программ: Белов В.Н., Кувшинов В.С., Мозговой В.М. под ред. И.М. Бгажноковой., 2013 г.

2.  Примерная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы    1-4,  классы. Авторы-составители: Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. «Дрофа», 2005 г    

3. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией Мозгового В.М. «Дрофа», 2009.

 4. Настольная книга учителя физической культуры (2003 г.) В книге даны полные сведения необходимые учителю, программные и нормативные документы, материалы по обновлению содержания образования, по проведению итоговой аттестации, спортивно- оздоровительные мероприятия, рекомендации по организации занятий с учащимися специальной медицинской группы, образцы оформления документации по технике безопасности

5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой – М.: Педагогика, 2007

6. Психологические вопросы коррекционной работы в коррекционной школе. / Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 2011.

  1. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 2003.
  2. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников [Текст] / Н.Ф. Дик. – М.: Феникс, 2008. – 311 с.
  3. Дмитриев А.А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида / А.А. Дмитриев, С.И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - С. 30 - 44.
  4.  Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  5.  Здоровье и образование [Электронный ресурс]: www.valeo.edu.ru

Литература для учащихся

  1. Сиканова Н.С. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей [Текст] / Н. С. Сиканова, Л. М. Тарасенко // Коррекционная педагогика. – 2010. - №5. - С. 82 - 86.
  2. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр.  - М., 1970. - С. 32.
  3. Журнал физическая культура в школе. 2012 – 2013год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

Рабочая учебная программа по предмету "Адаптивная физическая культура" 2 класс (2 вариант)

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 2 класса (вариант 2) и является одним из основных учебных предметов федеральной части учебного плана школы на 2021-2022  учебный год. Программ...

Рабочая учебная программа по предмету "Адаптивная физическая культура" 4 класс (2 вариант)

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 4 класса и является одним из основных учебных предметов федеральной части учеб...

Рабочая учебная программа по предмету «адаптивная физическая культура» для 3в класса на 2022-2023 учебный год

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа по  предмету   «адаптивная физическая культура»для 3в класса на  2022-2023  учебный г...

Рабочая учебная программа по предмету «адаптивная физическая культура» для 5б класса на 2022-2023 учебный год

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа по  предмету   «адаптивная физическая культура»для 5б класса на  2022-2023  учебный г...

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» 1 класс, для обучающегося индивидуально (на дому)

Рабочая программа разработана на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант), утвержденной...