Программа дополнительного образования "Баскетбол-начальный этап"
методическая разработка по физкультуре (3, 4 класс)
Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные площадки, стадион). Программа в рамках дополнительного образования предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешного человека. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
городского округа Спасск-Дальний
Приморского края
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №11
__________/Сингур С.Т./
«____»___________20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол- начальный этап»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации программы: 1год
Суханова Ольга Юрьевна,
Педагог дополнительного образования
Спасск-Дальний
2022 год
Раздел 1. Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга ребенка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Направленность программы
Физкультурно-спортивная
Уровень освоения
Базовый
Отличительные особенности
Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные площадки, стадион). Программа в рамках дополнительного образования предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешного человека. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Адресат программы
Возраст обучающихся 9-10 лет. На обучение, по программе, принимаются все желающие МБОУ СОШ № 11, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в соревнованиях избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки педиатра или терапевта, в которой указываются противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, игровую деятельность, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проходят два раза в неделю по одному часу в течении всего учебного года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Проведение занятия: учебно-тренировочное.
Типы занятий: теоретические, практические, целостно-игровые, комбинированные, диагностические, контрольные.
Методы проведения: словесный, наглядный, индивидуальный, практический.
Режим занятий: занятия проводятся согласно утвержденному расписанию образовательной организации, в которой реализуется данная программа.
Количество занятий: 2 раза в неделю, 68 часов в год.
Продолжительность занятий: 1 час.
Срок реализации: 1 год
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через игру баскетбол.
Задачи программы:
Воспитательные:
- популяризация спортивных игр;
- сформировать навыки дисциплины и самоорганизации;
- совершенствовать личностные качества;
- сформировать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Развивающие:
- развивать двигательные качества (быстроту, выносливость, гибкость, силу, ловкость);
- развивать физические способности.
Обучающие:
- овладеть основами технических элементов в игре баскетбол;
- сформировать у обучающихся необходимые теоретические знания;
- сформировать знания по вопросам правил соревнований;
- привить навыки соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Общее количество часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Основы знаний | ||||
1. | История развития баскетбола в России | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2. | Ведущие спортсмены и клубы Приморского края и России | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
3. | Правила соревнований, предупреждение травматизма | 1 | 1 | 0 | Инструктаж, беседа, опрос |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | ||||
1. | ОФП (развитие гибкости, быстроты, координации, ловкости) | 8 | 0 | 8 | Выполнение упражнений |
2 | Повышение уровня функциональной подготовленности (силы, выносливости) | 8 | 0 | 8 | Выполнение упражнений |
3 | Техническая подготовка | 14 | 0 | 14 | Выполнение упражнений |
4 | Тактическая и морально волевая подготовка | 10 | 0 | 10 | Выполнение упражнений, тестовые задания |
5 | Игровая подготовка (участие в соревнованиях) | 20 | 0 | 20 | Двухсторонняя игра по упрощенным правилам |
6 | Контрольные испытания | 5 | 0 | 5 | Выполнение контрольного тестирования |
Итого часов | 68 | 3 | 65 |
Содержание учебного плана
1. Основы знаний
1. История развития баскетбола в России.
Теория: Развитие баскетбола в России. Значение и место баскетбола в системе физического воспитания. История возникновения баскетбола.
2. Ведущие спортсмены и клубы Приморского края и России.
Теория: Ведущие спортсмены и тренеры России и Приморского края. Ведущие спортсмены нашего города.
3. Правила соревнований, предупреждение травматизма
Теория: Правила соревнований игры баскетбол. Личная гигиена, гигиена одежды и обуви, режим питания и питьевой режим, Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.
2. Общая и специальная физическая подготовка
1. ОФП (развитие гибкости, быстроты, координации, ловкости)
Практика: Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, воспитание физических качеств (гибкости, быстроты, координации, ловкости); переходы на ходьбу, бег, шаг. Остановка. Бег с изменением скорости движения. Кувырки вперед и назад. Падения назад и быстрое вставание. Ходьба по гимнастической скамейке, бег по скамейке. Бег и ходьба по рейке скамейки, упражнения, выполняемые на максимальную амплитуду.
2. Повышение уровня функциональной подготовленности (силы, выносливости)
Практика: Бег на длинные дистанции. Стойка на прямых и согнутых локтях (планка ). Прыжки со скакалкой, прыжки на возвышенность. Приседания с выпрыгиванием, приседания с набивными мячами, выпады с гантелями – на каждую ногу. Поднимание туловища, лёжа на спине. Сгибание разгибание рук в упоре лежа. Бег прыжками вперед, пытаясь добиться максимальной длины шага. Бег вверх по наклонной дорожке с различным углом подъема. Полоса препятствий. Подтягивания, поднимание и опускание ног в висе, отжимания от пола, приседание на двух ногах. Из виса прогнувшись на гимнастической стенке поднимать прямые или согнутые ноги до горизонтального положения. Подтягивание на низкой перекладине; хват сверху, снизу; туловище держать прямо. Упражнения в паре, броски набивного мяча.
3. Техническая подготовка
Практика: Ведение баскетбольного мяча шагом, бегом, с высоким отскоком, с низким отскоком. Ведение мяча со зрительным контролем, без зрительного контроля. Ведение мяча по прямой, по дугам, зигзагом. Передачи мяча двумя руками от груди, сверху, от плеча, с отскоком о пол. Остановка прыжком, остановка двумя шагами. Ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Броски мяча в корзину с места двумя руками снизу, сверху.
4. Тактическая и морально волевая подготовка
Практика: Выход для получения мяча. Выход для отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Противодействие получению мяча. Противодействие розыгрышу мяча. Система зонной защиты. Формирование личности и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта. Испытание первых неудач в играх, умение спокойно и правильно реагировать на проигрыш. Уважение соперника.
5. Игровая подготовка (участие в соревнованиях)
Практика: Участие в соревнованиях общефизической направленности («Веселые старты», соревнования по кроссу, тематические спортивные праздники). Специализированные соревнования (турнир в параллелях, первенство школы, президентские соревнования и состязания на уровне города).
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- историческое развитие игры баскетбол в России, особенности развития этого вида спорта;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Предметные результаты:
знать:
- историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в крае;
- правила техники безопасности;
- оказание помощи при травмах и ушибах;
- названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;
- типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил по баскетболу;
- жесты судьи по баскетболу;
- игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами б/б.
уметь:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;
- выполнять технические приемы и тактические действия;
- контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;
- играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи;
Демонстрировать:
- ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления движения;
- в ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком от пола, на разные расстояния и точность;
- броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в движении с двух шагов.
РАЗДЕЛ № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой;
2. Уличная баскетбольная площадка;
3. Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи;
4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
5. Баскетбольная форма, жилетки разного цвета;
6. Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры;
7. Хорошо оборудованный школьный стадион.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Раздаточный материал:
- памятка по технике безопасности в спортивном зале;
- права и обязанности учащихся.
Демонстрационный, наглядный, иллюстративный материал:
- Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы;
- наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описанием комплексов упражнений.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Формы аттестации
- опрос учащихся по пройденному материалу;
- наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований;
- мониторинг результатов по окончанию курса обучения;
- контроль соблюдения техники безопасности;
- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;
- контрольные игры с заданиями;
- выполнение контрольных упражнений;
- контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований;
- результаты соревнований.
Оценочные материалы
№ | Тесты | результат | ||||||||
высокий | средний | низкий | ||||||||
М | Д | М | Д | М | Д | Возр. | ||||
1 | Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно (сек) | 11,5 | 12,0 | 11,5 | 12,5 | 12,0 | 13,0 | 9 | ||
10,5 | 11,0 | 10,5 | 11,5 | 11.5 | 12,0 | 10 | ||||
2 | Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). | 8,8 | 9,2 | 9.0 | 9,5 | 9,5 | 10,0 | 9 | ||
8,6 | 9,0 | 8,8 | 9,3 | 9,0 | 9,5 | 10 | ||||
3 | Штрафной бросок (из 10 бросков), количество раз | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 9 | ||
5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 10 | ||||
4 | Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток), количество попаданий | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 9 | ||
5 | 6 | 4 | 4 | 3 | 3 | 10 | ||||
5 | Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз). | 17 | 16 | 16 | 15 | 15 | 14 | 9 | ||
19 | 18 | 17 | 16 | 16 | 15 | 10 |
2.3 Методические материалы
Раздел | Форма занятия | Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса | Форма подведения итогов |
Теоретическая подготовка. | Лекция, беседа, посещение соревнований. | Рассказ, изучение знаний по физической культуре. Учебники по физической культуре, баскетболу. Методические пособия по баскетболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Просмотр аудио и видео материала. Наблюдение за соревнованиями. | Опрос учащихся. |
Техническая подготовка. | Объяснение, демон-страция технического действия, практичес-кое занятие, показ видео материала, посещение соревнований. | Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. | Контрольные упражнения, соревнования, товарищеские встречи. |
Тактическая подготовка. | Лекция, беседа, видео материала, участие в соревнованиях. | Групповой, повторный, игровой, соревновательный методы. | Игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях. |
Физическая подготовка. | Объяснение, практическое занятие | Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, фронтальный, круговой, повторный, попеременный, игровой методы. | Тесты и контрольные упражнения. |
Контроль умений и навыков | Соревнования (школьные, городские) товарищеские встречи, судейство и организация соревнований. | Индивидуальный. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. | Обсуждение результатов соревнований. |
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года | 34 недели | |
Количество учебных часов | 68 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.- 26.12.2022 |
2 полугодие | 09.01- 25.05.2023 | |
Возраст детей | 9-10 лет | |
Продолжительность/час | 1 | |
Режим занятий | 2 раза в неделю | |
Годовая учебная нагрузка | 68 часов |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ | Наименование мероприятия | Дата |
1 | Беседа «Образ жизни и здоровье школьника». Беседа о внешнем виде учащегося, сохранности материальной базы школы | сентябрь |
2 | Беседа «Профилактика вредных привычек» Беседа: «Правила обеспечения безопасности дорожного движения» (я иду в школу, я иду из школы домой) | октябрь |
3 | Беседа: «Правила поведения в транспорте» Беседа: «Что значит быть дружным?» | ноябрь |
4 | Беседа: «Правила поведения на скользкой дороге» Беседа: «Правила поведения при пожарах» | декабрь |
5 | Беседа: «Лень – помощник или враг?» Беседа: «О вреде и пользе жевательной резинки» | январь |
6 | Беседа: ««Опасные и безопасные ситуации»» Беседа: «Мы и наши привычки: правила рационального питания». | февраль |
7 | Беседа: «Искусство слушать собеседника» Беседа: «Что говорит о вредных привычках закон» | март |
8 | Беседа: «Для чего нужна дисциплина на соревнованиях?» Беседа: ««Как мы помогаем природе?» | апрель |
9 | Беседа: «Умеем ли мы говорить «нет»?» Беседа: «Правила поведения на открытых водоемах». | май |
Список литературы.
- Баскетбол. Правила соревнования. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 327 c.;
- Джон, Р. Вуден Современный баскетбол / Джон Р. Вуден. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 256 c.;
- Гомельский, В. А. Как играть в баскетбол. I Love This Game (комплект из 2 книг) / В.А. Гомельский. - М.: Эксмо, 2015. - 432 c.
Интернет-источники:
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/10/13/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-basketbol (Дата обращения 04.07.2022).
https://multiurok.ru/files/proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-baskie-1.html (Дата обращения 04.07.2022);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-140963-1352625106.jpg)
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-717483-1448805969.jpg)
Психологическое сопровождение программы формирования УУД на этапе начального образования
Психологическое сопровождение программы формирования УУД на этапе начального образования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-317164-1384368912.jpg)
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/03/picture-854067-1609698727.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...