Развитие координационных способностей у детей 8-10 лет с нарушением интеллекта на занятиях легкой атлетики
статья по физкультуре (4 класс)

Анастасия Витальевна Смирнова

В связи с продолжающимся ростом количества новорожденных детей, имеющих отклонения в развитии умственных способностей перед специалистами по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре встают проблемы поиска и экспериментального обоснования педагогических методов и средств, с помощью которых можно эффективно осуществлять педагогическую коррекцию их физического развития
и адаптировать их к предстоящей жизнедеятельности.

В данной статье будет разговор об особенностях физического развития детей с интеллектуальным нарушением и  подбор упражнений на развитие координационных споосбностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_a.v._razvitie_koordinatsionnyh_sposobnostey.docx90.35 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

Исполнитель:

                                     Смирнова А.В.

Санкт-Петербург, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ И ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА        5

1.1. Особенности физического развития и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта        5

1.2. Методические аспекты развития координации у детей 8-10 лет
с нарушением интеллекта на занятиях лёгкой атлетики        9

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ        16

2.1. Методы исследования        16

2.2. Организация исследования        18

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ        19

3.1. Результаты первичной диагностики        19

3.2. Подбор упражнений на развитие координационных способностей
у детей 10 лет с нарушением интеллекта на занятиях лёгкой атлетики        21

3.3. Обсуждение результатов экспериментальной деятельности        24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        28

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ        31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        32

ВВЕДЕНИЕ

Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10 - 15 %. Нервно - психические заболевания являются причиной 70 % инвалидности с детства. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека нарушение интеллекта является наиболее распространенным явлением.
В различных регионах мира умственно отсталые составляют от 2 до 6 % населения.

В связи с продолжающимся ростом количества новорожденных детей, имеющих отклонения в развитии умственных способностей перед специалистами по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре встают проблемы поиска и экспериментального обоснования педагогических методов и средств, с помощью которых можно эффективно осуществлять педагогическую коррекцию их физического развития
и адаптировать их к предстоящей жизнедеятельности.

У большинства детей с нарушением интеллекта наблюдаются моторные нарушения, выражающиеся не только в запаздывании актов прямого стояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии
и недоразвитии всех движений. Поэтому, поиск методов и средств физической работы с данной категорией детей остается актуальной проблемой и в настоящее время.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей у детей 8-10 лет с интеллектуальным нарушением
по средством занятий легкой атлетикой.

Проблема исследования связана с тем, что современные методы
и подходы к диагностике, коррекции и развитию координационных способностей в основном не учитывают особенности и последовательность формирования их видов (способности к произвольному и рациональному снижению напряжения мышц, равновесия, точности мелкой моторики, способности к усвоению двигательного ритма (метроритмических связей
в двигательном действии), согласования движений тела и его частей
в составе двигательного действия, ориентирования в пространстве, дифференцирование усилий, времени, пространства, быстрота реагирования) и, соответственно, развиваются в определённой степени хаотично
и бессистемно.

Объект исследования – адаптивный спорт для детей
с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования – развитие координационных способностей
у детей 8-10 лет с нарушением интеллекта на занятиях лёгкой атлетики.

Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что разработанные нами комплексы упражнений на развитие координационных способностей
у детей 8-10 лет с нарушением интеллекта на занятиях лёгкой атлетики, уменьшит у них показатель моторных нарушений (в частности, в ходьбе
и бегу).

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей у детей 8-10 лет с интеллектуальным нарушением
по средством занятий легкой атлетикой.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по теме исследование.

2. Подобрать комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей у детей 8-10 лет с интеллектуальным нарушением.

3. Подобрать тестирования, направленные на развитие координационных способностей у детей 8-10 лет с интеллектуальным нарушением.

Практическая значимость исследования заключается в том,
что результаты исследования могут быть использованы в процессе развития координации у детей 8-10 лет с нарушением интеллекта на занятиях лёгкой атлетике.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ И ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

1.1. Особенности физического развития и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта

Физическое развитие является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с отклонениями в развитии.

У всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, уменьшает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма
и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений
и коррекции двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Одной из важных задач физического воспитания детей с отклонениями в развитии является стимуляция и коррекция нарушения моторики.

Коррекция и совершенствование движений у детей с отклонениями в интеллектуальной сфере являются нужным условием благополучного осуществления физического воспитания в целом. Значение движений для организма детей, имеющих отклонения в развитии, столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий фактор жизнедеятельности этих детей [1].

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим встречается и множество отклонений,
в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма,
в нарушениях соматики, большей восприимчивости простудным
и инфекционным заболеваниям, а так же в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов,
в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате вовремя не формируется контроль
за двигательными актами, появляются трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей
с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения - синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Все же
у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать
в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии обнаруживаются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

При беге у детей с нарушениями интеллекта также встречается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. При этом
у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать - ни на двух, ни на одной ноге. У таких детей имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель,
но и в стоящую прямо перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей
с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом
[2].

В исследованиях Сахоненко А.А. доказано, что наибольшие темпы прироста показателей, характеризующих развитие физических качеств, случаются на возрастной период 9-10 лет (темпы прироста составляют
в среднем 14%), наименьшие - в возрастной период 8-9 лет (в среднем 3%).

Автор утверждает, что в возрасте 8-9 лет практически не происходит улучшения результатов тестов, характеризующих быстроту и выносливость. Прирост результатов в данном возрасте в скоростно-силовых тестах составляет 5%. В возрасте 9-10 лет имеется статистически достоверное улучшение показателей, характеризующих скоростно-силовые качества (темпы прироста составляют 21%), выносливость (темпы прироста составляют 14%) и быстроту (9%). Прирост показателей, характеризующих развитие ловкости в период с 8 до 11 лет, имеет динамику, близкую к линейной, и составляет в среднем 4% в год. Исследование развития гибкости показало, что в период с 8 до 11 лет не происходит статистически достоверного её изменения.

Анализируя двигательные способности у учеников вспомогательной школы Самыличев А.С. указывает, что эти способности вырабатываются неравномерно и неодновременно[3].

Е.С. Черник для изучения особенности развития силы кистей у детей, имеющих нарушения интеллекта, проводил измерения силы правой кисти в течение нескольких дней без какой-либо физической нагрузки и определил, что в различные дни в одно и то же время суток она имела различную величину. Выяснилось также наличие взаимосвязи силы и выносливости сгибателей пальцев кисти у детей этой категории. Сила сгибателей пальцев кисти имеет большое значение при выполнении детьми, с нарушениями интеллекта, метания малого мяча на дальность. Так же автор указывает еще на один фактор, который влияет на показатель мышечной силы кисти - это соотношение веса тела и суммы сил правой и левой кисти. Им было замечено, что у детей вспомогательной школы отмечается повышенная масса тела, приводится мышечная сила кисти и ее взаимосвязь с массой тела. Им был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом. Так же был отмечен своеобразный характер нарастания мышечной силы кисти у нормально развитых детей и детей с нарушенным интеллектом. Так, если в 9-12 лет у мальчиков и в 9-10 лет у девочек различия между нормально развитыми и аномальными детьми невелики, то, начиная с 11 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков, сила кисти у нормально развитых школьников значительно выше, чем у аномальных детей (на 4,5-15 кг). Эти различия объединены со своеобразием предпубертатного и пубертатного скачка в развитии у нормально развитых школьников по сравнению с детьми с нарушенным интеллектом[4].

Дмитриев А.А. оценивая физическое развитие учащихся с отклонениями в развитии, выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы[5].

Плешаков А.Н. при исследовании физического развития и двигательной функции учащиеся с отклонениями в развитии приводит вытекающие результаты: направленность возрастных изменений физического развития у детей с нормальным и поврежденным интеллектом совпадают, данные показатели у детей-олигофренов с возрастом меняются неравномерно. Интенсивный прирост изучаемых показателей отмечается в младшем и старшем школьном возрасте.[6]

Таким образом, у большинства детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие моторики, вследствие нарушения центральной нервной системы, имеются нарушения в движении. У них отмечается нескоординированность, нарушение точности и темпа движений. Такие дети, в отличие от здоровых, чаще бывают медлительными и неловкими. Затруднено движение пальцами рук. Для усвоения движений им необходимо многократное повторение, сочетающее с показом.

1.2. Методические аспекты развития координации у детей 8-10 лет
с нарушением интеллекта на занятиях лёгкой атлетики

Метод отражает взаимодействия педагога и является деятельность развитие двигательных, личностных способностей эмоции, воля, этом сам он выдается объектом и субъектом деятельности.

Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную). Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Это наиболее сложная задача для детей с нарушением интеллекта, так как нарушение познавательной деятельности и психических процессов, связанных с нею, и составляет основной дефект. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощущает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т. п. Дети с нарушением интеллекта нередко с трудом осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации. Формирование этих представлений должно осуществляться в следующих направлениях[7]:

1. Закрепление знаний о строении тела и его частях: голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище – спина, грудь, живот, бок; руки – плечо, локоть, кисть, пальцы; ноги – бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.

2. Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.

3. Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.

4. Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), о положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.

5. Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) – опустить(ся); согнуть(ся) – разогнуть(ся); наклонить(ся) – выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.

6. Знание пространственных ориентиров:

  • направления движений тела и его частей: вперед-назад, вправо-влево, вниз-вверх;
  • построения: в колонну, шеренгу, в круг, в пары;
  • представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать перед гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамейкой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимнастическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, проползти под гимнастической скамейкой.

7. Знание подвижных игр: названия, правил, понимания сюжета
и ролевых функций.

Практика показывает, что использование словесных методов
в процессе физического воспитания умственно отсталых школьников оставляет слабые следы. Необходимо их сочетание с практической деятельностью. Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового, двигательного анализаторов.

Непосредственный показ должен быть грамотным и методически организованным.

Таким образом, слова и наглядности, движение, позволяют детям с нарушением интеллекта образным материалом объектов, воссоздавать большой объем закреплять полученные знания.

Основа обучения действиям является наглядно-действенного и наглядно-образного данной категории

Слабое развитие и низкий статус имеют дети с нарушениями интеллекта. По сравнению со здоровыми сверстниками снижены показатели мышечной силы, выносливости, гибкости и координационных способностей.

Развитие мышечной силы используется в целях[8]:

- обучения действиям;

- коррекции и двигательных нарушений;

- поддержания развития физических качеств;

- результатов в лёгкой атлетики;

- нормализации веса и телосложения.

Средствами развития силы являются[9]:

- упражнения гимнастики: лазание, подтягивание, сгибание-разгибание рук, поднимание ног из положения сидя, перемещения по гимнастической скамье лежа:

- корригирующие упражнения для профилактики осанки;

- легкоатлетические прыжки и прыжковые спрыгивание в глубину
с последующим отталкиванием;

- упражнения с использованием внешней среды - в песку, передвижение на глубокому снегу;

- упражнения с набивными мячами, амортизатором, на тренажерах;

- подвижные эстафеты с прыжками;

- плавание ногами.

Методы развития силы носят избирательный и щадящий характер,
и зависят от пола, от возраста, сохранных функций и возможностей учащихся.

Развитие скоростных способностей детей с нарушениями интеллекта происходит в учебной, спортивной, трудовой деятельности. Ребенок должен перестраивать свою реакцию в соответствии с меняющимися сигналами, быстро реагировать на эти сигналы, предвидеть и опасность.

Быстрота простой реакции развивается в процессе реагирования на внезапный сигнал: во время ходьбы, по хлопку - поворот кругом или присев и т.п.

Быстрота сложной реакции развивается в подвижных и спортивных играх. Например, в «Круговой лапте» ребенок должен сконцентрировать внимание, проанализировать ситуацию, отреагировать: поймать мяч или отбить его. Так как от его самостоятельного решения зависит результат, он вынужден отслеживать траекторию, направление мяча.

Быстрота одиночных движений развивается следующими методическими особенностями[10]:

- создание необходимых условий;

- выполнение движений с максимальной скоростью (бег на месте, только рук);

- повторение упражнений в течение 5 секунд;

- эстафеты, задания, включающие соревнования.

Педагогическими задачами гибкости являются:

- развитие мере, в какой это выполнения движений с амплитудой,
без ущерба для функционирования опорно-двигательного

- минимизация подвижности в суставах.

Наиболее продуктивным средствами для развития пассивной гибкости является возраст 8-14 лет. К 20 амплитуда движений падает. Самый благоприятный этап развития гибкости является младший и средний возраст.

Для этого используются следующие виды:

- динамические упражнения: маховые, прыжковые и т.д.

- динамические упражнения с дополнительной помощью партнера, с отягощением;

- статические, включающие удержание мышц самостоятельно или с помощником.

Особое значение для детей с нарушением интеллекта является подвижность рук, суставов кистей.

Рекомендуемые упражнения с использованием массажа или самомассажа:

- для пальцев массаж, разгибание надавливанием другого пальца сначала легкими, сильными пружинистыми и статическим удержанием в положении;

- для запястья: массаж, сгибание, разгибание, статическое разогнутое положение;

- для плечевых вращения, маховые в разных направлениях, и наклоны вперед.

Для коррекции и используются следующие приемы[11]:

- изменение исходного направления, усилий, скорости, амплитуды, условий и др.;

- симметричные движения;

- релаксационные смена напряжения и мышц;

- упражнения на способность быстро реагировать (сигналы модальности на слуховой и аппарат);

- упражнения на вестибулярный аппарат: наклоны, внезапные вращения, упражнения на повышенной, подвижной опоре);

- упражнения на различения временных отрезков;

- воспроизведение ритма движений;

- пространственная ориентировка;

- упражнения на моторику кисти специальными предметами;

- парные упражнения, требующие совместных действий.

Таким образом, проанализировав литературу по теме исследования, мы пришли к выводам, что у большинства детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие моторики, вследствие нарушения центральной нервной системы, имеются нарушения в движении. У них отмечается нескоординированность, нарушение точности и темпа движений. Такие дети, в отличие от здоровых, чаще бывают медлительными и неловкими. Затруднено движение пальцами рук. Для усвоения движений им необходимо многократное повторение, сочетающее с показом. Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую
и процессуальную (двигательную). Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощущает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений
и т. п. Дети с нарушением интеллекта нередко с трудом осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

В исследовании были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Анализ медицинской документации.
  3. Контрольное тестирование.

Анализ литературных источников осуществлялся на протяжении всего исследования. Была изучена основная и специальная литература
по теме исследования. В анализируемой литературе освещались проблемы развития координационных способностей и гибкости у детей с нарушениями интеллекта

Анализ медицинской документации включает в себя ознакомление с основным диагнозом и вторичными нарушениями, противопоказаниями
к конкретным упражнениям.

Контрольное тестирование - метод, который дает возможность определить уровень развития координационных способностей у детей
с нарушениями интеллекта. В исследовании приняли участие 10 мальчиков 10 лет, которые обучаются лёгкой атлетики. Было сформировано 2 группы контрольная и экспериментальная, по 5 мальчиков в каждой группе.

 Для определения уровня координационных способностей были подобраны следующие тесты:

  1. Челночный бег 3х10 (сек)

По команде «Марш!» занимающийся устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом, не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксируется время, которое занимающийся показывает, пересекая финишную линию.

  1. Метание малого мяча на дальность (м)

Испытуемый встает на линию (одна нога впереди) и берет теннисный мячик в руку. По команде «Можно» испытуемый старается как можно дальше метнуть мяч вперед. В результат записывается расстояние, на которое испытуемый метнул мячик. Необходимо отметить, что во всех бросковых тестах, выполняется по три попытки, для расчётов берётся лучший результат.

  1. Метание малого мяча в цель (кол-во)

Испытуемый встает на линию (одна нога вперед) и берет теннисный мячик в руку. По команде «Можно» старается попасть мячом в цель (горизонтальную мишень) с 3 метров. Попадание оценивается в балах, Результат оценивается по 3 попыткам. В результат записывается общее количество баллов, которых набрал испытуемый. 1 попадание – 1 балл.

  1. Проба Ромберга (сек)

Тест Ромберга: испытуемый становится на одну ногу и поднимает руки вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. «Очень хорошо», если испытуемый сохраняет равновесие в течение 15 с, и при этом не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 секунд нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно».

  1. Бег на 30 метров с изменением направления движения (сек)

Испытуемый встаёт на линию старта по команде «На старт». По команде «Внимание!» испытуемый принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» начинает бег, при этом оббегая фишки. Время выполнения фиксируется секундомером. Дается 2 попытки, затем вычисляется лучшее время.

  1. Тест на сохранение равновесия (сек)

Ребенок встает в стойку – носок сзади стоящей ноги должен примыкать вплотную к пятке впереди стоящей ноги, руки разведены в стороны для сохранения равновесия. В этом положении испытуемый должен простоять как можно больше времени. Для выполнения упражнения дается 2 попытки. Время фиксируется секундомером. В результат записывается лучшее время.

2.2. Организация исследования

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап  включал в себя анализ литературных источников, проведение входного тестирования для определения уровня координационных способностей детей с нарушением интеллекта. Задачей этого этапа была оценка исходного уровня развития координационных способностей у детей с нарушением интеллекта, а так же разработка методики, направленной на развитие координационных способностей детей с нарушением интеллекта на занятиях лёгкой атлетики.

На втором этапе  изучалась эффективность используемой методики для развития координационных способностей на занятиях лёгкой атлетикой. Также на данном этапе проводилось контрольное тестирование оценки уровня развития координационных способностей у детей с нарушением интеллекта.

Третий этап включал в себя обработку полученных результатов педагогического эксперимента, формирование выводов, оформление работы.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
3.1. Результаты первичной диагностики

В процессе проведения первичной диагностики, мы получили следующие результаты. Результаты по тесту «Челночный бег 3х10 (сек)» представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели результатов по тесту «Челночный бег 3х10 (сек)»

Группы

M

m

Р

Экспериментальная

10,2

0,14

1,16

Контрольная

9,74

0,19

При анализе полученных результатов мы выявили, что показатели находятся на одном уровне. При этом удалось вычислить отсутствие достоверности при р>0,05.

Результаты по тесту «Метание малого мяча на дальность (м) представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели результатов по тесту «Метание малого мяча на дальность (м)»

Группы

M

m

Р

Экспериментальная

25,2

0,73

0,19

Контрольная

25,36

0,41

При сопоставлении результатов контрольной и экспериментальной групп до внедрения экспериментальной методики удалось вычислить, что группы находятся на одном уровне.

Результаты по тесту «Метание малого мяча в цель (кол-во)» представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели результата «Метание малого мяча в цель (кол-во)»

Группы

M

m

Р

Экспериментальная

0,8

0,37

0,41

Контрольная

1

0,32

Результаты, представленные в таблице 3 демонстрируют, что уровень развития координационных способностей на начало эксперимента в контрольной и экспериментальной группе находится на одном уровне.

Результаты по тесту «Проба Ромберга (сек)» представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Показатели результата теста «Проба Ромберга (сек)»

Группы

M

m

Р

Экспериментальная

67,2

0,73

0,45

Контрольная

67,6

0,51

При сравнении показателей контрольной и экспериментальной групп, было обнаружено недостоверное различие при р>0,05. Это свидетельствует о правильном подборе групп.

Результаты по тесту «Бег на 30 метров с изменением направления движения (сек)» представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Показатели результата «Бег на 30 метров с изменением направления движения (сек)»

Группы

M

m

Р

Экспериментальная

9,18

0,18

0,24

Контрольная

9,1

0,28

Сравнивая полученные результаты по тесту «Бег на 30 метров с изменением направления», мы увидели недостоверные показатели при р>0,05, это свидетельствует о том, что группы подобраны правильно.

Результаты по тесту «на сохранение равновесия (сек)» представлены в таблице 6.

Таблица 6 - «Тест на сохранение равновесия (сек)»

Группы

M

m

Р

Экспериментальная

48,83

1,45

0,38

Контрольная

48,2

0,86

Сопоставляя результаты, полученные в начале эксперимента у контрольной и экспериментальной групп, мы вычислили отсутствие достоверности при р>0,05. Соответственно, мы делаем вывод, что группы подобраны правильно.

После проведения первичной диагностики, мы делаем вывод, что обе группы находятся на одном уровне развития координационных способностей. Также по результатам тестирования видно,
что координационные способности развиты слабо и требуют дальнейшего развития. Для развития координационных способностей мы разработали экспериментальную методику. Данная методика расписана в следующем разделе нашего исследования.

3.2. Подбор комплекса упражнений на  развитие координационных способностей у детей 10 лет
с нарушением интеллекта на занятиях лёгкой атлетики

Целью подбора комплекса упражнений являлось формирование двигательных умений и навыков, направленных на развитие координационных способностей, а также освоение основ техники по виду спорта «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» в дисциплине легкая атлетика.

При реализации подбора комплекса упражнений использовались следующие методы и средства:

– сопряженного воздействия на координационные и физические способности в различных сочетаниях обще- и специально-подготовительных координационных упражнениях, включая игровой метод (преодоление полосы препятствий, эстафетный бег, круговая тренировка, подвижные и спортивные игры);

– строго регламентированного варьирования (ходьба, бег с изменением направления движения);

– изменение силовых компонентов (дифференцированные прыжки), скорости или темпа движений (координационная лестница), ритма движений (использование метронома), исходных положений (полусфера, TRX-петли), пространственных границ, в которых выполняется упражнение (выполнение упражнений в равновесии на полусфере, слэклайн или стропохождение), изменение способа выполнения действия (прыжок в длину при использовании разных вариантов техники прыжка).

Комплекс упражнений для развития координационных способностей
у детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, имела следующие особенности:

  1. Развитие способности к дифференцированию длительности всего движения, отдельных фаз движения, темпа движения, управления мышечными напряжениями (прыжки, координационная лестница, упражнения в парах).
  2. Включение упражнений, предъявляющих повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое, имеющие необходимую координационную трудность, содержащие элементы новизны, необычности, отличающиеся многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач (координационная лестница).
  3. Включение заданий по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов, либо с выключением их деятельности. Сюда входили задания на точность дифференцирования параметров движений (контрастные задания, сближаемые задания).
  4. Совершенствование способности к сохранению равновесия за счет упражнений, при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела (балансирование в позах, сохранение позы тела в статике и в динамике, сохранение статической и динамической устойчивости после выполнения серии кувырков и прохождения по гимнастической скамейке c/ без зрительного контроля, подвижные и элементарно-спортивные игры).

Увеличение нагрузки производилось постепенно с разнообразной вариацией характера упражнений. Предлагаемые комплексы упражнений повторялись до 6-8 раз на одном занятии.

Для успешной реализации комплекса упражнений, направленных
на развитие координационных способностей у детей с нарушением интеллекта, соблюдались следующие условия:

  1. Основная нагрузка тренировочных занятий по координационной подготовке распределялась в подготовительном и соревновательном периодах, опираясь на исходный уровень координационной подготовленности по результатам педагогического тестирования, а также
    на условия и материально-техническую обеспеченность тренировочного процесса.
  2. Тренировочные занятия по координационной подготовке, направленное на развитие равновесия, применялись на всех этапах занятия лёгкой атлетики.
  3. Тренировочные занятия по координационной подготовке проводились два раза с включением, как правило, в основную часть.

Разработанная методика состояла из упражнений различной сложности, объединенных в тренировочное занятие, направленное
на освоение технических элементов легкоатлетических упражнений.

Тренировочное занятие № 1 развивает дифференцированную способность с применением координационной лестницы, упражнений
с мячом, прыжков на заданное расстояние, бега по отрезкам с заданной скоростью и/или частотой шагов. Упражнения: приседания на правой, левой, приседы, полуприседы, подъем корпуса, спринтерский старт, жимы, выпады на баланс в умеренном темпе с акцентом на технику выполнения
и правильное дыхание.

Тренировочное занятие № 2 развивает ритмическую и реагирующую способности с применением координационной лестницы, полосы препятствий, бега в заданном темпе, бега с низкого старта, упражнений на скорость реакции на сигнал. Выполнение упражнений на координационной лестнице усложняли по мере освоения техники задания путем увеличения количества раз за определенное время, скорости движения, изолированной работы рук и ног, с использованием отягощений и сопротивления. Применяли бег, прыжковый бег, приставные шаги и прыжки.

Тренировочное занятие № 3 направлено на обучение и освоение техники бега и прыжка в длину с применением специальных беговых упражнений, подвижных и спортивных игр.

Тренировочное занятие № 4 развивает пространственную ориентацию
с применением упражнений с мячом: без зрительного контроля (в специальных очках), после прыжков, поворотов, из различных исходных положений, во взаимодействии с партнером.

Тренировочное занятие № 5 развивает способность к равновесию
с применением упражнений чередования активных и пассивных движений, упражнений в парах.

Для успешной реализации данных комплексов упражнений, включенные в занятия, применялись без повышения общего объема занятий, включались преимущественно в основную часть тренировочного. Комплекс упражнений на равновесие из тренировочного занятия № 5 включали, преимущественно, в подготовительную и заключительную части занятия.

3.3. Обсуждение результатов экспериментальной деятельности

Целью нашего исследования было развитие координационных способностей детей с нарушением интеллекта. В занятиях по лёгкой атлетике мы применяли разработанный комплекс упражнений для развития координационных способностей. Для детей с нарушением интеллекта для занятий лёгкой атлетикой необходимо иметь высокий уровень развития координационных способностей. В свою очередь высокий уровень координационных способностей обеспечивает организму стабилизацию нервных процессов, улучшает психическое и эмоциональное состояние.

В результате мы получили следующие данные:

Результаты по тесту «Челночный бег 3х10 (сек)» представлены
в таблице 7.

Таблица 7 - Показатели результата теста «Челночный бег 3х10 (сек)»

Группы

До эксперимента

M

m

Р

Экспериментальная

10,2

0,14

1,16

Контрольная

9,74

0,19

После

эксперимента

Экспериментальная

8,1

0,21

2,86

Контрольная

9,42

0,41

Результаты по тесту «Метание малого мяча на дальность (м)» представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Показатели результата теста «Метание малого мяча на дальность (м)»

Группы

До

эксперимента

M

m

Р

Экспериментальная

25,2

0,73

0,19

Контрольная

25,36

0,41

После

эксперимента

Экспериментальная

28,6

0,32

2,86

Контрольная

26

0,51

        

Анализ результатов контрольной и экспериментальной групп показал, что больший прирост показателей произошел в экспериментальной группе. Также удалось вычислить достоверный прирост показателей при р<0,05. Это подтверждает эффективность нашей методики.

Результаты по тесту «Метание малого мяча в цель (кол-во)» представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Показатели результата теста «Метание малого мяча в цель (кол-во)»

Группы

До эксперимента

M

m

Р

Экспериментальная

0,8

0,37

0,46

Контрольная

1

0,32

После эксперимента

Экспериментальная

2,6

0,17

2,89

Контрольная

1,6

0,24

Сравнивая полученные данные после педагогического эксперимента, мы видим, что показатели в экспериментальной группе изменились в значительной мере, в отличие от контрольной группы. В контрольной группе показатели изменились с 1 раза до 1,6 раза, а в экспериментальной с 0,8 раза до 2,6 раз.

Результаты по тесту «Проба Ромберга (сек)» представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Показатели результата теста «Проба Ромберга (сек)»

Группы

До эксперимента

M

m

Р

Экспериментальная

67,2

0,51

0,45

Контрольная

67,6

0,73

После эксперимента

Экспериментальная

70,6

0,37

2,61

Контрольная

67,8

0,68

Сравнивая результаты, мы обнаружили положительную тенденцию в экспериментальной группе. В ней показатели увеличились на 3,4 секунды, в то время как в контрольной лишь на 0,2 секунды. Также мы увидели достоверный прирост результатов после эксперимента, это подтверждает нашу гипотезу.

Результаты по тесту «Бег на 30 метров с изменением направления движения (сек)» представлены в таблице 11.

Таблица 11 - Показатели результата теста «Бег на 30 метров с изменением направления движения (сек)»

Группы

До эксперимента

M

m

Р

Экспериментальная

9,18

0,18

0,24

Контрольная

9,1

0,28

После

эксперимента

Экспериментальная

8,46

0,14

2,49

Контрольная

9

0,07

При анализе теста удалось выявить достоверный прирост р <0,05 в результате повторного тестирования. Однако у КГ спортсменов результат улучшился на 0,1 секунду, а у экспериментальной группы детей на 1,12 сек. Разница в приросте результата 1,1 секунда, что говорит об эффективности выбранной нами методики.

Результаты по тесту на сохранение равновесия (сек)» представлены в таблице 12.

Таблица 12 - Показатели результата «Теста на сохранение равновесия (сек)»

Группы

До эксперимента

M

m

Р

Экспериментальная

48,83

1,45

0,38

Контрольная

48,2

0,86

После эксперимента

Экспериментальная

52,2

0,58

2,21

Контрольная

49,72

0,21

На тестировании экспериментальная группа показала результаты до эксперимента 48,33 сек, а после эксперимента 52,2 сек. Прирост составил 4,27 секунд. А контрольная группа показала следующие результаты: 48,2 сек и 49,72 секунды, таким образом, прирост в этой группе составил 1,52 секунды. Разница в единицах между экспериментальной и контрольной группами составляет 3,15 секунды. Экспериментальная группа показала результат значительно выше, чем контрольная группа, это свидетельствует о том, что выбранная нами методика способствует развитию координационных способностей.

В ходе нашего исследования было установлено, что при систематическом использовании предложенной экспериментальной методики на занятиях по лёгкой атлетике будет повышаться уровень развития координационных способностей.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтверждают гипотезу, что использование экспериментальной методики повышает уровень развития координационных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашего исследования мы сформулировали следующие выводы:

  1. У большинства детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие моторики, вследствие нарушения центральной нервной системы, имеются нарушения в движении. У них отмечается нескоординированность, нарушение точности и темпа движений. Такие дети, в отличие от здоровых, чаще бывают медлительными и неловкими. Затруднено движение пальцами рук. Для усвоения движений им необходимо многократное повторение, сочетающее с показом.
  2. Подобрали 6 тестов для оценки уровня развития координации
    у детей 8-10 лет с интеллектуальными нарушениями.
  3. Подобрали комплекс упражнений для развития координационных способностей детей 10 лет и внедрили в занятия по лёгкой атлетике. Целью подбора комплекса упражнений являлось формирование двигательных умений и навыков, направленных на развитие координационных способностей, а также освоение основ техники по виду спорта «Спорт лиц
    с интеллектуальными нарушениями» в дисциплине легкая атлетика. Подобранные упражнения были различной сложности, объединенные
    в тренировочное занятие, направленное на освоение технических элементов легкоатлетических упражнений. Для успешной реализации предложенные упражнения, включенные в занятия, применялись без повышения общего объема занятий, включались преимущественно в основную часть тренировочного. Комплекс упражнений на равновесие из тренировочного занятия № 5 включали, преимущественно, в подготовительную
    и заключительную части занятия.

Подобранные нами упражнения для развития координационных способностей детей с легкой степенью умственной отсталости в ходе своей проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована
для широкого использования на занятиях лёгкой атлетике.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Занятия должны проводиться с использованием новых индивидуального подхода, соблюдением всех правил безопасности.

2. Необходимо соблюдать структуру каждого занятия, правильно организуя начальную, основную и заключительные части, с включением в них различных упражнений на развитие координации и гибкости.

3. Необходимо создавать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать профилактике вторичных нарушений.

4. Следует обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма.

5. Важнейшим условий совершенствования учебно-воспитательного процесса является контроль за состоянием физических нагрузок на организм детей.

6. При проведении тестирования необходимо придерживаться правил: идентичности условий и времени проведении, соблюдение гигиенических требований, создание положительного эмоционального фона, применение тестов хорошо известных детям.

7. При проведении занятий сложность занятий увеличивается постепенно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болдырева В.Б. Развитие координационных способностей умственно отсталых детей 9- средствами физического воспитания / В.Б. Болдырева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. -  №6(170). – С. 151-159.
  2. Горская И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья / И.Ю. Горская: автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Омск, 2012. – 89 с.
  3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.А. Дмитриев. - М.: Академия, 2017. – 176 с.
  4. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / С.П. Евсеев. - М.: Академия, 2014. - 304 c.
  5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Академия, 2016. - 616 c.
  6. Калмыков Д.А. Особенности проявления координационных способностей детей с нарушением интеллекта / Д.А. Калмыков // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2017. – № 29. – С. 130-134.
  7. Катаева А.А. Школьная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 2015. – 299 с.
  8. Миндиашвили Д.Г. Формирование спортивно-образовательного общества. Красноярск, 2011. - С.60-61
  9. Плешаков А.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии // Адаптивная физическая культура. – 2019. - №7 . С. 38-39
  10. Пономарев М.Н. Развитие физических качеств у учащихся с нарушением интеллекта / М.Н. Пономарев // Сборник трудов II региональной научно-практической конференции «Зауралье спортивное». – 2018. – С. 34-36.
  11. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Просвещение, 2018. – 272 с.
  12. Ростомашвили Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами с нарушениями развития: учебное пособие / Л.Н. Ростомашвили. — М.: Академия, 2015. - 164 c.
  13. Самыличев А.С. Физическое воспитание и умственная работоспособность учащихся вспомогательной школы / А.С. Самыличев, В.М. Олейник // Дефектология. - 2018. - №3. - С. 31-35.
  14. Сахоненко А.А. Общая физическая подготовка умственно отсталых школьников 8-11 лет: автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 2012. - 19с.
  15. Частные методики адаптивной физической культуры / Под ред. Л. В. Шапковой.— М.: Академия, 2018. – 464 с.
  16. Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы / Е.С. Черник. - М.: Просвещение, 2017. - 164 с.
  17. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Академия, 2017. – 152 с.

[1] Миндиашвили Д.Г. Формирование спортивно-образовательного общества. Красноярск, 2011. - С.60-61

[2] Катаева А.А. Школьная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 2015. – 101 с.

[3] Самыличев А.С. Физическое воспитание и умственная работоспособность учащихся вспомогательной школы / А.С. Самыличев, В.М. Олейник // Дефектология. - 2018. - №3. - С. 31-35.

[4] Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы / Е.С. Черник. - М.: Просвещение, 2017. - 89 с.

[5] Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.А. Дмитриев. - М.: Академия, 2017. – 176 с.

[6] Плешаков А.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии // Адаптивная физическая культура. – 2019. - №7 . С. 38-39

[7] Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Академия, 2016. – 34 c.

[8] Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / С.П. Евсеев. - М.: Академия, 2014. - 61 c.

[9] Горская И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья / И.Ю. Горская: автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Омск, 2012. – 89 с.

[10] Болдырева В.Б. Развитие координационных способностей умственно отсталых детей 9- средствами физического воспитания / В.Б. Болдырева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. -  №6(170). – С. 151-159.

[11] Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Академия, 2017. – 90 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями...

Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Развитие координационных способностей детей на занятиях объединения дополнительного образования "Танцкласс"

Одним из важных аспектов развития ребенка является развитие координационных способностей. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию координации дв...

«Комплексы упражнений с мячами, направленные на развитие координационных способностей на занятиях по баскетболу»

Методическая разработка «Комплексы упражнений с мячами, направленные на развитие координационных способностей на занятиях по баскетболу»...

Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.

Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...