Развитие координационных способностей детей на занятиях объединения дополнительного образования "Танцкласс"
статья по зож
Одним из важных аспектов развития ребенка является развитие координационных способностей. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию координации движений детей не теряет своей актуальности.Занятия танцами можно отнести одновременно к двум направлениям работы педагога дополнительного образования – художественно-эстетическому и физкультурно-оздоровительному. Танец - это особая форма занятий дополнительного образования, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, формирует желание к здоровому и активному образу жизни, но и способствует развитию двигательных способностей и особенно координационных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие координационных способностей детей на занятиях объединения дополнительного образования «Танцкласс»
Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей в познании, творчестве и двигательной активности. Занятие дополнительного образования – это форма организации учебно-воспитательного процесса, характерная для системы дополнительного образования детей, направленная на реализацию воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Объединение дополнительного образования «Танцкласс» входит в отделение дополнительного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №301 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга. Объединение работает по утвержденной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Танцкласс», рассчитанной на 4 года. Направленность программы – художественная, однако программа направлена не только на обучение учащихся основам хореографического искусства, но и на развитие физических способностей.
Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, способствуют освоению элементов плясок и танцев.
Во вводной части необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку. Во вводной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего обучающие задачи:
- разучивание строевых упражнений;
- освоение разных способов ходьбы и бега;
- закрепление выполнения простых усвоенных движений;
- использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;
- развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;
- развитие динамической ориентировки в пространстве;
- вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;
- разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
В основную часть включаются задачи, направленные на решение обучающих, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом одного занятия. Основная часть занятия может быть представлена в виде: разучивания, закрепления и совершенствования двигательного умения/танцевального движения, партерной гимнастики, постановочной и репетиционной деятельности.
Цель заключительной части: постепенное снижение активности организма функций и приведение организма ребенка в относительно спокойное состояние.
Задачи:
- Регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание).
- Снижение физиологического напряжения (медленный бег, ходьба, упражнения на дыхание, упражнения на расслабление, самомассаж)
- Подведение итогов с оценкой педагога, результатов деятельности обучающихся, стимулирование, сознательности, активности.
Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.
Общая установка на занятиях должна исходить из следующих положений:
- заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;
- нагрузки не должны вызывать значительного утомления,
- в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;
- интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
- воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому используются различные показатели, наиболее важными из которых являются:
- время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации.
- время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией.
- координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации).
- точность выполнения двигательных действий по основным
характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным); - сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
- стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания.
Чтобы научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения под музыку, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ, необходимы определенные условия:
1. Использование разнообразных методов обучения, разучивание большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг задач двигательного развития ребенка;
2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе обучения;
3. Выбор оптимальной системы занятий с постепенным и последовательным усложнением танцевальных движений;
4. Взаимодействие педагогического коллектива, родителей для решения поставленных задач.
Главное — это дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений и движений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на занятиях предшкольной подготовки
Я считаю, что игра-это поле для творчества.Именно в игре проявляются гибкость и оригинальность мышления.Благодаря играм у ребёнка развиваются мыслительные операци,.развиваются способности к моделирова...
Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.
В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...
Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.
Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями...
Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...
«Комплексы упражнений с мячами, направленные на развитие координационных способностей на занятиях по баскетболу»
Методическая разработка «Комплексы упражнений с мячами, направленные на развитие координационных способностей на занятиях по баскетболу»...
Развитие координационных способностей у детей 8-10 лет с нарушением интеллекта на занятиях легкой атлетики
В связи с продолжающимся ростом количества новорожденных детей, имеющих отклонения в развитии умственных способностей перед специалистами по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре вст...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей
В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...