Народные подвижные игры
план-конспект урока по физкультуре (4 класс)

Щукова Галина Сергеевна

Аннотация к уроку « Народные подвижные игры» 1-4 класс

      Данный урок помогает формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Он может рассматриваться как одной из ступеней к формированию национальной культуры здоровья обучающихся.

 Цель урока: овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся через популяризацию русских и хакасских народных игр. Данный урок помогает закрепить теоретические знания о влиянии подвижных игр на здоровье человека. Расширить представления по сохранению и укреплению здоровья.

Помогает  дисциплинированности, внимательности, умение себя вести в коллективе товарищей. Воспитывает настойчивость в достижении цели, чувства коллективизма и патриотизма.

Способствует развитию ловкости, выносливости, быстроты, координации движений.

Помогает укрепить мышцы голени и стопы, учить правильному восстановлению дыхания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Народные игры" 1-4 класс151.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Предмет: физическая культура

Класс: 4

Тип урока: усвоение новых знаний

Метод проведения: групповой

Место проведения: спортивный зал

УМК: Физическая культура 1-4 класс В.И.Лях (Школа России)

Технологическая карта

Тема

Народные подвижные игры

Цель

Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся через популяризацию русских и хакасских народных игр

Задачи

Образовательные задачи: закрепить теоретические знания о влиянии подвижных игр на здоровье человека. Расширить представления по сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательные задачи: воспитание дисциплинированности, внимательности, умение себя вести в коллективе товарищей. Воспитывать настойчивость в достижении цели, чувства коллективизма и патриотизма.

Развивающие задачи: способствовать развитию ловкости, выносливости, быстроты, координации движений.

Оздоровительные задачи: укрепить мышцы голени и стопы, учить правильному восстановлению дыхания.

Формируемые УУД

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к занятиям подвижных игр.

- понимание личной ответственности за своё поведение в командах соревнованиях, подвижных играх на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные:

-самостоятельно выполнять комплексы упражнений, планировать свои действия во время игры.

-следовать инструкциям учителя и последовательности стандартных действий при выполнении физических упражнений.

-планировать, контролировать и оценивать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять анализ выполненных действий при игре.

-активно включаться в процесс выполнения заданий.

-выражать творческое отношение к выполнению заданий.

-устанавливать и объяснять связь между физкультурой и здоровьем, развитием человека.

Коммуникативные:

 -высказывать собственное мнение о о значении физкультуры и здоровья  человека.

-координировать взаимодействие с партнёрами в игре.

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Основные понятия

Дистанция, «орын пылазах», «чалама», «хур талазах», кушак.

Оборудование

Магнитная доска, магниты, свисток, ленточки (чалама), кушак (резерв), плакат берёзы.

Дидактический материал

Инструктивные карточки.

Этап урока

(время)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

                   Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

Подготовительный

(12 минут)

1.Самоопределение

к деятельности

2.Формулирование

темы урока

3.Актуализация

знаний

Основная часть

(21 мин)

Рефлексия (7 мин)

1.Построение.

«Класс»!"Равняйсь!", "Смирно!".

Здравствуйте ребята. Меня зовут Галина Сергеевна  и я проведу у вас сегодня урок.

Ребята, кто из вас может сказать что обозначает это слово здравствуйте?

 (ответы учащихся) Здравствуйте! Желаем всем здоровья. Словом здравствуйте люди приветствуют друг друга справляясь о здоровье.

А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Если хорошее- похлопайте в ладоши а если плохое- потопайте. Я очень рада что у вас всё отлично! Как вы думаете а какого человека можно назвать здоровым?(ответы учащихся). В народе говорят:  «Здоровому всё здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевать трудности умеет по настоящему  работать и отдыхать. Я прочитаю вам загадку а вы должны отгадать тему нашего сегодняшнего урока.

-Подвижный, быстрый человек

-Гордится стройным станом.

-Сидящий сиднем целый век

-Подвержен всем изъянам.

-Чтобы болезни избежать,

-Надо много нам играть.

Кто из вас может мне сказать какая у нас тема урока? (ответы  учащихся)

-Правильно. Сегодня на уроке мы будем играть в подвижные игры, а так же изучим народные игры. Как влияют подвижные игры на здоровье человека?

 (ответы  учащихся)

Подвижные игры укрепляют здоровье, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым, помогают человеку закалить свой характер. Игры приносят людям удовольствие, радость, желание побеждать. А сейчас послушайте вопрос, на который вы мне ответите в конце урока: Где и когда можно использовать подвижные игры, в которые мы сегодня будем играть?

«Класс»!"Равняйсь!", "Смирно!".

-По порядку номеров рассчитайсь.

То в припрыжку, то в присядку

Дети делают(ответы детей « зарядку»)
-На первый второй рассчитайсь.

 -На вытянутые руки разомкнись.

Комплекс ОРУ на месте - упражнения на развитие различных групп мышц.

Каждое упражнение выполняется 2-3 раза.

После показа учителем, учащиеся выполняют комплекс ОРУ самостоятельно.

1. Активировать мышцы шеи

-И.П. руки на пояс, ноги на ширине плеч.

-наклон головы вперёд

-И.П.

-наклон головы назад

-И.П.

-вправо

-И.П.

-влево

2.Активизировать мышцы плечевого пояса

«незнайка»

-И.П. руки в стороны, ноги на ширине плеч.

-1-3-плечи поднимаем вверх

-2-4 плечи опускаем  вниз

3. Развивать боковые мышцы туловища.

- И.п.- руки на поясе, ноги на ширине плеч.

- повороты туловища налево

-И.П.

- повороты туловища направо

4. Способствовать развитию гибкости.

-выпад на правую ногу (левая нога в сторону)

-растяжка(дотянуться но носок)

-выпад на левую ногу -растяжка(дотянуться но носок)

5. Активировать работу всех мышц

-И.П.- стойка руки на пояс, ноги вместе (прыжки).

-ноги врозь, хлопок над головой

-И.П.

Упр. на восстановление дыхания.

-вдох (руки над головой)

- выдох (руки вниз)

2.Разминка:

«В одну шеренгу становись!»

Правила Т.Б.

-во время разминки если почувствуете недомогание или развяжется шнурок переходим на внутренний круг.

- Что такое дистанция?(ответы детей)

-при выполнении упражнений соблюдаем дистанцию.

«На право!» «По кругу шагом марш!»

1.- руки в стороны, идем на носочках.

-упражнение закончили.

2.-руки на пояс, идём на пяточках.

-упражнение закончили.

3.-ходьба в полуприседе, руки на поясе

-упражнение закончили.

4. –полный присед, руки в замок за голову.

-упражнение закончили.

5. –лицом в круг, руки на пояс, приставные шаги.

-это упражнение спиной вкруг.

-упражнение закончили

-дыхательное упражнение «носом вдох, ртом выдох»

6.бег в медленном темпе.

-восстановление дыхания.

Проходим на построение.

Ребята мы определились с темой урока «Народные подвижные игры», прослушайте отрывки музыкальных произведений( звучит музыка русская, хакасская) ребята музыку каких народов вы услышали? (ответы детей). Наш народ богат не только музыкальными произведениями, но и своими играми.

Сегодня на уроки мы разучим русскую игру «Горелки» и хакасскую игру «орын пылазах» (занятие место) 

Построение по номерам. Комплектование команд.

Русская народная игра «Горелки» 

В игре учувствует от 5 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе, спортивном зале. Выбирается водящий — он будет «гореть».

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 1-2 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

В это время последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, а водящий бежит в нутрии колонны ,задача ребят встать на свои места и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается не дать им соединить руки. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».

Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА»

Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами (друг за другом) по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого-нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.

Хур талазах (нахождение кушака)

(резерв)

Участники игры «хур талазах» (нахождение кушака) образуют круг. В центр выводят водящего. По команде он закрывает глаза. Затем его слегка ударяют кушаком (хур), который прячется за спину и передается друг другу. Водящий должен отгадать, во-первых, у кого за спиной кушак, во- вторых, по виду определить, чей кушак и, в-третьих, кто ударил. Если он не сумел отгадать, то ему задают следующий вопрос:  — «У вас как себя ведут? Став собакой лают или став уточкой крякают?» После этого проигравший должен выбрать себе наказание. Он или лает по-собачьи, или крякает.

 «Класс!» «Равняйсь!» «Смирно!»

Ребята вам понравилось играть в подвижные игры?

-Как называются игры в которые мы играли сегодня на уроке?

Где и когда можно использовать подвижные игры, в которые мы сегодня играли? (ответы детей)

-Ребята, а вы знаете, что берёза считается священным деревом и у русских и у хакасов, потому что оно выделяет положительную энергию для людей. На берёзу хакасы привязывают ленты трёх цветов (чалама). Сегодня и мы привяжем ленточки на нашу берёзу. Если вам урок понравился и у вас отличное настроение то прикрепите к нашей берёзе красную ленточку, а если урок не понравился и настроение не улучшилось то -белую.

( звучит хакасская музыка, дети вешают ленточки на берёзу)

«Проходим на построение»

- Спасибо, ребята, огромное вам.

-За то, что упорно и дружно трудились,

-И знания точно уж вам пригодились

- Окончен урок, и выполнен план.

На этом наш урок окончен. Спасибо вам большое за совместную работу. «На право!», «Шагом марш!» (дети строем покидают зал)


 Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя.


Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.


Формирование интереса.


Активное участие в диалоге с учителем.

Совместно с учителем делают вывод: Какого человека можно назвать здоровым?

Формулируют тему урока.


Строят высказывания по теме «Подвижные (русские народные) игры» и участвуют в коллективном обсуждении.

Обсудить ход предстоящей разминки.

Установить роль разминки на занятиях подвижными играми.

Сознательное выполнение определённых упражнений.

Активно включаться в процесс выполнения  задания.
Умение выполнять физические упражнения для развития мышц.


Правильное выполнение задания.


Безопасное поведение во время выполнения задания.

Определить последовательность  разминки групп мышечных .





Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя.

Безопасное поведение во время выполнения задания.

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем.


Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью.


Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок.



Умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в коллективе.





Игроки делятся на две команды и при помощи инструктивных карточек изучают игру.

1 команда знакомится с правилами  игры «Горелки» (приложение 1).

2  команда знакомится с правилами  игры «ОРЫН ПЫЛАЗАХ» -  «ЗАНЯТИЕ МЕСТА» (приложение 2)

По выбору один из игроков каждой команды должен объяснить правила игры для всех учащихся.

Все учащиеся играют по очереди в обе игры.


Принимать инструкцию учителя, чётко ей следовать.

.

Проанализировать и оценить свои действия на уроке.

Выразить своё мнение об уроке.

Ответить на вопросы.










Личностные:

- учебно-познавательный интерес к занятиям подвижных игр.

Регулятивные:

-самостоятельно выполнять комплексы упражнений.

-следовать инструкциям учителя и последовательности стандартных действий при выполнении физических упражнений.

-планировать, контролировать и оценивать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

 -активно включаться в процесс выполнения заданий.

-выражать творческое отношение к выполнению заданий.

-устанавливать и объяснять связь между физкультурой и здоровьем, развитием человека.

Коммуникативные:

 -высказывать собственное мнение  о значении физкультуры и здоровья  человека.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к занятиям подвижных игр.

- понимание личной ответственности за своё поведение в командах соревнованиях, подвижных играх на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные:

-самостоятельно выполнять комплексы упражнений, планировать свои действия во время игры.

-следовать инструкциям учителя и последовательности стандартных действий.

-планировать, контролировать и оценивать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять анализ выполненных действий при игре.

-активно включаться в процесс выполнения заданий.

-выражать творческое отношение к выполнению заданий.

- Коммуникативные:

 -координировать взаимодействие с партнёрами в игре.

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к занятиям подвижных игр.

- понимание личной ответственности за своё поведение в командах соревнованиях, подвижных играх на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные:

-следовать инструкциям учителя и последовательности стандартных действий .

-планировать, контролировать и оценивать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять анализ выполненных действий при игре.

-активно включаться в процесс выполнения заданий.

-выражать творческое отношение к выполнению заданий.

-устанавливать и объяснять связь между физкультурой и здоровьем, развитием человека.

Коммуникативные:

 -высказывать собственное мнение  о значении физкультуры и здоровья  человека.

-участвовать в работе группы. Предвидеть последствия коллективных решений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                                               Подвижная игра "Горелки"


http://u-detstvo.ru/run/img/gorelki.jpg


Задачи: познакомиться с правилами игры «Горелки», воспроизвести правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество участников, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который стоит спиной к колонне. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны, один с правой стороны, другой — с левой. Как только они поравнялись с водящим, водящий бежит через коридор. Задача ребят  — добежать вперед, встать перед колонной и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, пробежав через коридор должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару,  и становятся в конец колонны, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«ОРЫН ПЫЛАЗАХ» – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА»

Задачи: познакомиться с правилами игры «Горелки», воспроизвести правила игры.

Описание:  эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу (по часовой стрелке ) и внезапно ударял кого-нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу (по часовой стрелке), а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить. 

Цель игры: развитие быстроты реакции, скоростных качеств.

586×535

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Хур талазах (нахождение кушака)

Участники игры «хур талазах» (нахождение кушака) образуют круг. В центр выводят водящего. По команде он закрывает глаза. Затем его слегка ударяют кушаком (хур), который прячется за спину и передается друг другу. Водящий должен отгадать, кто ударил. Если он не сумел отгадать, то ему задают следующий вопрос: — «У вас как себя ведут? Став собакой лают или став уткой крякают?» После этого проигравший должен выбрать себе наказание. Он или лает по-собачьи, или крякает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный час "Русские народные подвижные игры".

Мероприятие проводится на свежем воздухе, дает возможность познакомить детей с играми наших родителей, дедушек и бабушек....

Русские народные подвижные игры

Познакомить детей с русскими народными играми в их начальной интерпретации, в которые играли наши предки много лет назад. Некоторые игры дошли до нас несколько в другой форме и мы продолжаете иг...

Практикум "Русские народные подвижные игры"

Тематическое планирование, пояснительная записка, описание подвижных игр....

программа дополнительного образования "Русские народные подвижные игры"

Программа рассчитана для учащихся 7-8 лет. Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.

В этой папке содержится календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс....

проект "Русские народные подвижные игры"

Проект направлен на изучение русских народных подвижных игр....