проект "Русские народные подвижные игры"
проект (1 класс) на тему

Скворцова Светлана Сергеевна

Проект направлен на изучение русских народных подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podvizhnye_igry3.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Савинская средняя общеобразовательная школа

Проект

Русские   народные  подвижные  игры

                       

                       

                         

                            Выполнил

                   учащийся 1а класса

               МБОУ Савинской СОШ

                        Цветков Матвей

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Скворцова Светлана Сергеевна

                                                            п. Савино

                                                              2016 г.

Актуальность.

    В  сентябре этого года мы стали первоклассниками. Нам очень нравится учиться в школе. На уроках мы узнаем много интересного и полезного. Но во время длинных перемен между уроками и прогулок на улице  в группе продленного дня хочется поиграть в игры. Но все наши  развлечения – это догонялки, бег друг за другом.    Из-за этого в школе создается шум, который мешает другим детям. На внеурочных занятиях «Подвижные игры» мы познакомились с некоторыми играми, в которые можно играть в  помещении и на улице. Особенно нам понравились русские народные игры. Было весело! И перемены стали проходить быстро и интересно.  Я решил найти информацию о русских народных играх, научиться в них играть,   научить своих одноклассников и друзей этим играм.  И скорее всего, будет гораздо интереснее, полезнее проводить время на школьных переменах, в гостях и во время прогулок на улице.

Цель: изучение русских народных подвижных игр

Задачи: 1. Провести социологический опрос.

               2.  Изучить многообразие русских народных игр, их правила и выбрать

               игры для детей младшего школьного возраста.

               3. Научить  своих одноклассников этим играм.

   

Предмет исследования: русские народные подвижные игры.

                                              Ожидаемые результаты.        

Познакомлюсь с новыми русскими народными играми. Научусь сам и научу других играть в эти игры, чтобы интересно и с пользой проводить своё свободное  время.

Сбор и анализ информации.

    Сначала я провёл социологический опрос среди ребят нашего класса. Было опрошено 18 человек.  

Да

Нет

Любишь ли ты играть в подвижные игры?

18

учеников

-

Много ли русских народных игр ты знаешь?

2

ученика

16

учеников

Хочешь ли научиться играть в незнакомые тебе русские народные игры?

18

учеников

-

Нужно ли знать и уметь играть в русские народные игры, соблюдать правила?

18

учеников

-

   К ребятам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся  отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют.

     Результаты опроса показали, что у ребят есть большое желание узнать новые русские народные игры и научиться играть в них.

   

                        Из истории русских народных подвижных игр

    Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.  Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют  развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве. Русские народные игры создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству, истории русского народа.

    В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой.

   Жребий- это условный знак, какой- нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим.

  Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады, когда один из играющих берёт жребий и за спиной прячет его в руке. Угадавший выигрывает спор.

Старинные считалки

Катился горох по блюду.

Ты води,

А я не буду.

Таря- Маря

В лес ходила,

Шишки

Ела-

Нам велела.

А мы

Шишки

Не едим,

Таре- Маре

Отдадим!

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Комарики- мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке…

Близко ночь,

Улетайте прочь.

-Тили- тели,-

Птички пели,

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнёзда вить!

Кто не вьёт, тому водить!

Обруч круж,

Обруч круж.

Кто играет,

Будет уж.

Кто не хочет

Быть ужом,

Выходи

Из круга вон!

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети

И кричали:

«Кук! Мак!»

Убирай

Один кулак!

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети.

Кукушата

Просят пить.

Выходи-

Тебе водить!

Инцы- брынцы,

Балалайка!

Инцы- брынцы,

Поиграй-ка!

Инцы- брынцы,

Не хочу!

Инцы- брынцы,

Вон пойду!

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет

По полям.

Тут и там!

Тут и там!

Где проскачет он-

Выходи

Из круга вон!

Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.

Сговорки

Кого выбираешь:                                              

Конь вороной

Или хомут золотой?

Шары катить

Или воду лить?

Сено косить

Или дрова рубить?

Коня ковать

Или двор подметать?

Кого возьмёшь:

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Кого в гости пригласишь:

Хитрую лису

Или Марью-красу?

Чего тебе дать:

Сахару кусочек или красненький платочек?

Русские народные подвижные игры,

в которые мы научились играть

Петух

     Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу.

Дети произносят потешку:

Тух-тух

Ту-ру-рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку-ка-ре-ку!

Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.

Горелки                           

Сначала надо сосчитаться и выбрать вожака, того, кто будет «гореть» — догонять убегающих.

Вожак отходит от других участников игры. Он идёт вперёд, но не очень далеко — шага за три, за четыре. Здесь он становится спиной к ребятам и приговаривает нараспев:

— Горю, горю на камушке! Горю, горю на камушке!

Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.

Пока он приговаривает так, все другие берутся за руки и становятся за ним парами — одна пара за другой. Как станут, запевают хором такую песенку:

— Гори, гори ясно,

     Чтобы не погасло.

     Глянь на небо:

     Птички летят,

     Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, вожак должен глянуть на небо.

Тут последняя пара в веренице разнимает руки — один побежит вперёд вдоль вереницы справа, другой — слева. Вот они поравнялись с вожаком — а он всё стоит и не оглядывается,— и вдруг все громко кричат ему:

—  Раз, два,

      Не воронь,

      Беги,

      Как огонь!

Вожак оглядывается и со всех ног кидается к бегущим. Он норовит поймать одного из них. Но не так-то легко это сделать. Если бегущие возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, а водящий вновь «горит». Но если водящему удалось поймать одного из убегающих, он встаёт впереди всей колонны , а «горит» тот, кто остался без пары.

                                        Горелки с платочком

Все участники игры встают парами  друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.

Играющие говорят хором:

— Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

     Глянь на небо:

     Птички летят!

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

После слов «Раз! Два! Три! Беги!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».

«Бабка Ёжка»

            В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:


Бабка Ежка Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит: 
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.

 

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся — тот и замирает.

                                                   У медведя во бору

             На роль медведя выбирается один человек, который по сюжету должен охранять свой лес от посягательств детей. Другие дети подкрадываются к нему, напевая слова «У медведя во бору  грибы,  ягоды беру, а медведь не спит, он на нас глядит…». В этот момент «просыпается» медведь. Тот, кого он поймает, выбывает из игры. Игра может повторяться несколько раз.

                                                         Пустое место

Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остаётся, а оставшийся без места становится водящим.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук! Тук!

 - Кто там?

 - Покупатель.

 - Зачем пришел?

 - За краской.

 - За какой?

 - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».

Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше     красок.

                            Стадо

     Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:                           Пастушок! Пастушок!

Заиграй во рожок!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

                                              Два Мороза

 На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встают водящие - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

Они говорят:

Я Мороз-Красный нос.

Я Мороз-Синий  нос.

     Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Правила игры : Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

                                                      Петушиный бой

Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила игры:

1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Заключение

       Я узнал, что русские народные подвижные  игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись, в зависимости от местности, времени и народности. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Мои одноклассники с удовольствием научились играть в эти игры, и теперь нам всегда есть чем заняться в свободное время.

      Народные игры помогают нам  дружить, понимать и помогать друг другу, уступать, быть терпимыми. Играя в русские подвижные игры, мы становимся сильными, ловкими, быстрыми. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и требуют от нас умственной деятельности.

     Поэтому я считаю, что нужно изучать  старые всеми забытые игры  и знакомить с ними других ребят, которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером.

Вывод, делаем:  игра каждому всегда нужна.

Наши бабушки играли, иностранных игр не знали.

Игры предков знаем мы,

Но играем от души мы не в русские родные,

А в заморские - чужие.

В « Бетменов»  и «Братц» играем,

Наши игры забываем.

Игры не только, друзья, развлеченье.

Игры- народа большое творенье!

Сила и ловкость заложены в них,

Родины милой искусством зажгись!

Выступление на защите проекта.

Тема моего проекта «Русские народные подвижные игры»

(Актуальность).

            В  сентябре этого года мы стали первоклассниками. Нам очень нравится учиться в школе. На уроках мы узнаем много интересного и полезного. Но во время длинных перемен между уроками и прогулок на улице  в группе продленного дня хочется поиграть в игры. Но все наши  развлечения – это догонялки, бег друг за другом.    Из-за этого в школе создается шум, который мешает другим детям. На внеурочных занятиях «Подвижные игры» мы познакомились с некоторыми играми, в которые можно играть в  помещении и на улице. Особенно нам понравились русские народные игры. Было весело! И перемены стали проходить быстро и интересно.  Я решил найти информацию о русских народных играх, научиться в них играть,   научить своих одноклассников и друзей этим играм.  И скорее всего, будет гораздо интереснее, полезнее проводить время на школьных переменах, в гостях и во время прогулок на улице.

Цель проекта: изучение русских народных подвижных игр

Задачи: 1. Провести опрос ребят.

               2.  Изучить многообразие русских народных игр, их правила и выбрать игры для детей младшего школьного возраста.

               3. Научить  своих одноклассников этим играм.

   

Предмет исследования: русские народные подвижные игры.

Ожидаемые результаты.        

Познакомлюсь с новыми русскими народными играми. Научусь сам и научу других играть в эти игры, чтобы интересно и с пользой проводить своё свободное  время.

    Сначала я провёл опрос среди одноклассников. Было опрошено 18 человек.  Результаты опроса показали, что ребята любят играть в подвижные игры, только мало их знают и очень хотят узнать новые. К ученикам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся  отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют.

   Я познакомил ребят  с историей русских народных игр. Рассказал о том, что русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют  развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве.

      В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой.

     Мы разучили старинные считалки и сговорки. Особенно нам понравились такие.

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети.

Кукушата

Просят пить.

Выходи-

Тебе водить!

Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.

Кого возьмёшь:

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Кого в гости пригласишь:

Хитрую лису

Или Марью-красу?

Мы научились играть в русские народные подвижные игры:

«Петух», «Горелки», «Горелки с платочком», «Бабка Ёжка», «У медведя во бору», «Пустое место», «Краски», «Стадо», «Два Мороза», «Ручеёк», «Петушиный бой».

       Я узнал, что русские народные подвижные  игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Мои одноклассники с удовольствием научились играть в эти игры, и теперь нам всегда есть чем заняться в свободное время.

      Народные игры помогают нам  дружить, понимать и помогать друг другу, уступать, быть терпимыми. Играя в русские подвижные игры, мы становимся сильными, ловкими, быстрыми. Игровая ситуация увлекает и требуют от нас умственной деятельности.

     Поэтому я считаю, что нужно изучать  старые всеми забытые игры  и знакомить с ними других ребят, которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером.

Вывод, делаем:  игра каждому всегда нужна.

Наши бабушки играли, иностранных игр не знали.

Игры предков знаем мы,

Но играем от души мы не в русские родные,

А в заморские - чужие.

В « Бетменов»  и «Братц» играем,

Наши игры забываем.

Игры не только, друзья, развлеченье.

Игры- народа большое творенье!

Сила и ловкость заложены в них,

Родины милой искусством зажгись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный час "Русские народные подвижные игры".

Мероприятие проводится на свежем воздухе, дает возможность познакомить детей с играми наших родителей, дедушек и бабушек....

Русские народные подвижные игры

Познакомить детей с русскими народными играми в их начальной интерпретации, в которые играли наши предки много лет назад. Некоторые игры дошли до нас несколько в другой форме и мы продолжаете иг...

Практикум "Русские народные подвижные игры"

Тематическое планирование, пояснительная записка, описание подвижных игр....

программа дополнительного образования "Русские народные подвижные игры"

Программа рассчитана для учащихся 7-8 лет. Народные игры - это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.

В этой папке содержится календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс....

Народные подвижные игры для детей 5-7 лет.

Материал знакомит родителей с увлекательными,интересными старинными подвижными играми для детей 5-7 лет....