УРОВНИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ И СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СИБИРСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА
методическая разработка по физкультуре (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2021.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ И СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СИБИРСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Общеизвестно, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств. Это обуславливается наличием определенных периодов в онтогенезе, называемых сенситивными периодами и связанных с развитием различных морфологических и физиологических систем организма человека. Также известно, что в эти периоды специфически направленные физические воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме ребенка, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития его физических качеств. При этом темпы естественного прироста двигательных способностей неодинаковы в разных возрастных группах, так как ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития. Для младшего школьного возраста наибольшие приросты характерны для следующих физических качеств - скорость, ловкость и скоростно-силовые способности.
Современные медико-биологические и психолого-педагогические данные показывают устойчивое снижение психофизического здоровья учащихся общеобразовательной школы. Так, у детей и подростков наблюдается рост числа хронических заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей с дефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике. Лабораторией физического воспитания института возрастной физиологии РАО в 1998 году проведено выборочное исследование, характеризующее уровень физического воспитания учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. Так, высокое физическое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее - около 57% и низкое - около 34%. Распределение по группам здоровья фиксировано следующим: к I группе отнесены около 21%, ко II - 57% и к III - около 22%. Учащиеся 1-4-х классов не осваивают упражнений в метаниях (24%), прыжках в длину и высоту с разбега (соответственно 18 и 26%), кувырок вперед (31%), лазанье по канату (16%) и основные плавательные движения (30%). Минимальным уровнем знаний, предусмотренным комплексной программой физического воспитания, обладают лишь около 11% младших школьников.
В литературе также фиксируется, что от класса к классу выявленные негативные тенденции практически не претерпевают положительных изменений, что указывает на несовершенство учебно-педагогического процесса в области физического воспитания.
Следует отметить, что начало систематического обучения в школе связано со значительными нагрузками, требующими от детей большого физического и психического напряжения. Специалисты фиксируют, что соотношение между динамическими и статическими нагрузками первоклассника, по сравнению с предшествующим периодом его жизни, резко изменяется в сторону преобладания наиболее утомительного статического компонента. В связи с этим, одним из важных критериев готовности детей к обучению в школе многие исследователи считают высокий уровень физического развития.
Отметим, что типичными проблемами современного детского населения в разных регионах страны являются гипокинезия, гиподинамия, низкий уровень физической подготовленности и сниженная мотивация к занятиям физической культурой. Сказанное показывает, что актуальна задача разработки и применения методик физического воспитания школьников начальных классов.
Технология развития физических качеств обучающихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма, которую мы применяли на протяжении нескольких лет, предполагает определенную последовательность действий учителя и обучающихся: идентификация особенностей телосложения школьников, процедура индивидуально-групповой организации занятий (применение физических нагрузок, адекватных ведущим двигательным качествам), а также оценка физической подготовленности обучающихся в соответствии с типологическими нормативами. Технология используется в формировании жизненно необходимых двигательных качеств и совершенствовании индивидуального физического развития.
Совершенствование двигательных качеств должно строиться на основе соотношения адекватных средств, методов индивидуальным задаткам занимающихся, чаще всего применении индивидуально-группового способа проведения занятий или метода круговой тренировки. Оценивание физической подготовленности проводится со строгим учетом особенностей телосложения в соответствии с типологическими стандартами.
Учитель физической культуры при внедрении технологии физической подготовки школьников, основанной на учете особенностей телосложения, осуществляет ее в 3 этапа:
1) дифференциация школьников по типам телосложения;
2) осуществление воздействия физических нагрузок, учитывающих особенности телосложения обучающихся;
3) оценка физической подготовленности школьников в соответствии с типологическими нормативами.
На первом этапе в рамках уроков физической культуры со школьниками формируются группы в соответствии с особенностями телосложения. Определение типов телосложения следует в соответствии с морфофункциональными характеристиками разных соматотипов на основании классической схемы. Три категории школьников: обучающиеся с астено-торакальным, мышечным и дигестивным типами телосложения.
После формирования типологических групп следует второй этап, на котором для реализации технологии физической подготовки, учитывающей особенности телосложения и развития физических качеств, рекомендуется применять индивидуально-групповой способ организации занятий.
Каждую группу составляют школьники одного типа телосложения. Под общим руководством учителя работой каждого отделения руководит командир, либо кто-то из наиболее подготовленных обучающихся. Однако учителю необходимо время от времени подходить и к другим отделениям, проверяя их работу. Используется также индивидуальный способ организации урока. И в том и другом случае широко применяется метод круговой тренировки.
На третьем этапе осуществляется процедура оценки физической подготовленности обучающихся. Оценка по физическому воспитанию - очень тонкий инструмент, существенно влияющий на психологическое состояние и социальный статус ученика. Несправедливость такой оценки особенно опасна.
Оценка результатов двигательных тестов на уроке физической культуры должна осуществляться на основе типологически адекватных шкал, учитывающих диапазон реальных возможностей представителей каждого конституционального типа, то есть должна быть дифференцирована.
Задача исследования – изучить уровни скоростных и силовых качеств мальчиков, обучающихся в младших классах в условиях кадетского корпуса г. Новосибирска после применения технологии развития физических качеств обучающихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма, сравнить эти результаты с нормативами, данными в УМК «Начальная школа XXI века – Алгоритм успеха».
Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдение и тестирование, хронометрирование, соматоскопия, антропометрия, физиометрия. Полученные данные изучались методами математической статистики с помощью прикладной программы XL.
Обследовано 124 мальчика, обучающихся во 2–4 классах начальной школы (в возрасте 8–10 лет) в Сибирском кадетском корпусе. Проведено педагогическое тестирование скоростных качеств (бег 30 м), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места), ловкости (челночный бег 3х10м). Обследование проводили в сентябре и мае 2018-2019 и 2019-2020 уч.гг. (таблица 1).
Результаты исследование и их обсуждение. Анализ полученных данных (табл.1) выявил следующее. Величины ежегодных приростов в скорости (бег 30 м) фиксируют, что наибольший прирост (7,9%) этого качества показали мальчики 8 лет (2 класс). Оказалось, что в возрасте 9 лет (3 класс) у мальчиков более высокими темпами развивались скоростно-силовые качества (4,6%), а в 10 лет (4 класс) – ловкость (6,0%). Другие величины приростов изучаемых показателей в возрастах 8, 9 и 10 лет фиксированы в границах 5%, что свидетельствует о естественном росте этих физических способностей обследованных мальчиков.
Таблица 1
Динамика изучаемых показателей у младших школьников (мальчики)
Возраст, лет | Класс | Бег 30 м, сек | Прыжок в длину с места, см | Челночный бег 3х10 м., сек. | ||||||
1 обсл | 2 обсл | Прирост,% | 1 обсл | 2 обсл | Прирост,% | 1 обсл | 2 обсл | Прирост % | ||
8 | 2 | 6,8 | 6,3 | 7,9 | 134,1 | 137,1 | 2,2 | 9,4 | 9,1 | 3,3 |
9 | 3 | 6,3 | 6,3 | 0 | 140,2 | 146,7 | 4,6 | 8,9 | 8,8 | 1,1 |
10 | 4 | 6,1 | 6,0 | 1,6 | 149,3 | 153,4 | 2,7 | 8,8 | 8,3 | 6,0 |
Полученные данные выявляют, что использованная методика физического воспитания оказала положительное влияние на развитие двигательных качеств: скорость, скоростно-силовые и ловкость именно в конкретные возрастные интервалы, совпадающие с сенситивными периодами данных качеств.
УМК «Начальная школа XXI века – Алгоритм успеха» - это комплект, подготовленный научным коллективом Института Возрастной Физиологии Российской Академии Образования (РАО) и Института Содержания Методов Обучения (ИСМО РАО) Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Фундаментом в разработке УМК по физической культуре послужили многолетние исследования Института Возрастной Физиологии об особенностях функционирования и развития организма детей и подростков в зависимости от совокупности различных условий. Проведена оценка результатов тестирования с возрастно-половыми нормативами, представленными в комплексной программе физического воспитания данных авторов (2019). Такое сравнение показывает, что практически все варианты оцениваются на уровнях средних; только ловкость (в возрасте 10 лет) оценивается выше средних значений возрастных нормативов. Следовательно, уровни развития изучаемых двигательных качеств мальчиков младших классов, которые обучаются в Сибирском Кадетском Корпусе, соответствуют возрастным нормам современных детей.
Выводы:
1. Определена динамика изучаемых показателей у мальчиков-кадетов: а) во 2-м классе прирост скорости составил 7,9%, скоростно-силовых способностей - 2,2% и ловкости - 3,3%; б) в 3-м классе – соответственно - 0%, 4,6% и 1,1%; в) в 4-м классе – соответственно - 1,6%, 2,7% и 6,0%. Другими словами, приросты скоростных, скоростно-силовых качеств и ловкости у школьников младших классов фиксированы в границах от 0 до 7,9%. При этом максимальные приросты фиксированы: в возрасте 8 лет – в скорости (7,9%), в возрасте 9 лет – в скоростно-силовых качествах (4,6%), в возрасте 10 лет – в ловкости (6,0%).
2. Выявлены уровни развития изучаемых показателей: в основном они оцениваются как средние, за исключением ловкости (в 4 классе), оцениваемой выше среднего.
3. Видим умеренное положительное влияние использованной методики физического воспитания, а также то, что использованные физические нагрузки, как фактор воздействия, согласуются с сенситивными периодами изучаемых здесь двигательных качеств.
Свидетельством эффективности данного подхода служит наибольшее количество позитивных изменений в физической подготовленности и мышечной работоспособности в тех группах школьников, где физическая подготовка осуществлялась с преимущественным развитием наиболее развитых для определенного типа телосложения двигательных качеств.
Дифференцированный подход в развитии двигательных качеств с учётом индивидуально-типологических особенностей организма в дальнейшем позволяет совершенствовать систему отбора в различные виды спорта, активизировать и поддерживать уровень здоровья занимающихся.
Список использованной литературы
- Дарская С.С. техника определения типов конституции у детей и подростков // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975. – С. 45-55.
- Додонова Л.П. методы соматотипирования в возрастной и конституциональной антропологии: Учебное пособие. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2016 – С. 146-147.
- Жуков О.Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14 - 17 лет / О.Ф. Жуков, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 2. - С. 41-45.
- Зайцева В.В. Такие разные дети: Шаги физического развития / В.В.Зайцева, В.Д. Сонькин. - Екатеринбург: У-Фактория, 2016. - 288 с.
- Левушкин С.П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения / С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - N 6. - С. 2-5.
- Левушкин С.П. Стандарты физической подготовленности школьников г. Ульяновска / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2014. - 32 с.
- Сонькин В.Д. [и др.] Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2010. - С. 31-59.
- Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. канд. дисс. М., 1994. - 23 с.
- Линия УМК Т. В. Петровой. Физическая культура (1-4) Источник: https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-t-v-petrovoy-fizicheskaya-kultura-1-4/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников
В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...
Урок физической культуры по теме "Общая физическая подготовка на развитие скоростно-силовых качеств"
Тема: Общая физическая подготовка на развитие скоростно-силовых качеств.Место урока: лёгкая атлетикаТип урока: урок закрепленияЦели урока: 1. Формирование умений и навыков...
Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.
Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
Проведение методики описанной Р. С. Немовым для определения уровня знания математической речи младших школьников...
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
В данном документе проводилась примерная работа уровня развития математической речи на примере моей группы....