«Физическая культура как необходимый компонент жизнедеятельности младших школьников».
статья по физкультуре

Физическая культура как необходимый компонент жизнедеятельности младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алёшненская средняя общеобразовательная школа»

303541, д.Алёшня, Залегощенский район, Орловская область, переулок  Школьный, 7    

Телефон: (48648)-28-3-16.     E-mail: aly-shkola@yandex.ru           ИНН 5709003219

«Физическая культура как необходимый компонент жизнедеятельности младших школьников».

Март 2018 г.

Многие исследователи с тревогой отмечают, что именно с приходом детей в школу наступает резкое снижение их двигательной активности. Учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости. Такой образ жизни часто приводит к отклонениям в физическом развитии. Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение - это только наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом такая нехватка отражается на сердечно-сосудистой системе ребенка.

Специальными экспериментальными исследованиями убедительно подтверждено, что резкое ограничение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом самочувствии человека и его настроении, но и на течении некоторых психических процессов; особенно ухудшается память и внимание. А высокая и специально организованная двигательная активность, то есть занятия физическими упражнениями, оказывает, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и некоторых других психических процессов и в конечном итоге - на успеваемость школьника. По своим особенностям развития дети 7-9 лет еще не обладают достаточными возможностями регулировать свои действия. Именно в начальные годы школьного детства ребенок начинает овладевать многими навыками, требующими хорошей координации и быстроты движений.

Постоянные занятия физической культурой закаляют волю школьников, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.

Формирование условно-рефлекторной функции у ребенка начинается с первых дней после рождения. Но даже в подростковом возрасте дети не могут еще в достаточной мере руководствоваться словесным объяснением для правильного выполнения упражнения. Для усвоения тех или иных движений дети должны их прочувствовать. В этом плане значительную роль играет «школа» специальных упражнений. Сложность начального обучения физическим упражнениям в условиях школьного урока связана с необходимостью овладеть техникой одновременно всеми учащимися. У школьного учителя незначительные возможности для индивидуального обучения, при котором можно осуществить контроль педагога за совпадением субъективных ощущений с правильным выполнением изучаемой техники. Поэтому подкрепление словесного объяснения чувственными ощущениями должно быть одним из основных приемов обучения.

Многочисленными исследованиями доказано, что оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы ускоряет процесс развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков. Создание оптимального «рабочего» уровня особенно важно на начальном этапе обучения. Излишнее разнообразие применяемых упражнений вызывает чрезмерное возбуждение центральной нервной системы детей и приводит к нарушению баланса между возбудительными и тормозными процессами.

У младших школьников высшая нервная деятельность еще не подготовлена к резким переключениям, поэтому большое разнообразие мало связанных между собой упражнений в начальной школе нежелательно.

Одной из частных задач моего исследования являлась задача сравнения контрольных нормативов для школьников в соответствии с действующей программой по физическому воспитанию, с данными, полученными в настоящем исследовании. Такой анализ позволяет определить уровень двигательных способностей в конкретной школе, для конкретного контингента школьников. Наше исследование проводилось на базе МБОУ- средней общеобразовательной школа № 7 г. Орла.

Для исследования скоростных качеств использовался бег на 30 м с высокого старта. Было установлено, что прирост скоростных способностей у девочек и мальчиков с 7 до 9 лег происходил равномерно. Если сравнивать собственные данные с данными программы, можно обнаружить, что школьники исследуемых нами возрастов существенно отличаются более высокими показателями.

Для исследования координационных способностей использовался челночный бег 3 х 10 м. Зарегистрировано, что данный показатель, характеризующий суммарную характеристику скоростных возможностей и двигательной координации по перестройке изменения бега, изменяется у мальчиков и девочек неодинаково и неравномерно. Наши исследования показали, что имеется существенное различие в развитии координационных способностей у мальчиков и девочек 7-9 лет. Эго предполагает включение в процесс физического воспитания целенаправленных скоростных упражнений с изменением направлений.

Для исследования скоростно-силовых качеств использовался прыжок в длину с места. Выявлено, что данный показатель изменяется у девочек и мальчиков неодинаково и неравномерно. Отмечается равномерный прирост данного качества у мальчиков.

Несколько иная характеристика данного показателя зафиксирована у девочек. Выявлено, что у девочек в диапазоне с 7 до 8 лет идет интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, а с 8 до 9 лет этот рост замедляется. При сравнении данных школьной программы и полученных нами данных, мы сделали следующий вывод: у девочек в возрасте с 7 до 9 лег прирост скоростно-силовых качеств идет более быстрыми темпами, чем у мальчиков.

   Первый этап проведенного исследования показал, что имеется существенное различие в развитии выносливости у мальчиков и девочек 7-8 лет. У мальчиков идет относительно равномерный прирост показателя данного качества, а у девочек на первом этапе (с 7 до 8 лет) идет замедленный прирост, а на втором этапе (8 до 9 лет) этот прирост увеличивается почти в 2 раза, что говорит о благоприятном сенситивном периоде с 8 до 9 лет у девочек. При рассмотрении основных критериев эффективности обучения моторным навыкам и умениям, необходимо выделить базовые моменты, которые могут повлиять на успех или неуспех двигательного обучения. Такими моментами являются: способности восприятия, которыми обладают учащиеся; их мотивации; эффективность передачи учащимся знаний, навыков и умений; характер упражнений и тренировок; память учащихся и склад их личности (например, уровень их самосознания) и др.

      Таким образом, успех двигательного обучения младших школьников не только является делом «чистой моторики», но и связан с познавательными способностями ребенка, формированием мотивов обучения и др. Сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные составляющие, а также определенные волевые акгы участвуют в процессе обучения двигательным навыкам и умениям, решающим образом влияя на его качество и обеспечивая комфортный процесс жизнедеятельности младшего школьника.

Выдержка из авторской статьи в Сборнике статьей Международной научно-практической конференции 13.02.15 г. « Глобализация наук: проблемы и перспективы», Уфа РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС» 2015.

Литература:

1.Авдеева Т.Г. Введение ы детскую спортивную медицину / Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова  - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009

2.Спорт в школе: Организационно-методические основы преподавания физической культуры. – В 2-х т. Т. 1/ Сост. И.П. Космина, А.Т. Паршиков, Ю.П. Пузырь. – М.: Советский спорт,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект жизнедеятельности младших школьников "Мы живем в России"

Ведущая идея проекта          На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается ...

Проект жизнедеятельности младших школьников «Будь здоров!»

Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся  1-4 классов, а так же воспитание потребности в здоровом образе жизни, т. к. только здоровый ребенок способен успешно и в ...

Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внеш...

Основы безопасности жизнедеятельности младших школьников

Систематическое планомерное обучение ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать и трудиться. Занятия помогут предостеречь школьника от множества опасностей вокруг....

Методическая работа на тему: "Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников, как один из путей социализации личности".

Цель работы: повышение знаний воспитателя группы продленного дня по ОБЖ с последующей передачей их воспитанникам....

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сохранение вертикального положения тела в поле земной гравитации имеет огромное значение для человека. Равновесие - это определенное взаимодействие человека с земной гравитацией. На уроках физической ...