Рабочая программа по настольному теннису
рабочая программа по физкультуре
Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин.
В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.
Программа рассчитана на 1 года (136 часов) обучения детей в возрасте от 7 до
12 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolnyy_tennis.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Советский
«Средняя общеобразовательная школа №1
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Настольный теннис»
спортивно-оздоровительное направление
Срок реализации – 1 год.
Руководитель: Махмутов Д.М.
г. Советский 2020г.
Пояснительная записка
Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин.
В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.
Программа рассчитана на 1 года (144 часов) обучения детей в возрасте от 7 до
12 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным школьникам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру доступной для всех.
Целью программы; является начальная подготовка и обучение мастерству теннисной игры воспитанников дополнительного объединения Центра образования.
Программа основана на взаимосвязи физического воспитания детей, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах образования.
Задачи программы:
- Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.
- Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.
- Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
- Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.
- Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку.
- Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.
- Привлечь родителей воспитанников к занятиям, поощрять их интерес к достижениям своих детей.
При наборе учитывается возраст обучающихся и степень их подготовленности. Так как основное место моей работы – преподаватель физической культуры СОШ, это позволяет наблюдать учащихся в процессе уроков и наиболее одаренных детей приглашать на тренировки.
Принципы набора:
- добровольность, заинтересованность;
- наличие медицинского допуска к занятиям; 3 школьный возраст;
Данная группа по настольному теннису является разновозрастной.
При планировании учебно-тренировочного процесса программный материал на данном этапе подготовки распределялся с учетом материально-технической базы данной школы (наличие спортивного инвентаря, наличием спортивного зала)
Данная образовательная программа по настольному теннису разработана для учебно-тренировочной группы с периодом в 1года обучения.
Продолжительность учебно-тренировочных занятий в течение учебного года следующая:
при нагрузке 4 часа в неделю (144 часов в год) – 2 раза в неделю по 2ч;
- формой занятий является тренировочные занятия по обучению и совершенствованию необходимых навыков и умений.
Комплектование любой учебной группы проводится ежегодно в период с 1 по 15 сентября. В течение учебного года ввиду выбытия по различным причинам из состава обучающихся данная группа может быть доукомплектована в результате поиска и отбора одаренных детей.
На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:
- - стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
- - динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся с учетом возраста;
- - уровень освоения техники.
По окончании годичного цикла тренировок учащиеся должны выполнить разработанные и утвержденные на тренерском совете нормативные требования физической подготовленности.
Реализация принципа индивидуализации и персонификации физического образования и спортивной подготовки обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения воспитанников Центра Образования от азбуки физического воспитания и азов тенниса до начального уровня мастерства теннисной игры как
олимпийского вида спорта, а также достижения теннисистами хорошей физической и психической формы.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключается в самой природе учреждения дополнительного образования
– это: добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях в большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
І. Теоретическая подготовка
- Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины. Влияние спорта на укрепление здоровья.
- История развития мирового и отечественного настольного тенниса. Возникновение настольного тенниса, характеристика настольного тенниса в целом. Настольный теннис как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение. История отечественного настольного тенниса.
- Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, ногтями, волосами и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
- Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по настольному теннису. Оборудование и инвентарь, требования к спортивной одежде и обуви для занятий и соревнований. Правила пользования спортивным инвентарём. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест занятий по настольному теннису. Техника безопасности во время занятий. Правила пользования спортивным инвентарём. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий мини-футболом. Возможные травмы и их предупреждение.
- Правила соревнований по Настольному теннису. Знакомство с правилами соревнований. Судейство соревнований по настольному теннису.
ІІ. Практическая подготовка
- .Общая физическая подготовка. Имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание. Развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов.
Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление рук, ног, туловища. Упражнения из других видов спорта.
- Специальная физическая подготовка. Основывается на базе общей , достаточно высокой физической подготовленности учащихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических для настольного тенниса, как сила, быстрота,
выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП – улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.
Техническая подготовка
- Отработка движений на площадке, одновременная работа рук и ног.
- Упражнения Школы мяча, знакомство с теннисным мячом.
- Серии упражнений с мячом.
- Упражнения на развитие координации движений.
- Тренировка с ракеткой и мячом.
- Обучение имитации различных ударов.
- Отработка различных ударов об стенку.
- Освоение различных ударов через сетку.
- Отработка различных ударов об стенку и через сетку на точность попадания.
- Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.
- Обучение «левой» хватке ракетки.
- Отработка смены хватки ракетки, игра об стенку.
- Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии.
- Контрольные нормативы.
- Серия упражнений на развитие координации движений.
- Игра через сетку.
- Отработка «резаных» ударов.
- Освоение «крученых» ударов.
- Отработка ударов «с лета».
- Игра через сетку с применением различных приемов.
- Отработка удара «смешанных».
- Освоение подачи.
- Отработка игры «с полулета».
- Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.
- Отработка взаимодействия игроков в парной игре.
- Обучение парной игре, игра через сетку парами.
- Игра через сетку кроссом, по линии, «с пересечением».
- Игра через сетку на открытых кортах.
Учебно-тематический план для учебно-тренировочной группы
по настольному теннису (4 часа в неделю)
№ | Разделы программы | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка |
1 | Изучение правил игры и техника безопасности. | 2 | |
2 | История развития мирового и отечественного Настольного тенниса. | 1 | |
3 | Гигиена спортсмена и закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. | 1 | |
4 | Места занятий, их оборудование и подготовка. Правила соревнований, их организация и проведение. | 1 | |
5 | Правила соревнований по настольному теннису. | 5 | |
Итого часов. | 3 | ||
1 | Общая физическая подготовка. | 19 | |
2 | Специальная физическая подготовка. | 18 | |
3 | Техническая подготовка. | 25 | |
4 | Тактическая подготовка. | 31 | |
5 | Игровая подготовка. | 22 | |
6 | Соревнования. | Согласно календаря | |
7 | Контрольные испытания. | 16 | |
Итого часов. | 6 | 138 | |
Всего часов. | 144 |
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема тренировочного процесса | Кол-во часов | |
план | факт | |||
1 | Актуальность, популярность настольного тенниса. | 1 | ||
2 | Гигиена и врачебный контроль. | 1 | ||
3 | Влияние настольного тенниса на организм. | 1 | ||
4 | Особенности настольного тенниса. | 1 | ||
5 | Изучение элементов стола и ракетки. | 1 | ||
6 | Хватка ракетки. | 1 | ||
7 | Работа ног, положение корпуса. | 1 | ||
8 | Работа ног, положение корпуса. | 1 | ||
9 | Техника движения ногами, руками в игре. | 1 | ||
10 | Работа плеча, предплечья и кисти. | 1 | ||
11 | Изучение хваток, изучение выпадов. | 1 | ||
12 | Техника постановки руки в игре. | 1 | ||
13 | Движение ракеткой и корпусом. | 1 | ||
14 | Движение ракеткой и корпусом. | 1 | ||
15 | Техника движения ногами, руками в игре. | 1 | ||
16 | Техника движения ногами, руками в игре. | 1 | ||
17 | Изучение хваток, изучение выпадов. | 1 | ||
18 | Изучение хваток, изучение выпадов. | 1 | ||
19 | Владение ракеткой и передвижения у стола. | 1 | ||
20 | Владение ракеткой и передвижения у стола. | 1 | ||
21 | Движение ракеткой и корпусом. | 1 | ||
22 | Техника постановки руки в игре. | 1 | ||
23 | Изучение хваток, изучение выпадов. | 1 | ||
24 | Передвижение игрока приставными шагами. | 1 | ||
25 | Набивание мяча ладонной стороной ракетки. | 1 | ||
26 | Набивание мяча ладонной стороной ракетки. | 1 | ||
27 | Обучение техники подачи прямым ударом. | 1 | ||
28 | Обучение движениям при выполнении ударов. | 1 | ||
29 | Набивание мяча ладонной стороной ракетки. | 1 | ||
30 | Набивание мяча тыльной стороной ракетки. | 1 | ||
31 | Набивание мяча ладонной стороной ракетки. | 1 | ||
32 | Набивание мяча тыльной стороной ракетки. | 1 | ||
33 | Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки | 1 | ||
34 | Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. | 1 | ||
35 | Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки | 1 | ||
36 | Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. | 1 | ||
37 | Обучение техники подачи прямым ударом. | 1 | ||
38 | Обучение движениям при выполнении ударов. | 1 | ||
39 | Обучение техники подачи прямым ударом. | 1 | ||
40 | Обучение движениям при выполнении ударов. | 1 | ||
41 | Учебная игра с изученными элементами. | 1 | ||
42 | Владение ракеткой и передвижения у стола. | 1 | ||
43 | Набивание мяча на ракетке | 1 |
44 | Основные тактические варианты игры. | 1 | ||
45 | Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче. | 1 | ||
46 | Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче. | 1 | ||
47 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
48 | Подача справа и слева. | 1 | ||
49 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
50 | Подача справа и слева. | 1 | ||
51 | Открытая и закрытая ракетка | 1 | ||
52 | Обучение техники подачи прямым ударом | 1 | ||
53 | Обучение подачи «Маятник». Игра- подача. | 1 | ||
54 | Обучение техники подачи прямым ударом | 1 | ||
55 | Обучение подачи «Маятник». Игра- подача. | 1 | ||
56 | Учебная игра с элементами подач. | 1 | ||
57 | Учебная игра с ранее изученными элементами. | 1 | ||
58 | Обучение техники «наката» в игре. | 1 | ||
59 | Совершенствование техники постановки руки в игре | 1 | ||
60 | Обучение техники «наката» в игре. | 1 | ||
61 | Применение «подставки» в игре. | 1 | ||
62 | Изучение техники выполнения «подставки» слева | 1 | ||
63 | Изучение техники выполнения «подставки» справа | 1 | ||
64 | Совершенствование в группах по качеству элементов игры. | 1 | ||
65 | Изучение техники элемента «подрезка» | 1 | ||
66 | Учебная игра для совершенствования учебных элементов. | 1 | ||
67 | Занятия для совершенствование ранее изученных элементов | 1 | ||
68 | Выполнение наката справа в правый | 1 | ||
69 | Игровые приемы в настольном теннисе | 1 | ||
70 | Выполнение наката справа в правый | 1 | ||
71 | Игровые приемы в настольном теннисе | 1 | ||
72 | Учебная игра с изученными элементами. | 1 | ||
73 | Тактика игры атакующего. | 1 | ||
74 | Учебная игра, соревнования среди занимающихся. | 1 | ||
75 | Учебная игра, соревнования среди занимающихся. | 1 | ||
76 | Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов. | 1 | ||
77 | Тактика игры атакующего. Учебная игра. | 1 | ||
78 | Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов. | 1 | ||
79 | Тактика игры атакующего. Учебная игра. | 1 | ||
80 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола. | 1 | ||
81 | Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов. | 1 | ||
82 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола. | 1 | ||
83 | Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов. | 1 | ||
84 | Подача справа (слева) с подбросом мяча | 1 | ||
85 | Удар "накат": удержание мяча на столе | 1 | ||
86 | Подача справа (слева) с подбросом мяча | 1 | ||
87 | Удар "накат": удержание мяча на столе | 1 | ||
88 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола. | 1 | ||
89 | Совершенствование в группах по качеству элементов игры. | 1 | ||
90 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола. | 1 | ||
91 | Совершенствование в группах по качеству элементов игры. | 1 | ||
92 | Подача слева с верхним вращением мяча | 1 | ||
93 | Технические приемы с верхним вращением | 1 | ||
94 | Подача слева с верхним вращением мяча | 1 | ||
95 | Технические приемы с верхним вращением | 1 |
96 | Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. | 1 | ||
97 | Удар « накат» справа и слева на столе. | 1 | ||
98 | Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. | 1 | ||
99 | Удар « накат» справа и слева на столе. | 1 | ||
100 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
101 | Откидной удар справа. | 1 | ||
102 | Откидной удар слева. | 1 | ||
103 | Выполнение подачи в заданную зону стола. | 1 | ||
104 | Игра на счет из одной, трех партий. | 1 | ||
105 | Тактика игры против атакующего. | 1 | ||
106 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола. | 1 | ||
107 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
108 | Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча». | 1 | ||
109 | Тактика игры против атакующего. | 1 | ||
110 | Игра на счет из одной, трех партий. | 1 | ||
111 | Тактика игры атакующего против атакующего | 1 | ||
112 | Откидной удар справа. | 1 | ||
113 | Откидной удар слева. | 1 | ||
114 | Выполнение подачи в заданную зону стола. | 1 | ||
115 | Тактика игры атакующего. Учебная игра | 1 | ||
116 | Игра на счет из одной, трех партий. | 1 | ||
117 | Тактика игры атакующего против атакующего | 1 | ||
118 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
119 | Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча». | 1 | ||
120 | Баланс при подаче. Удар с лета. | 1 | ||
121 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола. | 1 | ||
122 | Тактика игры атакующего. Учебная игра | 1 | ||
123 | Занятия для совершенствование ранее изученных элементов. | 1 | ||
124 | Игра на счет из одной, трех партий. | 1 | ||
125 | Поочередные удары правой и левой стороной ракетки | 1 | ||
126 | Выполнение подачи в заданную зону стола. | 1 | ||
127 | Учебные игры с заданиями | 1 | ||
128 | Баланс при подаче. Удар с лета. | 1 | ||
129 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
130 | Поочередные удары правой и левой стороной ракетки | 1 | ||
131 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола. | 1 | ||
132 | Совершенствование игровых навыков сильных ударов | 1 | ||
133 | Игра на счет из одной, трех партий. | 1 | ||
134 | Совершенствование игровых навыков сильных ударов | 1 | ||
135 | Тактика игры атакующего. Учебная игра | 1 | ||
136 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
137 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
138 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
139 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
140 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
141 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
142 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
143 | Свободная игра на столе. | 1 | ||
144 | Подведение итогов. | 1 |
Список литературы
1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки, М.,2008г.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.
Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).
3. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1988.
4. Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984.
5. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М.: Агриус, 1975.
6. Лейвер Р. Как побеждать в теннисе – М., 1988.
7. Лот Ж.-П. Теннис за три дня.– М.: Просвещение, 1975.
8. Машка Олдржих, Шафаржик В. Начальная школа тенниса. – М.: ВИСПО, 1988.
9. Новиков А.В. Кукушкин В.В. Большой шлем или Четыре теннисных туза. М.: Советский спорт, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа секции по настольному теннису
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры....
Рабочая программа дополнительного образования по настольному теннису
Рабочая программа осуществляется 1 раз в неделю с детьми разновозрастной группы...
Образовательная программа «Настольный теннис»
Настольный теннис...
Рабочая программа "Якутские настольные игры"
Рабочая программа "Якутские настольные игры"...
Образовательная программа по настольному теннису 4-5 классов
Образовательная программа по тнастольному теннису 4-5 классов...
Рабочая программа по настольному теннису для 1-4 классов
Модифицированная программа третьего урока физической культуры по настольному теннису для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа «Настольный теннис»
Рабочая программа «Настольный теннис» разработана на основе программы«Настольный теннис» Барчуковой Г.В., Журавлевой А.Ю., рекомендованной Экспертным советом Министерства образ...