Рабочая программа по физической культуре для 1-2 кл. 2020-2021 уч год
рабочая программа по физкультуре (1, 2 класс)
Рабочая программа по предмету физическая культура для учащихся с легкой степенью умственной отсталости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-2_kl_2020_-2021.doc | 428.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа разработана в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе программы «Физическая культура» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 –4 классы», автор А. А. Дмитриев, под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой;
в соответствии с учебным планом адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Исилькульская школа – интернат».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 03.04.2015г;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1-2 классов КОУ «Исилькульская школа-интернат» и является одним из основных учебных предметов федеральной части учебного плана школы на 2020-2021 учебный год. Программа направлена на развитие и коррекцию познавательной деятельности учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Цель программы: сообщение знаний по физической культуре, формирование двигательных умений и навыков, содействие коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их развитию.
Задачи:
- Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений, по средствам выполнения физических упражнений и развития двигательных способностей.
- Укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат.
- Содействовать формированию у учащихся правильной осанки, закаливания организма, укрепления здоровья.
- Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и подвижных играх.
- Формировать умения выполнять основные виды двигательных действий и в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества (гибкость, точность, быстроту, координацию, ловкость, выносливость и силу).
- Воспитывать нравственные качества личности: волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке в общей группе. Работа с данной группой детей выстраивается на принципах индивидуально-дифференцированного подхода, с учётом характера заболеваний.
В программе физической культуре чётко обозначены базовые представления, которые должны усвоить все учащиеся и два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по физической культуре является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
В 1 классе ведется весь год безотметочное обучение. Оценочное обучение начинается во 2 классе со второго полугодия. Основная цель, которого сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. В течение безотметочного обучения проводятся диагностики уровня усвоения знаний и умений учащихся.
В течение года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1 этап – стартовая диагностика - сентябрь.
Цель: выявить уровень физического развития учащихся и готовность к освоению программного материала.
2 этап – итоговая диагностика - май.
Цель: выявление уровня физического развития учащихся и правильность выполнения техники упражнений.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов.
По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился).
1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).
2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.
3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков учащихся; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
Со второго полугодия 2 класса вводится традиционная система отметок по 5балльной шкале. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно
выполняют от 35% до 50% заданий;
Оценка «2» не ставится.
Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Физическая культура в 1-2 классах является составной частью всей системы работы с учащимися с нарушениями интеллекта. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компесаторные и лечебно-оздоровительные задачи.
Одной из важных коррекционных задач для детей с ограниченными возможностями является развитие их координационных способностей и гибкости. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. И двигательную реакцию воспитывают в играх, для этого изменяются условия применения сформированных навыков и умений.
В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), вводной части занятия применяют элементы следующих движений: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскоки. При этом рекомендуется то, что характер этих движений должен быть разный: плавный, отрывистый, медленный быстрый, а также без речи и с речью, используют считалки, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями.
С целью формирования ручной ловкости особое внимание уделяется формировании умений владения мячом руками, которое осуществляется посредством соответствующих комплексов специальных упражнений, последовательно способствующих становлению умений в: катании мяча; отбивании и ловле мяча после его отскока от поля; передаче, ловле и метании, в подбрасывании и ловле мяча падающего сверху. Для более успешного развития ручной ловкости каждое из предложенных упражнений модифицируется, т.е. одних изменяется направления катания мяча (по прямой, «змейкой», вокруг ног); по другой с расстояния (от 1 до 3-х м) между занимающимися каким-либо инвентарем (корзиной, обручем, дугой, мишенью и др.); в третьих - мяч ловится двумя или одной рукой выполнением хлопка, приседания или поворота и т.п.
При обучении детей с ограниченными возможностями новому движению, кроме обязательного показа требуется словесная инструкция и совместное проговаривание одновременным использованием пассивных движений, т.е. в постоянной помощи двигательном стимулировании. Одновременно следует учитывать замедленные темп усвоения ими новых движений и не отказывать от намеченных целей, а иногда сузить задачу и уменьшить требования, предъявляемые к технике упражнения. Поэтому процессе обучения новым и закрепления ранее изученных движений рекомендуется постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению. Таким образом, словесная инструкция - обязательный показ - совместное проговаривание, вплоть до использования метода пассивных движений и упражнений с постепенным усложнением приемов их выполнения. При этом особое внимание обращается на ознакомление с новыми упражнениями, т.е. необходим и медленный показ зеркальным методом, совместное проговаривание, возможно даже пассивное выполнение задания.
При этом рекомендуются разнообразные методические приемы, способствующие развитию двигательной сферы. Из них для детей с особыми образовательными потребностями наиболее целесообразны следующие:
- применение необычных исходных положений (бег из положения, сидя, прыжок и положения, стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положения (сесть, лечь, встать);
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или обеих ногах;
- использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объем; фактуры способствующих развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующей разносторонней координации тонких мышечных ощущений;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками (держась, за руки или за предмет, вдвоем, группой);
- более сложные сочетания основных движений. Например. использовать бег змейкой, обегая кубики, перепрыгивая на ходу не широкую канавку, доставая в прыжке до мяча.
Например, пробежать по извилистой дорожке, пролезть в обруч.
- Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества
подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Физическая культура» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для самостоятельного выполнения в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:
• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
школа»;
Весь учебный материал по предмету «Физическая культура» размещается на сайте:http://nsportal.ru/sendin-dmitriy
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область учебного плана АООП КОУ «Исилькульская школа-интернат» и изучается школьниками с умственной отсталостью на всех годах школьного обучения. Рабочая программа рассчитана на 96 часов 1класс, 98 часов 2 класс в год (3 часа в неделю).
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
IV. Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
Программа обеспечивает достижение учащимися 1-2 класса базовых учебных действий.
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из строя и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
В рабочей программе для 1-2 класса по физической культуре предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
учащиеся 1 класса должны выполнять следующее:
• ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять задание по словесной инструкции учителя, выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме.
- чередовать бег с ходьбой;
- подпрыгивать на одной и на двух ногах;
- метать мячи одной рукой с места;
- мягко приземляться при прыжках ;
- передвигаться на лыжах;
- кататься с гор;
- выполнять повороты на лыжах ;
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
К концу обучения 1 класса учащиеся должны уметь выполнять:
Достаточный уровень:
- Размыкание на вытянутые руки в колонне, шеренге. Повороты направо, налево, кругом. Движение в колонне. Выполнение команд: «Шагом марш!», «Стоп!», «Бегом марш!», «Встать!», «Сесть!», «Смирно!».
Упражнения без предметов
- Упражнения для мышц шеи. Наклоны туловища и головы вперёд, назад, в стороны из исходного положения.
- Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Лёжа на животе, поднимание ног поочерёдно и вместе, поднимание головы. Лёжа на спине, поочерёдное поднимание ног.
- Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Из основной стойки и стойки ноги врозь — поднмание и опускание рук вперёд, в стороны, вверх. Сжимание и выпрямление кистей рук, руки прямо перед собой. Вращение кистями вправо, влево. Поднимание рук вперед и вверх с хлопками. Сгибание и разгибание рук в плечевых
и локтевых суставах. Поднимание и опускание плечевого пояса, руки на поясе.
- Упражнения для мышц ног. Поднимание на носки. Сгибание и разгибание ног, стоя на одном месте, руки на поясе (медленно и быстро). Приседания на двух ногах.
- Упражнения на дыхание. Тренировка дыхания через нос и рот в различных исходных положениях: сидя, стоя, лёжа.
- Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Из положения руки и пальцы врозь, кисть в кулак, круговые движения кистями вовнутрь и наружу. Поочерёдное соприкосновение большого пальца с остальными. Отведение и сведение пальцев на одной руке, одновременно на двух руках со зрительным контролем и без него.
- Упражнения для формирования правильной осанки. Стоя спиной к стене, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук вперёд, вверх, в стороны; приседание, касаясь стенки затылком и спиной. Поднимание гимнастической палки вверх широким хватом с оставлением ноги на носок.
- Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп. Захватывание стопами каната, мяча, булавы, мешочка с песком. Ходьба по канату, лежащему на полу; ходьба по ребристой доске. Перекаты с носка на пятку.
- Упражнения для укрепления туловища. Лёжа на спине, поднимание прямой ноги (сгибание), поочерёдное сгибание и разгибание ног («велосипедист»). Лёжа на животе на гимнастической скамейке, захватывая её сбоку, подтягивание со скольжением по гимнастической скамейке. Сидя, сгибая левую руку, обхватить голень и прижать колено к груди. То же правой. Лёжа на спине, поднять правую ногу, левую.
- Стойка: руки за голову, наклон вперёд, прогнувшись.
Упражнения с предметами
- С гимнастическими палками. Выполнение различных исходных положений с гимнастической палкой. Поднимание гимнастической палки с пола хватом сверху и бесшумное опускание на пол.
- С флажками. Из исходного положения основной стойки поднимание рук в стороны, вперёд, вверх, круговые движения, стоя на месте и при ходьбе.
- С обручами. Прокатывание обруча и ловля его после прокатывания.
- С мячами. Прокатывание, ловля после прокатывания. Перебрасывание мяча с одной руки на другую. Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.
- С большими мячами. Перекладывание мяча с одного места на другое. Перекладывание мяча с одной ладони на другую, броски вверх, удары об пол, о стену и ловля его двумя руками.
- Лазанье и перелезание. Переползание на четвереньках по горизонтальной гимнастической скамейке, захватывая кистями рук её края. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не пропуская реек (высота ноги — на пятой рейке): из исходного положения стоя на полу взяться двумя руками за рейку на уровне головы. Поставить на первую рейку сначала одну ногу, затем другую, переставить поочерёдно руки на следующую рейку и т. д. Спускаться в том же порядке. Подлезание под препятствием высотой 40—50 см (под «коня», «козла», гимнастическую палку, верёвку). Перелезание сквозь гимнастические обручи (3—4 обруча на расстоянии 50 см).
- Упражнения на равновесие. Стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки на поясе. Кружение переступанием в медленном темпе. Передача и переноска предметов, спортивного оборудования. Переноска мяча до 1 кг различными способами, гимнастических палок, флажков, обручей, гимнастической скамейки, мата вчетвером.
- Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Увеличение и уменьшение круга движением вперёд, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперёд, назад. Ходьба по ориентирам, начерченным на полу. Прыжок в длину с места толчком двух ног в начерченный ориентир.
Лёгкая атлетика
- Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
- Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба).
- Прыжки с ноги на ногу на отрезках до 10 м. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места.
- Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.
Лыжная подготовка
- Поворот переступанием вокруг концов лыж. Катание с небольших горок. Передвижение на лыжах (300—800 м за урок).
Подвижные игры
- Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя. Уметь соблюдать правила во время игр.
Минимальный уровень:
Гимнастика
- Выполнять построение в одну шеренгу.
Упражнения без предметов
- Упражнения для мышц шеи. Наклоны туловища и головы вперёд, назад, в стороны из исходного положения— стойка ноги врозь.
- Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Лёжа на животе, поднимание ног поочерёдно и вместе, поднимание головы.
- Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Из основной стойки и стойки ноги врозь — и од ни мание и опускание рук вперёд, в стороны, вверх.
- Упражнения для мышц ног. Поднимание на носки. Приседания на двух ногах.
- Упражнения на дыхание. Тренировка дыхания через нос и рот в различных исходных положениях: сидя, стоя, лёжа.
- Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Из положения руки и пальцы врозь, кисть в кулак, круговые движения кистями вовнутрь и наружу.
- Упражнения для формирования правильной осанки. Из
положения стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками (обратить внимание при этом на отведение плеч слегка назад и на оптимальное выпячивание живота вперёд), отойти от стенки и вернуться к ней, сохраняя положение.
- Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп. Ходьба по канату, лежащему на полу; ходьба по ребристой доске. Перекаты с носка на пятку.
- Упражнения для укрепления туловища. Лёжа на животе с опорой на руки и без опоры: подъём головы («птички летят»), поочерёдные и одновременные движения руками («пловцы»), поочерёдное и одновременное поднимание ног.
Упражнения с предметами
- С гимнастическими палками. Удерживание палки двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, внизу, перед грудью, над головой.
- С флажками. Из исходного положения основной стойки поднимание рук в стороны, вперёд, вверх, круговые движения, стоя на месте и при ходьбе. Помахивание флажками над головой.
- С обручами. Удерживание обруча двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, над головой.
- С мячами. Разбрасывание и собирание мячей
- С большими мячами. Поднимание мяча вперёд, вверх, опускание вниз. Перекатывание сидя, стоя.
- Лазанье и перелезание. Переползание на четвереньках в медленном темпе по коридору длиной 15—20 м.
- Упражнения на равновесие. Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см. Стойка на носках. Ходьба по доске, положенной на пол. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки на поясе. Кружение переступанием в медленном темпе. Передача и переноска предметов, спортивного оборудования. Переноска мяча до 1 кг различными способами, гимнастических палок, флажков, обручей, гимнастической скамейки, мата вчетвером.
- Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Построение в обозначенном месте (в кругах, квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру.
Лёгкая атлетика
- Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем
- Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении
- Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч
- Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Произвольное метание малых и больших мячей. Броски и ловля волейбольных мячей.
Лыжная подготовка
- Построение с лыжами, переход на учебный круг. Ходьба на лыжах. Поворот переступанием вокруг концов лыж.
Подвижные игры
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
2 класс
Достаточный уровень:
Гимнастика
- Построения и перестроения. Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс — стройся!». Ходьба в колонне с левой ноги. Бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Перестроение из шеренги в круг, держась за руки, и из колонны по одному, двигаясь за учителем. Расчёт по порядку.
Упражнения без предметов
- Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы. Руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину. Круговые движения одной и двумя руками. Сгибание и разгибание рук из положений руки вперёд, в стороны. Взмахи ногами вперёд, назад, влево, вправо
- Упражнения на дыхание. Согласование дыхания с различными движениями: вдох — при поднимании рук, отведении их в стороны, выпрямлении туловища, разгибании ног; выдох — при опускании головы вниз, при наклонах туловища и приседаниях. Изменение глубины и темпа дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений.
- Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Круговые движения кистями.
- Противопоставление первого пальца остальным, пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно. Последовательные движения кистями рук в разных направлениях по показу учителя.
- Упражнения на расслабление мышц. Смена напряжённого вытягивания вверх туловища и рук полным расслаблением и опусканием в полуприседе. Смена резких движений в напряжённой ходьбе плавными движениями в мягкой ходьбе.
- Упражнения для формирования правильной осанки. Различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. Удерживание на голове небольшого груза с сохранением правильной осанки. Сохранение правильной осанки при ходьбе, удерживая небольшой груз в руках.
- Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стол. Сидя на гимнастической скамейке (на полу), напряжённые сгибания и разгибания пальцев ног, тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп:
прокатывание стопами каната, захватывание стопами мешочка с песком (мяча) с последующим броском его в верёвочный круг, в обруч и передачей соседу по ряду
- Упражнения для укрепления мышц туловища . Переход из положения лёжа в положение сидя. Стоя на четвереньках, поочерёдное поднимание прямой руки и ноги, прогибание, выполнение круговых движений головой, рукой.
- Подтягивание со скольжением по наклонной гимнастической скамейке. Упор стоя у гимнастического бревна на расстоянии 70—80 см, сгибание и разгибание рук.
- Упор лёжа на гимнастической скамейке и разгибание рук. Поочерёдное поднимание ног из положения сидя в упор сзади на гимнастической скамейке.
- Лежа на животе, руки за голову, прогибание с одновременным поднятием туловища и ног.
- Упор стоя на коленях, левую ногу назад на носок, правую руку в сторону и вверх, голову вправо. То же с правой ноги.
- Упор присев, прыжок вверх, руки вверх.
Упражнения с предметами
- С гимнастическими палками. Удерживание гимнастической палки различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из горизонтального положения в вертикальное по показу учителя. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении хватом снизу двумя руками. Выполнение упражнений из исходного положения — гимнастическая палка внизу.
- С флажками. Движения руками с флажками при ходьбе. Разнонаправленные движения руками с флажками по показу учителя («сигнальщик»).
- С малыми обручами. Приседания с обручем в руках. Прокатывание и ловля обруча. Вращение обруча на правой руке.
- С малыми мячами. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками, Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам. Удары мяча об пол, ловля двумя руками.
- Лазанье и перелезание
- Ползание на четвереньках по кругу с толканием впереди себя набивного мяча, в сторону и на скорость. Подлезание под препятствие высотой 30—40 см. Перелезание через препятствие высотой до 70 см. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом (расстояние между скамейками 20—30 см).
- Упражнения на равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по наклонной скамейке (высота верхнего конца скамейки 30—40 см). Ходьба по гимнастической скамейке боком приставными шагами. Ходьба по рейкам гимнастической скамейки. Ходьба по начерченной на полу линии. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперёд, назад с различными положениями рук (3-4 с).
- Переноска грузов и передача предметов. Коллективная переноска гимнастических скамеек. Переноска двух набивных мячей до 4 кг различными способами (катанием, в руках). Переноска 8—10 гимнастических палок.
- Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Движение в колонне с изменением направлений по ориентирам. Построение в кругу на определённое место (по ориентирам). Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места в обозначенный ориентир и воспроизведение его без контроля зрением. Шаг вперёд, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами, Изменение направления лазанья по определённым ориентирам. Подбрасывание мяча вверх до определённого ориентира. Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя.
инструкции учителя. Поднимание прямых рук вперёд, в стороны до определённой высоты и воспроизведение упражнений без зрительного контроля.
Лёгкая атлетика
- Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра.
- Быстрый бег на скорость 20—30 м. Медленный бег до 1,5 мин. Чередование бега и ходьбы на расстояние до 40 м (20 м — бег, 20 м — ходьба).
- Прыжки с высоты 30—40 см с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину.
- Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы.
Лыжная подготовка
- Построение в одну шеренгу с лыжами. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!». Прикрепление лыж к обуви, снятие лыж. Передвижение с лыжами в руках. Передвижение на лыжах друг за другом по учебной лыжне скользящим шагом. Поворот на месте переступанием вокруг носков лыж. Передвижение на лыжах, дистанция 300—800 м за урок.
Подвижные игры
- выполнять правила поведения в играх знать правила игр.
Минимальный уровень:
Гимнастика
- Построения в шеренгу по команде учителя. Равнение по носкам в шеренге. Расчёт по порядку.
Упражнения без предметов
- Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы. Руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину. Круговые движения одной и двумя руками.
- Упражнения на дыхание. Согласование дыхания с различными движениями: вдох — при поднимании рук, выдох-опускание рук.
- Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак).
- Упражнения на расслабление мышц. Помахивание кистью (как платком).
- Упражнения для формирования правильной осанки. Самостоятельное принятие правильной осанки стоя, сидя, | лёжа.
- Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стол.
- Ходьба по ребристой доске. Ходьба с наступанием на канат, на гимнастическую палку, на рейку лестницы.
- Упражнения для укрепления мышц туловища (разгрузка позвоночника). Лёжа на спине, на животе, поднимание ноги с отягощением; медленное поднимание и опускание обеих ног.
Упражнения с предметами
- С гимнастическими палками. Удерживание гимнастической палки различными способами при ходьбе. С флажками. Выполнение общеразвивающих упражнений с флажками в руках на месте (по показу). Движения руками с флажками при ходьбе. Разнонаправленные движения руками с флажками по показу учителя («сигнальщик»).
- С обручами. Выполнение упражнений из исходного положения — обруч перед собой, над головой.
- С малыми мячами. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками.
- С большими мячами. Катание мяча сидя в парах. коленях. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками.
- Лазанье и перелезание. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке.
- Упражнения на равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка).
- Переноска грузов и передача предметов. Передача большого мяча в колонне по одному сбоку, назад и вперёд.
- Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта, квадрат).
Лёгкая атлетика
- Ходьба. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову
- Бег. Бег на носках. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезания под сетку, обегание стойки и т. д.).
- Прыжки. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперёд, в стороны
- Метание. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность.
Лыжная подготовка.
- Построение в одну шеренгу с лыжами. Прикрепление лыж к обуви, снятие лыж. Передвижение с лыжами в руках.
Передвижение на лыжах друг за другом по учебной лыжне скользящим шагом.
Подвижные игры
- Знать правила игр.
V. Содержание учебного предмета
1 класс
Гимнастика
Теоретические сведения. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг.
Практический материал
Размыкание на вытянутые руки в колонне, шеренге. Повороты направо, налево, кругом. Движение в колонне. Выполнение команд: «Шагом марш!», «Стоп!», «Бегом марш!», «Встать!», «Сесть!», «Смирно!».
Упражнения без предметов
Упражнения для мышц шеи. Наклоны туловища и головы вперёд, назад, в стороны из исходного положения - стойка ноги врозь, руки на поясе (медленно и быстро). Повороты туловища и головы вправо и влево. В стойке ноги врозь, руки на поясе, повороты туловища в стороны (медленно и быстро).
Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Лёжа на животе, поднимание ног поочерёдно и вместе, поднимание головы. Лёжа на спине, поочерёдное поднимание ног, «велосипед», поднимание туловища.
Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Из основной стойки и стойки ноги врозь поднимание и опускание рук вперёд, в стороны, вверх. Сжимание и выпрямление кистей рук, руки прямо перед собой, Вращение кистями вправо, влево. Поднимание рук вперед и вверх с хлопками. Сгибание и разгибание рук в плечевых
и локтевых суставах. Поднимание и опускание плечевого пояса, руки на поясе.
Упражнения для мышц ног. Поднимание на носки. Сгибание и разгибание ног, стоя на одном месте, руки на поясе (медленно и быстро). Приседания на двух ногах.
Упражнения на дыхание. Тренировка дыхания через нос и рот в различных исходных положениях: сидя, стоя, лёжа. Глубокое дыхание, подражая учителю. Дыхание во время ходьбы с выговариванием звуков на выдохе: чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолёт), ж-ж-ж (жук).
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Из положения руки и пальцы врозь, кисть в кулак, круговые движения кистями вовнутрь и наружу. Поочерёдное соприкосновение большого пальца с остальными. Отведение и сведение пальцев на одной руке, одновременно на двух руках со зрительным контролем и без него. Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание. «Щелчки». Одновременные и поочерёдные сгибания, разгибания кистей рук и круговые движения.
Упражнения для формирования правильной осанки. Из
положения стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками (обратить внимание при этом на отведение плеч слегка назад и на оптимальное выпячивание живота вперёд), отойти от стенки и вернуться к ней, сохраняя положение. Стоя спиной к стене, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук вперёд, вверх, в стороны; приседание, касаясь стенки затылком и спиной. Поднимание гимнастической палки вверх широким хватом с оставлением ноги на носок.
Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп. Сидя на скамейке, сгибание и разгибание пальцев ног, стоп, круговые движения стопой, захватывание стопами каната, мяча, булавы, мешочка с песком. Ходьба по канату, лежащему на полу; ходьба по ребристой доске. Перекаты с носка на пятку.
Упражнения для укрепления туловища. Лёжа на животе с опорой на руки и без опоры: подъём головы («птички летят»), поочерёдные и одновременные движения руками («пловцы»), поочерёдное и одновременное поднимание ног. Лёжа на спине, поднимание прямой ноги (сгибание), поочерёдное сгибание и разгибание ног («велосипедист»). Лёжа на животе на гимнастической скамейке, захватывая её сбоку, подтягивание со скольжением по гимнастической скамейке. Упор стоя у гимнастического бревна на расстоянии 60—70 см, сгибание и разгибание рук. Сидя, сгибая левую руку, обхватить голень и прижать колено к груди. То же правой. Лёжа на спине, поднять правую ногу. То же левой. Упор сидя сзади, поднять левую ногу. То же левой, двумя.
Стойка: руки за голову, наклон вперёд, прогнувшись.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками. Удерживание палки двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, внизу, перед грудью, над головой. Перекладывание палки из одной руки в другую перед собой. Выполнение различных исходных положений с гимнастической палкой. Поднимание гимнастической палки с пола хватом сверху и бесшумное опускание на пол.
С флажками. Из исходного положения основной стойки поднимание рук в стороны, вперёд, вверх, круговые движения, стоя на месте и при ходьбе. Помахивание флажками над головой.
С обручами. Удерживание обруча двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, над головой. Принятие различных исходных положений с обручем в руках. Прокатывание обруча и ловля его после прокатывания.
С мячами. Разбрасывание и собирание мячей. Прокатывание, ловля после прокатывания. Перебрасывание мяча с одной руки на другую. Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.
С большими мячами. Поднимание мяча вперёд, вверх, опускание вниз. Перекатывание сидя, стоя. Перекладывание мяча с одного места на другое. Перекладывание мяча с одной ладони на другую, броски вверх, удары об пол, о стену и ловля его двумя руками.
Лазанье и перелезание. Переползание на четвереньках в медленном темпе по коридору длиной 15—20 м. Переползание на четвереньках по горизонтальной гимнастической скамейке, захватывая кистями рук её края. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не пропуская реек (высота ноги — на пятой рейке): из исходного положения стоя на полу взяться двумя руками за рейку на уровне головы. Поставить на первую рейку сначала одну ногу, затем другую, переставить поочерёдно руки на следующую рейку и т. д. Спускаться в том же порядке. Подлезание под препятствием высотой 40—50 см (под «коня», «козла», гимнастическую палку, верёвку). Перелезание сквозь гимнастические обручи (3—4 обруча на расстоянии 50 см).
Упражнения на равновесие. Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см. Стойка на носках. Ходьба по доске, положенной на пол. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки на поясе. Кружение переступанием в медленном темпе. Передача и переноска предметов, спортивного оборудования. Переноска мяча до 1 кг различными способами, гимнастических палок, флажков, обручей, гимнастической скамейки, мата вчетвером.
Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Построение в обозначенном месте (в кругах, квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперёд, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперёд, назад. Ходьба по ориентирам, начерченным на полу. Прыжок в длину с места толчком двух ног в начерченный ориентир.
- Перед шеренгой по очереди маршируют на месте два ученика: первый 5 с., второй — 10 с. Определить, кто из; них шёл дольше.
- Ходьба на месте в шеренге до 5 с, вторично — до 10 с.
Лёгкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках лёгкой атлетики.
Практический материал
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до 10 м. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места.
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Приём и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника.
Практический материал
Построение с лыжами, переход на учебный круг. Ходьба на лыжах. Поворот переступанием вокруг концов лыж. Катание с небольших горок. Передвижение на лыжах (300—800 м за урок).
- кататься с гор;
- поворачиваться на лыжах.
Подвижные игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр.
Практический материал
Коррекционные игры: «Наблюдатель», «Смекалистый», «Палочник и палочки», «Стой прямо», «Иди прямо», «По канату».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений; «Совушка», «Мы солдаты», «Слушай сигнал», «Удочка».
Игры с бегом и прыжками: «Весёлая эстафета», «Филин и пташки», «Мячик кверху».
Игры с бросанием, ловлей, метанием: «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали, тот и ловит».
2 класс
Гимнастика
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Практический материал
Построения и перестроения. Построения в шеренгу по команде учителя. Равнение по носкам в шеренге. Выполнение команд: «Равняйся!», «Смирно!». Ознакомление с левой и правой сторонами зала. Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс — стройся!». Ходьба в колонне с левой ноги. Бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Перестроение из шеренги в круг, держась за руки, и из колонны по одному, двигаясь за учителем. Расчёт по порядку.
Упражнения без предметов
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы. Руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину. Круговые движения одной и двумя руками. Сгибание и разгибание рук из положений руки вперёд, в стороны. Взмахи ногами вперёд, назад, влево, вправо. Наклоны туловища до касания руками пола, наклоны влево, вправо, со скольжением руками вдоль туловища. Приседания на двух ногах, стоя на первой рейке гимнастической стенки, I поочерёдное перехватывание реек руками. Выполнение по памяти 2—3 упражнений.
Упражнения на дыхание. Согласование дыхания с различными движениями: вдох — при поднимании рук, отведении их в стороны, выпрямлении туловища, разгибании ног; выдох — при опускании головы вниз, при наклонах туловища и приседаниях. Изменение глубины и темпа дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений.
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак). Одновременное и поочерёдное соприкосновение пальцев. Круговые движения кистями.
Противопоставление первого пальца остальным, пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочерёдно. Последовательные движения кистями рук в разных направлениях по показу учителя.
Упражнения на расслабление мышц. Помахивание кистью (как платком). Смена напряжённого вытягивания вверх туловища и рук полным расслаблением и опусканием в полуприседе. Смена резких движений в напряжённой ходьбе плавными движениями в мягкой ходьбе.
Упражнения для формирования правильной осанки. Самостоятельное принятие правильной осанки стоя, сидя, | лёжа. Стоя у вертикальной плоскости, отойти на 1, 2, 3 шага; последовательно расслабить мышцы плечевого пояса, рук, туловища, затем вернуться в исходное положение. Различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки. Удерживание на голове небольшого груза с сохранением правильной осанки. Сохранение правильной осанки при ходьбе, удерживая небольшой груз в руках.
Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп. Сидя на гимнастической скамейке (на полу), напряжённые сгибания и разгибания пальцев ног, тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп:
прокатывание стопами каната, захватывание стопами мешочка с песком (мяча) с последующим броском его в верёвочный круг, в обруч и передачей соседу по ряду. Ходьба по ребристой доске. Ходьба с наступанием на канат, на гимнастическую палку, на рейку лестницы. Приседание на носках, на всей ступне.
Упражнения для укрепления мышц туловища (разгрузка позвоночника). Лёжа на спине, на животе, поднимание ноги с отягощением; медленное поднимание и опускание обеих ног. Переход из положения лёжа в положение сидя. Стоя на четвереньках, поочерёдное поднимание прямой руки и ноги, прогибание, выполнение круговых движений головой, рукой.
Подтягивание со скольжением по наклонной гимнастической скамейке. Упор стоя у гимнастического бревна на расстоянии 70—80 см, сгибание и разгибание рук.
Упор лёжа на гимнастической скамейке и разгибание рук. Поочерёдное поднимание ног из положения сидя в упор сзади на гимнастической скамейке.
Лежа на животе, руки за голову, прогибание с одновременным поднятием туловища и ног.
Упор стоя на коленях, левую ногу назад на носок, правую руку в сторону и вверх, голову вправо. То же с правой ноги.
Упор присев, прыжок вверх, руки вверх.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками. Удерживание гимнастической палки различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из горизонтального положения в вертикальное по показу учителя. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении хватом снизу двумя руками. Выполнение упражнений из исходного положения — гимнастическая палка внизу.
С флажками. Выполнение общеразвивающих упражнений с флажками в руках на месте (по показу). Движения руками с флажками при ходьбе. Разнонаправленные движения руками с флажками по показу учителя («сигнальщик»).
С малыми обручами. Выполнение упражнений из исходного положения — обруч перед собой, над головой. Приседания с обручем в руках. Прокатывание и ловля обруча. Вращение обруча на правой руке.
С малыми мячами. Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удержанием мяча. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками, Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам. Удары мяча об пол, ловля двумя руками.
С большими мячами. Принятие различных исходных положений, удерживая мяч в руках. Катание мяча сидя в парах, сидя по кругу, стоя на коленях. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо, налево, кругом, после хлопка. Подбрасывание мяча на руке (правой, левой) несколько раз подряд. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе. Удары мяча об пол, ловля двумя руками.
Лазанье и перелезание. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20°) одноимённым и разноимённым способами (например, начиная правой ногой и левой рукой, правой ногой и правой рукой). То же по гимнастической стенке.
Ползание на четвереньках по кругу с толканием впереди себя набивного мяча, в сторону и на скорость. Подлезание под препятствие высотой 30—40 см. Перелезание через препятствие высотой до 70 см. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом (расстояние между скамейками 20—30 см).
Упражнения на равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка)» Ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по наклонной скамейке (высота верхнего конца скамейки 30—40 см). Ходьба по гимнастической скамейке боком приставными шагами. Ходьба по рейкам гимнастической скамейки. Ходьба по начерченной на полу линии. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперёд, назад с различными положениями рук (3-4 с).
Переноска грузов и передача предметов. Передача большого мяча в колонне по одному сбоку, назад и вперёд. Коллективная переноска гимнастических скамеек. Переноска двух набивных мячей до 4 кг различными способами (катанием, в руках). Переноска 8—10 гимнастических палок.
Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта, квадрат). Движение в колонне с изменением направлений по ориентирам. Построение в кругу на определённое место (по ориентирам). Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места в обозначенный ориентир и воспроизведение его без контроля зрением. Шаг вперёд, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами, Изменение направления лазанья по определённым ориентирам. Подбрасывание мяча вверх до определённого ориентира. Выполнение исходных положений рук по словесной
инструкции учителя. Поднимание прямых рук вперёд, в стороны до определённой высоты и воспроизведение упражнений без зрительного контроля.
Ходьба в обход в колонне до 10—15 с. Определение интервалов времени (дольше, меньше).
Лёгкая атлетика
Теоретические сведения. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега.
Практический материал
Ходьба. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра.
Бег. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезания под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость 20—30 м. Медленный бег до 1,5 мин. Чередование бега и ходьбы на расстояние до 40 м (20 м — бег, 20 м — ходьба).
Прыжки. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперёд, в стороны. Прыжки с высоты 30—40 см с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину.
Метание. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Подготовка к занятиям на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки.
Практический материал
Построение в одну шеренгу с лыжами. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!». Прикрепление лыж к обуви, снятие лыж. Передвижение с лыжами в руках. Передвижение на лыжах друг за другом по учебной лыжне скользящим шагом. Поворот на месте переступанием вокруг носков лыж. Передвижение на лыжах, дистанция 300—800 м за урок.
Подвижные игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).
Практический материал
Коррекционные игры: «Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок».
Игры с элементами развивающих упражнений: «Часовые и разведчики», «Передал и садись», «Салки маршем», «Повторяй за мной», «Верёвочный круг».
Игры с бегом: «Бег с флажками», «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее», «У медведя во бору», «Пустое
место».
Игры с прыжками: «Прыгающие воробышки», «Волк во
рву», «Удочка».
Игры с метанием и ловлей: «Гонка мячей в колоннах», «Кто дальше бросит», «Снайперы», «Охотники и утки».
V.1. Тематический план.
Тематический план 1 класс
Раздел программы | І четверть Количество часов | ІІ четверть Количество часов | ІІІ четверть Количество часов | ІV четверть Количество часов | Год Количество часов |
Гимнастика | 8 | 8 | 11 | 6 | 33 |
Подвижные игры | 5 | 6 | 5 | 6 | 22 |
Легкая атлетика | 10 | 10 | 20 | ||
Лыжи | 9 | 12 | 21 | ||
Итого: | 23 | 23 | 28 | 22 | 96 |
Тематический план 2 класс
Раздел программы | І четверть Количество часов | ІІ четверть Количество часов | ІІІ четверть Количество часов | ІV четверть Количество часов | Год Количество часов |
Гимнастика | 8 | 10 | 8 | 8 | 34 |
Подвижные игры | 6 | 6 | 6 | 5 | 23 |
Легкая атлетика | 10 | 9 | 19 | ||
Лыжи | 8 | 14 | 22 | ||
Итого: | 24 | 24 | 28 | 22 | 98 |
V.2. Содержание программы
Содержание программы 1 класс
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика лыжная подготовка, подвижные игры.
Виды деятельности учащихся
«Гимнастика»
- Строевые упражнения
- Упражнения для мышц шеи.
- Упражнения для укрепления мышц спины и живота..
- Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса.
- Упражнения для мышц ног.
- Упражнения на дыхание.
- Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.
- Упражнения для формирования правильной осанки
- Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп
- Упражнения для укрепления туловища.
Упражнения с предметами
- С гимнастическими палками.
- С флажками.
- С обручами.
- С мячами.
- С большими мячами.
- Лазанье и перелезание
- Упражнения на равновесие.
- Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений
Лёгкая атлетика
- Ходьба и ее разновидности.
- Бег в различном темпе
- Прыжки
- Метание.
Лыжная подготовка
- Построение с лыжами
- Передвижение на лыжах друг за другом
Подвижные игры
- Коррекционные игры
- Игры с элементами общеразвивающих упражнений
- Игры с бегом и прыжками
- Игры с бросанием, ловлей, метанием
Содержание программы 2 класс
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика лыжная подготовка, подвижные игры.
Виды деятельности учащихся
«Гимнастика»
- Построения и перестроения
- Упражнения без предметов
- Упражнения на дыхание
- Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Круговые движения кистями.
- Упражнения на расслабление мышц.
- Упражнения для формирования правильной осанки
- Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп.
- Упражнения для укрепления мышц туловища (разгрузка позвоночника
- Подтягивание со скольжением по наклонной гимнастической скамейке
Упражнения с предметами
- С гимнастическими палками.
- С флажкам
- С малыми обручами.
- С малыми мячами
- Лазанье и перелезание
- Ползание на четвереньках
- Упражнения на равновесие.
- Переноска грузов и передача предметов.
- Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений..
- Лёгкая атлетика
- Ходьба с изменением направлений по ориентирам
- Быстрый бег на скорость
- Медленный бег до 1,5 мин.
- Чередование бега и ходьбы
- Прыжки.
Лыжная подготовка
- Построение с лыжами.
- Передвижение на лыжах друг за другом по лыжне
- Поворот вокруг носков лыж.
- Передвижение на лыжах 300—800 м за урок.
Подвижные игры
- Коррекционные игры.
- Игры с элементами развивающих упражнений
- Игры с бегом
- Игры с прыжками
- Игры с метанием и ловлей
VII. Контрольно – измерительные материалы.
1. В сентябре проводиться стартовый мониторинг с целью определения уровня физического развития учащихся и готовности к освоению программного материала. 2. В феврале промежуточный для первого класса мониторинг с целью коррекции развития двигательных умений и навыков ,а так же анализ динамики физического развития учащихся. 3. В мае итоговый мониторинг с целью определения уровня физического развития учащихся и корректировки учебного материала на следующий учебный год. При сдаче нормативов каждый учащийся оценивается дифференцированно и индивидуально.
Виды испытаний: бег – 30 м., прыжок в длину с места, поднимание туловища за 30сек , челночный бег 3х10 м., упражнения на гибкость (наклоны туловища вперед из положения сидя .
VIII. Материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Место проведения:
- Спортивная площадка;
- Класс (для теоретических занятий);
- Спортивный зал.
Инвентарь: волейбольные мячи, волейбольные стойки, фишки, скакалки, теннисные мячи, малые мячи, футбольные мячи, баскетбольные мячи, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, лыжи, палочки лыжные щиты с кольцами, секундомер, гимнастические маты, обручи.
Техническое оснащение:
Аудиомагнитофон, интерактивная доска, наглядные пособия.
Учебно-методическое обеспечение
- Учебная литература
Учебник: Лях В.И. «Мой друг – физкультура» Просвещение 2013г.
- Научно - методическая литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы программ: Белов В.Н., Кувшинов В.С., Мозговой В.М. под ред. И.М. Бгажноковой., 2013 г.
2. Примерная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы 1-4, классы. Авторы-состовители: Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. «Дрофа», 2005 г
3. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией Мозгового В.М. «Дрофа», 2009.
4. Настольная книга учителя физической культуры (2003 г.) В книге даны полные сведения необходимые учителю, программные и нормативные документы, материалы по обновлению содержания образования, по проведению итоговой аттестации, спортивно- оздоровительные мероприятия, рекомендации по организации занятий с учащимися специальной медицинской группы, образцы оформления документации по технике безопасности
5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 2007
6. Психологические вопросы коррекционной работы в коррекционной школе. / Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 2011.
- Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 2003.
- Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников [Текст] / Н.Ф. Дик. – М.: Феникс, 2008. – 311 с.
- Дмитриев А.А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида / А.А. Дмитриев, С.И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - С. 30 - 44.
- Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Здоровье и образование [Электронный ресурс]: www.valeo.edu.ru
Литература для учащихся
- Сиканова Н.С. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей [Текст] / Н. С. Сиканова, Л. М. Тарасенко // Коррекционная педагогика. – 2010. - №5.- С. 82 - 86.
- Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1970.- С. 32.
- Журнал физическая культура в школе. 2012 – 2013год.
Приложение
Мониторинг физического развития учащихся
Мониторинг физического развития учащихся проводится три раза в год: сентябрь — вступительное тестирование, февраль –промежуточное тестирование, май — итоговое тестирование. По своей направленности мониторинг выявляется оценкой уровня развития физических качеств у детей. Для оценки физических качеств ребенка я использую определенный набор упражнений. В то же время высоких требований к технике выполнения упражнений не предъявляю. Главное при оценивании учащегося то, что ребенок освоил двигательное действие или упражнение и может выполнить его без затруднения.
Цель: Проследить уровень физической подготовленности ребёнка, выявить причины отставания или опережения в усвоении программного материала.
Задачи:
- оценка индивидуальных возможностей ребенка;
- подбор средств и методов для проведения уроков по физической культуре;
- обучение учащихся правильной технике выполнения упражнений;
Все упражнения, включенные для оценки физических качеств ребенка, выполняются без специального снаряжения, в условиях обычного школьного спортивного зала или стадиона. Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества, которые оценивают быстроту (бег на 30 м.), силу (поднимание туловища), скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места), гибкость (сгибание туловища, сидя на полу), координацию (челночный бег).
Перечень тестов
1. Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвует один человек. По команде “На старт!” участник подходит к линии старта и занимает исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняется вперёд и по команде “Марш!” бежит к линии финиша по дорожке. Скорость бега должна быть максимально быстрой. Фиксируется лучший результат.
Определение уровня:
Повышенный – учащийся выполнил бег по сигналу. Всю дистанцию бежал с высокой скоростью. Линию финиша пересек на максимальной скорости, правильно сочетал работу рук и ног.(3 балла)
Базовый – учащийся выполнил бег по сигналу. Всю дистанцию бежал с одной скоростью. При беге не было синхронности при работе рук и ног.(2 балла)
Пониженный – учащийся не выполнил бег по сигналу. На дистанции с бега переходил на ходьбу, останавливался во время бега. При беге не было синхронности работы рук и ног.(1 балл)
2. Тест на определение силовых способностей:
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Цель: определить силу в поднимании туловища из положения лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, держа руки за головой.
Методика: по команде “Начинай!” производят поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой. Один участник выполняет, другой держит его стопы, прижав их к полу.
Поднимание происходит по времени. Учащийся должен выполнять упражнение в течение 30 сек. Поднимание и опускание туловища должно производиться полностью.
Определение уровня:
Повышенный – учащийся правильно держал руки при выполнении упражнения, ноги согнуты в коленях, поднимал и опускал туловище до нужного положения .Упражнение выполнял без остановки. (3 балла)
Базовый – учащийся держал руки за головой, но иногда при выполнении руками старался помочь себе, ноги согнуты в коленях, поднимал и опускал туловище до нужного положения. Упражнение выполнял с остановками (2 балла).
Пониженный – учащийся держал руки не правильно, помогал себе руками подняться, ноги держал прямыми, поднимал и опускал туловище не полностью .Упражнение выполнял с остановками (1 балл).
3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Этот тест позволяет оценить динамическую силу мышц ног. Тест может проводиться как в зале, так и на стадионе. В зале необходимо использовать толстые маты, на стадионе – яму с песком. Прыжок производится после разминки, из положения стоя обеими ногами на линии старта, с махом руками. Ученик может произвольно делать предстартовые движения руками и корпусом, но не имеет права отрывать ноги от линии старта до момента прыжка. Дальность прыжка измеряется с помощью сантиметровой ленты от линии старта до точки приземления, за которую принимается наиболее близкая к линии старта точка соприкосновения любой части тела ученика с землей (при правильной технике прыжка это обычно бывает пятка). Измеряется длина прыжка в сантиметрах.
Определение уровня:
Повышенный – учащийся правильно выполняет замахи перед прыжком, ноги стоят на линии старта. Прыжок производит вперед вверх, приземляется четко на две ноги , после приземления сразу отходит вперед (3 балла).
Базовый – учащийся правильно стоит на линии старта. Прыжок производит вперед вверх, приземляется на две ноги (2 балла).
Пониженный - учащийся выполняет прыжок не от линии старта. Прыжок производит без замахов руками, приземляется на одну ногу, после приземления не может устоять на месте - падает, отходит назад (1 балл).
4. Тест на определение гибкости:
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Цель: Определить гибкость, сидя на полу.
Методика: сгибание туловища из положения сидя на полу дает представление о гибкости позвоночника. Тест проводится в любом помещении. Ребенок должен сесть на пол и вытянуть ноги вперед, после чего по команде он должен наклониться к своим ногам, максимально выдвигая вперед руки. Когда максимальный наклон достигнут, его необходимо зафиксировать и удержать 2–3 секунды – только в этом случае получается объективный результат. Измеряется расстояние по горизонтали между средними пальцами рук и носками ног (в см). Положение стоп должно быть вертикальным. Если при максимальном наклоне туловища вперед пальцы руки не доходят до линии носков ног, то фиксируется результат со знаком «–», если пальцы руки заходят за линию носков ног – то результат со знаком «+».
Определение уровня:
Повышенный – учащийся выполняет тест с четко выпрямленными ногами, при наклоне ноги остаются прямыми руки выдвигает максимально вперед .Фиксирует удержание тела в наклонном положении (3 балла).
Базовый – учащийся выполняет тест с выпрямленными или слегка согнутыми ногами, при наклоне ноги слегка согнуты руки выдвинуты вперед .Фиксирует удержание тела в наклонном положении (2 балла).
Пониженный – учащийся выполняет тест с согнутыми ногами, при наклоне ноги остаются согнутыми, руки не выдвигает вперед. Не фиксирует удержание тела в наклонном положении (1 балл).
5. Тест на определение координационных способностей:
Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3х10 м.
Методика: Челночный бег 3 х 10 м позволяет оценить двигательное качество ловкости. Тест проводится в спортивном зале или на беговой дорожке. На расстоянии 10 м друг от друга устанавливаются какие-либо предметы, хорошо заметные, или чертятся яркие линии. Задание состоит в том, чтобы, стартовав по команде, ребенок пробежал трижды расстояние от одного предмета до другого, огибая его по траектории цифры «8». При оценке ловкости (координационных способностей) учитывается общее время бега.
Определение уровня:
Повышенный – учащийся начал движение по команде, разворот выполнял на передней части стопы, не забегал за линию или фишку при развороте. Выполнил максимальное ускорение в конечной фазе упражнения (3 балла).
Базовый – учащийся начал движение по команде, выполнял разворот, но забегал за линию или фишки. Всю дистанцию пробежал в одном темпе (2 балла).
Пониженный – учащийся без команды выполнял движения, не добегал или перебегал за линию или фишку, останавливался во время выполнения (1 балл).
При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:
- ровная площадка и рулетка для выявления скоростно-силовых качеств;
- гимнастический мат для выявления силовых качеств ,гибкости ;
- беговая дорожка и секундомер для выявления координации , скорости.
Всё оборудование имеется в нашем учреждении, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности детей школьного возраста.
При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.
Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.
Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводит один и тот же педагог: учитель физкультуры.
Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.
Определение общей физической подготовленности класса:
Повышенный – 13 – 18 баллов
Базовый – 7 – 12 баллов
Пониженный – 6 и меньше баллов
Во время тестирования важно учитывать:
- индивидуальные возможности ребёнка;
- особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.
Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (таблица 1). В протокол записываются результаты всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также обработанные результаты записываются в оценочную карту физической подготовленности класса (таблица 2).
Работая по данной системе, достигаются следующие результаты:
- по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка .
- определяеться количество детей с базовым и высоким уровнем физической подготовленности.
- тесты позволят выявить уровень развития движений и физических качеств у детей, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
- определить способности и возможности каждого ребёнка .
- тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочие программы по физической культуре для 3-4 кл. 2020-2021 уч год
Рабочие программы по предмету физическая культура для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 3 класса 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Физическая культура 1-4 классы», под ред. В.И. Ляха, УМК «Школа России». В программе ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 3 класса 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по родному (русскому языку) для 3 класса на 2020-2021 учебный год, УМК «Школа России», разработана на основе требований ФГОС НОО. В программе представлены календарно-те...
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Зако...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....