Программа дополнительного образования в начальной школе "Арт-терапия"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Манзырева Елена Сергеевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

Кружка «Арттерапия и нетрадиционные техники рисования»

«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnaya_kistochka_art-terapiya.docx102.21 КБ

Предварительный просмотр:

Средства  обученияи воспитания(инфраструктурный лист)для реализации общеразвивающих программ*

Оборудование

Наименование

Техническиеха-рактеристики

Краткое описание   применения

Количество

1

Интерактивная панель 75

Размер экрана по диагонали: не менее 1880 мм;

Разрешение экрана при работе без вычислительного блока: не менее 3840х2160 пикселей;

Встроенные акустические системы: наличие;

Количество одновременно распознаваемых касаний сенсорным экраном: не менее 20 касаний;

Высота срабатывания сенсора экрана: не более 3 мм от поверхности экрана;

Время отклика сенсора касания (интервал времени между обновлениями данных о текущих координатах объектов касания): не более 10 мс;

Функция распознавания объектов касания (палец или безбатарейный стилус): наличие;

Количество поддерживаемых безбатарейных стилусов одновременно: не менее 2 шт.;

Функция подключения к сети Ethernet проводным и беспроводным способом (Wi-Fi): наличие;

Объем оперативной памяти интерактивной панели: от 4 Гбайт; Объем накопителя интерактивной панели: от 32 Гбайт; Количество встроенных портов Ethernet 100/1000: от 1; Наличие свободных портов USB 3.0: от 3;

Наличие как минимум 1-го порта USB Type C с функцией передачи цифрового видеосигнала;

Наличие средства биометрической идентификации для исключения несанкционированного доступа;

Возможность использования ладони в качестве инструмента стирания либо игнорирования касаний экрана ладонью: наличие; Интегрированный датчик освещенности для автоматической коррекции яркости подсветки: наличие;

Все доступные порты ввода и вывода цифрового видеосигнала должны поддерживать максимальную величину разрешения и частоты экрана;

Интегрированные функции трансляции экрана или его части на подключенные устройства учеников, в том числе дистанционным способом, с возможностью последующего сохранения и редактирования стенограммы урока: наличие;

Встроенная индукционная и акустическая система: наличие; Наличие вычислительного блока, устанавливаемого в специализированный слот на корпусе интерактивного комплекса, позволяющий выполнять снятие и установку блока, не разбирая интерактивный комплекс: требуется;

Наличие разъема для подключения вычислительного блока -1 шт должен иметь, как минимум, контакты электропитания вычислительного блока от встроенного блока питания интерактивного комплекса, контакты для подключения цифрового видеосигнала и USB для подключения сенсора касания; Разрешение на выходе видеоадаптера вычислительного блока при работе с интерактивным комплексом: не менее 3840х2160 пикселей при 60 Гц;

Количество ядер процессора вычислительного блока: не менее 4 шт.;

Количество потоков процессора вычислительного блока: не менее 4 шт.;

Базовая тактовая частота процессора вычислительного блока: от 1 ГГц;

Максимальная тактовая частота процессора вычислительного блока: от 2,5 ГГц,

Кэш-память процессора вычислительного блока: не менее 6 Мбайт.

Объем оперативной памяти вычислительного блока: не менее 8 Гбайт;

Объем накопителя вычислительного блока: не менее 240 Гбайт; Наличие у вычислительного блока беспроводного модуля Wi-Fi; Максимальный уровень шума при работе вычислительного блока: не более 30 дБА;

Наличие мобильного металлического крепления, обеспечивающего возможность напольной установки интерактивного комплекса с возможностью регулировки по высоте в фиксированные положения.                        

  с большим количеством одновременных касаний, с высококачественным экраном и набором инструментов для создания и проведения занятий

1

2

Ноутбук

Форм-фактор: ноутбук;

Жесткая, неотключаемая клавиатура: наличие; Русская раскладка клавиатуры: наличие; Диагональ экрана: не менее 15,6 дюймов; Разрешение экрана: не менее 1920х1080 пикселей; Количество ядер процессора: не менее 4; Количество потоков: не менее 8;

Базовая тактовая частота процессора: не менее 1 ГГц; Максимальная тактовая частота процессора: не менее 2,5 ГГц; Кэш-память процессора: не менее 6 Мбайт;

Объем установленной оперативной памяти: не менее 8 Гбайт; Объем поддерживаемой оперативной памяти (для возможности расширения): не менее 24 Гбайт;

Объем накопителя SSD: не менее 240 Гбайт;

Время автономной работы от батареи: не менее 6 часов;

Вес ноутбука с установленным аккумулятором: не более 1,8 кг; Внешний интерфейс USB стандарта не ниже 3.0: не менее трех свободных;

Внешний интерфейс LAN (использование переходников не предусмотрено): наличие;

Наличие модулей и интерфейсов (использование переходников не предусмотрено): VGA, HDMI;

Беспроводная связь Wi-Fi: наличие с поддержкой стандарта IEEE 802.11n или современнее;

Web-камера: наличие;

Манипулятор "мышь": наличие;

Предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений: наличие.

-  Исполтьзо-вание ресурсов сети  Интернет -- Создание  мультимедийных презинтаций, проектов,

-  средство автоматизации процессов контроля,

- видео-конференции, видео-лекции

- сетевое взаимодействие

1

Учебная мебель

1

Стол ученический одноместный регулируемый по высоте и углу наклона столешницы

Столешница выполнена из ЛДСП толщиной не менее 25 мм торцы столешницы облицованы противоударной кромкой ПВХ, толщиной не менее 2 мм

углы столешницы закруглены

Размер столешницы не менее 600х500 мм Ростовая группа 5-7

Регулировка высоты в диапазоне не менее 700 - 820 мм, шаг не менее 30 мм, регулировка угла наклона не менее 12 градусов, не менее 6 положений

Использование столов для рисования позволяют наполнить учебный процесс яркими эмоциями, сплоченностью преподавателя и учеников.

8

2

Стул ученический поворотный

Сиденье и спинка стула выполнены из монолитного пластика Форма спинки с поясничной поддержкой

Поверхность стула текстурированная, нескользящая

Имеется отверстие в спинке для перемещения стула, овальной формы с размерами не менее 60х100 мм

Основание стула выполнено в виде крестовины, изготовленной из металла и оснащена заглушками цилиндрической формы, диаметром не менее 35 мм

Для удобства перемещения стула в комплекте ролики для установки вместо заглушек

Механизм регулировки высоты - металлический рычаг и хромированный газлифт

Габаритные размеры сиденья не менее 430х430 мм Высота сиденья: минимальное значение не менее 390,

максимальное значение не менее 490 мм. (не менее 420 мм и 520 мм на роликах соответственно)

Ширина верхней части спинки не менее 430 мм.

Согласно требованиям САНПИНа

15

3

Выставочные шкафы

Назначение: для обеспечения хранения учебных и демонстрационных пособий

Конструкцией шкафа предусмотрены две секции: верхняя открытая

Имеет минимум 2 полки на полкодержателях; нижняя закрытая, имеет полку на полкодержателях

Шкаф изготовлен из ЛДСП по ГОСТ 10632-2014 с классом эмиссии формальдегида Е1, толщиной не менее 16 мм Шкаф снабжен регулируемыми опорами, позволяющими компенсировать неровности пола

Габаритные размеры не менее (ШхГхВ) 800х450х2000 мм.

-Демонстрация выстовочного материала,

-хранений методических  и учебных пособий;

-размещение различных поделок, творческих шедевров, достижений.

3

Расходныематериалы

1

Гуашь

Количество цветов: не менее 12 Фасовка: пластиковые баночки Объем баночки: не менее 15 мл

Для рисования

2

Акварель

Количество цветов: не менее 12

Фасовка: коробка с кюветами для воды и кистью.

Для рисования

3

Палитра

Материал палитры: пластмасса Форма: овальная

Отверстия для держания в руке при смешивании красок: наличие

Для рисования

4

Бумага акварельная по 15 л

Папка для рисования акварелью. Формат бумаги: А3

Количество листов в наборе: не менее 15 Плотность бумаги: не менее 200 г/кв.м

Для рисования

5

Кисти белка

Количество: не менее 5 штук

Защитный пластиковый колпачок: наличие Гуммированный волосяной пучок: наличие

Для рисования

6

Карандаши простые ТМ

Количество в комплекте: не менее 5 шт.

Для рисования

7

Ластики

Материал: каучук

Для рисования

8

Акварельные карандаши (в наборе 18 цветов)

Количество в наборе: не менее 18 цветов

Для рисования

9

Фломастеры

Перманентные

Количество цветов в наборе - не менее 4 шт.

Для рисования

10

Линеры разной толщины

Количество в наборе: Не менее 3 штук Толщина линии: не менее 0,30, 0,40 и 0,50 мм

 Для рисования дает тонкие, насыщенные линии.

11

Пастель масляная или сухая (наборы разных цветов)

Пастель художественная

Количество цветов в наборе: не менее 12

Для рисования

12

Бумага для пастели различных цветов (папка с листами разных цветов)

Формат: А4

Количество листов в уп: не менее 20 листов.

Для рисования

13

Мольберты

Складной мольберт с двумя рабочими поверхностями, расположенными с наклоном

Полка для инструментов и материалов: наличие Основа панелей: стальной эмалированный лист

1. Инструмент для творчества, на котором размещается работа: холст, планшет с бумагой, непосредственно бумага, любой расписываемый плоский объект. 2. Подставка для демонстрации чего-либо плоского, для вертикального размещения экспонируемых материалов: картин, постеров, меню, объявлений.

15

14

Планшеты

Материал: фанера

Размер: не менее 40х30 см.

1.Рисунок будет в целости и сохранности, пока вы его с планшета не срежете

2.Во избежании деформации листа (от соприкосновения с водорастворимыми красками бумагу "ведет", а на планшете такого не произойдет)

3.Планшет необходим для практических занятий, пленэровзарисовок и пр.

4. Планшет используется для создания рабочего пространства на мольберте-лира и треноге.

5. Также удобно просматривать работу на планшете и переносить ее.

15

15

Доска магнитно-маркерная

Назначение: для письма маркером

Доска изготовлена на основе стального листа толщиной не менее 0,5 мм

Поверхность: гладкая

Подложка ДВП толщиной не менее 7 мм Толщина доски не менее 7,5 мм Алюминиевый лоток: в наличие Обрамление из алюминиевого профиля

Возможность использования магнитов: наличие

Габаритные размеры: ширина не менее 1500 мм, высота не менее 1000 мм

-Для визуализации

-Для заметок

-Для обучения

-Для объявлений

-Для письма

-Для планирования

-Для презентаций

-Для рисования

1

16

Бумага А4

Формат листов: А4

Количество листов в пачке: не менее 500 шт

5

17

Стенды

Материал рабочей поверхности - пробка Габаритный размер не менее 120х100 см

для размещения регулярно обновляемой информации при помощи кнопок-гвоздиков

3

*всоответствииспримернымперечнемсредствобученияивоспитания,утвержден-ныхраспоряжениемМинистерствомпросвещенияРоссийскойФедерацииот14.01.2021 № Р-12

Директоробразовательнойорганизации«        »

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 «Волшебная кисточка»

(Арттерапия и нетрадиционные техники рисования)

Структура

1.

Титульный лист:

1.1.

Образовательная

организация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1»

1.2.

Название

программы

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

«Волшебная кисточка»

(Арттерапия и нетрадиционные техники рисования)

1.3.

Срок реализации

1 год

1.4.

ФИО автора, должность

Манзырева Елена Сергеевна, учитель начальных классов

1.5.

Территория,год

с.Сосново-Озёрское, 2020г

2.

Пояснительная записка:

2.1.

Тип программы

Дополнительная

2.2.

Направленность

Художественно-эстетическое

2.3.

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.Кроме этого, программа выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение детей данному виду изобразительного и  декоративно – прикладного творчества.

                              

2.4.

Цель

Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного и  декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

2.5.

Задачи

Воспитательные:

- привитие интереса к художественному творчеству;

-воспитание эстетического отношения  к действительности;

- развитие трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного отношения к себе, окружающему миру;

-воспитание коммуникативной культуры.

Обучающие:

-углубление и расширение знаний  в области изобразительного искусства;

-формирование знаний по основам композиции, цветоведения, лепки;

Развивающие:

- ослабление или устранение имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций,  импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;

- формирование положительной самооценки;

- реализация творческого потенциала;

- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

2.6.

Отличительныеособенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное, театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни, создавая индивидуальные шедевры, выставки, проекты и т.д.

Адресат программы:  Дети, проявляющие склонность к изобразительному искусству. В целях профилактической работы и отвлечения от негативного влияния улицы, а также создания условий для физического и психического благополучия программа направлена на детей из группы риска, ОВЗ, ТЖС, СОП.

 Количество учащихся в группе -12, конкурсный отбор не предусмотрен.  Набор в группы происходит с 26 мая по 31 августа при наличии согласия на обработку персональных данных несовершеннолетнего обучающегося, заявления от родителей и медицинской справки. Добор при наличии вакантных мест.

2.7.

Возрастдетей

8-10 лет

2.8.

Продолжительностьзанятий

1 час

2.9.

Формы занятий

Групповая, индивидуальная.

2.10.

Режим занятий

Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

2.11.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

 - следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками

 - проявлять такие ценные качества, как отзывчивость, взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение; - добиваться успеха в творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

 1) регулятивные: смогут - определять и формулировать цель практической деятельности; - презентовать полученные знания; - оценивать свою работу и работу товарища;

2) познавательные: смогут - добывать новые знания, работая с литературой; - перерабатывать полученную информацию в последовательность изготовления изделия;

3) коммуникативные: смогут - оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста); - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

Предметные результаты:

Учащиеся будут знать: 4

 основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

 правила безопасной работы с ножницами;

 правила работы с нетрадиционным материалом (зубная щётка, губка, зубочистки и т.д.) будут уметь:

 Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

 Выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию.

 Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.  Делать наброски с натуры и по наблюдению.

 Пользоваться художественными и нетрадиционными материалами и инструментами.

 Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты.

 Свободно вести беседу во время дистанционно - творческого задания.

2.12.

Способы определения результативности

Главным результатом реализации программы является создание каждым учащимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы, например, диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного развития личности. Так же проводится педагогическое наблюдение, проектная деятельность. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня,  начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

        Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект.

2.13.

Формы контроля

     Мониторинг образовательных результатов по программе осуществляется 3 раза в год: стартовая диагностика (начало октября), текущая диагностика (по изучение тем), промежуточная диагностика (конец декабря), итоговая диагностика (конец мая). Текущая диагностика проводится в течение учебного года по темам программы, не предполагает фиксацию результатов в итоговых диагностических картах, проходит в виде опроса, самооценки, рефлексии, решения конструктивных и иных задач по изучение раздела, темы.            Формы проведения диагностики:  тестирование, наблюдение, беседа с учащимися и их родителями, открытое занятие, викторины, выставки, конкурсные выступления и др. Для прослеживания индивидуального развития каждого воспитанника ребенок совместно с педагогом и родителями начинает заполнять «Портфолио», где фиксирует свои успехи.

3.

Учебно-тематический  план:

3.1.

Перечень разделов, тем

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Рисование предметами окружающего мира        

Правополушарное рисование

Монотипия

Пластилинография

Декоративное рисование

Монотипия

Рисование акварелью по мокрому листу

Техника «Набрызг»

Техника «Гратаж»

Техника «Ниткография»

Техника «Марание»

Рисование манкой

Техника «Тинга-тинга»

Рисованиечаем        

Рисованиемандал

3.2.

Кол-вочасовпотемам

(теория,практика,

всего)

72

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1»

«ПРИНЯТО»

на заседании МО учителей

начальной школы

Протокол № 1

от  «__» ______ 2021 г

Председатель МО

________ Сандитова Т.Б.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Степанова М.Г.

____________ ___

«___» _______ 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

Кружка «Арттерапия и нетрадиционные техники рисования»

«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

на 2021-2022  учебный год

Всего часов по программе 34, часов в неделю   1.

Срок реализации: 1 год

Автор: Манзырева Е.С.

с.Сосново-Озёрское, 2020г

Пояснительная записка

         «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арттерапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредством ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.

         Артметоды позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Методы арттерапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

         Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

 

Направленностьдополнительной образовательной программы

       Дополнительная образовательная программа «Арттерапия» имеет художественно-эстетическую направленность.

Кружковые занятия по обучению рисованию направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы. Развитие  художественного восприятия  и  практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Программа рассчитана на  обучающихся первой ступени образования, т.е. на младший школьный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы духовной и коммуникативной культуры. В процессе работы учащиеся творчески самовыражаются, развивают свои художественные способности в целом, повышают свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

     Внеурочная  – это особое воспитательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ребенка, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.

     Нестандартная  среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников. Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с детьми, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутриличностного состояния, которые позволят решить проблемы обучения и воспитания через внеурочную деятельность.

             В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированную работу с детьми.

 

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Знакомство детей из удаленной сельской местности с нетрадиционными техниками возможно с помощью дистанционных технологий.

       Кроме этого, программа выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение детей данному виду изобразительного и  декоративно – прикладного творчества.

                               

Педагогическая целесообразность программы

       В процессе освоения программы решаются вопросы образования, духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта.

   Для современных детей стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации стало недостаточным, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения. Важное условие развития ребёнка – не только оригинальное задание по рисованию, но и использование дистанционных технологий.

Отличительные особенности программы

        Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное, театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни, создавая индивидуальные шедевры, выставки, проекты и т.д.

Адресат программы: дети 8-10 лет,проявляющих склонность к изобразительному искусству.   В целях профилактической работы и отвлечения от негативного влияния улицы, а также создания условий для физического и психического благополучия программа направлена на детейиз группы риска, ОВЗ, ТЖС, СОП.

 Количество учащихся в группе -12, конкурсный отбор не предусмотрен.  Набор в группы происходит с 26 мая по 31 августа при наличии согласия на обработку персональных данных несовершеннолетнего обучающегося, заявления от родителей и медицинской справки. Добор при наличии вакантных мест.

Цель программы

Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного и  декоративно-прикладного искусства, развитие творческие способности детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы

Воспитательные:

- привитие интереса к художественному творчеству;

-воспитания эстетического отношения  к действительности;

- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного отношения к себе, окружающему миру;

-воспитание коммуникативной культуры.

Обучающие:

-углубление и расширение знаний  в области изобразительного искусства;

-формирование знаний по основам композиции, цветоведения, лепки;

Развивающие:

- ослабление или устранение имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций,  импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;

- формирование положительной самооценки;

- реализация творческого потенциала;

- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

Методы обучения – дистанционный, наглядный, словесный, практический, проблемно - познавательный, исследовательский. Занятия в разработанной программе носят творческий характер.

Формы  обучения

  1. Изотерапия — воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
  2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
  3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

Возраст учащихся

Данная программа предназначена для детей 8-10 лет.

 

Срок реализации программы

Содержание программы реализуется за один год обучения.

Общий объем реализации программы- 34 часа.

 

Режим занятий

Форма занятий– групповая, индивидуальная.

Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

Смогут

 - следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками

 - проявлять такие ценные качества, как отзывчивость, взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение; - добиваться успеха в творческой деятельности. Метапредметные результаты:

 1) регулятивные: смогут - определять и формулировать цель практической деятельности; - презентовать полученные знания; - оценивать свою работу и работу товарища;

2) познавательные: смогут - добывать новые знания, работая с литературой; - перерабатывать полученную информацию в последовательность изготовления изделия;

3) коммуникативные: смогут - оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста); - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; Предметные результаты:

Учащиеся будут знать: 4

 основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

 правила безопасной работы с ножницами;

 правила работы с нетрадиционным материалом (зубная щётка, губка, зубочистки и т.д.) будут уметь:

 Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

 Выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию.

 Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.  Делать наброски с натуры и по наблюдению.

 Пользоваться художественными и нетрадиционными материалами и инструментами.

 Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты.

 Свободно вести беседу во время дистанционно - творческого задания.

Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым учащимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.

Так же проводится педагогическое наблюдение, проектная деятельность. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня,  начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

        Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Оценочные материалы

Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.

Ф.И.О. ребёнка

Название работы

Техника исполнения

Аккуратность

Самостоятельность

Завершенность

                                        

В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:

—   определение задачи;                                                        

—   ее обсуждение;                                

—   воплощение в материале;

—   анализ работы.

Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.

В конце курса заполняется диагностическая карта результатов каждого учащегося.

Фамилия, имя обучаемого

Оценка

 Организация рабочего места

 Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии.

Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу.

Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи.

Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале.

 Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания. Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив.

 Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

 Умение работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной.

Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией.

 Умение передавать характер движения фигур человека и животных.

Свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах.

 Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций.

Проявление творчества и фантазии в создании работ.

Стремление к совершенству и законченности в работе

Выводы(сформированность навыков)

 

 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
       1.
Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся:

  • в классе;
  • в школе;
  •  публикации в СМИ;
  • сетевое взаимодействие;
  • приглашение местных художников, художников  Бурятии;
  • посещение виртуальных выставок музеев разного уровня.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Аудитор.

Внеаудитор.

Характеристика деятельности учащихся

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

0

Знакомство с членами группы, правилами работы кружка, мерами безопасности

2

Рисование предметами окружающего мира

5

5

0

Использование в ходе рисования предметов, которые окружают нас в повседневной жизни (губки, ватные палочки, листья и др.)

3

Правополушарное рисование

6

6

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

4

Монотипия

2

2

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

5

Пластилинография

2

2

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

6

Декоративное рисование

3

3

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

7

Монотипия

2

2

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

8

Рисование акварелью по мокрому листу

3

3

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

9

Техника «Набрызг»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

10

Техника «Гратаж»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

11

Техника «Ниткография»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

12

Техника «Марание»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

13

Рисование манкой

1

1

0

Выполнение работ с использованием манки, как художественного средства

14

Техника «Тинга-тинга»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

15

Рисование чаем

1

1

0

Выполнение работ с использованием чая, как художественного средства

16

Рисование мандал

2

2

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

Итого: 34 часа

34

34

0

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

 «Арттерапия и нетрадиционные техники рисования»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с правилами группы, установление межличностных отношений.

Комбинированное занятие

1

2

Рисование осенними листьями

«Корзина с листьями»

Практическое занятие

1

3

Рисование мятой бумагой «Поле маков»

Практическое занятие

1

4

Рисование по мокрому листу акварелью «Утро»

Практическое занятие

1

5

Монотипия «Утренний пейзаж»

Практическое занятие

1

6

Монотипия «Бабочка» (с использованием гелиевой ручки»

Практическое занятие

1

7

Декоративное рисование «Натюрморт»

Практическое занятие

1

8

Техника набрызг. Рисование осенних листьев

Практическое занятие

1

9

Декоративное рисование «Букет ромашек»

Практическое занятие

1

10

Рисование предметами окружающего мира «Наварили мы компот»

Практическое занятие

1

11

Рисование по мокрому листу акварелью «Горы»

Практическое занятие

1

12

Гратаж «Корзина»

Практическое занятие

1

13

Декоративное рисование «Зимний пейзаж»

Практическое занятие

1

15

Ниткография «Волшебная игра ниток»

Практическое занятие

1

15

Техника марания «Веселые кляксы»

Практическое занятие

1

16

Рисование предметами окружающего мира «Зима» (с использованием ламинированной карточки»

Практическое занятие

1

17

Рисование манкой «Березки в снегу»

Практическое занятие

1

18

Рисование по мокрому листу акварелью «Пейзаж»

Практическое занятие

1

19

Гратаж «Подводный мир»

Практическое занятие

1

20

Правополушарное рисование «Вечер в саванне»

Практическое занятие

1

21

Правополушарное рисование «Океан»

Практическое занятие

1

22

Правополушарное рисование «Цветущее дерево»

Практическое занятие

1

23

Правополушарное рисование «Маки»

Практическое занятие

1

24

Правополушарное рисование «У пруда»

Практическое занятие

25

Правополушарное рисование «Одуванчики»

Практическое занятие

1

26

Декоративное рисование «Портрет мамы»

Практическое занятие

1

27

Пластилинография «Виноградная гроздь»

Практическое занятие

1

28

Рисование предметами окружающего мира «Коровки на лугу»

Практическое занятие

1

29

Техника тингатинга «Тукан»

Практическое занятие

1

30

Рисование чаем «Сирень»

Практическое занятие

1

31

Пластилинография «Божья коровка»

Практическое занятие

1

32

Рисование предметами окружающего мира «Космос» (губки)

Практическое занятие

1

33-34

Рисование мандал

Практическое занятие

2

Методическое обеспечение программы

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

 В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики. Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения.

На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют композиции точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя техники декоративно-прикладного и изобразительного искусства, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы. Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.

Условия реализации программы

Психолого-педагогические:

  • создание творческой обстановки и благоприятного микроклимата в детском коллективе;
  • установление доброжелательного отношения между ребёнком, педагогом и коллективом;
  • создание условий, в которых ребёнок может осознанно следовать правилам;
  • включение ребёнка в создание правил, которым он должен следовать;
  • предоставление ребёнку возможности свободно выбирать в рамках принятых правил и нести ответственность за собственный выбор;
  • учёт индивидуальных различий и прирождённых способностей обучающихся и создание условий способствующих их развитию;
  • умение слушать и слышать ребёнка, давать ему возможность самостоятельно принимать решение, учитывать его мнение;
  • согласовать с ребёнком свои действия, чтобы он понимал, почему ему нужно делать-то или иное.

Для занятий необходим кабинет с достаточным уровнем естественного освещения. Оснащение кабинета необходимым методическим материалом: - разработанный учебно-методический комплект (планирование занятий, методические рекомендации); - технологические карты демонстрационные, раздаточные; - коллекция образцов, наглядно-методический материал; - библиотека литературы по видам изобразительного и декоративно - прикладного искусства; - демонстрационные работы.

Техническое оснащение кабинета:

Инструменты

Материалы

Оборудование

кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые;

палитра;

емкости для воды;

ножницы

предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии

бумага,

 простые,

цветные карандаши, стерательная резинка,

разный нетрадиционный материал: зубная щётка, губка, перчатки, трубочка из под коктейля

принтерная бумага

альбом для рисования;

бумага для рисования акварелью;

бумага для рисования гуашью;

цветные карандаши;

простые карандаши;

акварель художественная;

гуашь художественная;

цветная бумага

пищевые красители

Компьютер Мебель по количеству и росту детей;

Учебная доска

Интерактивная доска

Мольберт

Кадровые условия: педагог, владеющий необходимыми техниками декоративно - прикладного, изобразительного искусства, методикой обучения дополнительного образования детей.

Контрольно-оценочные средства

 Мониторинг образовательных результатов по программе осуществляется 3 раза в год: стартовая диагностика (начало октября), текущая диагностика (по изучение тем), промежуточная диагностика (конец декабря), итоговая диагностика (конец мая). Текущая диагностика проводится в течение учебного года по темам программы, не предполагает фиксацию результатов в итоговых диагностических картах, проходит в виде опроса, самооценки, рефлексии, решения конструктивных и иных задач по изучение раздела, темы. Формы проведения диагностики:  тестирование, наблюдение, беседа с учащимися и их родителями, открытое занятие, викторины, выставки, конкурсные выступления и др. Для прослеживания индивидуального развития каждого воспитанника ребенок совместно с педагогом и родителями начинает заполнять «Портфолио», где фиксирует свои успехи. Формы оценки результативности освоения программы


1. Литература для педагога

1.Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

 2. Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 2014

3. Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2014

 4. Копцева Т.А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 2015

5. Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т.С., Москва, Просвещение, 2016

  1. Литература для обучающегося:

1. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 2014

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2014

. 3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2014.

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2015

5. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2014

  1. Литература для родителей:

1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2014. - №18

2. Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998

 3. Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2015

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2014.

5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий ,2014.

Интернет ресурсы:

•        http://nsportal.ru

•        http://www.zavuch.ru

•        http://pedsovet.su



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Цель: программа предусматривает теоретические, практические задания с применением индивидуальной и групповой форм работы....

Программа дополнительного образования по начальной школе"ЛФК"

Программа для учителей физической культуры, которые ведут ЛФК....

Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе

      Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...

Программа дополнительного образования для начальной школы "Культура выпускного Бала"

      Выпускной вечер – праздник окончания начальной школы. Для учащихся 4-х классов, их родителей и педагогов – это школьный праздник, поэтому всем хочется виде...

Программа дополнительного образования "Баскетбол-начальный этап"

Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать соде...

Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"

Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1.  Распоряжение №1676-р Критерии оценк...

Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"

Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1.  Распоряжение №1676-р Критерии оценк...