АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦАМИ
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
В статье описан альтернативный вариант использования третьего урока физической культуры, как занятия танцами. Данный вид двигательной деятельности несет в себе огромный потенциал и направлен на развитие и адаптацию детей к физической нагрузке. Занятия танцами учитывают психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Способствуют оптимальному физическому развитию с учётом сохранения и укрепления здоровья.
Ключевые слова: Адаптация, танцы, физическая нагрузка, младшие школьники, дети, развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhnov_r.n._adaptatsiya.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рожнов Руслан Николаевич
Магистр ЛГУ им. А.С. Пушкина
Учитель физической культуры ГБОУ школы №500
Пушкинского района СПб
АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦАМИ
Аннотация работы.
В статье описан альтернативный вариант использования третьего урока физической культуры, как занятия танцами. Данный вид двигательной деятельности несет в себе огромный потенциал и направлен на развитие и адаптацию детей к физической нагрузке. Занятия танцами учитывают психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Способствуют оптимальному физическому развитию с учётом сохранения и укрепления здоровья.
Ключевые слова: Адаптация, танцы, физическая нагрузка, младшие школьники, дети, развитие.
Необходимость использовать на занятии физической культуры современные образовательные технологии обусловлена ухудшением здоровья детей и снижением интереса обучающихся к традиционным формам организации образовательного процесса. По данным министерства ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ за 2016 год 28.9% детей в возрасте от 0-14 лет относятся к первой группе здоровья, 56.2% ко второй, 12.6% к третьей, 0.7% к четвертой и 1.6% к пятой. Наиболее частые заболевания — это инфекционные заболевания, болезни органов дыхания и травмы, полученные в последствие воздействия внешней среды. Самые распространённые отклонения: нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. В связи с этим в первую очередь необходимо обратить внимание на адаптацию организма школьника к физическим нагрузкам и создать условия для самореализации личности ученика, по средствам использования танцевальных занятий в учебном плане.
Одной из приоритетных задач государства является укрепление здоровья своих граждан. Важнейшее место здесь занимает сохранение и укрепление здоровья, будущего поколения. С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.
Традиционные образовательные технологии не справляются с этой задачей так как риск получения травмы на уроке физической культуры высок. Базовые виды двигательной деятельности не вызывают должной мотивации у обучающихся. Уроки физического воспитания рассчитаны на абсолютно (или почти) здоровых и физически подготовленных детей.
Не правильное питание, повышенная учебная нагрузка и недостаточное финансирование школ усугубляет положение.
Актуальность проблемы адаптации организма детей к физическим нагрузкам определяется еще и тем, что нередко в практику физического воспитания детей переносятся принципы использования физических нагрузок, принятых у взрослых. Освоение естественных двигательных действий (бег, прыжки, лазание) вызывает затруднение. Цели школы в адаптации учащихся состоят: в создании благоприятных условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям; создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «школьная адаптация» (Н.П. Капустин).
При проведении урока физической культуры у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать не только уровень физической подготовленности, но и физиологические особенности этого возраста. Организм детей значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Для нервной системы у детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. Однако длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении. [1] Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
Важнейшим аспектом при работе с детьми младшего школьного возраста является использование музыкального сопровождения. Музыка повышает работоспособность и создает положительный настрой для комфортной учебно-познавательной деятельности на уроках. Когда человек слушает музыку, активируется часть мозга, называемая nucleus accumbens (центр удовольствия), которая вырабатывает дофамин — гормон радости. Дофамин способствует лучшему усвоению информации и усиливает эффективность процесса обучения.
Занятия танцами благотворно влияют на оптимизацию здоровья детей, в частности, на формирование опорно-двигательного аппарата. Способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы. Танцы способствуют физическому развитию: развивают силу, гибкость, координацию и выносливость. Занятия танцами оказывают содействие (формируют) в развитие эстетических качеств и музыкального слуха. Групповая форма обучения дает возможность самоактуализации и придает уверенность в межличностных взаимодействиях. Данный вид двигательной активности не требует инвентаря и специального оборудования. Занятия танцами можно проводить даже на улице в хорошую погоду. В настоящее время существует множество видов и танцевальных направлений, что способствует выраженному интересу со стороны детей. Занятия танцами имеют большую вариативность и не требуют от ребенка специальной физической или хореографической подготовки. Педагог может оперативно изменять интенсивность занятия и использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.
Благодаря танцу, используемому в качестве инструмента адаптации, наиболее эффективно распределяется физическая нагрузка на организм учащегося с учётом сохранения и укрепления его здоровья. Совокупность развития координационных действий и физических качеств наилучшим образом скажется на всестороннем развитии ребенка.
Список литературы:
- Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью.- Краснодар: КГИФК.-1991.-С.5-16.
- Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое исскуство в системе эстетического и нравственного воспитания. – М.: ВНМЦНТИКПР, 2009. – 93 с.
- Варламова, А. Я. Школьная адаптация / А. Я. Варламова ; ВГПУ, Институт проблем личностно ориентированного образования. — 2-е изд., перераб. и доп. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. — 204с. ISBN 5-85534-998-5
- М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков
- Шаропова Н.И. Детский танец. СПб: Планета музыки; Лань, 2011
- Школа танцев для детей. СПб: Ленинградское издательство, 2009
- Ритмика в школе третий урок физической культуры: учебно-методическое пособие / Ж. Е. Фирилева, А. И. Рябчиков, О. В. Загрядская. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 285 с : ил. – (Высшее образование).
ISBN 978-5-222-21475-6 - Высшее образование сегодня. Ежемесячный журнал. Рецензируемое издание ВАК России по психологии и педагогике. — М. : Логос .— 2007 .— №8. ISSN 1726-667X
- Высшее образование сегодня. Ежемесячный журнал. Рецензируемое издание ВАК России по психологии и педагогике. — М. : Логос .— 2011 .— №3. ISSN 1726-667X
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация младших школьников к школьной жизни после каникул
В школьной жизни ребенка есть периоды, в которых учиться сложнее: ребенок быстрее утомляется, у него снижается работоспособность. Первая неделя после зимних каникул и середина 3 четверти - именно таки...
игра как средство социальной адаптации младшего школьника
в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....
Условия социальной адаптации младших школьников.
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. Ка...
«Адаптация младшего школьника».
Родительске собрание....
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие адаптации в современных исследованияхАдаптация и дезадаптация ребенка к школеИгра как средства обученияКомпьютерные игры в игровой деятельности младших школьниковОбщая характ...
Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» (из опыта работы)
Доклад на МО воспитателей.Слава армии родной!»...
Создание условийдля адаптации младших школьников с ОВЗ средствами УМК «Перспективная начальная школа».
выступление на семинаре...