Спортивное ориентирование
рабочая программа по физкультуре (1 класс)
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации Города Томска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32
имени 19-й гвардейской стрелковой дивизии г. Томска
УТВЕРЖДЕНО на заседании МС протокол № ____ от __________ Заместитель директора по НМР _____________ Т.А. Тужикова | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 32 г. Томска _____________________ М.Н. Крюкова приказ от «_____» _____2020 № __ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
(Спортивно – оздоровительное направление)
1 кл
Количество часов в неделю: 2ч
Количество часов за год:
1кл – 66 ч
Общее количество часов за период обучения: 66 ч
Разработчик:
Павлова Н.С.,
учитель начальных классов
2020-2021 учебный год
г. Томск
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Спортивное
ориентирование» носит физкультурно- спортивную направленность.
На занятиях вырабатываются такие необходимые человеку качества, как организованность, самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях физических нагрузок.
Программа курса внеурочной деятельности «Спортивное ориентирование» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 № 1576)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации).
Цель данной программы - познакомить детей с видом спорта спортивное ориентирование, дать знания по топографии, развивать физические качества.
Этот вид спорта решает две главные задачи:
• вырабатывает навыки ориентации на незнакомой местности (иметь начальные знания по топографии, уметь читать карту, знать условные топографические знаки, пользоваться масштабом)
• в общении с природой укрепляет здоровье спортсменов, совершенствует их личностные качества.
Программа предназначена для учащихся 1 классов.
Срок реализации 1 год.
На реализацию курса отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Продолжительность занятий 40 минут. Для организации занятий используются групповые, парные и индивидуальные формы работы.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Личностные
У первоклассника будет сформирована:
- Установка на здоровый образ жизни;
Первоклассник получит возможность для формирования:
- Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится
- принимать и сохранять учебную задачу;
Первоклассник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится
- применять знаково-символические средства, в том числе схемы при выполнении заданий;
Первоклассник получит возможность научиться
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится
- задавать вопросы
- использовать речь, для регуляции своего действия;
Первоклассник получит возможность научиться
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Первоклассник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
Первоклассник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Первоклассник научится:
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
Первоклассник получит возможность научиться:
- Делать выписки из прочитанных текстов;
Работа с текстом: оценка информации
Первоклассник научится:
- участвовать в учебном диалоге;
Первоклассник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
В соответствии с ФГОС НОО в рабочей программе «Спортивное ориентирование» планируется поэтапное достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Раздел 1. Введение (4 часа).
Ознакомление с видом спорта спортивное ориентирование. История развития спортивного ориентирования в РТ. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России. Подготовка спортсмена –ориентировщика.
Раздел 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях (4часа).
Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Одежда и обувь спортсмена.
Раздел 3. Общая физическая подготовка (9 часов).
Способы ориентирования. Бег по направлению. Бег по азимуту.Эстафеты с преодолением препятствий. Подвижные игры с догонялками. Челночный бег 3*5 м, 3* 10 м. Изучение техники бега по прямой пересеченной местности. Равномерно ускоренный бег с высокого старта отрезками 100 - 120 м. Повторный бег 5 раз по 200 - 300м. Игры –«Дорожки»,»Змейка», «Пустое место».
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (9 часов).
Изучение техники бега по прямой пересеченной местности. Эстафеты с преодолением препятствий. Равномерно ускоренный бег с высокого старта отрезками 100 -120 м.
Повторный бег 5 раз по 200 - 300м. Прыжки через скакалку с 15-60 сек. Упражнения на развитие выносливости.
Раздел 5. Топографическая подготовка (11 часов).
Спортивная карта, цвета карты, масштаб карты. Типы спортивных карт. Карта с рельефом. Условные знаки. Работа с компасом на дистанции, движение по азимуту. Движение на местности с помощью карты и без нее. Нахождение условных знаков на карте. Легенда. Маркированная трасса.
Раздел 6. Основы туристической подготовки (5 часов).
Личное и групповое туристическое снаряжение. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре. Виды костров. Организация бивуаков, лагеря.
Раздел7.Лыжная подготовка(8 часов).
Лыжный инвентарь. Скреплению лыж, палок и их переноска. Экипировка спортсмена. Разные стили лыжных ходов. Овладение техникой прохождения спусков Линия старта участника. Основные задача электронной отметки. Игровое упражнение «Кто дальше проскользит?».
Раздел 8. Тактическая подготовка (7 часов.) Нанесение на карту центра тренировки (соревнований), старта, последнего КП и финишного КП. Планирование на карте беговых и технических этапов (коротких и длинных). Выбор пути движения между КП. Действия ориентировщика при потере ориентировки и при встрече соперником. Ориентирование в заданном направлении. Пробегание дистанции парами на обоих участников одна карта с преследованием и сотрудничеством.
Раздел 9. Техническая подготовка (7часов).
Держание карты. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Измерение расстояний на местности парами шагами. Нахождение КП по легендам. Снятие азимута. Определение точки стояния. Нахождение КП по азимуту.
Раздел 10. Участие в соревнованиях.(2часа)
Вид деятельности: туристско – краеведческая деятельность
Форма организации: кружок
- Тематическое планирование
1 класс
- Материально – техническое обеспечение
• Учебный кабинет
• Учебные карты
• Условные знаки спортивного ориентирования
• Топографические знаки
• Компасы
• Дидактический раздаточный материал - задачи с легендами, с азимутами, перфокарты, карты цветные и черные
Приложение КТП
1 класс (66 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Ознакомление с видом спорта спортивное ориентирование. | 1 | |
Из истории спортивного ориентирования. | 1 | |
Подготовка спортсмена –ориентировщика. | 1 | |
Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России. | 1 | |
Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. | 1 | |
Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. | 1 | |
Гигиена и оказание доврачебной помощи. | 1 | |
Одежда и обувь спортсмена. | 1 | |
Общая физическая подготовка. | 1 | |
Эстафеты с преодолением препятствий. | 1 | |
Челночный бег 3*5 м, 3* 10м. | 1 | |
Подвижные игры с догонялками. | 1 | |
Специальная физическая подготовка. | 1 | |
Эстафеты с преодолением препятствий.Игра-«Круговые пятнашки» | 1 | |
Прыжки через предметы на одной и двух ногах. | 1 | |
Прыжки через предметы на одной и двух ногах.Игра-«салки». | 1 | |
Прыжки через скакалку с 15 - 60 сек. | 1 | |
Соревнование по прыжкам через скакалку. | 1 | |
Бег на месте в быстром темпе. | 1 | |
Игра-«Зайцы в лесу | 1 | |
Бег на месте в быстром темпе.игра-«Горелки». | 1 | |
Эстафеты с элементами спортивного ориентирования. | 1 | |
Иигра–«Дорожки». | 1 | |
Игра –«Змейка», | 1 | |
Игра-«Пустое место». | 1 | |
Топографическая подготовка. | 1 | |
Топографическая карта,цвета карты, масштаб карты. | 1 | |
Топографическая карта,цвета карты, масштаб карты. Прочитай карту. | 1 | |
Типы спортивных карт. | 1 | |
Карта с рельефом. | 1 | |
Карта с рельефом. Условные знаки. | 1 | |
Работа с компасом на дистанции, движение по азимуту. | 1 | |
Движение на местности с помощью карты и без нее. | 1 | |
Нахождение условных знаков на карте. | 1 | |
Маркированная трасса. | 1 | |
Легенда. | 1 | |
Личное и групповое туристическое снаряжение. | 1 | |
Игра «Собири снаряжение» | 1 | |
Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре. | 1 | |
Виды костров. | 1 | |
Лыжный инвентарь. | 1 | |
Скреплению лыж, палок и их переноска. | 1 | |
Экипировка спортсмена. | 1 | |
Разные стили лыжных ходов. | 1 | |
Разные стили лыжных ходов. Скользящий шаг. | 1 | |
Разные стили лыжных ходов. Классические лыжные ходы. | 1 | |
Разные стили лыжных ходов. Попеременный двушажный ход. | 1 | |
Овладение техникой прохождения спусков. | 1 | |
Организация бивуаков, лагеря. | 1 | |
Нанесение на карту центра тренировки (соревнований), старта. | 1 | |
Нанесение на карту центра тренировки (соревнований), последнего КП. | 1 | |
Нанесение на карту центра тренировки (соревнований) ,финишного КП. | 1 | |
Планирование на карте беговых и технических этапов (коротких и длинных). | 1 | |
Выбор пути движения между КП. | 1 | |
Действия ориентировщика при потере ориентировки и при встрече соперником. | 1 | |
Ориентирование в заданном направлении. | 1 | |
Пробегание дистанции парами на обоих участников одна карта с преследованием и сотрудничеством. | 1 | |
Держание карты. Сопоставление карты с местностью. | 1 | |
Ориентирование вдоль линейных ориентиров. | 1 | |
Измерение расстояний на местности парами шагами. | 1 | |
Нахождение КП по легендам. | 1 | |
Снятие азимута. | 1 | |
Определение точки стояния. | 1 | |
Нахождение КП по азимуту. | 1 | |
Соревнование «Кубок парков».1этап. | 1 | |
Соревнование «Кубок парков».2этап. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентирование:Ориентирование на местности, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Ориентирование на местности"....
Спортивное ориентирование
Спортивное ориентирование...
Спортивное ориентирование, как вид спорта
Цель занятия: Дать представление о спортивном ориентировании, как виде спорта. Задачи занятия: ...
Спортивно ориентированные технологии
Спортивно ориентированные технологии...
Туризм и спортивное ориентирование
Методическая разработка к уроку по русскому языку в 3 классе на тему "Имя прилагательное"...
Цикл занятий по ориентированию в школе.Мини-ориентирование в спортивном зале.
На начальном этапе подготовки дети знакомятся с простейшими схемами местности. Одиним из немногих этапов подготовки является мини-соревнование в спортивном зале.Динамично, весело ...
Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода
Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....